Классный час во 2 классе "Символы России"
план-конспект занятия (2 класс) на тему

Грибова Ольга Юрьевна

Рекомендуется проводить во время внеурочной деятельности или как урок на день знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klassnyy_chas_vo_2_klasse.odt30.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                     Классный час во 2 классе.

Тема: «Символы России»

Цель: формирование у школьников   российской  идентичности посредством изучения Основного Закона России.

Задачи:

       - формировать правовую культуру, правосознание обучающихся, их уважение к Основному Закону нашей жизни через понимание ими определяющей роли конституционно-правового строя в жизни личности. Общества, власти, защиты прав и свобод граждан как важнейшей конституционной обязанности и гарантии государства;

  • развивать у школьников чувство гордости за Россию;
  • развивать навыки диалога по вопросам важнейших прав, свобод и обязанностей гражданина;
  • способствовать формированию активной жизненной позиции школьников;
  • формировать понимание сущности и воспитывать необходимость принятия обучающимися таких ценностей, как ценность человеческой жизни и тд.

                                          Ход занятия.

  1. Вступительное слово учителя.

Каникулы закончились.

Дней отдыхали много…

Друзья опять встречаются

У школьного порога

Окрепшими, здоровыми!

Хвала лесным походам…

За знаниями новыми!

И-с новым Школьным годом

-Ребята, посмотрите на наш класс. Какой он стал светлый, чистый, уютный. Давайте скажем нашим родителям за это спасибо! Постарайтесь не мусорить. не рисовать на сенах. Тогда он будет всегда таким, как сегодня. Договорились? Ну ,тогда ответьте мне на несколько вопросов.

2. Организационный момент.

-Вы готовы поработать? (Да)

-Вы готовы отвечать? (Да)

-Вы готовы, если надо,

Что –то вспомнить и узнать? (Да)

-Ну а главное-готовы

Вы сегодня рассуждать? (Да)

  1. Сообщение темы урока. Формулировка цели.

- Ну,  раз вы приготовились к работе, тогда мы поговорим на очень важную тему, которая касается всех нас вместе и каждого из вас в отдельности.

-А о чём же пойдёт речь? Посмотрите на доску. Карта какой страны изображена на доске? (России)

-Мы живём в самой красивой  стране. Рассмотрите карту России. Почти вся территория нашей страны окрашена в зелёный и синий цвета. Ведь наша страна богата своими лесами, реками, озёрами и морями. На территории России расположено множество  красивейших гор. Красоту нашей родины во все времена воспевали поэты и писатели, художники  и композиторы. Послушайте стихотворение Владимира Степанова  «Что мы Родиной зовём?» (читает ученик)

Что мы Родиной зовём?

Дом, где мы с тобой живём,

И берёзки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Тёплый вечер  за окном.

Что мы Родиной зовём?

Всё, что  в сердце бережём,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлём.

- У нашей страны как и у любого государства есть свои символы, по которым наши друзья за рубежом скажут, что беседа, разговор идёт именно о России: матрёшка, белые берёзки, река Волга, Александр Пушкин, Эрмитаж, Храм Василия Блаженного. Но это «народные», неофициальные символы нашей страны.

Неофициальные, потому что их изображение нельзя поместить на документы. Приказы, флаг, важные государственные здания и документы.

 У России также  как и у любого государства есть и официальные символы-герб и флаг страны. Они имеют особое значение. Уважение к ним, знание истории их происхождения объединяет жителей страны.

-Скажите, где можно увидеть флаг и герб страны? (государственные церемонии, праздники, украшают главные здания, школы. На важных документах, на границе, на монетах, денежных знаках, печатях)

 Неуважительное отношение к флагу и гербу является грубым безнравственным поступком, считается нарушением закона.

 3.А теперь давайте поговорим о том, что же могут рассказать герб и флаг о своей истории.

Поработаем в парах. Возьмите со стола конверты под №1. Достаньте оттуда полосочки  цветной бумаги и расположите их  в том порядке, в котором они располагаются на флаге РФ. А теперь давайте проверим себя. Посмотрите на изображение флага и если у кого-то есть ошибки , исправьте их.

-Первой идёт полоска белого цвета. Она символизирует чистоту, мир, правду, благородство. Второй –полоска синего цвета. Она символизирует небо, верность, веру. Третьей- полоса красного цвета. Она символизирует смелость, доброту, честность, огонь, кровь.

  Флаг нашей страны имеет свою историю. Много-много лет тому назад вместо флага люди использовали шест, привязывая к его верхушке пучки травы или веток. Назывлся он стягом. Главным назначением стяга было собрать, «стянуть» к себе воинов для защиты своей земли. Потом стяги стали делать из ткани. Чаще всего стяги были ярко-красного или тёмно-красного цвета. Постепенно размеры полотнища увеличивались, на них рисовали или вышивали излбражения святых- «знамения». Так появилосьслово «знамя». Знамёна имели разные цвета и их украшали богатые узоры.

  Когда в Росси в12 веке правил царь Алексей Михайлович, прозванный Тишайшим, начали строить несколько кораблей. Самый большой корабль назвали гордо - «Орёл». Военный корабль был необходим для защиты торговых судов. А для военного корабля потребовался опознавательный знак — флаг. Бело- сине- красные флаги и вымпелы этой небольшой флотилии говорили о принадлежности её к Российскому государству. Эти цвета стали цветами России. И в те времена, и сейчас цвету придётся особый смысл. Белый, синий, и красный — цвета, которые издревле почитались на Руси. Мы говорим синее море, белый свет, весна красна, красна девица, употребляя слово «красный» в значении «красивый».

  И ещё цвета российского флага связаны с народными представлениями о красоте природы. А как бы вы объяснили цвета российского флага, вспомнив нашу необыкновенную природу? (белый- белые берёзки, белая зима, летние облачка, белые ромашки; синий- синева неба, рек, озёр и морей; красный- цвет заката и рассвета, огонь.)

   Таков флаг России. И мы должны уважать государственный флаг.

  1. 4.Теперь возьмите конвертики под  № 2. Достаньте оттуда кусочки картинки и попытайтесь из них составить целую картинку.

             -Что у вас получилось ?

             - Правильно, это герб России. (показываю картинку)

                               У России величавой

                               На гербе орёл двуглавый

                               Чтоб на запад на восток

                               Он смотреть бы сразу мог.

                               Сильный, мудрый он и гордый

                               Он — России дух свободный.  

  1.      - Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом.

     - Где  можно увидеть герб России?

            История современного российского герба начинается в 15 веке во времена Ивана 3. На гербе России золотой двуглавый орёл изображён на фоне щита красного цвета. Правой лапой орёл сжимает скипетр, а в левой — держава. Скипетр и держава — это символы России. В давние времена короны, скипетр и держава служили знаками царской власти. Сегодня они напоминают нам об историческом прошлом нашей России и показывают единство Российсой Федерации.

      Если приглядеться то, можно увидеть, что крылья орла похожи на солнечные лучи, а сама золотая птица-на солнце. И это не случайно, т. к. русского люди с древних времён поклонялись солнцу. Почитали солнце, воспевали его в песнях. Золотой орёл напоминал людям солнце. На груди орла помещён красный щит с изображением всадника. Это — Святой Георгий Победоносец. А святой Георгий Победоносец почитался как герой и как святой покровитель воинов, защитников Отечества. А ужасный. Чёрный змей — это символ зла. И он повержен героем. Верный конь героявоина топчет дракона копытами.

      - Ещё одном символы страны является Гимн.

      - Что же такое Гимн? (ответы детей)

      - Давайте послушаем.

Гимн — это торжественная песнь, исполняемая в особых, наиболее важных случаях, посвящённая своей Родине.

      - Какой же вывод можно сделать о том, какое значение имеют флаг и герб России, что они олицетворяют? (Доброту, мир, красоту, чистоту, правду, отвагу)

     - Правильно. Российская государственная символика олицетворяет красоту и справедливость, победу добра над злом, величие нашей страны.

     - Да, Россия- это наша родина. Но слово Россия — это краткое имя её. А как же звучит полное имя? (Российская Федерация)

     

  -А что значит слово « федерация».(Федерация — это договор, союз)

 .

   -Хорошо, союз кого? (Много народов, которых называют россияне.)

       

-Да, вместе с русским на землях Российской Федерации живут другие народы: более 180 национальностей и народностей ( татары, башкиры, удмурты, якуты, марийцы, ингуши, черкесы и многие другие)

5.Знакомство учащихся с Конституцией. Права и обязанности граждан.

 Как же столько народов, людей может уживаться вместе? Дружно существовать?

 - договариваться, устанавливать правила поведения, законы

 Совершенно верно. Такие правила, законы существуют и они записаны в особой книге, которая называется Конституция. 12 декабря 1993 года была принята наша Конституция.

  Что такое Конституция?

  • Это основной закон нашего государства, который закрепляет права и свободы человека и гражданнина, столицу государства и государственную символику.

 Как вы думаете, что может свободно делать каждый человек, какие права он имеет, о чём говорит Конституция?

 - право на жизнь, право на отдых, право  на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь, право на свободу слова и мысль и др.

 Да, и чтобы любой из нас мог использовать свои права, каждый из нас должен соблюдать и выполнять свои обязанности.

 - обязанность соблюдать законы, охранять природу и окружающую среду, платить налоги, и защищать Родину.

    Учитель читает стихотворение С Синицына.

   Берегите Россиию- нет России другой.

   Берегите её тишину и покой,

   Это небо и солнце, этот хлеб на столе

   И родное оконце в позабытом селе...

   Берегите Россию, без неё нам не жить.

   Берегите её, чтобы вечно ей быть

   Нашей правдой и силой,

   Всею нашей судьбой.

   Берегите Россию- нет Россию — нет России друзей!

  1. 6.Проверка усвоенных знаний.

            Игра «Кто нарушил право?»

А теперь давайте попрбуем применить Конституцию к сказкам. Я буду задавать вопросы, а вы должны продумать, какое право нарушено.

 1.Кто нарушил право на свободу и держал Иванушку в плену? (Гуси-лебеди)

2.Кто пользоваться правом вести подсобное хозяйство и вырастил гигантский урожай? (дед из «Репка»)

  1. 3.Кто нарушил право на свободу и держал Кая в холодном плену? ( Снежная королева)

4.В какой сказке и кто нарушил право зайчика на неприкосновенность жилища? (Нарушила лиса в сказке «Лиса и заяц»)

5.Кто пользуется правом свободного передвижения на нетрадиционном аппарате? (Емеля)

  •    

(Если останется время на уроке можно провести викторину)

Вопросы для викторины.

  1. Как назваются официальные отличительные признаки государства? (символы)
  2. Назовите символы государства? Флаг, герб)
  3. Где можно увидеть символы России?
  4. Что обозначает белый цвет флага? ( Мир и чистота)
  5. Что обозначает синий цвет флага? (Небо, верность и правда)
  6.  Что обозначает красный цвет флага? (Огонь и отвага)
  7. Как называли первые флаги? (Стяги)
  8. Почему их называли стягами? (Призывали «стянуть» к себе воинов для защиты)
  9. Как  стали называть флаги потом? (Знамяю знамёна)
  10. От какого слова образовалось слово знамя? (На знамёнах были изображения святых - «знамения»)
  11. Что изображено на гербе России? Двуглавый орёл, всадник, убивающий дракона)
  12. Что держит в лапах орёл? (скипетр и держава)
  13. Что такое скипетр и держава? (Знаки царской власти, они символизируют единство России)
  14. Какой святой изображён внутри орла? (Георгий Победоносец)
  15.  Почему? (Герой и покровитель воинов, защитников Отечества)
  16. Что символизирует Георгий Победоносец? (Справедливость, победу добра над злом)
  17. На гербе какого города изображён Георгий победоносец? (На гербе города Москва)
  18. Что олицетворяют герб и флаг России? (Доброту, справедливость, честь , отвагу, мир и красоту)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Семь чудес России"

Классный час "Семь чудес России" предполагает своей целью привить детям чувство вкуса, гордости за свою страну,патриотизма....

Классный час "Моя Родина-Россия"

Каждый человек, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю...

Классный час "Моя Родина-Россия"

Каждый человек, испытывает чувство гордости за свою Родину, свой народ и страну, свою землю и её историю...

Классный час "Государственные символы России"

Открытое мероприятие в 3 классе по теме "Государсвенные символы России" подготовила учитель начальных классов Драгункина Н.Г....

Классный час "Я -гражданин России"

Дана разработка кл.часа "Я - гражданин России"...

Классный час "Я - гражданин России"

На классном часе учащиеся узнают о символике нашего государства, о происхождении и особенностях гимна, флага, герба Российской Федерации, у ребят воспитывается чувство патриотизма....

Классный час "Я – гражданин России"

Классный час "Я – гражданин России"   Цель: определить отношение каждого ученика к позиции “быть гражданином”; Затронуть сокровенные чувства в сердцах ребят, высветлить в их душев...