Мастер-класс по теме "Совершенствование точности реакции теннисистов на внешние раздражители"
план-конспект занятия на тему
Настольный теннис - массовый, увлекательный и зрелищный вид спорта с более чем столетней историей. Несмотря на простоту и доступность для широких масс населения, настольный теннис - достаточно технически и физически сложный вид спорта. Вместе с тем занятия настольным теннисом позволяют регулировать физические и психические нагрузки на организм человека в зависимости от возраста, физического развития и состояния здоровья.
Реакцией называется ответное действие организма на какой-либо внешний раздражитель.
Различают реакцию психики и двигательную реакцию.
Чтобы развить реакцию психики на внешние раздражители, необходимо научиться эффективно контролировать свои эмоции. Прежде всего, речь идет о страхе.
Есть серия упражнений, которые призваны тренировать простые реакции на раздражители тех или иных органов чувств, в частности зрение, осязание и слух.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_master.docx | 15.38 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа мастер-класса
по теме «Совершенствование точности реакции теннисистов
на внешние раздражители»
тренера-преподавателя Федоровой Эммы Карапетовны
Дата и место проведения: спортивный комплекс «Лидер»
Инвентарь: Мячи (баскетбольные, волейбольные, для настольного тенниса), ракетки, линейка.
Цель: Развитие реакции у теннисистов на внешние раздражители
Мастер-класс проводится в группе спортсменов начальной подготовки второго год обучения.
Настольный теннис - массовый, увлекательный и зрелищный вид спорта с более чем столетней историей. Несмотря на простоту и доступность для широких масс населения, настольный теннис - достаточно технически и физически сложный вид спорта. Вместе с тем занятия настольным теннисом позволяют регулировать физические и психические нагрузки на организм человека в зависимости от возраста, физического развития и состояния здоровья.
Реакцией называется ответное действие организма на какой-либо внешний раздражитель.
Различают реакцию психики и двигательную реакцию.
Чтобы развить реакцию психики на внешние раздражители, необходимо научиться эффективно контролировать свои эмоции. Прежде всего, речь идет о страхе.
Есть серия упражнений, которые призваны тренировать простые реакции на раздражители тех или иных органов чувств, в частности зрение, осязание и слух.
Тренер создает тот или иной раздражитель, например, звуковой сигнал, визуальный эффект или прикосновение, на который необходимо отвечать простым действием.
Пример звукового раздражителя: по щелчку пальцев нужно быстро встать. Пример зрительного раздражителя: при кивке головы нужно переложить предмет с места на место. Пример осязательного раздражителя: тренер прикасается к затылку, нужно топнуть ногой.
Если в занятия включены упражнения на быстроту и точность движений, то сначала следует проводить упражнения, развивающие точность, затем быстроту в сочетании с точностью. Овладение тактикой игры успешно осуществляется только при условии параллельного формирования технических навыков и тактических умений. Нужно ставить перед юными теннисистами такие задачи, решение которых не затруднит усвоение техники.
Можно научиться реагировать на раздражители, предшествующие опасному действию. Например, следует реагировать не на сам удар, а на подготовку к нему - ведь прежде чем ударить противник обязательно посмотрит на цель, сменит позу, напряжет мышцы, вдохнет... Времени более чем достаточно. Нужно только выработать условный рефлекс, заложить в подсознание новый раздражитель и ответную реакцию на него.
В этом Вам может помочь следующее упражнение:
Игра в хлопушки. Первый партнер становится и располагает открытую ладонь так, чтобы второму было удобно по ней бить. Например, становится боком ко второму, открытую ладонь держит перед собой. Второй партнер бьет по ладони первого в произвольные моменты времени. Задача первого - убрать ладонь, задача второго - попасть. Можно вести счет. Затем партнеры меняются. Принцип, заложенный в этой игре можно перенести на другие технические действия, например на подсечки и уходы от ударов ног по нижнему уровню.
Известно, что подсознательная реакция, связанная с правым полушарием головного мозга, намного быстрее сознательной, связанной с левым полушарием. Логично предположить, что именно в подсознании должны быть заложены ответные действия на определенный раздражитель. А это достигается путем многократного повторения движений на тренировках. Всего нужно набрать около 5-10 тыс. повторений, причем за раз не имеет смысла делать более 300 повторений. 300 цифра достаточно большая, в основном получается не более 200 движений за тренировку, тогда выходит, что для подсознательного усвоения двигательного шаблона требуется в идеале около двух месяцев.
Быстроту двигательной реакции развивают с помощью игровых средств, а также специальных и общеразвивающих подготовительных упражнений. Примером использования игровых средств могут служить следующие упражнения:
- игра с лета у сетки против двух партнеров, которые находятся у задней линии и используют острые неожиданные низкие обводящие улары и периодически обводящую «свечу»;
- игра у задней линии против двух партнеров, которые находятся у сетки, неожиданно направляют мячи в разные углы площадки и периодически используют укороченные удары.
Из числа технических средств для развития быстроты реакции хорошо использовать теннисную катапульту, способную выстреливать мячи с большой скоростью и в различные стороны.
Используют также спортивные игры (баскетбол, ручной мяч, волейбол, футбол). Тренируйте скорость простой реакции на конкретный раздражитель с помощью многократных повторов одного и того же движения, стараясь добиться с каждым повтором максимальной скорости. Ускорить простую реакцию можно при помощи распространённого упражнения. Вытяните вперёд руку с раскрытой ладонью ребром к полу. Напарник должен взять линейку длиной 30-40 см и держать её концом вниз на 2 см выше вашей ладони. Когда он внезапно отпустит линейку, постарайтесь как можно быстрее поймать её. Предплечье при этом остаётся неподвижным.
Скорость реакции оценивается по расстоянию, которое пролетела линейка.
Упражнения для ускорения реакции планируйте на начало тренировки, сразу после разминки. Развивать реакцию предпочтительнее в утреннее и дневное время. К вечеру быстрота движений снижается. Не занимайтесь в состоянии утомления.
По возможности тренируйтесь в паре или группе. Наличие соперничества, соревновательного момента способствует более быстрому достижению результатов, чем при тренировке в одиночку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс по технологии. Изготовление поделки "Весёлая обезьянка". Мастер-класс предназначен для детей начальных классов
Мастер-класс по созданию поделки из разных материалов "Весёлая обезьянка" в форме презентации...
Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух". Мастер-класс урока окружающего мира по теме "Про воздух".
Одна из основных задач педагогов - разработать и показать урок в рамках реализации нового образовательного стандарта.Тип урока – урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Е...
Презентация мастер - класса "Стань мастером активного целеполагания"
Любая деятельностоь начитается с цели. Без четкого понимания цели невозможна любая деятельность....
Мастер класс "Формирование и развитие универсальных учебных действий младших школьников в учебной деятельности"Мастер
Мастер класс предназначен для учителей начальных классов. Цель мастер класса:продемонстрировать способы формирования универсальных учебных действий;научить определять и находить универсальные уче...
сценарий внеклассного мероприятия с элементами мастер-класса "Пряничные мастера"
Занятие предназначено для детей 6-8 лет. Дети знакомятся с историей появления тульского пряника, рецептом приготовления и способами росписи пряников. Также в мероприятии могут принять участие и родите...