Живет на свете красота.
методическая разработка на тему

 Методическая разработка классного часа 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon beseda.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мазяркина  С.В.  воспитатель  ГПД

ГБОУ СОШ № 298

Фрунзенский район СПб

Живет на свете красота.

Классный час.

Цели. Подвести детей к пониманию Красоты как эстетической категории. И ее проявлений в природе и произведениях  искусства  к  пониманию положительного влияния Красоты на ум и сердце человека,  доброты как красоты души; к пониманию того,  что поэты,  композиторы , художники дарят красоту всем , кто хочет прикоснуться к ней . Подвести детей к пониманию доброты как основы взаимоотношений между людьми.

Форма: Классный час.

Материалы: Изделия  русских умельцев; посуду расписанную городецкой  и хохломской росписью ,кружевную  скатерть, Русский и  Оренбургский платок , портрет и картина Б. Кустодиев « Масленица»,русская матрешка ,   музыка  Антонио Вивальди  «Времена года»,Лунная соната Бетховина , карточки с рассказом ,живая роза, сборник стихов Есенина, компьютер с интерактивной доской ,флэшка с записями природы.

Ход мероприятия.

Живет на свете красота,

 Живет не где-нибудь  а рядом,

Всегда «открыта»  нашим взглядам

Всегда прозрачна и легка.

Живет на свете красота.

-А что такое красота?

На этот вопрос мы и должны с вами ответить.

Тема нашего занятия: «Что такое красота, и какая она бывает?»

-Посмотрите и назовите то - что находится у меня на столе.

Дети перечисляют.

-Правильно. Но  знаете ли вы о том,  что в каждом из этих предметов скрыта тайна ? Давайте еще раз посмотрим на них.

-Вот матрешка. Вы с ней знакомы?

1 ученик

Да, у нее внутри еще матрешки. Она очень красивая.

-Вот   русский  платок, он красивый?

 2 ученик

Будто чудная жар – птица

Крыльями взмахнула

Это красная девица

Головой качнула

На головке был надет

Яркий будто самоцвет

Квадрат ткани расписной

Разноцветной , с бахромой

Тут розан и лепесток , тут травинка и цветок.

А все вместе – это чудо – русский Павловский платок.

3 ученик

Посмотрите, на это чудо.

Роза- королева цветов. Какие нежные  лепестки, как светлые оттенки переходят в более темные. Приглядитесь, роза как будто вся переливается и сияет.

- Правда, она красива?

-Высказывание детей.

- А теперь свой взор перенесите вот на этот  портрет.

Русский художник  Борис Кустодиев. Этот художник рассказывает о событиях так достоверно, что, рассматривая и всматриваясь в его картины, становишься очевидцем происходящего.

Одна из самых известных картин Кустодиев  «Масленица». Сцена масленичного катания на лошадях превращается здесь в яркий необычно гармоничный образ  красоты национального русского праздника. Неправда, ли  картина восхищает нас необыкновенной русской удалью.

А вас восхищает картина?

4 ученик

Да. Картина меня восхищает радостной гармонией красок, их разноцветьем. Небо зеленое, с золотыми и розовыми отблесками, купола церквей одеты в снежные шубы и шапки. Навстречу друг другу катят сани – разрумянились лица людей. Весело и резво бегут  по сугробам лошади.

-Позади праздничное веселье, а красота запечатленная художником, останется навсегда – нам на радость.

Художники рисуют красоту кистями и красками, а поэты – словом.

Давайте послушаем стихотворение  Есенина  и представим себе то -  о чем говорит поэт.

5 ученик

«Задремали звезды золотые»

- Какую картину вы себе представили?

Высказывание детей.

Красивую картину нарисовал поэт словом?

Да.

- А вот еще одно чудо.

Звучит музыка.  

Во время музыкального исполнения воспитатель произносит слова.

Сейчас звучит музыка английского композитора Антонио Вивальди «Времена года».

Кто-то из вас загрустил, а у кого-то стало на сердце теплее. Кто-то вспомнил зимний пейзаж, кто-то осенний лес. Композитор жил   давно, а мы слушаем его музыку, и он как будто что-то рассказывает нам, дарит нам красоту.

-Понравилась вам музыка?

Ответы детей.

-А вы заметили, какие разные перед нами вещи.

-Вот роза – царица цветов, вот платок,  в который можно укутаться холодным вечером, вот томики стихов, читая которые мы грустим или радуемся. И музыка, до поры  до времени притаившаяся в этом диске, бередит нашу душу. Какие разные вещи! А мы говорим про них,  что все они красивы.

Какая же тайна скрыта в этих предметах?

6 ребенок

Тайна красоты.

7 ребенок

А вы знаете,  что русские умельцы издавна – жизнь свою красивой хотели сделать. И удивительные же  мастера родились на Руси! Красоту,  где видели? Вокруг себя – в природе вечной и прекрасной. Зимой на Руси снег искрится и переливается, солнце золотые искры рассыпает, на окна кружева ледяные развешивает и стали люди на красоту поглядывать да из ниток кружева вывязывать.

9ученик

А осенью леса и луга красными, бордовыми становятся. И каждый день цвета меняются. Вот и стали умельцы  это многоцветье  в быт свой переносить. В Семеново хохломскую роспись придумали, в Городце сказочных коней стали рисовать.

10 ученик

А самое главное красота русская в каждой вещи поет и жизни радуется. И каждая эта вещь хранит тепло рук мастера. Как разнообразна красота! Она в цветке и звездах на ночном небе, она в творениях рук человеческих.

-Красота всюду, ее только надо видеть.

Звучит спокойная музыка.

Давайте внимательно посмотрим,  друг на друга может, и мы заметим красоту.

-Ну что увидели красоту друг в друге или нет.

Ответы детей.

-Да, молодцы, но вы заметили только внешнюю красоту. Картины, музыка ,стихи, платки, внешность человека, т. е. что мы видим, слышим и нам нравиться это эстетическая красота т. е. внешняя. Но не может быть эстетической красоты не могут творить красоту руки, глаза видеть все прекрасное, если не будет рядом внутренней красоты, ведь душевная красота и творит чудеса.

Всегда особенно ценна

Бывает внешность той.

Чья красота озарена

Душевной красотой.

Давайте послушаем одну удивительную историю,  которая произошла в одном селении. И ответим на вопрос: Каким нужно быть человеком,  чтобы быть душевно, духовно красивым.

 Чтение рассказа.

В одном селении люди умели дарить друг другу добро.  Как? Очень просто. Когда они протягивали друг другу руки, и их ладони встречались, между ними вспыхивала  крошечная теплая искорка, маленькое- маленькое солнышко. Такое маленькое, что они не  обжигало, а только согревало ладони и вспыхивало яркими искорками в глазах  людей.  И добра этого было так много, что все, кто хоть раз был в этом селении, уносили его с собою столько, что хватало на всю жизнь! А  добро все не кончалось.  И  в темные вечера окна селения искрились, как будто за каждым из них светило солнышко. И  дети с самого рождения умели дарить добро. Всякое бывало: игры и драки, ссоры и веселье. Но как только в чьих – то глазах мелькала  злость, и спор грозил перейти в драки, друзья клали ему навстречу руки, и добро растапливало  злость без следа.

    И  только окна одного дома по вечерам были  темны и глухи. Здесь жил злой и жадный человек. Он очень хотел  завладеть  всем добром и собирал каждую искорку, которую дарили ему люди, при нося ее домой   стряхивая с ладоней в кованый сундук. Она летела в темноту сундука, сверкая и переливаясь, на миг, освещая его темное нутро. Но когда хозяин сундука открывал его снова, там было холодно и пусто. И он  никак не мог понять, куда девается все то -  добро, что он уже  на -копил.

 «Кто-то ворует  его у меня, - думал он длинными вечерами. – Ну, ничего, я отомщу….»

И он отправился к ведуну.

- Кто - то  ворует у меня добро, которое я коплю.  Помоги мне найти вора.

- А ты видел, как рождается добро?

- Видел. Ну и что ?

- Добро  не может лежать в сундуке, оно само уходит к людям, когда кто – нибудь протягивает другому  руку.

-Значит,  оно само уходит? Сделай так, чтобы люди не могли пожимать друг другу руки. Исполни мое желание.

-Что ж я могу исполнить три твоих желания, но трудно будет это сделать, да и зачем?

-У меня нет добра, так пусть и у них  не будет! – злобно вскрикнул жадный человек.

Усмехнулся ведун:

-Будь по – твоему, не смогут люди пожимать друг другу руки. Но лучше ли тебе от этого станет?

И сделал он так, что ладони у людей не стали раскрываться навстречу друг другу. День прошел, другой прошел, а окна селения   все светятся добром. Стал, приглядываться  жадный  к людям и заметил, что они улыбаются друг другу, и искорки добра вновь вспыхивают между ними. Снова побежал он к ведуну:

- Сделай так, чтобы люди не улыбались друг другу.

-Что ж, попробую. Только лучше тебе станет?

На следующее утро губы людей забыли улыбку, а искорки добра все так же сверкали и переливались. И заметил  жадный человек, что искорки теперь проскальзывают  из взгляда во взгляд. И  все так же люди живут,  не ссорясь, и окна светятся как прежде.

Только  жадному   было все хуже, только окна его дома становились все мрачнее и темнее.

Снова побежал он к ведуну:

-Сделай так, чтобы люди не видели друг друга.

-Сделаю. Но лучше ли тебе от этого будет? И больше не ходи ко мне. Я твои три  желания исполнил, теперь ты меня не найдешь никогда. – И с этими словами ведун исчез.

   Вернулся  жадный  в  селение,   видит:  люди   дорогу  перед  собой  палками   нащупывают,   дети  из  домов   не  выходят.   Побежал  домой  жадный,  доволен,  что  для  него  всё  так  хорошо    сложилось.  Вечера    дождался,  на  улицу  вышел  и  увидел,   что  окна  домов   всё  так  же светятся.

    А  утром  вот  что  произошло.  Столкнулись   у  калитки  два  соседа.  Один   мимо  шёл,   другой  из  ограды    выходил.

-Здравствуй, добрый человек, - сказал первый.  – Извини  меня, что толкнул, я тебя не видел.

-Здравствуй, - откликнулся другой.

  И такая добрая сила была в этих словах, что спало колдовство ведуна:  и глаза увидели, и  губы улыбнулись, и руки протянулись  друг к другу. И снова  искорки добра родились между ладонями,

мелькнули в улыбке, засветились в глазах. Обнялись соседи на радостях,  и пошли по селению,

здороваясь со всеми.

И только жадному никто не протянул руки,  никто не улыбнулся, никто на  него не взглянул. И не потому, что хотел отомстить, ведь их добро хотел погубить, -  а потому, что колдовство ведуна пало на жадного. И никто не мог  протянуть к нему руки, никто не видел его, хотя стоял рядом, и никто не мог улыбнуться…

Прошли годы. Седой и сгорбленный, бродил жадный человек между людей, и силы уже оставляли его. Однажды он сидел на камне у своей покосившейся избушки и смотрел на людей, сновавших мимо и не видевших его. Он уже привык к этому, что и злиться, и   желеть себя перестал.

Вдруг, запнувшись за камушек, около него упал малыш. Старик вскочил и подхватил малыша на руки:

-Не плачь, все пройдет! – И подул на больное место.

-Дедушка, здравствуй, ты откуда? – и подул на больное место.

Рядом с ним стояла молодая женщина, мать малыша, дочь соседа, и,  улыбаясь, смотрела на него. И на душе у старика вдруг стало тепло и легко.

-Бродил по земле, да вот домой вернулся, доченька, - ответил он.

-У тебя,  поди,  и поесть – то нечего, дом – то столько лет стоял пустой и холодный.  Сейчас я тебе молока и хлеба принесу.

Старик оглянулся на свой дом и впервые в жизни увидел, как чуть – чуть потеплели и засветились его окна…

А теперь давайте поразмышляем.

1.Как вы думаете, кому было легче жить, тем , кто умел дарить добро или тому, кто хотел все доброе, что только есть спрятать в своем сундуке?

2.А как люди дарили друг другу добро?

Давайте и мы попробуем сделать наши руки добрыми, теплыми.  «Цепочка доброты» (поглаживания  ладони соседа по кругу)

3.А как вы думаете, что могут добрые теплые руки?

- Они могут дарить ласку.

-Будьте щедрыми в ласке. Только ласка и ваше душевное тепло могут растопить холод, помните, что ваши руки обладают магической силой влияния, порой куда больше, чем слово.

-Итак, ребята. Сможем ли мы теперь ответить на вопрос. Что такое красота, и какая бывает она.

- Красота- это то,   что приносит человеку радость.

Вы согласны?

Да красота – это радость. Потому что радостно было смотреть на эти  предметы, читая рассказ о хороших поступках.

Давайте вместе подумаем вот о чем. Не так уж трудно  узнать, гнилой орех или нет. Расколол – и увидел. А как узнать, человека? Чего в нем больше: хорошего или дурного?

-Воспитатель вместе с детьми приходит к выводу: человек узнается по его делам.

-И когда вы ребята,  совершаете какой – то поступок, то задумайтесь радость,  вы приносите себе или кому – то или причиняете горе.

Кто много горя испытал,

Достоин счастья тот.

Жизнь только закаляет нас

И дарит нам восторг.

Родного неба широта

Пусть округляет нас

Душевной щедрости запас, рождает красоту

Не будет горд никто из нас и не придаст мечту.

И не иссякнет никогда в нас доброты запас.

Исполнение песни: Живет по всюду красота.

А сейчас ребята посмотрите в глаза наших гостей.  Ведь в их глазах вы увидите самую главную Красоту, о которой мы говорили,  и будем говорить, - Красоту души, Красоту доброты. И прежде чем  вступить в спор, в ссору с  взрослым, с товарищем да просто с человеком посмотрите в их глаза,  и ваша злость превратится в яркое маленькое солнышко  добра.

-Что такое  Красота?

Это радость,  которую мы творим своими руками, своей душой.

Тот человек красив, который бережет природу, кто добр и трудолюбив.

Красота- это радость.

Так давайте же творить и дарить людям красоту!

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по внеурочной деятельности "Живет повсюду красота"

Открытое  интегрированное занятие по внеурочной деятелности  на тему "Живет повсюду красота" ( экологическое направление)   направлено  для накопления детьми  понимания...

Живёт на свете красота

Живёт  на  свете  красота,Живёт  не  где – нибудь,  а  рядом,Всегда  открыта  нашим  взглядам, Всегда  прозрачна  и  легка. Живёт...

Классный час "Красота мира начинается с красоты души"

Научить детей видеть красоту вокруг себя и в себе самом....

Красота природы и красота души. К.Г. Паустовский. Скрипучие половицы.

Цель:- дать представление о том, что человек – часть природы, что и природа и     человек имеют внутреннюю и внешнюю гармонию, что взаимоотношения человека с природой – это отношен...

Мещерякова О.Н., Хмель И.Ю., Турчанинова А.Я. "Живет на свете красота"

Экологическая сказка «Живет на свете красота», приурочена к международному празднику «День Земли» - 22 апреля. (для детей старшего дошкольного возраста и учащихся 1-2 классов) ...

Экологическая сказка «Живет на свете красота»

Детский спектакль для учащихся 1-2 клласса, который учит бережному отношению к природе, растениям и животным....