Урок развития речи в 3 классе "Загадки толкового словаря"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Коновалова Наталья Анатольевна

       Урок посвящён загадкам толкового словаря, на уроке ведётся работа с синонимами, антонимами, омонимами, архаизмами. С синонимами , антонимами и омонимами дети уже знакомы, а архаизмы они изучают на примере отрывка "У ЛУКОМОРЬЯ" А.С.Пушкина. Задания на уроке дифференцированные(отдельные задания для сильных и слабых учеников), что способствует созданию ситуации успеха у каждого ученика. Во времы физминуток используются упражнениядля мобилизации внимания, улучшения мозгового кровообращения, снятия усталости и напряжения с глаз.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ЗАГАДКИ ТОЛКОВОГО СЛОВАРЯ

Слайд 2

Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви и ненависти. Благодаря слову можно приобрести друзей и врагов. Берегись такого слова, которое разъединяет людей. Толстой Л.Н.

Слайд 4

СИНОНИМЫ

Слайд 5

Топить

Слайд 6

мир

Слайд 7

Гимнастика для глаз

Слайд 8

словари Словари сопутствуют просвещению так же , как типографии, театры, журналы. Трудно представить себе человека , который знал бы свой язык в такой мере, что ему вовсе не нужно пособие словаря… Словарь отечественного языка есть одна из самых необходимых настольных книг для всякого образованного человека…( И.И.Срезневский)



Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока развития речи в 3А классе по теме:

« Загадки толкового словаря».

( Урок №16 в теме №1 «Слово».)

Цель урока:

Освоение учащимися лексических групп слов по их значениям и активное употребление их в речи. 

    Задачи урока:

Образовательные:

1.Углубить представление учащихся о лексических разрядах слов ( о синонимах, антонимах, омонимах)

2.Познакомить учащихся с архаизмами и их использованием в художественной литературе. 

Развивающие:

  1. Развить умение детей работать с толковым словарём.
  2. Обогатить речь учащихся за счёт активного использования синонимов, антонимов, омонимов.

Воспитательные:

  1. Воспитывать любовь к родному языку и чистоте речи.
  2. Формировать толерантное отношение между людьми.

  Методы обучения:

-    беседа,   фронтальный   опрос,   самостоятельная   работа    при    выполнении дифференцированных  заданий.

Оборудование:

Телевизор, DVD  проигрыватель, ноутбук, экран, мультимедийный проектор для просмотра слайд-шоу.

ХОД УРОКА.

Высвечивается слайд с темой урока.

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.(1 минута).

 Каждый человек хоть один раз в своей жизни сталкивался с чем-нибудь для себя непонятным. Чаще всего нам непонятны новые и незнакомые слова. Когда в такую ситуацию попадает образованный человек, то он  сразу обращается за помощью к толковому словарю. Как вы думаете, почему так называется словарь?

Конечно, там всё растолковывается, то есть даётся объяснение каждому слову. Вот и сегодня нам предстоит разгадать загадки толкового словаря, познакомиться с новыми словами, которые в нашей речи употребляются редко. И, конечно, мы будем стремиться запомнить сегодня как можно больше новых слов, чтобы наша речь стала более разнообразной. Нам сегодня не обойтись без  багажа знаний, который у нас уже есть. Если мы с вами откроем любой толковый словарь, то  увидим, что в нём даётся объяснение значений отдельных слов. Вот и наш урок посвящён сегодня тому, без чего очень трудно себе представить общение людей между собой. Конечно - это  слово.

ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО.( 1 минута).

Показывается следующий слайд. Я предлагаю вам посмотреть на эту таблицу  и сказать, с какими понятиями мы с вами уже  хорошо знакомы.

Нам знакомы понятия: синонимы, антонимы, омонимы, а вот с архаизмами нам предстоит познакомиться  сегодня на уроке. Дома вы должны были повторить, что такое синонимы, антонимы, омонимы. Давайте начнём наше повторение с антонимов.

АНТОНИМЫ.(5 минут).

Давайте вспомним,  что такое антонимы. ( это слово образовалось от греческих слов против и имя) Антонимы - это слова с противоположными лексическим значениями.  Приведите примеры известных вам антонимов и определите, какой частью речи они являются. (Дети приводят примеры антонимов и определяют  части речи.)

 На доске высвечивается следующий слайд.

Давайте прочитаем высказывание великого писателя Л.Н.Толстого. Он написал  много  произведений, всегда очень бережно относился к каждому слову, старался из огромного количества слов выбрать самые меткие и подходящие слова. В его высказывании есть пары антонимов, которые вам надо найти, записать и определить,  какая это часть речи. Работать вы сегодня будете на листах ответов, которые перед вами. Подпишите свой лист ответов. Высвечивается слайд с высказыванием Л.Толстого                                                                            

Дети записывают пары антонимов:

     Сущ.       Сущ.        Глаг.            Глаг.                  Сущ.         Сущ.

  Друзья – враги, соединить-разъединить, любовь- ненависть. Как вы думаете, для чего в таком маленьком отрывке  Толстой Л.Н.  употребил столько антонимов? Для того, чтобы подчеркнуть важность чего-то часто в предложении используют антонимы, благодаря  им  наша речь становится более точной. А какие орфограммы вам встретились в этих словах? Дети называют орфограммы и объясняют правописание слов. Ребята, попробуйте сами составить предложения, употребив в них антонимы.  Дети записывают свои предложения, потом зачитывают их, называя пару антонимов.

        ФИЗМИНУТКА.(2 минуты).

1). Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. 

Исходное положение - сидя, руки на поясе, поворот головы направо , и.п., поворот головы налево, и.п. , голову наклонить вперёд, и.п. Медленно повторяется 4-6 раз.

2).Упражнения для мобилизации внимания.

И.п.- стоя, руки вдоль туловища. Правую руку на пояс, левую руку на пояс, правую на плечо, левую на плечо, правую вверх, левую вверх,3 хлопка над головой, правую на плечо, левую на плечо, правую на пояс, левую на пояс, правую вниз, левую вниз, 3 хлопка по бёдрам. Повторяется 2 раза., сначала медленно ,  потом побыстрее

 СИНОНИМЫ.(5 минут).

Следующая группа, которая нам известна - это синонимы. Что это такое? Синонимы

( от греческого  слова одноимённый) - это слова различные по звучанию  и  написанию, но имеющие одинаковое или близкое  лексическое значение. Приведите примеры синонимов. Ребята, а почему мы в нашей речи употребляем синонимы? Благодаря синонимам  наша речь становится красивой, яркой и разнообразной.

 На доске высвечивается новый слайд.

Это всем известное животное-заяц. Очень часто в произведениях  авторы употребляют синонимы к слову заяц. Какие синонимы вы можете подобрать к  этому слову? Высвечивается слайд с изображением зайца.

.

Показывается следующий слайд с синонимами к слову заяц.

А теперь вам надо выполнить следующее задание. Первому варианту надо изменить данный текст, употребив синонимы к слову заяц. У второго варианта задание сложнее. Ребятам второго варианта надо изменить текст,  используя синонимы к слову заяц  и  к слову лиса.

          ТЕКСТ, С КОТОРЫМ РАБОТАЮТ ДЕТИ 1 ВАРИАНТА.

 Поднимаюсь я на пригорок. Вот вижу откуда ни возьмись – заяц (_________________). Летит заяц  (______________________), что есть сил. Дрожит заяц  (___________________). За зайцем (_______________________) с горы несутся собаки. Вот от кого спасался заяц (________________).

Взял я зайца (________________________) и спрятал за пазуху, собаки подбежали и ничего не нашли. Сидит заяц (_______________________) , чувствует, что рядом друг.

ТЕКСТ ,  С КОТОРЫМ РАБОТАЮТ ДЕТИ  2  ВАРИАНТА.

Жили в лесу лиса и заяц. Каждый день лиса ( ________________________) и заяц

(________________________) встречались на любимой полянке. Домик лисы  (______________________    ) находился на солнечной стороне леса. Домик зайца

(___________________________) в тени деревьев. Лиса  (__________________)и заяц (________________________) любили ходить друг к другу в гости. Однажды зимой  зайка заболел. Лиса первой пришла к нему на помощь. Лиса (__________________________) принесла ему мёд и  малину.     А когда заяц

 ( _____________________________)поправился, друзья снова стали играть на  своей любимой полянке.

Учащиеся зачитывают свои работы. И делают вывод, что благодаря синонимам наша речь становится более интересной и непохожей.

ОМОНИМЫ.( 7 минут).

Следующая группа слов - это омонимы. Это название образовалось  от  греческих слов одинаковый  и имя, т.е. одинаковое имя.

Омонимы – это слова одинаковые по написанию и звучанию, но разные по  лексическому значению. Приведите примеры омонимов.

Учащиеся приводят примеры омонимов, объясняя их лексическое значение.

           Посмотрите в словаре,    что означает слово топить, сколько у него значений.  У омонима топить два значения. Можно топить печь, а можно в морском бою топить флот врага.

(Показывается слайд с изображением русской печки и морского боя ).

Дети получают задание составить два предложения  со  словом  топить, в которых должно отразиться его лексическое значение. Потом зачитывают свои предложения.

Молодцы, очень   важно не только знать омонимы, но и правильно употреблять их в речи.

ФИЗМИНУТКА.( 2 минуты).

1.Упражнения для глаз.

Откинувшись назад, сделать глубокий вдох, затем, наклонившись вперёд, сделать выдох. Повторить 3-4 раза.

Откинувшись на спинку стула, зажмурить глаза, вернуться в исходное положение, открыть глаза. Повторить 3-4 раза.

Руки на пояс, повернуть голову вправо, посмотреть на локоть правой руки, повернуть голову влево, посмотреть на локоть левой руки, вернуться в исходное положение.

Поднять глаза кверху, сделать ими круговые движения  по часовой  стрелки, затем против часовой стрелки. Повторить 3-4 раза.

НОВАЯ ТЕМА: « АРХАИЗМЫ».( 15 минут).

Следующая группа слов называется архаизмы, эти слова нам не знакомы, поэтому следует обратиться к толковому словарю и прочитать, как там объясняется это слово.

Архаизмы – это слова или  выражения, вышедшие из активного употребления, т.е. устаревшие. Это устаревшие синонимы современных слов. Архаизмы употребляются при описании прошлого, в художественной литературе, чаще всего в сказках. Каждому человеку известны  произведения А.С.Пушкина, сейчас мы посмотрим отрывок из поэмы А.С.Пушкина « Руслан и Людмила», ваша задача услышать ,  какие архаизмы употребил поэт.

После просмотра отрывка ребята работают с текстом « Лукоморье», в котором подчёркивают архаизмы.

У лукоморья дуб зелёный;

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса; там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Там на неведомых дорожках

Следы невиданных зверей;

Избушка там  на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол  видений  полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит ,

А серый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою Ягой

Идёт, бредёт сама собой;

Там царь  Кащей  над златом чахнет;

Там русский дух…там Русью пахнет!

И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот  учёный

Свои мне сказки говорил.

 Но ведь мы с вами говорили о том, что важно знать, что обозначает незнакомое слово, поэтому снова обращаемся за помощью к толковому словарю, где находим значения этих слов.

Прихлынуть- приблизиться.

Брег- берег.

Витязь - в Древней Руси так называли отважного и доблестного воина.

Чрез – это устаревший предлог через.

Тужить – горевать.

Злато – золото.

Чахнуть – сохнуть.

Лукоморье – морской залив.

Песнь – песня.

Дол – долина.

Неведомо  кто – не знание кого-то.

Верноподданный – человек, который соблюдает верность своему хозяину.

Ступа – металлический или деревянный сосуд, в котором что-то толкут. В ступе летает баба-яга.

После проверки дети записывают свои предложения с архаизмами и зачитывают их.

ИТОГ УРОКА.(2 минуты).

Наш урок подходит к концу, мы сегодня  совсем  немного приоткрыли тайну слов русского языка, нашим помощником  на уроке был толковый словарь,  без его помощи мы бы не справились.

Именно ему посвящены эти строки одного известного учёного. Давайте прочитаем это высказывание. Высвечивается последний слайд.

Сегодня на уроке вы с большим интересом работали со словарём, но я очень бы хотела верить в то, что и в будущем он останется вашим верным помощником, так как с его помощью мы расширяем свои знания русского языка, становимся более грамотными и культурными.

 Выставляются оценки за урок, домашнее задание у ребят на рабочих листах.

( Записать 5 предложений с архаизмами ,   с которыми познакомились на уроке).


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи с элементами культуры речи в 4 классе по теме «Учимся составлять аннотации»

Материал содержит разработку урока русского языка по УМК "Перспективная начальная школа" и презентацию к нему....

Урок развития речи. 2 класс. Тема "Роль синонимов и антонимов в речи""

Подробный конспект урока с электронной презентацией....

Развитие речи и формирование активного словаря обучающегося с ОВЗ

Основные направления работы по развитию речи и формированию активного словаря школьника с ОВЗ следующие:-  словарная работа; обогащение словарного запаса - развитие речевого аппарата - ...

Урок русского языка 2 класс "Толковый словарь"

Урок русского языка 2 классТема: Толковый словарь.Цель урока: - научить определять значение незнакомых слов;- устанавливать значения с помощью контекста и толкового словаря;- закрепить знания о лексич...

Имя существительное, лексическое значение имени существительного и его роль в речи. Работа с толковым словарем С.И. Ожегова, О.Н. Трубачева.

На уроках русского языка дети должны научиться работать со словарями. На данном уроке, в 4 классе, учащиеся работают с толковыми словарями С.И. Ожегова, О.Н. Трубачева....