Программа-план кружка "Юный краевед. Ветерок"
рабочая программа на тему
Наш край имеет свою историю, культурные традиции, памятные места. Изучение своей малой родины, подвигов и великих дел наших прославленных земляков всегда вызывает интерес и эмоциональный отклик у воспитанников. Учитывая то, что младшие школьники только начинают осознанно воспринимать материал и интересы у них в данном возрасте довольно разнообразны, в программу краеведческого кружка «Юный краевед. Ветерок»» мы включили 3 блока:
- историческое краеведение
- природно-географическое краеведение
- художественное краеведение
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_3.doc | 124.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа - план кружка
«Юный краевед. Ветерок»
для учащихся 3-х, 6-х классов.
Автор - составитель:
Шакамалова Гульнара Сулеймановна
Объяснительная записка
Наш край имеет свою историю, культурные традиции, памятные места. Изучение своей малой родины, подвигов и великих дел наших прославленных земляков всегда вызывает интерес и эмоциональный отклик у воспитанников. Учитывая то, что младшие школьники только начинают осознанно воспринимать материал и интересы у них в данном возрасте довольно разнообразны, в программу краеведческого кружка «Юный краевед. Ветерок»» мы включили 3 блока:
- историческое краеведение
- природно-географическое краеведение
- художественное краеведение
Цели краеведческого кружка:
1. Содействовать патриотическому, нравственно-эстетическому
воспитанию школьников на основе национальных традиций и
культуры.
2. Расширить кругозор учащихся, развивать
эмоционально-эстетическую сферу, познавательные интересы,
приобщать к творческой деятельности.
3. Способствовать формированию ценностных ориентаций
школьников.
4. Создать условия для формирования интеллектуальных и
практических умений.
Природно- географическое краеведение помогает увидеть и оценить красоту родной природы, ощутить её эмоциональное и нравственное воздействие. Л.Н. Толстой писал: «Всё недоброе в сердце человека должно бы, кажется, исчезнуть в соприкосновении с природой - этим непосредственным выражением красоты и добра». Природа края рассматривается как часть природы более крупной территории - области, природной зоны, страны. В то же время выявляется местная специфика природных компонентов. Природно-географическое краеведение обеспечивает необходимую связь глобальных, национальных и региональных (местных) аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогает правильно организовать работу по экологическому
воспитанию учащихся, формирует у них навыки природоохранной деятельности. Воспитательный потенциал исторического краеведения заложен в самом материале - фактах местной истории. Они помогают донести до сознания учащихся картины героического прошлого. Участвуя в историко- краеведческой деятельности и совершая свои маленькие открытия, школьники воспринимают исторические события не как нечто далёкое или нереальное, а становятся соучастниками боевых подвигов земляков, испытывают радость сопереживания, горечь утрат.
Формирование любви к Родине невозможно без приобщения к культурным традициям своего народа, которые прочнее всего хранятся в народном искусстве.
Занятия литературным краеведением позволяют учащимся осознать связь литературы с жизнью, увидеть ту среду, те факты и явления, которые послужили материалом для творчества писателю. Литературное краеведение укрепляет представления об исторических и культурных связях края с жизнью нашей страны и другими странами.
Работа краеведческого кружка «Ветерок» осуществляется в 2-х направлениях:
1. Теоретическом (беседы, лекции, доклады, викторины,
самостоятельные работы).
2. Практическом (экскурсии, практикумы в музее, библиотеке,
творческие отчёты, записи, зарисовки).
ПРОГРАММА КРУЖКА
География, природоведение
1. Введение. Ведущие понятия: «краеведение»,
«достопримечательность», «памятник».
2. Кунашакский район. Географическое
положение. Топографическая карта.
3. Природные условия нашего края. Особенности рельефа, почвы.
4. Полезные ископаемые. Охрана почв и недр.
5. Реки Челябинской области. Сравнительное описание.
6. Растительность края. Памятники природы.
7. Заповедники и заказники. Общая характеристика. Заочная
экскурсия.
8. Творческий отчёт о заповедных местах.
9. Природа и мой город. Пешеходная экскурсия, наблюдение за
природой.
10. Практикум. Составление «паспортов» парков села,
мини-рассказов о природе.
11. Животный мир. Редкие виды.
12. Экскурсия в краеведческий музей. Экспозиция «Животный
мир».
13. Охрана и освоение природы. Участие школьников в охране
природы края.
14. Экскурсия в зоопарк. Знакомство с редкими видами животных.
15. Экологические проблемы села.
16 Экологические проблемы села.
ИСТОРИЯ
17. С.Кунашак. Его основание.
18. Улицы города. Их история, названия.
19.С. Муслюмово в прошлом. Достопримечательности. Архитектурные
сооружения.
20. Заочная экскурсия по г.Челябинск
21. Экскурсия по городу (центральные улицы, здания).
22. Парки и культурные учреждения города (библиотеки, театры и
т.д.) с посещением одного из них.
23. Храмы города Челябинск.
24. Конкурс «Знаешь ли ты свой город?»
25. Музейный урок «Курская битва - коренной перелом в ходе
Великой Отечественной войны», фильм «Танковое сражение»
(диорама).
26. Военно-исторические памятники. Экскурсия по Аллее Героев в
парке Победы.
27. Наши земляки - участники Курской битвы. Женская военная
судьба.
28. Игра-викторина «Листаем страницы истории» (посвящённая
60-летию Курской битвы).
29. Челябинск (к 75-летию со дня основания
г.Челябинск).
30. Топонимика (из истории названий сёл, рек, районов и т.д.).
Художественное краеведение
31. Русский дом - зримый образ вселенной.
32. Ремёсла и промыслы Кунашакскогорайона. Народные мастера.
33. Женские ремёсла. Народные мастерицы.
34. Праздники, обряды на нашей земле.
35. Обзор книг по краеведению на тему праздников и обрядовой
культуры.
36. Сретенье. Праздник между 6-ми классами.
37. Народный костюм татар.
38. Экскурсия в музей народной культуры. Экспозиция
«Народный костюм и керамика».
39. Встреча с народными мастерами.
40. Игра-викторина по разделу «Этнография».
41. Устное народное творчества (малые жанры
фольклора).
42. Литературная сказка. Детская литература (А. Гайдар, Б.
Осыков).
43. Философские сказки В. Ерошенко.
44. Современная литературная сказка и творчество уральских
школьников (сборник «Сказки бывают разные»).
45. Посещение кукольного театра.
46. Практикум «Учусь сочинять сказки».
47. Пушкиниана. А. Гессен о Пушкине. Иллюстрации Косенкова к
произведениям А.С. Пушкина.
48. Рассказы писателей о природе (Е. Дубравный, В.
Шаповалов, Н. Рыжих и другие).
49. Времена года в произведениях различных жанров.
50. О войне и мире в творчестве челябинцев.
51. Конкурс чтецов стихотворений поэтов Южного Урала.
52. Стихотворения о с. Кунашак наших земляков.
53. Практикум. Стихи собственного сочинения на тему: «Край ты
мой родной».
54. Наши знаменитые земляки. Знакомство
Тематическое планирование кружка «Юный краевед. Ветерок» МБОУ
«СОШ п. Муслюмово ж.д. ст.» за 2011 – 2014 уч. год
Цель:
Изучение истории родного края и истории школы.
Задачи:
1.Изучение вопроса о развитии печатных изданий в селе Кунашак.
2.Подготовка к участию в краеведческих конкурсах.
3.Подготовка экспозиции посвящённой ветеранам школы.
№ | Тема занятий | Количество часов | теоретические | практические | примечания |
1 | Введение. Ведущие понятия: «краеведение», | 2 | 2 | ||
2 | Кунашакский район. Географическое | 3 | 2 | 1 | Работа с картой Кунашакского района |
3 | Природные условия нашего края. Особенности рельефа, почвы. | 3 | 2 | 1 | |
4 | Полезные ископаемые. Охрана почв и недр. | 4 | 2 | 2 | |
5 | Реки Челябинской области. Сравнительное описание. | 4 | 3 | 1 | |
6 | Растительность края. Памятники природы. | 4 | 2 | 2 | |
7 | Заповедники и заказники. Общая характеристика. Заочная | 3 | 1 | 2 | |
8 | Творческий отчёт о заповедных местах.
| 6 | 4 | 2 | |
9 | Природа и мой город. Пешеходная экскурсия, наблюдение за | 10 | 10 | ||
10 | Практикум. Составление «паспортов» парков села, | 7 | 5 | 2 | |
11 | Животный мир. Редкие виды. | 8 | 8 | Поездка в аквариум террариум | |
12 | Экскурсия в краеведческий музей. Экспозиция «Животный | 10 | 10 | Поездка в г.Челябинск | |
13 | Охрана и освоение природы. Участие школьников в охране | 2 | 2 | ||
14 | . Экскурсия в зоопарк. Знакомство с редкими видами животных | 10 | 10 | Поездка в г.Челябинск | |
15 | Экологические проблемы села. | 4 | 2 | 2 | |
16 | Экологические проблемы края | 4 | 3 | 1 | |
17 | . С.Кунашак. Его основание. | 3 | 3 | ||
18 | Улицы города. Их история, названия. | 2 | 2 | ||
19 | С. Муслюмово в прошлом. Достопримечательности. Архитектурные | 6 | 4 | 2 | |
20 | Заочная экскурсия по г.Челябинск | 4 | 4 | ||
21 | . Экскурсия по городу (центральные улицы, здания). | 10 | 10 | ||
22 | . Парки и культурные учреждения города (библиотеки, театры и | 10 | 10 | ||
23 | Храмы города Челябинск. | 3 | 3 | ||
24 | Конкурс «Знаешь ли ты свой город?» | 6 | 3 | 3 | |
25 | Музейный урок «Курская битва - коренной перелом в ходе | 4 | 4 | ||
26 | . Военно-исторические памятники. Экскурсия по Аллее Героев в | 10 | 10 | ||
27 | . Наши земляки - участники Курской битвы. Женская военная | 8 | 4 | 4 | |
28 | . Игра-викторина «Листаем страницы истории» (посвящённая | 6 | 4 | 2 | |
29 | . Челябинск (к 75-летию со дня основания | 5 | 5 | ||
30 | . Топонимика (из истории названий сёл, рек, районов и т.д.).
| 8 | 4 | 4 | |
31 | . Русский дом - зримый образ вселенной. | 4 | 2 | 2 | |
32 | Ремёсла и промыслы Кунашакского района. Народные мастера. | 10 | 7 | 3 | |
33 | Женские ремёсла. Народные мастерицы | 5 | 5 | ||
34 | Праздники, обряды на нашей земле. | 4 | 2 | 2 | |
35 | Обзор книг по краеведению на тему праздников и обрядовой | 3 | 3 | ||
36 | . Сретенье. Праздник между 6-ми классами. | 4 | 2 | 2 | |
37 | Народный костюм татар. | 8 | 3 | 5 | |
38 | экскурсия в музей народной культуры. Экспозиция | 4 | 4 | Поездка в районный музей | |
39 | Встреча с народными мастерами | 3 | 3 | ||
40 | Игра-викторина по разделу «Этнография». | 6 | 3 | 3 | |
41 | Устное народное творчества (малые жанры | 6 | 4 | 2 | |
42 | Литературная сказка. Детская литература (А. Гайдар, Б. | 4 | 2 | 2 | Пересказ сказок |
43 | Философские сказки В. Ерошенко | 2 | 2 | ||
44 | . Современная литературная сказка и творчество уральских | 8 | 5 | 3 | Сочинение сказок |
45 | Посещение кукольного театра. | 10 | 10 | Поездка в г. Челябинск | |
46 | . Практикум «Учусь сочинять сказки». | 3 | 3 | ||
47 | . Пушкиниана. А. Гессен о Пушкине. Иллюстрации Косенкова к | 2 | 2 | ||
48 | . Рассказы писателей о природе (Е. Дубравный, В. | 4 | 2 | 2 | Иллюстрации руками учеников |
49 | Времена года в произведениях различных жанров. | 2 | 2 | ||
50 | О войне и мире в творчестве челябинцев | 4 | 3 | 1 | |
51 | . Конкурс чтецов стихотворений поэтов Южного Урала. | 6 | 3 | 3 | подготовка |
52 | . Практикум. Стихи собственного сочинения на тему: «Край ты | 8 | 5 | 3 | конкурс |
53 | Стихотворения о с. Кунашак наших земляков. | 4 | 4 | знакомство | |
54 | Наши знаменитые земляки. Знакомство | 4 | 2 | 2 | встречи |
Итого: | 336ч | 122ч | 214ч |
Руководитель: Шакамалова Гульнара Сулеймановна
График работы краеведческого кружка «Юный краевед. Ветерок»
понедельник: с 12.00 – 13.00
среда: с 12.00 – 13.00
пятница: с 12.00 – 13.00
Список кружка « Юный краевед.Ветерок»
1.Абдуллин Амур Вадимович
2.Бауев Рустам Рамилевич
3. Галимов Данил Рамилевич
4. Гилязова Рената Руслановна
5.Галеева Эмилия Данилевна
6.Ганин Евгений Сергеевич
7.Мещерякова Александра Сергеевна
8. Мифтахов Данил Владиславович
9. Мишарина Екатерина Сергеевна
10.Горбачевских Настя Андреевна
11.Касымова Амилина Руслановна
12.Насырова Алия Эмилевна
13. Рачков Семён Юрьевич
14. Сайфуллина Адиля Фанилевна
15.Саляхова Аделина Руслановна
16. Камалдинова Дарина Радиковна
17.Ульмаскулов Максим
18.Хужина Рината Альфредовна
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Раздел программы: «План действий и его описание». Тема «Цвет предметов». (Информатика, Образовательная система "Школа 2100")
Конспект занятия по информатике. Первый год обучения.Задания из учебника "Информатика" А.В. Горячева.Информатика 1 класс. Методичесские рекомендации для учителя....
Программа план по математике "Перспективная начальная школа" для 1 класса
Рабочая программа учебного предмета «Математика» разработана на основании Примерной основной образовательной программы ФГОС, Примерной программы по математике и авторской программы по предмету А...
Программа -план по русскому языку УМК "Перспективная начальная школа"
Рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основании примерной программы п...
Программа, план и отчет по работе пришкольного лагеря "Улыбка"
Не первый год являюсь руководителем пришкольного лагеря "Улыбка". Хотела бы поделиться с вами материалами...
Преемственность в работе школы МБОУ РСОШ №38 и детского сада «Ветерок» №11.
Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают,...
«ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ В РАБОТЕ МБОУ РСОШ №38 И ДЕТСКОГО САДА «ВЕТЕРОК» №11 В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»
Подготовка детей к школе – одна из актуальных проблем российского образования. Проблема заключается в том, что подход учителей и родителей к понятию "готовность к школе" различается. Родители считают,...
Программа "План работы с детьми-мигрантами"
План работы с детьми-мигрантами на учебный год...