Конспект занятия по развитию речи в 3 классе КВН «Страна Словария» (Авторская программа «Речевая копилка»)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Конспект
занятия по развитию речи
в 3 классе
КВН «Страна Словария»
(Авторская программа «Речевая копилка»)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kvn_slovariya.doc | 295.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей № 67
г.о. Тольятти
Конспект
занятия по развитию речи
в 3 классе
КВН «Страна Словария»
(Авторская программа «Речевая копилка»)
подготовила
учитель начальных классов
Полякова Ирина Михайловна
Тольятти
2012
Цели:
- обогащать словарный запас обучающихся;
- прививать интерес к изучению русского языка, его фонетики и орфографии;
- повышать интерес к чтению художественных и фольклорных произведений;
- развивать память, логическое мышление, творческое воображение, наблюдательность, сообразительность;
- воспитывать чувства товарищества, взаимопомощи, взаимовыручки;
- способствовать сплочению детского коллектива.
Оборудование:
- плакаты: «Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск…»
К. Г. Паустовский
«Русский язык неисчерпаемо богат, и все обогащается с быстротой поражающей».
М.Горький
«Борьба за чистоту, за смысловую точность, за остроту языка есть борьба за орудие культуры. Чем острее это орудие, чем более точно направлено – тем оно победоносней» М.Горький
- карточки с буквами;
- конверты с загадками;
- «слоговое» дерево;
- картинки для игры «Цепочка слов»;
- литературный кроссворд «Самый лучший друг»;
- костюмы для инсценировки по стихотворению С.Маршака «Знаки препинания»;
- магнитофон, подбор музыкальных произведений.
Ход КВН
Вступление. Слово учителя.
- Язык, на котором мы говорим, красив и богат. На русском языке говорят не только русские. Он понятен каждому человеку, живущему в России.
Алексей Николаевич Толстой говорил: «Русский народ создал русский язык – яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрелы, певучий и богатый, задушевный, как песня над колыбелью…»
«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык.» К. Г. Паустовский
Приветствие команд. (Участвуют две команды)
1-я команда:
Мы весёлые ребята,
И не любим мы скучать,
С удовольствием мы с вами
Будем в КВН играть.
2-я команда:
И пусть быстрей кипит борьба,
Сильней соревнование,
Успех решает не судьба,
А только наши знания.
1-я команда:
Мы отвечаем дружно,
И здесь сомнений нет:
Сегодня будет дружба
Владычицей побед.
2-я команда:
И, соревнуясь вместе с вами,
Мы останемся друзьями.
Пусть борьба кипит сильней –
И наша дружба крепнет с ней.
Исполнение песни о КВНе (мелодия песни «Улыбка» В.Шаинского).
Любит КВН наш дружный класс,
И объявит заседание сейчас.
Вот болельщики, а вот жюри,
Путь к победе труден, что ни говори.
Нам доверено с тобой
Провести удачно бой,
Чтоб находчивость и знания проверить.
Ты велик, русский язык,
Ты богат, русский язык,
Ты наш друг, и в это все мы будем верить.
Разминка «Угадайте название команды»
Капитан 1:
- Название нашей команды обозначает название предмета, отвечает на вопросы кто?, что?, в предложении бывает подлежащим и второстепенным членом .
Капитан 2:
- Название нашей команды обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какой?, в предложении бывает второстепенным членом .
Ведущий:
- Какое название имеет каждая команда?
- Какие ещё части речи знаете?
Конкурс «Прочитай слово»
Учитель раздаёт командам карточки с буквами, надо составить слова.
1-я команда
У К В Ы Б
И С Л Г О
2-я команда
А В О Л С
Е Л О П Д Р Е Ж Н Е И
Ответы: буквы, слоги, слова, предложение.
Конкурс «Цепочка слов»
У каждой команды карточки с картинками. Выкладывать цепочку начинают со слова КАРАНДАШ. Следующее звено цепочки – слово, которое начинается с того звука, каким кончается слово КАРАНДАШ.
Если найдут два предмета, надо положить по выбору одну картинку, а оставшуюся присоединить позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком.
Команды выставляют предметные картинки на доске. Можно использовать одинаковые наборы картинок, а можно подготовить разные наборы (на усмотрение учителя).
Конкурс «Письмо от бабушки Загадушки»
- Отгадать загадки, сказать, сколько слогов, сколько букв, сколько звуков в словах отгадках.
1-я команда
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной. Ответ: ёж
2-я команда
Хозяин лесной, Просыпается весной,
А зимой, под вьюжный вой,
Спит в избушке снеговой Ответ: медведь. 1-я команда
В белом сарафане
Стала на поляне.
Летели синицы,
Сели на косицы. Ответ: берёза
2-я команда
Что это за девица? -
Не швея, не мастерица,
Ничего себе не шьет,
А в иголках круглый год. Ответ: ёлка
Конкурс «Собери слово»
- Перед вами необычное дерево. На нём вместо листьев висят карточки со слогами. Составьте слова из трёх слогов.
Ответы: косынка, рисунок, ворона, сорока, неделя, куница.
Конкурс «В страну Словарию»
- В отрывках стихотворений не хватает последнего слова. Нужно их закончить.
1-я команда
Портфель у меня не велик и не мал.
Лежит в нём задачник, букварь и …(пенал)
2-я команда
Кто шагает с сумкой книг
Утром в школу? (ученик)
1-я команда
Быть должны всегда в порядке
Твои школьные… (тетрадки)
2-я команда
Кто альбом раскрасит наш?
Ну, конечно, … (карандаш)
Конкурс капитанов
- Определить часть речи (слова, которые выделены).
1-й Посадила мама в печь пироги с капустой печь. (Сущ.; глаг.)
2-й Снежное покрывало всё поле покрывало. (Сущ.; глаг.)
Литературный кроссворд «Самый лучший друг»
Конкурс болельщиков «Учимся писать стихи»
Пока команды разгадывают кроссворд, болельщики сочиняют стихи по опорным словам-рифмам: щенка- пока, помогите – найдите.
Примерное четверостишие:
У меня есть три щенка,
Кличек нет у них пока.
Мне, ребята, помогите,
Клички для щенков найдите.
Конкурс «Наоборот»
- Подобрать антонимы – слова, противоположные по смыслу.
1-я команда
Я антоним к слову «лето»,
В шубу зимнюю одета,
Хоть люблю мороз сама.
Потому что я …( зима)
2-я команда
Я антоним к слову «смех»,
Не от радости-утех,
Я бываю поневоле
От несчастья и от боли,
От обиды, неудач.
Догадались? Это … (плач)
1-я команда
Далеко мой стук слышится вокруг,
Червякам я враг, а деревьям … (друг)
2-я команда
У прохожих на виду
Висело яблоко в саду.
Ну кому какое дело?
Просто яблоко висело.
Только конь сказал,
Что низко, мышонок … (высоко)
Конкурс «Строители слова»
- «Постройте» слово из частей:
1-я команда
Его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода. (Расписка)
2-я команда
Его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба. (Завязка)
Конкурс «Раскрой смысл «крылатых» выражений»
1-я команда
Рукой подать. (близко)
В час по чайной ложке. (медленно)
Морочить голову. (обманывать)
2-я команда
Во весь дух. (быстро)
Прикусить язык. (замолчать)
Ни пуха ни пера. (пожелать удачи)
Инсценировка стихотворения С.Маршака «Знаки препинания»
(Жюри в это время подсчитывает очки)
У последней
Точки
На последней
Строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал Чудак -
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
- Ура! Долой! Караул! Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
- Кто? Кого? Откуда? Как?
Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие.
И прочие, и прочие, и прочие...
Заявили запятые:
- Мы - особы занятые.
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
- Если нет над нами точки,
Запятая - знак пустой! -
Отозвалась с той же строчки
Тётя точка с запятой.
Двоеточие, мигая,
Закричало: -Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,-
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу.
За порядком я слежу.
- Нет...- сказало многоточие,
Еле глазками ворочая,-
Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие...
Вопросительный знак
Удивился: - То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился: -То есть как!
- Так,- сказала точка,
Точка-одиночка.-
Мной кончается рассказ.
Значит, я важнее вас.
Подведение итогов.
Награждение победителей.
Список использованной литературы
В.П.Шульгина
Методическая копилка для учителей начальных классов Серия «Школа радости»
Ростов-на-Дону, Феникс, 2001
Г.С.Швайко
Игры и игровые упражнения для развития речи
М., Просвещение,1988
3. И.Г.Сухин
Незнайка, Хоттабыч и все-все-все…
Сборник литературных викторин, кроссвордов и чайнвордов для детей
М. Новая школа, 1994
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Картинки сканированы из книги Г.С.Швайко (см. п.2)
Кроссворд сканирован из книги И.Г.Сухина (см.п.3)
http://rusforus.ru/viewtopic.php?t=1170
http://luntiki.ru/blog/chtenie/920.html
http://festival.1september.ru/articles/314257/
http://shkola9.edusite.ru/p52aa1.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по развитию речи - 1 класс
Рабочая программа содержит пояснительную записку, учебно-методический комплект литературы, тематическое и календарно-тематическое планирование....
Авторская программа "Речевая копилка" (по развитию речи)
Развитие речи – процесс сложный, творческий. Он невозможен без эмоций, без увлеченности. Недостаточно было бы лишь обогатить память школьника каким-то количеством...
Рабочая программа «Ознакомление с окружающим миром и развитие речи» 2 класс по адаптированной образовательной программе начального общего образования для детей с ЗПР
Рабочая программа "Ознакомление с окружающим миром и развитие речи" 2 класс разработана в соответствии с программой для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ и классов VII вида. Н...
Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта Развития речи, зрительно – пространственных функций и квазипространственных (логико - грамматических) речевых конструкций младших школьников с ОВЗ, имеющих трудности в учении
Развитие зрительно – пространственных функций – важная предпосылка возможности обучения ребенка в школе. В школе ребенок сталкивается с широким кругом пространственных задач, включая ориентировку в по...
Рабочая программа по развитию речи (4 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 4 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издание - М.: Просвещение...
Рабочая программа по развитию речи (3 класс) на тему: "Рабочая программа по развитию речи 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
Развитие речи детей. Путешествие в страну правильной речи.
Я предлагаю вам отправиться в увлекательное путешествие в страну Правильной речи. Для того, чтобы попасть в эту волшебную страну, нам нужно преодолеть путь, на котором будут встречаться разные вопросы...