«Экологическое образование и воспитание школьников в процессе изучения природы.»
статья по окружающему миру (1 класс) на тему
Учу детей любить и охранять окружающую природу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekologicheskoe_obrazovanie.doc | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная
школа №25 с углубленным изучением
отдельных предметов
города Россоши Россошанского Муниципального
района Воронежской области
Учителя начальных классов
Прокопчук Елена Евгеньевна
Шатилова Наталья Викторовна
Экологическое образование и воспитание школьников
в процессе изучения природы.
В системе экологического образования и воспитания исключительно важную роль играет начальная школа. Здесь дети впервые попадают в мир знаний о природе. Дальнейшее отношение их к природе во многом будет зависеть от того, осознают ли они ценность природы в жизни человека, многообразные связи человека с природной средой, насколько глубоко будут воспитаны эстетические и нравственные отношения к природным объектам, желание трудиться на пользу природе. В начальной школе закладываются основы экологической культуры.
Из многолетних наблюдений за поведением детей этого возраста в природе можно сделать вывод, что они наносят большой вред птицам, разоряют их гнёзда, уничтожают зеленую растительность, большое количество цветущих растений. Иногда дети являются виновниками лесных пожаров.
На уроках окружающего мира, литературного чтения, в процессе наблюдений, бесед, экскурсий рассказываем детям о необходимости охраны природы. Особое внимание уделяем вопросу рационального использования человеком природных богатств. Даём понятие о равновесии в природе.
Например, вырубка леса ведет к пересыханию рек, разрушению почвы, уменьшению численности животных и т.п. Часто спрашиваем:
- Чем сегодняшний день не похож на вчерашний?
-Что интересного в природе увидел, когда шёл в школу?
С первых бесед о природе стараемся заинтересовать детей, показать им красоту природы, её неповторимость, её хрупкость и ранимость. Беседуя, говорим: «Найдёшь в лесу цветок, не рви его, любуйся им в природе. В руках он завянет, погибнет. Узнай, как называется это растение, чем интересно».
Развиваем у учащихся познавательные потребности, приобщаем их к чтению художественных произведений Э. Шима, М. Пришвина, Е. Чарушина, Г. Скребицкого
и других.
Богатейшие возможности для экологического воспитания и образования дают экскурсии и прогулки в природу. Есть у нас излюбленное место в лесу- небольшая полянка в окружении огромных деревьев. Неподалёку мы обнаружили муравейник. Долго стояли, наблюдали за муравьями, уже устали наблюдать, а муравьи всё ещё не устали работать. Да как работают! Перетаскивают грузы в несколько раз больше, чем сами. Дети были поражены. Теперь, посещая эти места, любуемся работягами- муравьями. Иногда применительно к себе говорим: «Трудимся сегодня, как наши муравьи» - и бываем очень горды этим.
Для закрепления правил поведения в природе создаём проблемные ситуации. Дети должны составить текст или нарисовать, подобрать картинку о том, как надо поступить, если:
- обнаружишь птичье гнездо;
- когда встретишь в лесу маленьких детёнышей лесных зверей;
- когда встретишь красиво цветущие растения и т.д.
На уроке математики составляем и решаем задачи, где требуется подсчитать, сколько воды утечёт из неисправного крана, сколько деревьев нужно спилить, чтоб обеспечить тетрадями наш класс, школу, сколько деревьев уцелеет, если мы взамен соберём макулатуру, и др.
Осенью много говорили об отлёте птиц, о зимующих птицах, о приближающейся зиме. Во время осенней экскурсии показали, какие семена растений надо заготовить для корма птицам, а что можно оставить на ветках.
Познакомили ребят с правилами подкармливания птиц.
На родительском собрании попросили родителей помочь ребятам сделать кормушки и организовать систематическую подкормку птиц.
Таким образом, на предметных уроках, уроках- экскурсиях, во внеклассной работе при организации прогулок, походов в природу мы воспитываем ответственное отношение детей к природе, учим экологически грамотно относиться к ней, формируем их гражданскую позицию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Реализация программы "Школьное лесничество" как источник образования, развития, воспитания школьников в процессе внеклассной работы.
Интересная и практически полезная форма внеклассной работы - школьное лесничество. Направления работы. Результаты....
Актуальные проблемы экологического образования и воспитания школьников(методические рекомендации).
Проблемы экологического воспитания и образования....
Статья "Экологическое образование и воспитание младших школьников. Социально – экологический проект «Вода без границ».
Конкурс «Образование: взгляд в будущее»Номинация: научно-исследовательская деятельность учащихся....
Экологическое образование и воспитание младших школьников в процессе внеклассной работы
В современном мире человек должен быть экологически образованным. Наиболее эффективным звеном экологического образования является школьное образование, а именно, обучение в начальной школе....
Проект по экологическому образованию и воспитанию младших школьников «Сбережем природу Донского края»
В процессе экологического образования и реализации проекта «Сбережем природу Донского края» будет происходить не только сообщение учащимся определенных знаний, но и применение, развитие умений и навык...
Актуальные проблемы экологического образования и воспитания школьников(методические рекомендации).
Актуальные проблемы экологического образования и воспитания школьников(методические рекомендации). ...
Программа экологического образования и воспитания обучающихся, воспитанников с ОВЗ «Сохраним природу»
Экологическое образование и воспитание обучающихся - это не дань моде, а веление времени, продиктованное самой жизнью: для того, чтобы сегодня выжить и обеспечить существование человека в будущем, нын...