Занятие по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "Тайны волшебных слов".
план-конспект занятия (1 класс) на тему

Уразбахтина Лилия Аскаровна

Занятие по внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" "Тайны волшебных слов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tayny_volshebnyh_slov.docx21.52 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие по внеурочной деятельности на тему

«Тайны волшебных слов»

Вступительное слово учителя

Есть волшебные слова, 
Все запоры открывают, 
Говорим мы их не зря, 
Они в жизни помогают, 

Возвращают силу вновь, 
Убирают боль при муке, 
Возрождают в нас любовь, 
Грусть снимают при разлуке. 

Не стесняйтесь говорить, 
Здравствуйте, пожалуйста, 
С ними легче нам прожить, 
Плыть под белым парусом. 

2. Сообщение темы и цели классного часа.

- Наше занятие называется «Тайны волшебных слов», сегодня нам предстоит узнать эти слова и их тайну.

3. Повторение вежливых слов.

- Послушайте маленькие стихотворения и сами вставьте последнее слово в каждом из них рифму:

1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого…

«Спасибо»

2. Мальчик вежливый и развитый говорит при встрече:...

«Здравствуйте!»

3. Когда вас ругают за шалости говорим:…

«Прости, пожалуйста»

4. И во Франции и в Дании на прощанье говорят:

«До свидания»

- С давних времен люди учили употреблять «волшебные» слова даже маленьких детей. Чтобы стать культурным, воспитанным человеком, нужно с детства приучаться быть вежливым, добросердечным.

А) Все воспитанные люди при встрече со знакомым человеком должны …?(здороваться)

- А известно ли вам, что обозначает слово «здравствуйте»?

- ЗДРАВСТВУЙ(ТЕ). Образовано от глагола ЗДРАВСТВОВАТЬ -" быть здоровым, благополучно существовать". Значит, здороваясь с человеком, вы желаете ему здоровья.

- В течение дня мы слышим много разных приветствий. А как вы здороваетесь:

а) утром с родителями
б) по дороге в школу с друзьями
в) в школе с учителями?

Учащиеся читают стихотворение «Добрые слова» (О. Дриз)

Добрые слова не лень
Повторять мне трижды в день.
Только выйду за ворота,
Всем идущим на работу,
Кузнецу, ткачу, врачу
«С добрым утром» - я кричу.

«Добрый день!» - кричу я вслед 
Всем идущим на обед.
«Добрый вечер!» - так встречаю
Всех домой идущих к чаю.

- А можно ли поприветствовать без слов, жестами?

- Движения, жесты, которыми издавна обменивались люди разных стран в момент приветствия, ещё разнообразнее. Послушайте и можете попробовать поприветствовать так друг друга.

Одни кланялись в пояс, другие падали на колени и ударялись о землю лбом (били челом), третьи подносили руку ко лбу и к сердцу. Лапландцы, индейцы трутся носами. Эскимосы треплют друг друга по щекам. Японец, завидев знакомого, считает своим долгом, прежде всего, замереть на месте, даже если дело происходит на улице. Затем он как бы переламывается в пояснице и, застыв ещё на несколько секунд в таком положении, осторожно поднимает вверх глаза. Выпрямляться первым невежливо, и кланяющимся приходится зорко следить друг за другом. Офицеры королевской гвардии звонко щёлкали каблуками и роняли голову на грудь. А великосветские дамы приседали в глубоком реверансе.

Решение коммуникативно–ситуативных задач.

– Ты идешь с товарищем по улице. Он поздоровался с незнакомым тебе человеком, приостановился. Надо ли поздороваться и тебе?

– На улице вы встретили пожилого соседа по дому, которого давно не видели. Какие слова вы добавите к вашему приветствию?

- Вечером родители пришли с работы. Должны ли вы их приветствовать? Какие слова помогут вам показать, что вы рады их видеть?

– Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли с ними здороваться? Как это сделать?

В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них ты увидел своего классного руководителя Бориса Сергеевича. Правильно ли будет, проходя мимо, сказать: «Здравствуйте, Борис Сергеевич».

Б) - Другое волшебное слово надо говорить, расставаясь.

- Догадались ли вы, о каком слове я говорю?

- Вдумайтесь в значение: «до свидания» — это слово выражает желание и надежду на встречу, свидание.

- Какие слова прощания вам известны? (До свиданья (-ия)! Всего хорошего! Всего доброго! До встречи! Прощайте! Спокойной ночи! Доброй ночи! Счастливо! Всего! Пока! Бывай! Будь! Разрешите попрощаться! Позвольте откланяться!)

В) А сейчас послушайте рассказ Валентины Осеевой «Волшебное слово».

- Постарайтесь понять, о каком волшебном слове идет речь.

"Волшебное слово" - В. А. Осеева

Маленький старичок с длинной седой бородой сидел на скамейке и зонтиком чертил что-то на песке.
- Подвиньтесь, - сказал ему Павлик и присел на край.
Старик подвинулся и, взглянув на красное, сердитое лицо мальчика, сказал:
- С тобой что-то случилось?
- Ну и ладно! А вам-то что? - покосился на него Павлик.
- Мне ничего. А вот ты сейчас кричал, плакал, ссорился с кем-то...
- Ещё бы! - сердито буркнул мальчик.- Я скоро совсем убегу из дому. - Убежишь?
- Убегу! Из-за одной Ленки убегу.- Павлик сжал кулаки. - Я ей сейчас чуть не поддал хорошенько! Ни одной краски не даёт! А у самой сколько!
- Не даёт? Ну, из-за этого убегать не стоит.
- Не только из-за этого. Бабушка за одну морковку из кухни меня прогнала... прямо тряпкой, тряпкой...
Павлик засопел от обиды.
- Пустяки! - сказал старик. - Один поругает, другой пожалеет.
- Никто меня не жалеет! - крикнул Павлик.-Брат на лодке едет кататься, а меня не берёт. Я ему говорю: "Возьми лучше, всё равно я от тебя не отстану, вёсла утащу, сам в лодку залезу!"
Павлик стукнул кулаком по скамейке. И вдруг замолчал.
- Что же, не берёт тебя брат?
- А почему вы всё спрашиваете? Старик разгладил длинную бороду:
- Я хочу тебе помочь. Есть такое волшебное слово...
Павлик раскрыл рот.
- Я скажу тебе это слово. Но помни: говорить его надо тихим голосом, глядя прямо в глаза тому, с кем говоришь. Помни - тихим голосом, глядя прямо в глаза...
- А какое слово?
Старик наклонился к самому уху мальчика. Мягкая борода его коснулась Павликовой щеки. Он прошептал что-то и громко добавил:
- Это волшебное слово. Но не забудь, как нужно говорить его.
- Я попробую, - усмехнулся Павлик,- я сейчас же попробую. - Он вскочил и побежал домой.
Лена сидела за столом и рисовала. Краски - зелёные, синие, красные - лежали перед ней. Увидев Павлика, она сейчас же сгребла их в кучу и накрыла рукой.
"Обманул старик! - с досадой подумал мальчик. - Разве такая поймёт волшебное слово!.."
Павлик боком подошёл к сестре и потянул её за рукав. Сестра оглянулась. Тогда, глядя ей в глаза, тихим голосом мальчик сказал:
- Лена, дай мне одну краску... пожалуйста...
Лена широко раскрыла глаза. Пальцы её разжались, и, снимая руку со стола, она смущённо пробормотала:
- Какую тебе?
- Мне синюю, - робко сказал Павлик. Он взял краску, подержал её в руках, походил с нею по комнате и отдал сестре. Ему не нужна была краска. Он думал теперь только о волшебном слове.
"Пойду к бабушке. Она как раз стряпает. Прогонит или нет?"
Павлик отворил дверь в кухню. Старушка снимала с противня горячие пирожки.
Внук подбежал к ней, обеими руками повернул к себе красное морщинистое лицо, заглянул в глаза и прошептал:
- Дай мне кусочек пирожка... пожалуйста.
Бабушка выпрямилась.
Волшебное слово так и засияло в каждой морщинке, в глазах, в улыбке.
- Горяченького... горяченького захотел, голубчик мой! - приговаривала она, выбирая самый лучший, румяный пирожок.
Павлик подпрыгнул от радости и расцеловал её в обе щеки.
"Волшебник! Волшебник!" - повторял он про себя, вспоминая старика.
За обедом Павлик сидел притихший и прислушивался к каждому слову брата. Когда брат сказал, что поедет кататься на лодке, Павлик положил руку на его плечо и тихо попросил:
- Возьми меня, пожалуйста. За столом сразу все замолчали. Брат поднял брови и усмехнулся.
- Возьми его, - вдруг сказала сестра. - Что тебе стоит!
- Ну, отчего же не взять? - улыбнулась бабушка. - Конечно, возьми.
- Пожалуйста, - повторил Павлик. Брат громко засмеялся, потрепал мальчика по плечу, взъерошил ему 
волосы:
- Эх ты, путешественник! Ну ладно, собирайся!
"Помогло! Опять помогло!"
Павлик выскочил из-за стола и побежал на улицу. Но в сквере уже не было старика. Скамейка была пуста, и только на песке остались начерченные зонтиком непонятные знаки.

1. Какое волшебное слово сказал старичок Павлику?

2. А помогло ли Павлику это слово?

3. Вспомните, в каких случаях это было?

4. Как надо было произносить «волшебное слово»?

Знакомы ли они вам?

- Это так слово «спасибо» звучит на разных языка: украинском, французском, немецком, английском, польском.

В  древние времена наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол «благо - дарить»: они произносили:

«Благо-дарствую!», «Благо-дарю!».

Произнесите это слово медленно, что слышите в этот момент?

(Два слова благо - дарю)

- Когда же пришло христианство, слово «благодарю» заменили на «спасибо». 
Происхождение этого русского слова прекрасно и возвышенно! 
Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания «спаси Бог». В эти два слова наши предки вкладывали намного больше, чем просто благодарность. Оно очень напоминает пожелание - пожелание спасения, обращения к Богу, Его милующей и спасающей силе. Впоследствии выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое слово «спасибо».

Учащиеся читают стихотворение

Даже дети знают, некрасиво
Не сказать за доброту «Спасибо!»
Это слово с детства нам знакомо
И звучит на улице и дома.

- Ребята, скажите, в каких случаях употребляют слово «спасибо»?

Решение коммуникативно–ситуативных задач.

1) На перемене Коля достал из портфеля конфеты, которые утром перед школой дала ему мама. К нему подошёл одноклассник Саша. Коля угостил его конфетой. Саша сказал ему: «Большое спасибо».

За что Саша благодарил Колю?

2)  У Оли никак на уроке труда не могла вырезать снежинку. Её соседка по парте Олеся помогла ей. Очень красивая получилась снежинка. Оля была признательна Олесе. Она сказала ей: «Благодарю тебя».

За что Оля благодарила Олесю?

3)  Дядя Фёдор, спускаясь по лестнице, ел бутерброд с колбасой. Кот Матроскин посоветовал ему положить колбасу не сверху хлеба, а под низ, так вкуснее. Дядя Федор поблагодарил кота и поделился с ним бутербродом.

За что дядя Фёдор благодарил Матроскина?

4)  Учительница шла утром на работу. Перед входом в школу, мальчик, который шёл впереди, увидел её и придержал дверь. Учительница сказала ему: «Сердечно благодарю тебя за внимательность»

За что благодарила учительница мальчика?

Учащиеся читают стихотворение

В речи людской есть слова простые

Они и волшебные, и золотые!

Как звездочки в небе, в речи горят,

Сердце и душу они веселят.

Помнить слова эти каждый обязан:

В жизни людской этикет очень важен.

Мил людям всем будешь и без конфеты,

Если ты с детства знаком с этикетом.

4. Итог внеурочного занятия

– Какие  слова считаем волшебными?
 В чем же их тайна?

- Каждое доброе слово несет силу, энергию прежде всего тому человеку, кто сказал его, а затем и тому, в адрес кого эти слова сказаны. Важно не только сказать доброе слово, но и вложить в него душу. Без тепла, искренности сказанное слово – неживое.

- Человека, который употребляет в речи волшебные слова и произносит их без напоминания и от чистого сердца, считают вежливым.

- Как вы понимаете пословицу «От вежливых слов язык не отсохнет». 

- Надеюсь, что вы всегда будете помнить эту пословицу и пользоваться волшебными словами. А они творить свое волшебство и помогать вам в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа внеурочной деятельности в начальной школе по русскому языку "Тайны русского языка».

Программа кружка «Тайны русского языка» составлена для работы с младшими школьниками. Программа составлена на 4 года. Содержание курса данной программы способствует развитию самостоятельнос...

Классный час по русскому языку "Тайны слов"

Познакомить учащихся с правилами работы со словарем....

Внеклассное занятие для учеников 1 класса по русскому языку "Тайны слова"

Презентация "Тайны слова" предназначена для проведения внеклассного заня ти для первоклассников.  Увлекательные,короткие , разнообразные задания погружают учениклв в удивительгный мир русского яз...

Конспект урока русского языка "Тайны многозначных слов"

Конспект урока русского языка "Тайны многозначных слов", 2 класс, УМК "Начальная школа XXI века"...

Занятие по внеурочному курсу «Русский язык Умникам и Умницам». Тема: «Точное использование слов с учётом их лексического оттенка».

Занятие по данной  теме является уже не первым, поэтому задания подобраны таким образом, чтобы разнообразить приёмы по отработке пройденного материала и увлечь детей....

Методическая разработка занятие по внеурочному курсу «Русский язык Умникам и Умницам».

Данная методическая разработка предназначена для дополнительной работы по русскому языку в рамках  внеурочной деятельности....

Внеурочное занятие по русскому языку "Тайны русского языка"

Занятие по русскому языку, направлено на актуализацию знаний....