Методика использования различных видов комментария в начальных классах.
учебно-методический материал по теме
Литературно - творческий проект "Сказка за сказкой"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodika_ispolzovaniya_razlichnykh_vidov_komentariev.docx | 48.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Методика использования различных видов
комментария в начальных классах.
Комментирование сказок А.С. Пушкина
Первый урок посвящен прологу «У Лукоморья» - преддверие сказки.
В начале урока учитель дает историко-бытовой комментарий, так как никак нельзя оторвать произведение А.С. Пушкина от его жизни. В связи с этим приводятся специальные сведения о нем. Великий поэт родился в 1799 году в Москве.
Пушкин жил в пору процветания устной сказки и, несомненно, общался с разными сказочниками.
Родился он в такое время, когда вся интеллигенция разговаривала только на французском языке, а не на своем родном, русском.
Весь свет тогда помешался на французском, чтобы блистать в свете, нужно стать истым французом!
Пушкин писал: «Мой отец иногда говорил маме с восхищением, что целую неделю не произнес ни одного русского слова, кроме разве приказов, отдаваемых казачку: «Подавай, обед!» По-русски разговаривал он только со слугами или когда был сильно чем-нибудь раздражен. Он даже слуг хотел выучить по-французски и начал с Никиты, да ничего не вышло. Наш дом не на шутку мог стать вполне французским домом: и книги французские, и язык, и новости» (4,207).
Брат отца, Василий Львович, жил в Париже.
Александр Сергеевич в ранней молодости писал одни только французские стихи.
И Пушкин писал: «Знаете ли Вы, как долго я шел к русской сказке? Нет, Вы этого не сможете понять: Вы ведь не были с самых пеленок в плену далекой, таинственной, неизвестной страны, где говорили совсем на другом языке, чем бабушка Мария Алексеевна и милая няня. В этой далекой стране говорили с прононсом, не выговаривая буквы «Р», с придыханием, и было нелегко осваивать сразу два языка, но ни один из «лагерей» не хотел отступать.
Постепенно я выяснил - уже когда блестяще говорил по-иноземному, что эту чужую страну звать Франция. На иноземном языке сказки были неинтересные, нудные и непонятные, зато на языке девичьей, дворни, на языке бабушки няни - поразительно яркие. Я готов их был слушать до глубокой ночи. Они помогали мне узнать родной язык. Да, они уводили из плена, на родину, в лоно родной, русской культуры» (4,204).
В детстве Пушкин слушал сказки от бабушки Марии Алексеевны Ганнибал, дворового Никиты Козлова, своей няни- Арины Родионовны, ее он называл мамушкой.
Писал следующие стихи:
Но детских лет люблю воспоминания.
Ах! Умолчу ль о мамушке моей,
О прелести таинственных ночей,
Когда в чепце, в старинном одеянье,
Она, духов молитвой уклоня,
С усердием перекрестит меня
И сказки русские рассказывать мне станет.
Удивительно, как в России вообще не исчезла русская литература. Ведь все писатели 19 века были в плену чуждой культуры. Особенно те, что были дворянского звания: и Дельвиг, и Кюхельбекер, и Пущин, и Батюшков и другие.
Пушкин писал, что его отец, мать и дядя. Василий Львович, так и остались иностранцами на родной земле, а Александру Сергеевичу удалось вырваться из плена, потому что у него были Мария Алексеевна Ганибал, Арина Родионовна, Никита Козлов и другие истинно русские люди.
«Если бы не они - я никогда бы не узнал это чудо - русский язык».
И когда Пушкин вернулся из Лицея домой, то его «все больше тянуло в людскую и девичью - слушать русские песни, русские сказки, чистые, ясные русские слова, которые постепенно становились родными».
И вот именно с «Руслана и Людмилы», а вернее с пролога, Александр Сергеевич заговорил о Руси и вступил в пределы волшебной сказочной страны.
Поэма «Руслан и Людмила» была начата в Лицее, а закончена ночыо 26 марта 1820 года.
Пролог «У Лукоморья», то есть преддверие сказки, было написано в Михайловском (1824-1825 г.г.)
После прочтения пролога «У Лукоморья» учитель переходит к Следующему виду комментария литературному.
Прочитав эту часть поэмы, мы входим в мир русской литературной сказки.
Обратите внимание на то, что присказка связана с народным сказочным эпосом. Но какой бы тесной ни была эта связь, сказка Пушкина не фольклорная, а именно пушкинская, то есть авторское произведение.
Вспомните, чем авторское произведение отличается от устного народного творчества?
Безымянное коллективное авторство произведения народного творчества связано с необходимостью передачи фольклорного сюжета из уст в уста, восприятия его в момент исполнения, слушания - опять-таки - коллективного. В таких условиях имя первоначального создателя утрачивается, да и сам сюжет постепенно изменяется.
В литературном произведении автор присутствует с самого начала, и произведение он записывает сам, и никаких других вариантов быть не может. Комментарий дополнен таблицей:
«Отличие народной сказки от литературной»
СКАЗКА
Народная | Литературная |
1.Автор-коллективный (народ) | 1. Авторская (творец- конкретное лицо) авторство личное |
2. Исполнители сказок - сказители | 2. |
3. Существует в устной форме | 3. Создается в письменной форме |
4. Текст вариативен - каждая сказка существует в нескольких вариантах (сказитель может вносить изменения) | 4. Текст каноничен (не допускается произвольное внесение изменений) |
5. Время создания определить невозможно | 5. Время создания сказки или известно, или определяется с высокой степенью точности по приметам времени в тексте |
6. Поэтика традиционная, используется ограниченный набор изобразительно - выразительных средств | 6. Поэтика определяется творческой манерой автора |
7. Сюжет ограничен определенными мотивами | 7. Сюжет не органичен набором каких-либо мотивов (число вариантов ничем не ограничено) |
После разбора таблицы учитель спрашивает:
Какими еще словами из текста доказать, что это авторское произведение?
Учащиеся читают: «И там я был, и мед я пил»
Далее учитель продолжает: «Вот этими словами и заканчивается присказка, концовка, как и в других сказках. Арина Родионовна все сказки начинала с присказки, и любимая из них была: «У моря - лукоморья стоит дуб, а на том дубе золотые цепи, а по тем цепям ходит кот, вверх идет сказки сказывает, а вниз песни поет».
В прологе мы встречаемся с героями из русских сказок: с русалкой, бабой- ягой, с котом ученым, с Кощеем, с бурым волком, с королевичем, с витязями.
Со всеми этими персонажами мы встречаемся в русских народных сказках.
Вспомните, в каких еще сказках мы встречаемся с этими героями?
Учащиеся называют народные сказки: «Иван-крестьянский сын и Чудо-юдо», «Царевна-лягушка», «Перышко Финиста Ясна -Сокола».
Значит, всех этих сказочных героев и сказки о них придумал народ. Первые литературные произведения люди передавали из уст в уста.
Вспомните, как принято называть устное народное творчество.
Дети обращаются к плакату:
Фольклор = устное народное творчество.
Folk - народ, lore - предание, знание.
Так же в прологе встречаются образы лешего и русалки - не сказочные. Русалка и леший - персонажи быличек, жанра не сказочной прозы.
Они такие же, как водяной, домовой, полевик и другие фантастические существа, в которые народ верил.
А сейчас мы рассмотрим сказочные образы в прологе подробнее. Здесь, в волшебном Лукоморье, вы увидите много чудес. И вот одно из них, Пушкин говорит о нем такими словами:
Там на неведомых дорожках
Следы невидимых зверей,
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон и дверей.
Неведомые дорожки со следами невидимых зверей говорят нам о приближении к избушки Бабы-Яги.
Вспомните русские сказки, где мы встречаемся с избушкой па курьих ножках.
Дети называют сказки: «Мачеха и падчерица», «Бой на Калиновом мосту», «Кащеева смерть в яйце» и др.
Все знают, что главной героиней всех русских волшебных сказок является Баба-Яга. Царь Кощей - это тоже зловещий образ. И встречаемся мы с этим образом в следующих сказках: «Бой на Калином мосту», «Три подземных царства», «Царевна - лягушка».
В.И. Даль считал, что «Кащей» произошло от слова «Касть» - пакость, мерзость, гадость, скверна, нечисть, погань - все качества, которые применимы к Кащею.
У Лукоморья мы встречаемся с бурым волком.
«В темнице той царевна тужит,
А бурый волк ей верно служит»
Бурый здесь употребляется в значении - «серый, темный».
Волк в сказках - это помощник человеку. Это священное животное. К священным животным относится и кот ученый.
Сказочное пространство делится па две части: в одной живут люди, а в другой обитают фантастические противники.
Сказочный мир делится па добрых и злых героев.
К положительным персонажам мы относим: витязей, королевича, царевну, богатыря.
К отрицательным - грозного царя, колдуна, Бабу-Я1у, Кащея.
Композиционное построение
А сейчас вернемся к началу стихотворения.
Учитель читает первую часть пролога.
У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Это экспозиция - элемент сюжета: изображение обстановки действия и положения действующих лиц до начала самого действия - завязки и развития конфликта.
Обратите внимание на то, что автор впервые поставил точку. Он как бы сам выделил этот период.
С 7-29 строки выделяется 2 период. В конце 29 строки мы видим второй знак в прологе - восклицательный.
Центральная часть пролога помогает нам проникнуть в художественную природу волшебной сказки.
Выход витязя - самая большая картина центральной части пролога. В кульминационной сцене пролога сливаются этическое и эстетическое, рождается чудо красоты, а в нем образ человека.
С 30-33 строку выделяется 3 период, он самый короткий.
Композиция пролога отразила композицию народных волшебных сказок: присказка - цепочка мотивов - концовка.
Общекультурный комментарий.
При изучении «пролога» необходим и следующий комментарий, знакомящий учащихся с особенностями народной культуры.
Давайте задумаемся над одним вопросом, почему Пушкин создал эту волшебную страну. Наверное, потому что он любил свою Родину, свой народ. Чтобы увидеть свойства русского языка, нужно читать народные сказки. «В русской литературе моего времени, - говорил поэт, - с народностью связывались поиски новых художественных путей. Я стал искать их через фольклор. Рано начал - еще в Лицее! Еще в путах чужой, французской, культуры я стал искать дорогу к родному языку. А ведь он был рядом в сказках милых моих бабушки и няни».
Наперсница волшебной старины,
Друг вымыслов, игривых и печальных,
Тебя я знал во дни моей весны.
Во дни утех и снов первоначальных
Я ждал тебя в вечерней тишине
Являлась ты веселою старушкой
И надо мной сидела в тишине
В больших очках и с резвою игрушкой
Ты, детскую качая колыбель,
Мой юный слух напевали пленила,
И меж пелен оставила свирель,
Которую сама заворожила.
«Дядька Пушкина Никита Тимофеевич водил Пушкина на народные гулянья, заставлял залезать на колокольню Ивана Великого, показывал кремлевские древности и святыни.
На Украине (в Каменке) он выходил на торговую площадь, чтобы послушать народных певцов - кобзарей и лириков, беседовал со стариками о прошлом, слушая протяжные песни девушек. На юге поэт также проявлял интерес к молдаванским, цыганским, турецким народным песням и отчасти использовал их в своем творчестве.
А сейчас вернемся в «прологу».
Многие картинки пролога на язык живописи легко переводятся: лес с лешим и русалкой, избушка на курьих ножках, вглходящие из морских вод витязи, королевич; колдун, несущий по воздуху богатыря, царевна в темнице, Баба-Яга в ступе, Кащей у своих сокровищ.
В прологе поэт с помощью слов «У лукоморья», «дуб», «кот», «волны», «через леса», «через моря», словосочетаний «дуб зеленый», «следы невиданных зверей», «брег песчаный и пустой», «бурый волк» живописуют созданную им действительность, вводит читателя в сказочный мир поэмы. Природа - это средство фантастики, главной художественной ценности сказки.
Получить представление об особенностях народной культуры фольклорных героев помогут иллюстрации к прологу художника II.А.Рамазанова 1843 г. «Руслан и Людмила», работа II. Ильина «Пушкин и Арина Родионовна в Михайловском». «Пролог» всегда притягивал художников уникальным проникновением в самый дух русской сказки, которое могло быть рождено лишь гением Пушкина.
Сказочные образы «Пролога» вдохновляли художников. Тема «Пролога» решается как единая композиция, в центре которой художник дает фигуру Пушкина под волшебным дубом, а вокруг группируются сказочные герои. Учащиеся узнают, что именно композиция картины Н. Крамского послужили прообразом многих вариаций на тему «Пролога».
Н. Крамской изобразил Пушкина полулежащим в тени огромного дуба. Поэт задумчиво слушает кота.
Волшебной таинственностью проникнута картина Крамского.
В мажорном ключе решена тема «Пролога» в искусстве палехских миниатюристов. В 1970 году художница Т.А.Маврина выпускает книгу «Лукоморье». В книге 19 иллюстраций. Каждый сюжет посвящен одной или двум строкам. Чуткий художник, 'Г.А. Маврина живо воспринимает глубинную связь поэзии Пушкина с фольклором, истинную народность его сказок.
«Для меня, - вспоминает Маврина, - самое «душещипательное» стихотворение в детстве - «У Лукоморья дуб зеленый». Таинственное лукоморье, дуб, кот и весь сказочный мир. В этих коротких строчках все «три тома» сказок Афанасьева, лубки и былины. Это стихотворение вроде волшебного ларца, из которого вылезает и город, и войско, и народ».
Прошли годы, но художница сумела вновь пережить свое первоначальное впечатление, ощутить восторженное замирание детского сердца при звуках пушкинского стиха.
Так возникла своеобразная живописная поэма для детей - «Лукоморье».
Необходимо, чтобы педагог предложил детям для сравнения, наблюдения иллюстраций разных художников.
Лингвистический комментарий
Практика работы в 3 классе убеждает в том, что при изучении пролога необходимо провести лингвистический комментарий ряда слов и выражений.
«У Лукоморья дуб зеленый»
1. Лукоморье - это местность, прилегающая к изогнутому, «излучистому» морскому берегу.
2. Дуб - символ в русской мифологии. Оно связано с культовыми ритуалами.
3. Пушкин вводит фольклорный эпитет к слову дуб - зеленый.
«Златая цепь на дубе том...»
«Златая» - обозначает золотая - это церковнославянский эпитет.
«Там на неведомых дорожках...»
Неведомые дорожки - дорожки, по которым еще не ступала нога человека.
«Там лес и дол видений полны...»
«Видение» - 1) среднее зрение, способность видеть 2) ощущение чувством зрения (В.И. Даль) (12,203).
«Видениями» обычно называют то, во что верят и не верят.
«Царевна тужит...»
Тужит - это значит: 1) горюет 2) кручинится «Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя»
Пленять - привлекать, манить, переманивать, располагает кого-то к себе. Мимоходом - попутно, по дороге, по пути, вскользь, на бегу, на скаку, при случае.
«Царь Кащей над златом чахнет...» - то есть Кащей стережет свое добро.
«Там русский дух...»
У поэта «русский дух» - это духовный мир народа, понимание народом прекрасного прежде всего как доброго, нравственного.
3. Известный Пушкину из устной традиции украинский вариант сказки «Золотоволосая Ялена».
4. Законспектированный им в селе Михайловском устный вариант, услышанный поэтом от няни.
5. Былина и песня из сборника Кирши Данилова.
Нам известно, что А.С. Пушкин интересовался устным народным творчеством. Он с увлечением собирал народные песни, предания, пословицы, поговорки не только в Михайловском, но и на Дону, и на Урале, а также с глубоким уважением относился к памятникам фольклора других народов.
Смысл сказки А.С. Пушкина «О мертвой царевне и о семи богатырях» - в противопоставлении «лица» и «души», красоты внешней и красоты душевной. У народа одна только внешняя красота не вызывала ни восхищения, ни даже уважения: Красна ягодка, да на вкус горька. Ей противопоставлялась красота души: Не красавицей дом держится, а умницей; Добрый человек придет, словно свету принесет.
Философский смысл сказки Пушкина восходит к народной идее о том, что красота души - это и есть красота человека. Чтобы глубже понять сказку, необходимо дать литературный комментарий.
Учитель дает литературный комментарий.
Необходимо объяснить детям отличие литературной сказки от сказки народной.
Автором литературной сказки является автор. «Творцом» «Сказки о мертвой царевне» считают А.С. Пушкина. Автор народной сказки - коллективный народ. Литературная сказка создается в письменной форме, а народную сказку передают из уст в уста. Время создания литературной сказки известно, а время создания народной сказки определить нельзя (Важно, чтобы учащиеся самостоятельно ознакомились с текстом сказки).
В классе разбирается сюжет сказки. В сюжете выделяют мотивы. На доске ведется запись учителем.
Сказка Пушкина
1. Смерть матери. Зависть мачехи к красоте падчерицы - невесты.
2. Мачеха приказывает служанке погубить царевну. Служанка отводит ее в лес, но там отпускает
3. Царевна находит в лесу терем 7 богатырей и остается у них.
4. Царица умертвляет царевну с помощью отравленного яблока.
5. Жених королевич Елисей ищет царевну. Он обращается к солнцу, месяцу, ветру.
6. Он находит ее в хрустальном гробу и пробуждает к жизни.
7. Их свадьба. Смерть мачехи.
Далее дети сравнивают сказку А.С. Пушкина с немецкой сказкой братьев Гримм «Белоснежка».
Немецкая сказка
1. Смерть матери. Зависть мачехи к красоте падчерицы
2. Мачеха приказывает охотнику убить королевну. Он отводит ее в лес, но там щадит (убивает оленя)
3. Королевна находит в лесу домик 7 карликов и остается у них.
4. Мачеха пытается умертвить девушку с помощью отравленного пояса, гребня, яблока.
5. Королевский сын находит девушку в хрустальном гробу и пробуждает к жизни.
6. Их свадьба. Смерть мачехи.
Мы отмечаем сходство «Сказки о мертвой царевне» со сказкой Гримм «Белоснежка». Самое существенное различие составляет появившийся у Пушкина мотив поиска исчезнувшей невесты королевичем Елисеем.
Далее учитель комментирует композиционное построение сказки.
В экспозиции сказки показано прощание царя с царицей. Царица при рождении ребенка умирает, но рождается дочь. Завязка действия начинается с того, как царь женится на другой. Царица была очень красива, но горда и своенравна. Она считает себя красивее всех на свете - об этом говорило ей чудесное зеркало. Подрастала царевна и царь просватал ее за королевича Елисея, зеркало объявило царице, что «царевна всех милее, всех румяней и белее».
Разгневанная царица приказала своей сенной девушке Чернавке свести царевну в глушь лесную на съедение волкам; Чернавка отвела царевну в лее, но пожалела ее и оставила царевну на свободе.
Царевна же набрела на терем, навстречу ей выбежал пес, Царевна живет у семи богатырей.
Через некоторое время царица узнает, что царевна жива.
Царица переодевается бабушкой и направляется к терему, с помощью яблока, «напоено было ядом, знать, оно», отравляет царевну.
Кульминация - отравление царевны злой мачехой. Приезд богатырей. Пес сдыхает, проглотив яблоко. Королевич Елисей ищет по всему свету свою невесту. Обращается за помощью к солнцу, месяцу, ветру. Богатыри похоронили царевну.
Развязка действия происходит тогда, когда Елисей находит царевну. Злая мачеха от тоски умирает. Заканчивается сказка свадьбой.
Основная идея сказки заключается в том, что злые люди, несмотря на временный успех, погибают, а добрые люди после ряда неудач и страданий выходят победителями.
Эта основная идея раскрывается в системе образов. Действующими лицами в сказке Пушкина являются не только люди (царь, царица-мать, царица-мачеха, царевна, ее жених, семь богатырей, сенная девушка, черница), но и животные (верный пес), предметы (волшебное зеркальце) и явления природы (солнце, месяц и ветер).
Далее учитель с детьми работает над образами героев.
Главными героями этой сказки мы считаем царевну и царицу-мачеху.
Царицу-мачеху мы относим к отрицательным персонажам, а царевну к положительным.
Давайте разберемся, почему?
Опишем портрет царевны-мачехи.
Правда молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела.
И умом и всем взяла,
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
Мы попробуем разобраться полностью в этом портрете.
1. Наружность царицы: высока, стройна, бела и на свете (кроме царевны) милее, румяней и белее.
2. Черты характера царицы: царица умна и имеет другие достоинства - «и умом и всем взяла». Но есть у нее и очень дурные черты характера: она «горда, ломлива, своенравна и ревнива». Эти дурные моральные качества обесценивают и ее положительные качества.
Основная черта царицы - гордость, понимаемая в самом отрицательном смысле: гордость царицы - это кичливость, преувеличенное мнение о своих достоинствах, сознание своего превосходства над людьми, заносчивость, чванство.
Гордая царица держалась с людьми холодно, чопорно, была только с зеркальцем ласкова:
С ним одним она была
Добродушна, весела,
С ним приветливо шутила.
Царица могла легко впадать в гневное состояние, быть грубой и в словах, и в поступках.
Вспомните, как она поступила и со своим любимым зеркальцем. Она бросилась на зеркальце с упреками, хлопнула по зеркальцу рукой, притопнула каблучком и обрушилась на него грубой бранью:
Ах ты, мерзкое стекло!
Это врешь ты мне назло...
Она себя считала несравнимой красавицей. Красота другой женщины вызывала в ней ревность, зависть, злобу, стремление уничтожить соперницу.
И в этом стремлении царица могла дойти до преступления.
3. Учитель просит учащихся найти в произведении описание царевны (работа над портретом).
Белолица, черноброва,
Нраву кроткого такого.
В царевне прекрасная наружность соединяется с пленительными душевными качествами.
Кроткий нрав царевны ярко проявляется в тот момент, когда она знакомится с богатырями, когда старший брат богатырь попросил царевну выйти, показаться им
Царевна к ним сошла,
Честь хозяям отдала,
В пояс низко поклонилась,
Закрасневшись, извинилась
Что-де в гости к ним зашла,
Хоть звана и не была.
Пленительная черта царевны - сердечность, доброта. Не тратя даром времени, убирается в доме богатырей.
Все ее любят, хорошо к ней относятся - сенная девушка, богатыри, а собака Соколка.
С.М. Бонди пишет: «Давно уже исследователями обращено внимание на то, что идеальная царевна в сказке более всего похожа на крестьянскую девушку, скромную, добрую, хорошо воспитанную, по-крестьянски, и, главное, любящую и умеющую трудиться» (16,55).
4. Рассмотрим следующих героев сказки: братьев-богатырей. Они гостеприимно приняли царевну, видно, что они неплохие люди.
Почему братья у Пушкина назывались богатырями? (Потому что они обороняют землю русскую от врагов, как богатыри в былинах).
Обращаем внимание на описание горницы в доме богатырей, убранство, вся обстановка напоминает нам богатырский дом в старину: лавки, крытые ковром, под святыми, стол дубовый, печь с лежанкой, палати.
5. Елисей - это следующий персонаж сказки. Елисей - царевич, который ищет царевну, обращается к солнцу, месяцу, ветру, несмотря на все преграды и трудности разыскивает ее.
Что связывает пушкинскую сказку со сказкой народной?
Так же как и в народной сказке, у Пушкина действуют неодушевленные предметы силы природы, которые могут говорить человеческим языком (зеркальце, солнце, месяц, ветер). Как и в народной сказке, они на стороне добрых, хороших людей, несправедливо обижаемых.
Обращаем внимание учащихся на концовку («Я там был, мед, пиво пил»). Такая концовка нам известна по народным сказкам.
Как и в народной сказке, добро побеждает зло.
Добрые, справедливые, честные люди, которые любят и умеют трудиться, хорошо относятся к другим людям, вознаграждаются, а злые, несправедливые, любящие только себя, должны быть наказаны. Добро всегда побеждает зло.
Важно отметить, что сказка А.С. Пушкина отличается от истинно народной сказки тем, что она написана в стихотворной форме.
Общекультурный комментарий.
Важно рассказать ребятам о художниках, которые изобразили «Сказку о мертвой царевне».
В руки современного читателя - школьника чаще всего попадают издания «Сказки о мертвой царевне» с иллюстрациями Б.А. Дехтерсва, Т.А. Мавриной или В.М. Конашевича.
Среди многочисленных пушкинских изданий 1949 года появилась книга, которая свидетельствовала о рождении своеобразного художника - сказочника. Это была «Сказка о мертвой царевне» с иллюстрациями Татьяны Алексеевны Мавриной.
Рисунки Мавриной имели большой успех: фантастические затейливые терема со множеством башенок, крытых переходов и разных крылечек, причудливо изукрашенные изразцовые печи и народные костюмы. Рисунки Мавриной впервые с такой подробностью открыли радостный животный мир пушкинской сказки. В них все празднично: и проводы царя, и охота богатырей, и их неудачное сватовство, и пир на весь мир.
Точно найден и внешний облик героев. Чернобровое круглое личико царевны, властный лик злой мачехи, открытые мужественные лица богатырей, настоящих добрых молодцев.
Царевна - доброе начало в сказке. Сама природа помогает ей: лес, расступившись, открывает поляну с теремом; солнце шлет девушке свои лучи. Следуя пушкинскому тексту, Маврина очеловечивает силы природы.
Пейзаж в сказке играет большую роль:
1. Настроение царицы подчеркивается привычным русским пейзажем.
Только видит: вьется вьюга,
Снег валится на поля,
Вся белешенька земля.
Пушкин описывает в сказке природу особенно - в виде обращения героя к силам природы, которые должны ему помочь:
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч...
«Сказке о мертвой царевне» свойственна особая мягкость, задушевность. Ее стихи мелодичны и напевны. Конашевич, как никто другой, сумел уловить и передать эту сторону пушкинской сказки, настроение светлой грусти, лиризма. Достигает этого художник тем, что природа в его иллюстрациях становится активным участником происходящего, как бы еще одним героем сказки.
Лингвистический анализ
Учителю необходимо обратить внимание детей на значение некоторых слов. Определим значение некоторых непонятных слов:
1. Подворье - двор, прилегающий к дому с постройками
2. Горница - самая большая комната в доме
3. Светлица - небольшая светлая комната в верхней части дома -терема
4. Полати - настил из досок для спанья, устанавливаемый в избе под потолком между печыо и противоположной ей стеной.
5. Лежанка - выступ в печи для лежания. Изразцовая - из тонких кирпичей, покрытых глянцевым сплавом.
6. Изразец - керамическая плитка для облицовки стен и печей; кафель.
7. Девичник - вечеринка с подругами в доме невесты накануне свадьбы
8. Сочельник - день перед церковными праздниками - Рождеством и Крещением
9. Обедня - церковная служба
10. Приданое - имущество, дававшееся невесте родителями или родными при выходе замуж.
11. Терем - высокое жилое здание или часть его; в нем жили бояре и богатые люди в древней Руси.
12. Сват - посредник между женихом и родителями невесты. Выполнявшая это поручение женщина называлась сваха.
13. Названный брат - человек, с которым побратались. Побрататься - дать обет братской дружбы, верности.
14. Сенная девушка (от слова сени) - дворовая девушка, горничная. Сенные девушки работали в сенях, то есть в помещении, примыкавшем к терему.
15. Зеленое вино - вино, приготовленное из хлебных злаков
16. Царевну усадили в уголок. Угол (красный). В переднем углу в старину сажали почетных гостей.
17. Молвить - сказать
18. Нраву кроткого - спокойного, мирного
19. Краше - красивее
20. Потешить - позабавить
21. Кручиниться - печалиться
22. И царица хохотать,
И прищелкивать перстами.
Перстами от существительного перст - палец. Слова того же корня: перстень, наперсток, перчатка.
23. Л как буду я царица,
Я пожалую тебя...
Пожалую - награжу, одарю
24. Рогатка - деревянный ошейник
25. Ломлива - капризна, заносчива
26. «Черной зависти полна» - полная злобой, свирепой, яростной зависти
27. Наказывает - поручает, велит, приказывает
28. «Ой Вы, молодцы честные» - почтенные, уважаемые
29. Спознать - узнать
30. Величать - называть
31. Прекословить - возражать
32. Сарачины - странное название мусульманских народов (арабов, турок)
33. Черница - монахиня
Учитель отмечает слова с ласкательными суффиксами, выражающими мягкость, задушевность русского народного слова.
Основные ласкательные суффиксы - ушк (юшк), ышк, к, ец, ок, иц - придают мягкость, сердечность речи.
Усадила в уголок,
Подносила пирожок,
Пирожок лишь разломила
Да кусочек прикусила.
Важно отметить, что А.С. Пушкин использует не только особенности народной сказки, но и привлекает в сказку и другие фольклорные жанры: пословицы, поговорки (спрос не грех...), использует выражения свадебного обряда (аль товар не по купцам). Учитель обращает внимание на тропы. Большая часть эпитетов взята из фольклора. Литературные эпитеты (тьма) печальная, пустое (место), (страна) пустая, темный (вход), вечный (сон), (речка) тихоструйная...
В начальной школе предлагается для рассмотрения сказка о «Мертвой царевне и о семи богатырях».
Мы использовали при изучении данной сказки следующий историко - бытовой комментарий.
Сказка «О мертвой царевне и о семи богатырях» была написана в имении отца в селе Болдино бывшей Нижегородской губернии осенью 1833 года.
«Все в Болдино говорило Пушкину о народе, о его трудной жизни. Большой одноэтажный господский дом с дощатой крышей. А неподалеку нищая унылая деревня с избами, крытыми соломой».
Откуда же берет начало эта сказка? Где ее истоки? По этому поводу между исследователями шел спор.
Т.В. Зуева в книге «Сказки Пушкина» выделяет ряд фольклорных источников:
1. Народная немецкая сказка «Белоснежка» из сборника братьев Гримм
2. Литературное переложение сюжета из русского сборника 18 века «Старая погудка на новый лад»
Этапы работы над проектом.
Сказка как жанр устного народного творчества
1 этап
Источники | Литература по теме. Лекция по теме. Посещение музея народного творчества. |
Форма представления | Сценарии и постановки сказок, рисунки, поделки |
Исследование | Индивидуальная и групповая работа по темам |
Литературное чтение | Волшебные сказки. Построение сказок |
Речевое восприятие и развитие | Загадки страны сказочного языка |
ИЗО | Знакомство с картинами В.М. Васнецова: «Иван - царевич на сером волке», с иллюстрациями народных сказок И. Билибина. Конкурс рисунков Конкурс поделок |
Речевое восприятие и развитие | Сочини волшебную сказку |
Музыка | Волшебная сказка в образах музыки. Прослушивание оперы Н.А. Римского - Корсакова «Снегурочка». Прослушивание симфонической картинки М.П. Мусоргского «Избушка на курьих ножках» |
Творчество | Лепим сказочные фигуры из снега |
Речевое восприятие и развитие | Инсценировка волшебной сказки «Царевна - лягушка» |
Литературное чтение | Изучение сказок о животных. Построением сказок. Инсценирование сказки «Кот, петух и лиса» |
Литературное чтение | Изучение бытовых сказок. Инсценирование сказки «Каша из топора» |
Творчество | Работа над сценарием и постановкой |
Защита проекта | Урок творчества: «Путешествие в сказку» (инсценирование волшебной сказки, бытовой, о животных) |
Оценка результатов | Обсуждение. Выводы для дальнейшей проектной деятельности |
2 этап.
Отличие литературной сказки от народной
(сказки А.С. Пушкина)
Источники | Посещение художественного музея А.С. Пушкина. Литература по теме |
Форма представления | Сценарий, спектакль, стихи, видеофильм о проекте, фотоэкспозиция |
Исследование | Индивидуальная и групповая работа |
Литературное чтение | Чтение и изучение сказок А.С. Пушкина |
Речевое восприятие и развитие | Интерес художников к жизни и творчеству А.С. Пушкина |
Музыка | Сказка в музыке. Прослушивание оперы Н. Римского - Корсакова «Золотой петушок». Прослушивание музыки Глинки «Баллада Финна» |
Творчество | Лепим сказочные фигуры из снега. Конкурс рисунков, поделок, масок |
Речевое восприятие и развитие | Лингвистическая экспедиция в страну сказочного языка |
Творчество | Работа над сценарием и постановкой |
Защита проекта | Урок творчества по сказкам А.С. Пушкина (инсценирование сказок) Викторина |
Оценка результатов | Обсуждение. Выводы для дальнейшей проектной деятельности |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление по теме "Организация различных видов деятельности в начальных классах в условиях здоровьесбережения".
Выступление по теме "Организация различных видов деятельности в начальных классах в условиях здоровьесбережения". Забота о здоровье детей подводит...
Статья “Использование различных видов устных упражнений, как средство повышения познавательного интереса к уроку математики”.
Разработки игр, направленных на закрепление знаний и отработку навыков, полученных на уроках математики....
АПО по теме "Формирование коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников посредством использования различных видов творческой деятельности на уроках русского языка и литературного чтения
В соответствии с введением новых ФГОС большое внимание уделяется формированию универсальных учебных действий. В данной работе описана методика формирования коммуникативных УУД посредством творче...
Характеристика различных видов одаренности учащихся начальных классов
Работа в рамках повышения квалификации по теме "Одареный ребенок в школе" 2017 год...
Использование различных видов диктантов в начальной школе
Использование различных видов диктантов при подготовке к ВПР по русскому языку в 4 классе....
Мастер-класс "Использование различных видов чтения"
Цель мастер-класса- формирование навыков осознанного чтения как условие успешности обучения учащихся начальной школы....