Рабочая программ по внеурочной деятельности "Шахматы" 2 год обучения
календарно-тематическое планирование (2 класс) на тему
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п. В.А.Сухомлинский писал: "Уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются теоретики, мечтатели". Шахматы необходимы и теоретикам, и мечтателям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
shakhmatist_2_klass.docx | 49.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
СОГЛАСОВАНО Протокол заседания методического объединения МБОУ СОШ №2 от___________20__года №______ Руководитель МО классных руководителей___________/________/ Подпись Ф.И.О. | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по ВР ____________/_________/ Подпись Ф.И.О. _____________20___год | УТВЕРЖДАЮ директор МБОУ СОШ № 2 _____________/_________/ Подпись Ф.И.О. Приказ от______ №_____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Шахматист»
Направление «Физкультурно - спортивное»
для 2 класса
Составитель:
Шебанова Марина Николаевна,
педагог дополнительного образования
2014 – 2015 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта начального образования и авторской программы И.Г. Сухин «Шахматы – школе».
Закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»
Федеральный государственный образовательный стандарт, утвержденный приказом Министерства образования и науки от 06 октября 2009 г. № 373
Примерное региональное положение об организации внеурочной деятельности обучающихся в общеобразовательных учреждениях Ростовской области, утвержденным приказом Министерства общего и профессионального образования Ростовской области от 20 июля 2012 г. № 668
Уставом МБОУ СОШ №2
Положение о порядке утверждения и структуре рабочих программ внеурочной деятельности Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школе №2 г. Донецка Ростовской области, приказ от 30.08. 2013 № 164.
Шахматы – это не только игра, доставляющая детям много радости, удовольствия, но и действенное, эффективное средство их умственного развития. Процесс обучения азам шахматной игры способствует развитию у детей способности ориентироваться на плоскости, развитию аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений, учит ребенка запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности и т.п. В.А.Сухомлинский писал: "Уже в дошкольном возрасте среди детей выделяются теоретики, мечтатели". Шахматы необходимы и теоретикам, и мечтателям. Теоретикам они помогут отточить их логический аппарат, а у мечтателей они позволят создать столь необходимый для учёбы в школе баланс. Практика показала, что грамотно выстроенный процесс обучения шахматам много даёт и одарённым детям, и условно обычным, и слабым, и детям с различными функциональными расстройствами. Поэтому начинать обучение мудрой игре желательно как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка. Исследования отечественных и зарубежных психологов свидетельствуют о том, что одно из ценнейших умений, которое необходимо сформировать у детей как можно раньше, это умение действовать в уме, или, как указывает Я.А.Пономарёв, "внутренний план действий". Проблема формирования внутреннего плана действий остаётся одной из самых актуальных и на заре XXI века. Когда следует начинать его формирование? Разумеется, в сензитивный период, т.е. тогда, когда ребёнок может без труда овладеть тем, на что в ином возрасте затратит гораздо больше времени. Идеальным инструментом для формирования умственных действий представляются шахматы.
Актуальность программы обусловлена тем, что в начальной школе происходят радикальные изменения: на первый план выдвигается развивающая функция обучения, в значительной степени способствующая становлению личности младших школьников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.
Введение «Шахмат» позволяет реализовать многие позитивные идеи отечественных теоретиков и практиков — сделать обучение радостным, поддерживать устойчивый интерес к знаниям. Шахматы в начальной школе положительно влияют на совершенствование у детей многих психических процессов и таких качеств, как восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением. Обучение игре в шахматы с самого раннего возраста помогает многим детям не отстать в развитии от своих сверстников, открывает дорогу к творчеству сотням тысяч детей некоммуникативного типа. Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Педагогическая целесообразность программы объясняется тем, что начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Стержневым моментом занятий становится деятельность самих учащихся, когда они наблюдают, сравнивают, классифицируют, группируют, делают выводы, выясняют закономерности. При этом предусматривается широкое использование занимательного материала, включение в уроки игровых ситуаций, чтение дидактических сказок и т. д.
Важное значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность на занятиях, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Цели программы:
- Обучить правилам игры в шахматы.
- Сформировать умения играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими фигурами без нарушений правил шахматного кодекса.
- Воспитать уважительное отношение в игре к противнику.
Задачи:
- Познакомить с шахматными терминами, шахматными фигурами и шахматным
кодексом.
- Научить ориентироваться на шахматной доске.
- Научить правильно помещать шахматную доску между партнерами; правильно
расставлять фигуры перед игрой; различать горизонталь, вертикаль, диагональ.
- Научить играть каждой фигурой в отдельности и в совокупности с другими
фигурами.
- Сформировать умение рокировать; объявлять шах; ставить мат.
- Сформировать умение решать элементарные задачи на мат в один ход.
- Познакомить с обозначением горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур.
- Познакомить с ценностью шахматных фигур, сравнительной силой фигур.
- Сформировать умение записывать шахматную партию.
- Сформировать умение проводить элементарные комбинации.
- Развивать восприятие, внимание, воображение, память, мышление, начальные формы волевого управления поведением.
Объем программы: На реализацию курса отводится 1 час (40мин )в неделю, 2 класс – 31 час в год.
Основные формы работы на занятии: индивидуальные, групповые и коллективные (игровая деятельность).
Структура занятия включает в себя изучение теории шахмат через использование дидактических сказок и игровых ситуаций.
Для закрепления знаний обучающихся используются дидактические задания и позиции для игровой практики.
Основные методы обучения:
Формирование шахматного мышления у ребенка проходит через ряд этапов от репродуктивного повторения алгоритмов и схем в типовых положениях, до творческого применения знаний на практике, подразумевающих, зачастую, отказ от общепринятых стереотипов.
- На начальном этапе преобладают игровой, наглядный и репродуктивный методы. Они применяется при знакомстве с шахматными фигурами, изучении шахматной доски, обучении правилам игры, реализации материального перевеса.
- Большую роль играют общие принципы ведения игры на различных этапах шахматной партии, где основным методом становится продуктивный. Для того чтобы реализовать на доске свой замысел, учащийся овладевает тактическим арсеналом шахмат, вследствие чего формируется следующий алгоритм мышления: анализ позиции - мотив - идея - расчёт - ход. Продуктивный метод играет большую роль и в дальнейшем при изучении дебютов и основ позиционной игры, особенно при изучении типовых позиций миттельшпиля и эндшпиля.
- При изучении дебютной теории основным методом является частично-поисковый. Наиболее эффективно изучение дебютной теории осуществляется в том случае, когда большую часть работы ребенок проделывает самостоятельно.
- На более поздних этапах в обучении применяется творческий метод, для совершенствования тактического мастерства учащихся (самостоятельное составление позиций, предусматривающих определенные тактические удары, мат в определенное количество ходов и т.д.).
- Метод проблемного обучения. Разбор партий мастеров разных направлений, творческое их осмысление помогает ребенку выработать свой собственный подход к игре.
Использование этих методов предусматривает, прежде всего, обеспечение самостоятельности детей в поисках решения самых разнообразных задач.
Основные формы и средства обучения:
- Практическая игра.
- Решение шахматных задач, комбинаций и этюдов.
- Дидактические игры и задания, игровые упражнения;
- Теоретические занятия, шахматные игры, шахматные дидактические игрушки.
- Участие в турнирах и соревнованиях.
Формы контроля
Применяемые методы педагогического контроля и наблюдения, позволяют контролировать и корректировать работу программы на всём её протяжении и реализации. Это дает возможность отслеживать динамику роста знаний, умений и навыков, позволяет строить для каждого ребенка его индивидуальный путь развития. На основе полученной информации педагог вносит соответствующие коррективы в учебный процесс. Контроль эффективности осуществляется при выполнении диагностических заданий и упражнений, с помощью тестов, фронтальных и индивидуальных опросов, наблюдений. Контрольные испытания проводятся в торжественной соревновательной обстановке.
Содержание курса.
Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен младшим школьникам. Большое значение при изучении шахматного курса имеет специально организованная игровая деятельность, использование приема обыгрывания учебных заданий, создания игровых ситуаций.
Содержание второго года обучения включает непосредственно обучение шахматной игре, освоение правил игры в шахматы, а так же знакомятся с шахматной нотацией, творчеством выдающихся шахматистов.
На занятиях используются обучающие плакаты, диаграммы задачи для самостоятельного решения, загадки, головоломки по темам, лабиринты на шахматной доске, кроссворды, ребусы, шахматное лото, викторины и др., решение которых дают не только информацию о какой-либо фигуре, но и представление об ее игровых возможностях и ограничениях. Кроме этого учащимся предлагаются темы для самостоятельного изучения: «Ферзь против пешки», «Ферзь против короля» и др., занимательные рассказы из истории шахмат, тесты для проверки полученных знаний.
Содержание курса | Количество часов | Перечень универсальных действий обучающихся |
1. Краткая история шахмат. | 1ч | Знать шахматные термины: белое и черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, центр, партнёры, начальное положение, белые, черные, ход, взятие, шах, мат, пат, ничья; знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.. |
2. Шахматная нотация. | 3ч | Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всей группы. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). обобщать, делать несложные выводы; уметь проводить элементарные комбинации; уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации. |
3. Ценность шахматных фигур | 4ч | Знать названия шахматных фигур: ладья, слон, ферзь, конь, пешка, король, знать правила хода и взятия каждой фигурой; различать диагональ, вертикаль, горизонталь. Уметь ориентироваться на шахматной доске, в шахматной нотации; определять последовательность событий; выявлять закономерности и проводить аналогии. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста). Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им. |
4. Техника матования одинокого короля | 4ч | Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие шахматные объекты, как ходы шахматных фигур, сильная и слабая позиция, сила шахматных фигур. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). Знать правила хода и взятия каждой фигурой; уметь проводить элементарные комбинации; уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).В предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить. |
5. Достижение мата без жертвы материала | 4ч | Определять и высказывать под руководством учителя самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы). В предложенных учителем ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и учителя, как поступить. Учиться работать по предложенному учителем плану. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного, учиться совместно с учителем и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей, уметь проводить элементарные комбинации; уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. |
6. Шахматная комбинация | 15ч | Уметь проводить элементарные комбинации; уметь планировать нападение на фигуры противника, организовать защиту своих фигур. Слушать и понимать речь других. Совместно договариваться о правилах общения и поведения, следовать им. Учиться выполнять различные роли в группе (исполнителя, критика). Преобразовывать информацию из одной формы в другую: находить и формулировать решение шахматных задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем). определять последовательность событий; выявлять закономерности и проводить аналогии. Учиться совместно с учителем и другими учащимися давать эмоциональную оценку деятельности товарищей. Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя. Проговаривать последовательность действий. |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема занятий | Кол-во часов | Дата | Описание примерного содержания занятий | |
план | факт | ||||
Краткая история шахмат (1ч.) | |||||
1 | Происхождение шахмат. Легенды о шахматах. | 1 | 1.09. 14 | 1.09. 14 | Рождение шахмат. От чатуранги к шатранджу. Шахматы проникают в Европу. Чемпионы мира по шахматам. Просмотр диафильма «Книга шахматной мудрости. Второй шаг в мир шахмат». Чемпионы мира по шахматам. Игровая практика. |
Шахматная нотация (3ч.) | |||||
2. | Обозначение горизонталей, вертикалей, полей | 1 | 8.09 | 8.09 | Обозначение горизонталей и вертикалей, полей, шахматных фигур. Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. Запись начального положения. Обозначение шахматных фигур и терминов. Игровая практика (с записью шахматной партии или фрагмента шахматной партии). “Назови вертикаль”. Педагог показывает одну из вертикалей, ученики должны назвать ее (например:“Вертикаль “е”), Так школьники называют все вертикали. Затем педагог спрашивает: “На какой вертикали в начальной позиции стоят короли? Ферзи? Королевские слоны? Ферзевые ладьи?” И т. п. “Назови горизонталь”. Это задание подобно предыдущему, но дети выявляют горизонталь (например:“Вторая горизонталь”). “Назови диагональ”. А здесь определяется диагональ (например: “Диагональ е1 – а5”). “Какого цвета поле?” Учитель называет какое-либо поле и просит определить его цвет. “Кто быстрее”. К доске вызываются два ученика, и педагог предлагает им найти на демонстрационной доске определенное поле. Выигрывает тот, кто сделает это быстрее. “Вижу цель”. Учитель задумывает одно из полей и предлагает ребятам угадать его. |
3. | Обозначение шахматных фигур и терминов. Запись начального положения | 1 | 15.09 | 15.09 | |
4. | Краткая и полная шахматная нотация. Запись шахматной партии. | 1 | 22.09 | 22.09 | |
Ценность шахматных фигур (4ч.) | |||||
5 | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. | 1 | 29.09 | 29.09 | Ценность фигур. Сравнительная сила фигур. Достижение материального перевеса. Способы защиты “Кто сильнее”. Педагог показывает детям две фигуры и спрашивает: “Какая фигура сильнее? На сколько очков?” “Обе армии равны”. Педагог ставит на столе от одной до четырех фигур и просит ребят расположить на своих шахматных досках другие наборы фигур так, чтобы суммы очков в армиях учителя и ученика были равны. “Выигрыш материала”. Педагог расставляет на демонстрационной доске учебные положения, в которых белые должны достичь материального перевеса. “Защита”. В учебных положениях требуется найти ход, позволяющий сохранить материальное равенство. |
6 | Достижение материального перевеса | 1 | 6.10 | 6.10 | |
7 | Достижение материального перевеса. Способы защиты. | 1 | 13.10 | 13.10 | |
8 | Защита. | 1 | 20.10 | 20.10 | |
Техника матования одинокого короля (4ч.) | |||||
9 | Две ладьи против короля. | 1 | 10.11 | Две ладьи против короля. Ферзь и ладья против короля. Король и ферзь против короля. Король и ладья против короля. Дидактические игры и задания | |
10 | Ферзь и ладья против короля. | 1 | 17.11 | ||
11 | Ферзь и король против короля. | 1 | 24.11 | ||
12 | Ладья и король против короля. | 1 | 1.12 | ||
Достижение мата без жертвы материала (4ч.) | |||||
13 | Учебные положения на мат в два хода в эндшпиле. | 1 | 8.12 | Учебные положения на мат в два хода в дебюте, миттельшпиле и эндшпиле (начале, середине и конце игры). Защита от мата. Дидактические игры и задания | |
14 | Цугцванг. | 1 | 15.12 | ||
15 | Учебные положения на мат в два хода в миттельшпиле. | 1 | 22.12 | ||
16 | Учебные положения на мат в два хода в дебюте. | 1 | 12.01 | ||
Шахматная комбинация (15ч.) | |||||
17 | Матовые комбинации. Тема отвлечения. | 1 | 19.01 | Достижение мата путем жертвы шахматного материала (матовые комбинации). Типы матовых комбинаций: темы разрушения королевского прикрытия, отвлечения, завлечения, блокировки, освобождения пространства, уничтожения защиты и др. Шахматные комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Комбинации для достижения ничьей (комбинации на вечный шах, патовые комбинации и др.) “Объяви мат в два хода”. Требуется пожертвовать материал и дать мат в два хода. “Сделай ничью”. Требуется пожертвовать материал и достичь ничьей. “Выигрыш материала”. Надо провести простейшую двухходовую комбинацию и добиться материального перевеса. | |
18 | Матовые комбинации. Тема завлечения. | 1 | 26.01 | ||
19 | Матовые комбинации. Тема блокировки. | 1 | 2.02 | ||
20 | Тема разрушения королевского прикрытия. | 1 | 9.02 | ||
21 | Тема освобождения пространства и уничтожения защиты. | 1 | 16.02 | ||
22 | Другие темы комбинаций и сочетание темат. приемов. | 1 | 2.03 | ||
23 | Комбинации, ведущие к достижению материального перевеса. Тема отвлечения. Тема завлечения. | 1 | 16.03 | ||
24 | Тема уничтожения защиты. Тема связки. | 1 | 23.03 | ||
25 | Тема освобождения пространства. Тема перекрытия. | 1 | 6.04 | ||
26 | Тема превращения пешки. | 1 | 13.04 | ||
27 | Сочетание тактических приемов. | 1 | 20.04 | ||
28 | Патовые комбинации. | 1 | 27.04 | ||
29 | Комбинации на вечный шах. | 1 | 4.05 | ||
30 | Типичные комбинации в дебюте. | 1 | 18.05 | ||
31 | Типичные комбинации в дебюте (услож. примеры). | 1 | 25.05 | ||
Информационно-методическое обеспечение
Печатные пособия:
- Сухин И.Г. Программы курса "Шахматы – школе: Для начальных классов общеобразовательных учреждений". - Обнинск: Духовное возрождение, - 2011.-40 с.
- Сухин И. Шахматы, второй год, или Играем и выигрываем. - 2002.
- Сухин И. Шахматы, второй год, или Учусь и учу. - 2002
Оборудование:
- шахматные доски с набором шахматных фигур
- шахматные часы
- шаблоны горизонтальных, вертикальных и диагональных линий
- шаблоны латинских букв (из картона или плотной бумаги) для изучения шахматной нотации
- мешочек, сшитый из любой ткани для игры «Волшебный мешочек»
- компьютер
- проектор
- доска
Результаты образовательной деятельности:
- Рост личностного, интеллектуального и социального развития ребёнка, развитие коммуникативных способностей, инициативности, толерантности, самостоятельности.
- Приобретение теоретических знаний и практических навыков в шахматной игре.
- Освоение новых видов деятельности (дидактические игры и задания, игровые упражнения, соревнования).
Конечным результатом обучения считается умение сыграть по правилам шахматную партию от начала до конца. Это предполагает определенную прочность знаний и умение применять их на практике.
К концу учебного года дети должны знать/уметь:
Знать:
- обозначение горизонталей, вертикалей, полей, шахматных фигур;
- ценность шахматных фигур, сравнительную силу фигур.
Уметь:
- записывать шахматную партию;
- матовать одинокого короля двумя ладьями, ферзем и ладьей, королем и ферзем, королем и ладьей;
- проводить элементарные комбинации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" первый год обучения.
В процессе обучения используется следующее учебное пособие: Экологический дневник Морозова Е.Е., Евдокимова Е.Г., Исаева О.А. «Эколого-образовательный проект «Растём вместе». Серия: начальное ес...
Рабочая программа по внеурочной проектной деятельности «ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЕ ОБУЧЕНИЕ»
Практика использования методов исследовательского обучения в основном учебном процессе современной российской школы находит все большее применение. Современный учитель все чаще стремится предлаг...
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивного клуба «Мир спорта» Ступень обучения 2 класс Количество часов 102
Рабочая программа по внеурочной деятельности спортивного клуба «Мир спорта» Ступень обучения 2 класс Количество часов 102 Автор сос...
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" третий год обучения.
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" третий год обучения....
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Юный эколог" второй год обучения.
Рабочая программа составлена на основе дополнительной образовательной программы «Юный эколог» Н.А. Ежовой, в соответствии с требованиями ФГОС НОО и направлена на формирование экологической компе...
Рабочая программа по внеурочной деятельности- кружок "Тевень парсте"("Юные мастера"), 1 год обучения
Представлен план работы кружка "Тевень парсте", первый год обучения. Содержит региональный компонент....
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления "Азбука общения" (1 год обучения)
Рабочая программа курса внеурочной деятельности духовно-нравственного направления расчитана на 4 года. Представленная программа для первого года обучения.Актуальность программы определена тем, ч...