Словарь «Добрая речь».
классный час (1 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Классный час «Словарь «Добрая речь».
Педагоги: Ермохина Л.В., Архипова О.В..
Цели:
1.дать представление о вежливом общении.
2.формировать привычку осознанного употребления вежливых слов в речи.
Оборудование:
1.красочно оформленная тетрадь «Словарь «Добрая речь»
2.платок.
Педагог:
Добрый день, ребята! Ежедневно мы встречаемся со многими людьми. Среди них: родные и близкие, друзья и знакомые, учителя и воспитатели, охранники и медики, повара и няни. Трудно сосчитать, сколько людей за день можем мы увидеть. С одним нужно лишь поздороваться, с другим – поговорить, третьему – ответить на вопрос или исполнить его просьбу, к кому-то самому обратиться с просьбой. Как это всё сделать умело, чтобы общение принесло друг другу радость, удовольствие; повысило настроение? А очень просто! Этому нужно учиться! Стать по-настоящему вежливыми людьми вам поможет словарь «Добрая речь», которым должен овладеть каждый из вас.
Первая страница словаря – «Слова приветствия.» Попробуйте отыскать их в стихотворении «Добрые слова.»
Ученик:
«Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем, идущим на работу:
Продавцу, ткачу, врачу, -
«Доброе утро!» - я кричу.
Добрый день!» - кричу я вслед,
Всем, идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречают
Всех, домой спешащих к чаю.
(Дети называют: «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!»).
Педагог:
Какие ещё слова приветствия вы знаете, ребята? (Дети называют: «Здравствуйте!», «Привет!»)
А что обозначает слово «здравствуйте»? Вам хочется узнать? Внимание, открываем секрет…
Здравствуйте, здравствуйте! Кажется, какие это, на первый взгляд, простые и совсем обыкновенные слова. А какие они добрые, солнечные… И сколько радости, света несут они в себе! В этих словах всё: и тепло встречи, и рукопожатие друзей, и пожелание здоровья. Слово «здравствуй» обозначает: здоровье, мир, веселье успех во всех делах. Очень хорошо об этом сказано в стихотворении «Здравствуй!»
Ученик:
«Что такое «Здравствуй»?!
Лучшее из слов,
Потому что «здравствуй» -
Значит, «будь здоров!»
Вечером расстались –
Встретились с утра.
Значит снова: «Здравствуй!»
Говорить пора.»
Педагог:
Запомните, ребята, что слова «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», «Здравствуй!» вы можете говорить и взрослым, и приятелям. А вот слово «привет» говорят только тогда, когда встречают очень хороших друзей, но не взрослых. Все слова приветствия надо произносить по-доброму, с улыбкой. Ребята, почаще используйте слова приветствия в своей жизни, доставляя тем самым побольше радости всем окружающим вас людям!
Вторая страница словаря «Добрая речь»
«Слова благодарности.»
Какие слова благодарности известны вам, ребята? (Дети называют: «Спасибо!», «Благодарю!»)
Ребята, внимательно послушайте стихотворение и подумайте, какого слова не хватает в жизни Маше?
Ученик:
«Маша знала слов не мало,
Но одно из них пропало.
А оно-то, как на грех,
Говорится чаще всех.
Это слово ходит следом
За подарком, за обедом.
Это слово говорят,
Если вас благодарят.»
(Дети называют: «Спасибо»).
Педагог:
А сейчас история про двух мальчиков. Послушайте её, пожалуйста, и помогите мальчикам быть вежливыми:
Ученик:
У мальчонки-невелички
Потерялись рукавички.
Дал Андрей ему свои:
- На, возьми пока мои!
Обнял мальчика рукою,
Говорит ему: «Пойдём,
Рукавички мы с тобою
Обязательно найдём!»
Педагог:
Ребята, какие вежливые слова можно было бы использовать мальчикам? (Дети отвечают.) Правильно, слова благодарности – «спасибо», и слово просьбы – «пожалуйста.»
Ребята , не забывайте говорить прекрасные слова благодарности своим друзьям и одноклассникам, учителям и воспитателям, медикам и поварам, ночным и няням.
Третья страничка словаря – «Слова просьбы».
Слова просьбы и слова благодарности крепко связанны между собой. Я говорю вам: «Спасибо!», вы отвечаете: … «Пожалуйста!» Слов просьбы немало: «Прошу вас!», «Будьте добры!», «Будьте любезны», «Не могли бы вы?», «Если вас не затруднит», «Позвольте спросить».
Послушайте, ребята, одну поучительную историю:
«Однажды Хрюша и Степашка, герои передачи «Спокойной ночи, малыши!», решили посмотреть спектакль в кукольном театре. В автобусе № 7 они доехали до остановки «Улица Гагарина». Вышли из автобуса и направились в театр. Билетов у них не было, - поэтому друзья подошли к кассе.
«Давайте билеты в первый ряд!», - потребовал Хрюша. Кассирша была очень удивлена и строго посмотрела на Хрюшу. Степашке ничего не оставалось делать, как самому просить билеты: «Не могли бы Вы дать нам два билета в первый ряд?» «С большим удовольствием! Пожалуйста! Приятных вам впечатлений!», - ответила кассирша. Хрюше стало вдруг стыдно за своё поведение.»
Вопрос:
Ребята! Как вы думаете, почему Хрюше стало стыдно? (Дети отвечают.)
Правильно, ребята, Хрюша забыл произнести слово просьбы «пожалуйста».
Друзья мои, почаще используйте в своей жизни это волшебное слово!
А сейчас я предлагаю вам игру «Доскажите словечко»:
Слова коротенькие эти
Повсюду слышатся с утра.
Они живут на белом свете,
Запомнить их давно пора.
Растает даже ледяная глыба
От слова тёплого… (спасибо).
Зазеленеет старый пень
Когда услышит: … (добрый день).
Если больше есть не в силах
Скажем маме мы… (спасибо).
Нужно знать как дважды два
Все волшебные слова,
В день, пожалуй, раз до ста
Говорю: … (пожалуйста).
Когда нас бранят за шалости,
Говорим: … (простите, пожалуйста).
Нам должна быть знакома и четвертая страница из словаря «Доброй речи» - «Слова извинения». Вот эти слова: «Извините!», «Мне очень жаль!», «Виноват!», «Простите!», «Сожалею!», «Прошу прощения!» Слова извинения нам очень необходимы: они помогают нам забыть обиду, боль, неприятность. Ребята, старайтесь меньше огорчать друг других людей, а если уж это и случится, не забывайте, пожалуйста, про слова извинения.
И наконец, ребята, мы приоткроем с вами последнюю, пятую страничку словаря – «Слова прощания». Эти слова хорошо знакомы всем нам: «До встречи!», «До свидания!», «Всего доброго!», «Прощайте!», «Счастливо оставаться!», «Спокойной ночи!», «Доброй ночи!», «Пока!»
А сейчас, ребята, представьте себе, что вы ведёте телепередачу «Спокойной ночи, малыши!». Придумайте, пожалуйста, сами слова прощания: 1.от ведущего. 2.от Степашки. 3.от Фили. 4.от Каркуши. (Дети проигрывают ситуацию).
Молодцы, ребята! А сейчас нас ждёт игра «Вежливые прятки».
(По считалочке выбирается водящий. Его задача – узнать по голосу говорившего. Водящему завязывают глаза. Один из детей произносит какое-то слово вежливости: «Добрый день!», «Здравствуй!», «Привет!» … Задача водящего – узнать ученика по голосу.
Считалки:
1.Шла кукушка мимо сети,
А за нею её дети.
Кукушата просят пить…
Выходи – тебе водить!
2.Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять –
Выплывает белый месяц.
Кто до месяца дойдёт,
Первый тот водить пойдёт. )
Итак, ребята, помните всегда и везде о добрых и вежливых словах. Почаще заглядывайте в словарь «Добрая речь!»
«Друзья мои! Твердите
С утра по словарю:
Спасибо, извините,
Позвольте, разрешите,
Я вас благодарю!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение педагогического опыта по теме: "Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся."
Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся....
Конспект занятия по развитию речи в 3 классе КВН «Страна Словария» (Авторская программа «Речевая копилка»)
Конспект занятия по развитию речив 3 классеКВН «Страна Словария»...
Урок развития речи в 3 классе "Загадки толкового словаря"
Урок посвящён загадкам толкового словаря, на уроке ведётся работа с синонимами, антонимами, омонимами, архаизмами. С синонимами , антонимами и омонимами дети уже з...
В словари-за частями речи
Какие бывают словари....
Приложение к презентации проекта "Русской речи государь по прозванию Словарь"
Работа над проектом выполняется в рамках внеклассной работы по русскому языку, окружающему миру и информатике. Выполняя задания, учащиеся уачтся самостоятельно искать необходимую информа...
Конспект открытого урока на тему: "Роль имён существительных в предложении и в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы Знакомство с разными видами словарей, работа со словарями, чтение словарных статей".
На этом уроке русского языка обучающиеся познакомится с разными видами словарей : с толковым словарем, со словарями синонимов и антонимов, со словарем иностранных слов.Дети овладеют первичными н...
Групповая лингвистическая игра «Словарь – мой добрый друг и верный помощник»
Данная методическая разработка предназначена для организации внеклассной работы по русскому языку (по теме "Лексика"). Игра может проводиться в 4-5 классах в рамках "Недели русского языка".Задания для...