Педагогический, коллективный, годовой проект "Память поколений", посвящённый 70 ВОВ.
проект (4 класс) по теме
Данный проект, является коллективной, творческой работой педагогов нашей школы.
Авторы проекта:
Алимова Е. Н. - заместитель директора по ВР и руководитель хоровой студии "Домисолька",
Двойносова Л. Г. - учитель физкультуры и руководитель танцевального коллектива "Карамелька",
Дедюрина А.В. - учитель музыки и руководитель музыкального театра "Шутка",
Латманизова Е. Г. - учитель ИЗО и руководитель студии "Соцветие",
Самородова Э. А. - педагог дополнительного образования, руководитель анимационной студии "Улыбка"
и редактор школьной газеты "Совёнок"
Смирнова Г. И. - учитель начальных классов, социальный педагог школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Методический паспорт проекта "Память поколений" | 56.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Методический паспорт коллективного педагогического проекта
«Память поколений»
Адресация
Проект выполняется в рамках учебных предметов:
- Литературное чтение;
- Окружающий мир;
- ОРКСЭ
Предметов художественно-эстетического цикла:
- Музыка;
- Изобразительное искусство;
- Технологии
И программы внеурочной деятельности учащихся:
- Музыкальный театр «Шутка»;
- Танцевальная студия «Карамелька»;
- Хоровая студия «Домисолька»
- Студия изобразительного искусства «Соцветие»
- Компьютерные технологии;
- Авторские проекты учащихся;
- Авторские проекты учителей
Проект предназначен для учащихся 1- 4-х классов, родителей, учителей, педагогов дополнительного образования и воспитателей группы продлённого дня.
Актуальность
В течение последних 5 лет, инициативная группа учителей разрабатывает коллективный проект на текущий учебный год, по которому работает весь школьный коллектив: учителя, родители и ученики, что способствует консолидации наших сил, направленных на реализацию главной цели, воспитание и обогащение духовного мира маленького ребёнка. Каждый новый проект, является логическим продолжением предыдущего проекта и основой для создания последующего проекта.
Главная цель остаётся неизменной, так как является актуальной не только в нашей школе, а во всём общества в целом.
Мы все, всё наше общество, наша страна и мировое пространство переживаем очень сложный период своего развития. Имеет место искажение исторических фактов, пересмотр признанных общечеловеческих морально-нравственных ценностей, насаждение своеобразной «свободы нравов».
Данные факты не могут не вызывать тревогу за наше бедующее, а именно, поколение детей, подверженных информационной атаке.
Всё здравомыслящее общество, прежде всего семья и школа, должны защитить формирующуюся не защищённую личность ребёнка от социально-политической, экономической и психологической напряжённости, которая существует в мире и может сломать ребёнка, увести его от главных человеческих ценностей: милосердия, самопожертвования, патриотизма, добра и любви.
Духовно-нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения, сегодня должно стать главной идеей всего общества.
Приобщение к нормам поведения, морали, духовности происходит очень рано в процессе формирования личности ребёнка. Он с младенческого возраста воспринимает речь, интонации, жесты, пластику, мимику окружающих его взрослых людей. И, в силу природного дара к подражанию, а также в силу ограниченности социальной среды, ребёнок берёт воспринимаемые формы поведения как единственно для него возможные и начинает вступать во взаимодействия с другими людьми через заимствованные им формы. Если окружающая среда представляет ему такие формы поведения, которые наполнены духовностью, понятиями добра и любви, патриотизма, то он естественно и гармонично овладевает ими, и тогда нет необходимости специально обучать его патриотизму, милосердию, терпимости, состраданию. Однако специфика социально-исторического развития нашего общества такова, что на сегодняшний день маленькие дети в семье, как правило, лишены возможности приобщаться к общечеловеческой морали и овладевать ею в непосредственной жизни. В школу часто приходит ребёнок, лишённый элементарных привычек и поведенческих навыков, социальной культуры. Поэтому роль школы включать в учебно-воспитательный процесс такие формы работы с детьми, которые способствуют формированию главных человеческих ценностей, ставящих цель оснастить подрастающее поколение необходимыми социальными нормами общения с людьми.
Но при этом надо, заручится взаимопониманием, доверием и поддержкой его семьи. Сложность состоит в том, что у многих школьников, к сожалению, уже сложились к школьному возрасту вполне определённые и достаточно устойчивые поведенческие привычки. А семейная атмосфера чаще всего не помогает ребёнку выявить и укрепить те навыки, которые воспитываются в школе, а порой, семья в своих традициях даже противостоит и желаниям, и устремлениям ребёнка. Диссонанс школьного воспитания и семейного уклада неблагоприятно сказывается на развитии личности школьника его моральном облике, духовности.
Следует помнить, что семья, как основной элемент общества, была и остается хранительницей человеческих ценностей, культуры и исторической преемственности поколений, фактором стабильности и развития.
На протяжении последних лет в школе сложились устойчивые традиции в воспитании детей. Это, прежде всего, связанно с тем, что педагогический коллектив школы в целом это коллектив единомышленников, профессиональных, вдумчивых учителей, любящих детей, свою работу и понимающих, как велика их ответственность перед обществом за становление личности маленького человека. Классные руководители педагоги предметники, руководители студий и воспитатели групп продлённого дня, это единый организм, в котором есть душа и сердце, любовь и огромное желание помочь детям разобраться в себе, окружающем мире, в сложных социальных условиях, в понятиях добра и зла. И главное узнать, понять и полюбить свою великую страну. Научиться чувствовать и свою ответственность за происходящее в семье, школе, классе, стране.
Основой своих педагогических действий коллектив школы считает обязательным создание таких условий, в которых каждый ребёнок имеет возможность раскрыть свой творческий потенциал, свои способности и реализовать свои мечты и устремления.
Ведь именно творческая деятельность и успешность в достижении поставленной цели, рождает в каждом человеке гордость за содеянное, и ведут к дальнейшему совершенствованию самого себя, а главное, к сплочению с окружающим миром и соответственно порождают любовь и благодарность ко всем и всему.
Главная педагогическая задача, направить виденье мира ребёнка в русло любви, добра, милосердия, сострадания, взаимопонимания, и тем самым вырастить гармоничную личность, духовно обогащенную и устойчивую к тем безнравственным поступкам, которые на сегодняшний день, так насаждаются в мире. Мы понимаем, что без поддержки семьи, полного их доверия к школе, с задачами воспитания маленьких патриотов нам не справиться. Поэтому на протяжении последних лет, мы стремимся к укреплению содружества родителей, учителей и школьников, привлекая родителей к участию в общешкольных мероприятиях, праздниках, спектаклях и др.
Тема данного проекта продиктована событием, которое является самым главным в жизни всей страны. 70 лет Великой Победы. Мы очень надеемся, что сумеем осуществить всё нами задуманное, с помощью всего нашего талантливого коллектива.
Тема проекта:
«Память поколений»
Цель:
Укрепляя содружество и сотрудничество родителей и педагогического коллектива школы, включая социальную и психологическую службы, создать условия, при которых школьники смогут осмыслить и осознать главные человеческие ценности, принять значения культура, духовность и патриотизм как основные носители Света.
Распознать связь слов культура, история, традиции с понятиями патриотизм, преданность и духовность.
Задачи:
- Формирование целостной образовательной и воспитательной среды, включающей урочную, внеурочную и внешкольную деятельность учащихся, учитывая историко-культурную, этническую и региональную специфику.
- Учителям совместно с родителями способствовать созданию системы воспитательных мероприятий, позволяющих обучающимися осваивать и на практике использовать полученные знания и опыт.
- Формирование у учеников начальных классов активной, осознанной деятельной позиции, по ознакомлению с общечеловеческими ценностями мировой культуры и религии, духовными ценностями семьи и общества в целом.
- Приобретение активной жизненной позиции, потребность к самореализации в образовательной и иной творческой деятельности.
- Формирование и воспитание моральных и нравственных ценностей: преданность, самопожертвование, смирение и любовь к ближнему; приобретение коммуникативных навыков, навыков саморегуляции; расширению опыта позитивного взаимодействия с окружающим миром.
- Воспитание основ правовой, эстетической, мыслительной, духовной, эмоциональной, физической и экологической культур.
- Воспитание у школьников духовной культуры, составными частями которой являются наука (знание), искусство и религия (мораль), которые конструируются обычаями, нормами, традициями, различными социальными институтами.
Государство, церковь, семья, школы, библиотеки – обеспечивают обучение и воспитание.
- Подвести учащихся к умению определять « культурный уровень человека», каждой отдельной личности, выделяя крайние его проявления.
(Особенно актуально в текущий исторический момент).
Все вышеизложенные задачи должны способствовать формированию гражданских позиций и патриотических качеств в личности ребёнка и устойчивого неприятия зла, насилия и предательства.
Высший культурный уровень.
Речь идёт о герое – человеке подвига, самоотверженно действующем во имя общего блага.
Низший культурный уровень
Антипод героя – обыватель, человек с мещанской психологией, живущий сугубо личными интересами.
- Формирование и воспитание у детей культуры чувств:
- Развитие хорошего вкуса, чувства понимания изящного, красивого, героического. Утончённое восприятие мира – природы, людей, страны, человеческого подвига, произведений искусства;
- Привитие навыков наблюдательности, развивая при этом внимание и волю;
- Развитие высоких, нравственных чувств, включающих всё богатство эмоциональных отношений человека к действительности (воспитание чувства долга, ответственности, патриотизма, сострадания и т. д.).
- Воспитание чуткости, душевности, доброжелательности, любви к Родине.
Любовь есть доброжелательность и сострадание ко всему живому,
и как высшее проявление человеческих чувств оно предполагает бескорыстие и самоотдачу.
- Формирование и воспитание у учащихся культуры мышления, умения нести ответственность за свои мысли и как следствие – поступки.
Культура мышления – понятие, включающее в себя многие составляющие мыслительной деятельности. И это не только уровень развития памяти и внимания, но также наблюдательность, чёткость, широта и быстрота мышления, синтетичность, оригинальность, краткость, последовательность и др. Важнейшим элементом качества мышления, его культуры является направленность мысли. Мысли направленные на общее благо, а не к личной выгоде, есть путь к прогрессу. Упорядоченность мыслей в большей степени обеспечивает продуктивность мышления.
С точки зрения учёных – психологов, мышление есть процесс поиска решения проблемы, искание и открытие нового.
- Из выше изложенного, следует, что устремления учителей и родителей должно быть направлено на воспитание у школьников достижения высокого уровня личной культуры, уважения к предшествующим поколениям, историческим фактам, подвигу народа и страны.
- Формирование у учащихся устремления к самовоспитанию культуры мышления через призму Морали, Нравственности, Духовности и Патриотизма.
Тип проекта:
Коллективный, общешкольный, с активным участием родителей, ветеранов войны и других социальных служб, долгосрочный, творческий, метапредметный.
Время работы над проектом:
2014 - 2015 учебный год.
Режим работы:
Внеурочная работа:
- Музыкальный театр «Шутка»;
- Танцевальная студия «Карамелька»;
- Хоровая студия «Домисолька»;
- Студия изобразительного искусства «Соцветие».
Урочная
- творческие домашние задания по музыке, литературному чтению, информатике, изобразительному искусству, а так же в рамках предметных недель;
- активное участие воспитателей и групп продлённого дня, в подготовке, организации и проведении плановых мероприятий.
Ожидаемые результаты при реализации коллективного, педагогического
проекта «Память поколений»
- укрепление культурной, этнической и гражданской идентичности в соответствии с духовными традициями семьи, школы, города, страны, как основы общества;
- формирование эмоционально - осознанного отношения к коллективному творчеству, традициям и праздникам народа и страны, уважительного отношения к историческим событиям и героическому подвигу народа;
- укрепление навыков социокультурной адаптации и позитивной самооценки своей творческой деятельности, приобретённой в работе над предыдущими проектами;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками, родителями, учителями, воспитателями, ветеранами труда и войны при решении различных творческих задач;
- развитие духовно-нравственных и эстетических чувств, эмоциональной отзывчивости, открытости, доброжелательности, понимания и сопереживания, уважительного отношения к поколению героев.
- осознание взаимосвязи исторических фактов с реалиями сегодняшнего дня;
- повышение авторитета к институтам: семья, школа, государства, страна, президент;
- уважительное отношение к собственному и чужому труду, поступку, чувству;
- глубокое осознание понятий: герой, подвиг, патриотизм, память поколений.
Характеристика деятельности
В процессе коллективной, совместной работы учителей, родителей, воспитателей
групп продлённого дня и других социальных служб над годовым проектом
участники проекта будут:
- обсуждать и размышлять об историческом значении героического подвига народа и страны в Великую Отечественную Войну;
- знакомиться с другими известными сражениями и битвами своего Отечества (Невская битва, Бородинская битва, Куликовская битва);
- проявлять эмоциональную открытость, отзывчивость и личностное отношение к поставленным задачам;
- перенимать нравственный опыт поколений и стремиться совершать маленькие героические поступки и подвиги в своей повседневной, мирной жизни;
- различать (сравнивать) истинные исторические факты с поступками и настроениями, царящими за пределами Отечества, в силу новых социальных, экономических, психологических аспектов развития мирового пространства;
- размышлять о влиянии подвига народа на его традиции, на формирование духовных, нравственных и моральных устоев в обществе, в семье, в школе.
- обсуждать возможные варианты и приёмы постановки спектаклей, календарно-тематических праздников и оформления школьного пространства.
- исполнять, инсценировать, импровизировать в процессе коммуникативной творческой деятельности.
Обеспечение:
Учебно-методическое обеспечение данного проекта содержит:
- положение о конкурсе авторских стихов по теме: «Моя память» (Приложение);
- положение о школьном кулинарном, семейном конкурсе «Любимое блюдо военных лет» (Приложение);
- положение об оформлении школьного пространства, по теме: «Дом, в котором жила война» (Приложение);
- праздник, посвящённый дню семьи «Как хорошо, что есть семья»,
- пояснительная записка и сценарий. (Приложение);
- положение о выставке музыкальных инструментов по теме: «Музыкальные инструменты военных лет» (Приложение);
- положение о конкурсе «Танцевальный калейдоскоп» на тему: «Праздник Победы» (Приложение);
- положение о конкурсе «Журналистские расследования» (Приложение);
- визуального искусства по теме: «Героические страницы моей семьи » (Приложение);
- положение о конкурсе изобразительного искусства по теме: «Звучащие картины» - песни военных лет» (Приложение);
- положение о конкурсе для родителей «Жизнь замечательных людей» (Приложение);
- сценарий музыкально – литературной композиции «Песни дорогами войны и Победы» (Приложения );
- мастер-классы « handmade», приуроченные к календарным праздникам: «День пожилого человека», «День Матери», «Новый год и Рождество», «День защитника Отечества», «8 Марта», «День Победы»;
- годовой план проведения общешкольных мероприятий по месяцам;
- план проведения общешкольной акции «Копилка Добрых и Красивых дел»;
- план подготовки учащихся школы к городскому конкурсу патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» в номинации «Литературно-музыкальная композиция» - «О чём поёт моя душа»;
- подготовка учащихся к районным конкурсам чтецов, танцоров, вокалистов, в рамках проводимых мероприятий посвящённых 70 годовщине Победы;
- выпуск школьного альманаха, составленного из прозы, стихов о войне и интервью взятых у ветеранов;
- посещение музеев по текущей теме;
- просмотры фильмов о войне, с последующим обсуждением материала;
- индивидуальные и групповые проекты учащихся.
Материально-техническое обеспечение проекта:
ТСО, которыми располагает ГБОУ НОШ №453;
- технические средства, выбранные в связи с созданием творческого продукта;
- мультимедийное оборудование для презентаций детских проектов;
- аудио и видео системы (звуковой и визуальный ряд к театральным постановкам);
- реквизит, костюмы, декорации;
- творческие работы учащихся (выставки изобразительного и прикладного искусства, музыкальные инструменты)
Информационное обеспечение проекта:
- интернет-ресурсы;
- школьная и домашняя библиотеки;
- музеи.
Дополнительно привлекаемые ресурсы:
- классные руководители;
- воспитатели групп продлённого дня;
- преподаватели информатики и изобразительного искусства;
- родители;
- ветераны войны, блокадники;
- декораторы, реквизиторы, костюмеры – дети, родители, учителя.
Новое содержание по теме:
- Погружение в атмосферу великого подвига своего Отечества, народа и осознание понятий – герой, подвиг, патриот и. т. д.
- Развитие навыков самостоятельной работы над сценическим образом - дух, атмосфера, стиль, трагическая неизбежность.
- Развитие навыков культуры мыслительной деятельности при анализе, исследовании и изучении материалов о битвах, сражениях и героических поступках предшествующих поколений.
- Формирование способностей к самоанализу и рефлексии.
Используемая литература и другие источники:
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, 2-е издание, Москва, «Просвещение», 2011г.
- Олеся Николаева «Небесный огонь» и другие рассказы, издательство Сретенский монастырь Москва, 2012г.
- Архимандрит Тихон «Несвятые Святые» и другие рассказы, издательство Сретенский монастырь ОЛМА медиа групп Москва,2012г.
- Священник Ярослав Шипов «Райские хутора» и другие рассказы, издательство Сретенский монастырь Москва, 2012г.
- «Волшебный буфет». Сборник лауреатов конкурса «Новая проза для наших детей», Санкт-Петербург. Культурный и Издательский Центр «Эклектика». Редакция журнала автобус,2007г.
- А. Лопатина и М. Скребцова «Притчи для детей и взрослых» Москва, Амрита-Русь, 2011г.
- Владимир Янсюкевич «Сказки для театра» Москва, ВЭЦ – ШТ, 1999г.
- Уроки музыки с применением информационных технологий 1-8классы. Методическое пособие с электронным приложением / авт.-сост. Л. В. Золина. – 2-е изд., стереотип. М.: Планета, 2010. – 176с. – (Современная школа).
- В.В. Голобородько, И. Л. Ивлева «Мельпомена за школьной партой» Москва,2002г.
- И.А. Генералова «Мастерская чувств» Москва, ВЭЦ –ШТ, 2000г.
- «Беседы о музыке в начальной школе» С-ПБ, «Образование»,1995г.
- «77 известных сражений» Москва Мир энциклопедий Аванта+Астрель
- Шедевры отеческого кино о войне.
Итоговый продукт:
- театральные постановки: театральные миниатюры, музыкально – литературная композиция
- «Песни дорогами войны и Победы»,
- конкурсы авторских стихов и прозы по теме: «Моя память»;
- издание альманаха по детским творческим работам (стихи, проза, интервью и журналистские расследования)
- стилизованное оформление школьного пространства по теме: «Дом, в котором жила война»;
- выставка музыкальных инструментов по теме: «Музыка войны»»;
- авторские проекты учащихся по следующим темам: «Металлострой в годы войны», «Символика России», «Оружие на войне», «Нам в 43-м выдали медали, и только в 45-и паспорта», «Победа российского народа», «Знаменитые битвы России»
- выставки изобразительного и прикладного искусства;
- визуальное искусство, авторские фильмы по теме: «Героические страницы моей семьи»
Опыт использования
Данный проект и его итоговый продукт может быть использован в рамках предметов: музыка, окружающий мир, история и культура С-ПБ, изобразительное искусство, литературное чтение, ОРКСЭ, при реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся, на ступени начального образования, на различных конференциях, родительских и ученических диспутах.
Авторы:
- Заместитель директора по ВР, руководитель хоровой студии «Домисолька»
- Е. Н. Алимова;
- Учитель физкультуры, руководитель танцевальной студии «Карамелька»
- Л. Г. Двойносова.
- Учитель музыки, руководитель детской музыкального театра «Шутка»
- А. В. Дедюрина
- Педагог организатор, руководитель студии изобразительного искусства «Соцветие»
- Е.В. Латманизова
- Педагог дополнительного образования
- Э.А. Самородова
- Учитель начальных классов, социальный педагог
- Г. И. Смирнова
Заключение
Мы благодарим всех преподавателей, классных руководителей, воспитателей группы продлённого дня, библиотекаря школы за активное участие в реализации проекта.
Благодарим администрацию школы за содействие и оказание материальной помощи в проведение конкурсов, фестивалей и встреч с ветеранами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на педагогический педсовет "Стандарты нового поколения"
«В процессе подготовки и введения Государственных образовательных стандартов второго поколения формируется социальный заказ системе педагогического образования: подготовка нового поколения педаг...
Педагогический проект "Формирование коллективной творческой деятельности младших школьников как составной части внеурочной деятельности"
В настоящее время в социально-педагогической теории и практике уделяется большое внимание применению активных форм обучения и воспитания, поскольку эти формы способст...
Коллективная творческая деятельность в реализации образовательных стандартов нового поколения
Актуальность технологии КТД, принципы КТД, роль учителя на разных этапах развития коллектива, конструктор КТД, из опыта работы КТД "Классны журнал-периодическое издание класса" и КТД "Наша древняя сто...
Гарантии и компенсации педагогическим работникам, закрепленные в коллективном договоре образовательной организации
Гарантии и компенсации педагогическим работникам, закрепленные в коллективном договоре образовательной организации...
Социально-педагогический проект "Связующая нить поколений"
Патриотизм – это не значит только одна любовь к родине. Это гораздо больше. Это – сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчаст...
Сценарий классного праздника, посвящённого Дню старшего поколения"
Данный материал содержит сценарий праздника (с конкурсами и песнями) для бабушек и дедушек обучающихся класса, посвящённого Дню старшего поколения. Прилагается презентация к празднику и медали, которы...