Экологическая конференция для младших школьников "Хотим сказать всем...."
методическая разработка на тему

Скокова Ольга Николаевна

данная разработка приобщает школьников  к посильным для них формам пропаганды экологических и природоохранных знаний.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekologicheskaya_konferentsiya.rar25.93 КБ

Предварительный просмотр:

Экологическая конференция «Хотим сказать всем….»

Для младших школьников.

Составитель: учитель начальных классов МАОУ «СОШ№7»г.Альметьевска,РТ Скокова Ольга  Николаевна

 ЦЕЛЬ: 1 .Расширить, углубить, систематизировать экологические и природоохранные знания детей.

  1. Приобщить к посильным для них формам пропаганды экологических и природоохранных знаний.
  2. Способствовать воспитанию любви к природе и ее охране.

Оборудование : рисунки детей на экологическую тему, таблички с надписями об экологических катастрофах, фонограммы, костюмы животных, плакат “Охранять природу - значит охранять Родину.”

В. 1.    Здравствуйте, друзья!

2. Здравствуй, природа!

1.  Здравствуйте, леса и реки, моря и озера, поля и горы!

2.  Здравствуйте, птицы: соловьи, совы, воробьи и голуби!

1 .Здравствуйте, звери: тигры, львы, слоны, волки!

  1.  Если б человек каждый день вот так здоровался не только с родными и знакомыми, но и со всем живым, что его окружает, может быть, до сих пор на Земле жили бы те животные и растения, которых мы уже больше не увидим- люди уничтожили их.

Иногда слышишь: Человек - царь природы!” Но кто поставил человека над природой? Сам человек! А кто человек без природы? Это представить себе не возможно...

Без воздуха , воды, пения птиц, аромата лугов, шелеста листьев. Все это дает нам природа, а взамен просит только бережного, доброго отношения.

  1.  Замечательный писатель и большой любитель природы Михаил Пришвин писал: “Мы хозяева нашей природы и она кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе- вода, птице-воздух, зверю-лес, степь, горы, а человеку нужна Родина. И охранять при роду значит, охранять Родину.”

Эту истину знаю отроду

И ее никогда не таю:

“Кто не любит родную природу

Тот не любит Отчизну свою.”

М. Романова.

1.К сожалению, ни растения, ни животные не могут говорить. А если б могли? Давайте пофантазируем. Итак, мы начинаем конференцию “Хотим сказать всем...”

Председателем у нас будет Зубр. Может быть, вы не слышали о нем, но не могу не поделиться восхищением и уважением, которое вызывает у меня этот зверь. А ведь было время, когда жизнь его висела на волоске. Зубров, не задумываясь истребляли.

Обвинитель-Тур. Я объясняю , почему обвинителем выбрали именно тура. Дело в том, что последний тур был убит в 17 веке.

Защитник человека- Собака.

Участники конференции- все, кто находится здесь в зале.

Зубр: Прошу внимания! Заседание начинается! Слово обвинителю.

Тур: Мне трудно говорить. И не только потому, что меня давно уже не существует на свете. Я боюсь, что еще много видов животных и растений исчезнут так же, как исчез мой вид. Я не могу понять одного: ведь человек сам творение природы. Он не имеет права выносить смертный приговор тем живым существам, которые по его мнению, вредны или опасны. Он не понимает что в природе нарушается равновесие, которое восстановить очень трудно, иногда просто не возможно.

Я обвиняю человека в том , что он уничтожил такое замечательное животное, как зебра- квагга.

Когда люди начали осваивать Африку, они стали убивать этих ’’солнечных лошадок.”

Да разве только зебры?

Сейчас на территории Африки осталось не более 10% животных, живших там до прихода европейцев.

А бизоны? К началу нашего века в Америке почти не осталось бизонов. А было их не менее 70 миллионов. Только за 1 год охотник убивал не менее 2000 бизонов.

Крупная нелетающая птица дронт уже никогда не будет жить на Земле, люди уничтожили их всех.

Где бы ни появился человек , он всегда разрушал что-нибудь.

А что делается сейчас? Оглянитесь вокруг: вы становитесь жертвами непонимания. Отравлены реки, воздух ...

Оглянитесь! Остановитесь! Подумайте!

Зубр: Какое наказание, по-вашему, уважаемый Тур, заслуживает человек?

Тур: Он наказал и продолжает наказывать сам себя! Впрочем, свое мнение относительно человека я выскажу позднее.

Зубр: Теперь слово собаке.

Собака: Я понимаю негодование уважаемого обвинителя и согласна с ним: человек сам себя наказывает. Но, поверьте мне, человек заслуживает и уважения.

Тур: Уважения?

Собака: Да, да! Кто, как не мы домашние животные, знаем человека?

Тур: Смешно! Вы же от него зависите во всем. Вам его не выгодно обвинять, иначе кто вам даст пищу, питье.

Собака: А знаете ли вы, что первый заповедник был создан в 1832 году именно в Америке, т. е. там, где природе нанесен такой сокрушительный удар.

Зубр: Давайте выслушаем обе стороны: обвинение и защиту. Первый докладчик обвинения-Воздух.

Воздух: За год только углекислого газа выбрасывается в атмосферу 5 миллиардов тонн. В результате истончается озоновый слой, появляются озоновые дыры: постоянная над Антарктидой и Арктикой, район Европы. В эти дыры попадают ультрафиолетовые лучи, которые вызывают раковые заболевания, уменьшается количество кислорода. Высыхает лес, становясь плохим поставщиком кислорода в воздух.

В сутки один автомобиль способен выбросить до 20 кг вредных газов. В нашем городе насчитывается около 150000 автомобилей. Таким образом только за сутки выбрасывается 3000 тонн вредных выхлопных газов, не учитывая, сколько кислорода потребляют эти автомобили.

Ученые считают, что 1 крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 тонн сажи в год. Если в нашем городе их в пределах 10, то выбросят они 2000 тонн сажи. Фабрики и заводы должны иметь особые установки. Из задержанных этими установками сажи и газов изготовляют полезные материалы. Например: сажу используют для изготовления цемента красок.

Зубр: Докладчик-Вода.

Вода:        Ученые подсчитали, что каждый год во всем мире в водоемы попадает столько-вредных веществ, что ими можно было бы заполнить 10 тыс. товарных поездов.

Даже в чистых льдах Арктики нашли стиральный порошок. В результате “ деятельности” человека в реках Сена, Волга, Дунай купаться вообще нельзя. Из-за затонувшего леса и сброса неочищенных стоков в наши реки появились микроорганизмы, очень вредные для человека и животных.

Всего 5 г нефтепродуктов затягивает пленкой 50 м2 водной поверхности. В результате чего гибнет рыба, пропадают растения.

Чтобы изготовить 1 т кирпича необходимо 2 т воды, а чтобы выплавить 1 т металла, нужно целых 300 т воды. Еще больше воды требуется для сельского хозяйства: чтобы вырастить 1 т пшеницы, нужно затратить1500 т воды, а для выращивания 1 т хлопка еще больше- 10000 т воды.

Каждый литр сточных вод, попадая в водоем приводит в негодность 100 литров хорошей воды.

В последнее время население республики Татарстан уделяет внимание очищению   вод.

Летом проходили   акции “Единые дни действий в защиту малых рек- притоков Волги.’’т.к. в черте городов реки стали помойками. Их берега завалены мусором, а в реки сливаются бытовые и промышленные воды.

Уделяется внимание обустройству и очистке родников. Только за 2013 год расчищено 83 родника и обустроено 137. Всего к 2013 году было обустроено 759 родников и расчищено 83, только в Альметьевске и районе обустроено 128 родников.

Зубр: Слово защите.

Собака: Да , аргументы весомые. Человеку нужна вода. Чтобы получить 1 т бумаги, нужно 250 т воды.

Человек начал строить предприятия, у которых вообще нет сточных вод. Загрязненную воду там очищают и опять используют, затем снова очищают и опять используют. Человек старается сохранить выбросы в атмосферу. Сокращает человек и выброс выхлопных газов. Начали выпускать машины с двигателем на газе, электричестве, солнечных батареях.

Зубр: Продолжим слушание. Приглашаются бабочки Аполлон и Махаон.

Аполлон:

И слышать ничего не хотим. Сначала уничтожают, а потом заповедники с парками создают!

Нет! Нет! Мы слишком обижены на человека, чтобы прощать ему!

Махаон:

Как же простить, если меня до сих пор ловят все, кому не лень. Как я жалею, что родилась такой красавицей.

Зубр: Все ловят? И птицы?

Аполлон: О нет, я имела в виду людей- взрослых и детей.

Вот, послушайте разговор ребенка поймавшего мотылька.

Сценка “Ребенок и мотылек”

Г. Тукай.

Мальчик: Мотылек, как же так?

Целый день ты летал?

И совсем не устал?

Расскажи, как ты живешь?

Что ты ешь? Что ты пьешь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всем.

Мотылек: Я живу на лугах, и в лесах, и в садах,

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров,

Мне еда и питье- ароматы цветов.

Но живу я недолго- не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня!

Махаон: С каждым годом нас становится все меньше и меньше. Как же убедить людей, что красивы мы только на воле, в полете! Посмотрите, как мы красиво танцуем, когда свободны!

Танец  бабочки.(муз. Чайковского П.И.)

Зубр: Послушайте следующих представителей природы: цветы.

На земле исчезают цветы,

С каждым годом заметнее это.

Меньше радости и красоты Оставляет нам каждое лето.

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли.

Беззаботно топтали мы их  

И безумно, безжалостно рвали.

В нас молчало безумное “стой!”

Нам казалось все мало, все мало.

А потом в толчее городской

Мы охапки тащили устало.

И не видим, как и-з под ног

Молчаливо, дыша еле-еле,

Обреченно глядел василек,

Безнадежно глядели гвоздики...

                                           Е. Карасев.

Мать-и-мачеха: Да, нас становится все меньше и меньше. Природой нам велено зацветать рано. И человек, соскучившись долгой зимой по цветам, порой просто для того, чтобы подержать какой-нибудь цветок в руках, срывает нас. Сорвет, помнет - помнет пальцами, а потом выбросит!

С целым миром спорить я готов,

Я готов поклясться головою

В том, что есть глаза у всех цветов

И они глядят на нас с тобою.

В час раздумий наших и тревог,

В горький час беды и неудачи

Видел я: цветы, как люди плачут

И росу роняют на песок.

Р. Гамзатов.

Мать-и-мачеха: А ведь мы могли ему помочь, если б нас сорвали по всем правилам и в определенное время, в определенных местах.

Ведущий:(ко всем)

О какой помощи человеку говорит Мать-и-мачеха?

Мать-и-мачеха: А кроме этого мы очень выручаем пчел весной, они с трудом разыскивают  себе пропитание- ведь цветов еще очень мало. А к нашим цветкам пчелы летят охотно.

Много трав растет полезных            

 На земле страны родной.

Могут справиться с болезнью        

    Мята, ландыш, зверобой.

Ландыш: А людям все равно! Они рвут и меня, не задумываясь! А ведь, чтобы я зацвел, с того дня, как семечко упало в землю, должно пройти 10 лет! Мальчик и девочка, поступившие в 1 класс, успевают закончить школу!

Зубр: Но ведь вас, уважаемый Ландыш, рвут и для лечебных целей.

Ландыш: Да, но порой так неумело. А ведь рвать меня можно только весной и очень осторожно. Из меня изготавливают капли для людей, у которых больное сердце.

И что же я получил за свою доброту? Было время, когда меня можно было встретить повсюду, а сейчас я нуждаюсь в защите.

Зубр: Да, многие растения сейчас занесены в Красную книгу. А ведь они уменьшают содержание пыли в воздухе в 2,5 раза , а газов и дыма в 2 раза. А люди за последние 100 лет поставили под угрозу исчезновения 25 тысяч видов растений!

 

Ласточка: Все виды животных интересны, но наибольший интерес у “любителей

природы”

вызываем мы- птицы. Кому-то хочется посадить нас в клетку, кому-то пух, кому-то

мясо. За последние 150 лет с лица Земли исчезли 150 видов птиц. А ведь мы тоже  приносим большую пользу человеку.

Послушайте песню о нас ласточках, вы узнаете из нее о нашей жизни, о том чем мы полезны людям.

Песня на татарском языке   “ Ласточка.”

Девочки в это время исполняют танец.

Зубр: Мы выслушали многих представителей природы. А теперь послушаем человека.

Человек: Я не буду оправдываться.

Я хочу попросить у вас прощения, хотя вам от этого не легче.

Собака: А я хочу сказать вот что. Да, то, что сделал человек с природой, ужасное преступление. Но ведь только человек может хоть что-то исправить! Именно человек создает заповедники и охраняет их. Именно человек создал Красную книгу.

Сообщение об истории создания Красной книги)

Начиная с 1600 г на нашей планете вымерло 150 видов животных, причем более поло вины из них- за последние 50 лет. Почти все они вымерли по вине человека. Многие растения и животные, которые встречались раньше, стали редкими. Они внесены в Красную книгу. Эта книга называется так потому, что красный цвет - сигнал опасности. Красную книгу учредил Международный союз охраны природы в 1966 году. Хранится она в Швейцарском городе Морше. В нее заносятся все данные о растениях и животных, которые срочно нуждаются в защите. В 1974 году была учреждена в СССР. В ее первый список были внесены 52 вида зверей и птиц: розовый фламинго, речной бобр, уссурийский тигр, лебедь и др., растения: колокольчик, подснежники, ряд видов тюльпанов и пионов, зверобой.

Охраняется Красной книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются змеи

Охраняются даже цветы.

Собака: К нашему счастью, люди на Земле разные, кому, как не вам, уважаемый Зубр, об этом знать?

Зубр: Да, не отрицаю. Только благодаря людям мне удалось выжить.

Tvp: Но благодаря людям вы же чуть совсем не исчезли с лица планеты.

Аполлон: Что же получается? Так или иначе, мы все зависим от человека?

Зубр: К сожалению, зависим.

Я люблю тебя, большое время,

Но прошу- прислушайся ко мне:

Не убей последнего тайменя,

Пусть гуляет в темной глубине.

Не губи последнего болота,

Загнанного волка пощади,

Чтобы на Земле осталось что-то,

От чего щемит в моей груди.

С.Куняев.

Зубр: Какое же решение мы вынесем на нашей конференции?

(Все совещаются)

Зубр: Решение: пусть человек исправит то, что еще можно исправить. А если не исправит, то его постигнет участь тура: его не станет. Ведь без всех нас и еще многих, без чистого воздуха, без чистой воды и много другого, он не сможет выжить.

Природа: Можно, и я свое скажу.

Монолог природы.

Я-Природа. Я- великий мастер.

Вечный мастер жизни.

Я могу,

Человек, тебя за соучастье одарить-

В моей все это власти!

Гриб в лесу, ромашку на лугу, небо в час восхода и захода, иву над рекой...

И. наконец, солнцем прокаленный, рыжеватый хлебный колос! Как всему венец.

Только ты мой дар, мое ученье

Не прими за дань: я не раба.

Не забудь: ты сам- мое творенье!

И у нас с тобой одна судьба!

Да, ты вырос. Ты простился с детством.

Шире - что ни год -твои шаги...

Но не занимайся самоедством!

И былинку даже, что в наследство,

 Я тебе вручаю, береги!

Даже волка- вдруг да он последний...

Уничтожить, зверь не карандаш. -

С помощью сложнейших вычислений

И машин новейших не создашь.

Мы с тобой дорогою одною

Катимся- ни часу врозь, ни дня...

И не можешь быть ты надо мною,

Как не можешь быть и вне меня.

С.Викулов.

Все исполняют песню “Как легко взорвать планету”

Природа гибнет и просит у нас защиты.

Охраняется Красной книгой

Столько редких животных и птиц,

Чтобы выжил простор многоликий

Ради света грядущих зарниц.

Чтоб пустыни нагрянуть не смели,

Чтобы души не стали пусты,

Охраняются звери, охраняются птицы,

Охраняются даже цветы.

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны,

И не будет красоты.

И тревога за жизнь неустанна:

Гибнут звери, птицы, цветы.

Гибнут люди беспрестанно,

Унося с собой часть красоты.

Так скорее под звездною сыпью,

Чтобы  жизнь не покинула нас,

В эту книгу впишите Человека,

Человека всех наций и рас!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа УЧ-СЯ НА РАЙОННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

Работа  УЧЕНИЦЫ  ЯДОНИСТ АЛИНЫ НА РАЙОННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ С ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТОЙ "ДЕКОРАТИВНЫЕ РАСТЕНИЯ КЛАССНОЙ КОМНАТЫ".Работа заняла первое место среди уч--ся 6-7 кл...

Читательская конференция по произведениям В. П. Астафьева "Сопричастный всему живому"

Произведения Астафьева- это его жизнь. В них щедро раскрывается сердце писателя. И всегда видно, за что ратует и против чего восстаёт Астафьев – добрый художник. А добрый художник в каждом сердце найд...

Методическая разработка экологической конференции.

Экологическая конференция "Край, в котором мы живем, для потомков сбережем" для учащихся 3-4 классов....

Экологическая конференция на тему "Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят"

Экологическая конференция на тему "Чисто не там, где убирают, а там, где не сорят"...

Экологическая конференция

Есть одна планета-сад В этом космосе холодном. Только здесь леса шумят, Птиц скликая перелётных, Лишь на ней одной цветут, Ландыши в траве зелёной, И стрекозы только тут...

План-конспект экологического урока "Животные Кавказа помогут всем и сразу"

Сегодня экологическая культура становится неотъемлемой частью функциональной грамотности подрастающего поколения.Экологическое образование направлено на формирование у обучающихся основ экологич...