"Чтобы зубы были крепкими и здоровыми".
методическая разработка (1 класс) на тему

Шмычкова Наталья Михайловна

Дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья, выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chtoby_zuby_byli_zdorovymi.docx94.07 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VII ВИДА

СТ. КАЗАНСКОЙ ВЕРХНЕДОНСКОГО РАЙОНА

(ГКОУ РО КАЗАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VII ВИДА)

346170, Ростовская область, Верхнедонской район, ст. Казанская ул. Трудовая,6 «а»

Тел 8 (86364)31-4-62, тел/факс 8 (86364)31-4-62

E-mail: ski_kazanskaya@rostobr.ru     1222112@mail.ru

                                         Открытое занятие на тему:

                           «Чтобы зубы были крепкими и здоровыми».

                                                                                                  http://lib.podelise.ru/tw_files2/urls_7/10/d-9421/9421_html_7d6d024e.png

                                                                                  Воспитатель: Шмычкова Н.М.

                                                       2013 – 2014 уч.год.


Цель: дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья, выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда.

Задачи:


  1. Расширить знания детей о гигиене полости рта. 

  2. Познакомить с основными  правилам ухода за зубами, как правильно  и  последовательно чистить зубы, пользоваться зубной щеткой. 

  3. Воспитывать доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета, к встрече с врачом – стоматологом. 

  4. Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью. 


Оборудование: сборник загадок и пословиц, стихи С.Михалкова, А.Обуховой, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, иллюстрации: строение зуба, лозунги: “Здоровые зубы, каждому любы!”, “Как поел, почисти зубки. Делай так два раза в сутки”, “Гигиена полости рта – это тщательная чистка зубов”,

Ход занятия:


Учитель: Дорогие, ребята! Сегодня к нам в гости пришел  всеми известный герой из произведения Н. Носова. Кто он, вы узнаете из стихотворения.

Ученик: 

Добрый врач, бывалый врач.
Чуть услышит детский плач,
В ранний час и в полночь
Поспешит на помощь.
По дороге, по реке.
По опасным тропам
С чемоданчиком в руке
И с фонендоскопом.
И его не устрашит
Ни мороз, ни тряска.
Он и в космос полетит
Делать перевязку.

Ученики: Это доктор Пилюлькин! 

Учитель: Правильно, это  доктор Пилюлькин.



 Кто из вас любит разгадывать загадки? 

Когда мы едим – они работают, когда не едим – они отдыхают.

Красные звери в пещере моей, белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою я с радостью этим зверям отдаю.

Чистить зубы каждый день мне нисколечко не лень.
Чистит быстро, чистит четко в моих руках зубная …. (щетка)

Воспитатель: 
Вы, наверное, догадались, что речь пойдет о зубах.

Что вы знаете о зубах?

Дети делятся своими знаниями о зубах.

Воспитатель: 

- Кто знает, сколько у взрослого человека должно быть зубов? (32 зуба)

- Когда человек рождается, у него сначала нет зубов. Затем они постепенно появляются и к 2-3 годам, у него полностью прорезаются его первые зубы. Их называют молочные. Их всего 20. Из них 10 зубов в верхней челюсти и 10 в нижней. Молочные зубы живут лишь несколько лет. Потом они начинают постепенно выпадать, а на их месте вырастают другие – постоянные. Если человек потеряет постоянный зуб, новый на его месте уже не вырастет.

Воспитатель: 

- Ребята, у кого из вас выпадали зубы?  Вы ведь прекрасно понимаете: выпадают молочные зубы, значит, вы растёте.
- А что вы делаете, когда у вас выпадает зуб?
Существуют обычаи, связанные с выпадением зубов. 

Испанские обычаи. Надо забросить зуб на крышу дома и рассказать маленький стишок, приглашая мышонка прийти, взять зуб и принести ребенку новый. Стишок звучит так: “Маленький мышонок, маленький мышонок, возьми свой зуб и дай мне новый”. (Считают, что молочный зуб должен принадлежать мышонку, потому что он хрупкий и непостоянный, и мышонок принесет взамен постоянный зуб). 

В Америке – дети кладут на ночь выпавший зуб под подушку на ночь специально для Зубной Феи, которая может забрать зуб и положить вместо него несколько монеток!


- Когда ребенок вырастает у него должно быть 32 зуба. 

- Проведите языком по зубам. Все ли зубы у вас одинаковые по форме, толщине?

- Зубы у нас разные.

- Зубы состоят из твердого вещества, которое есть в нашем организме. Зубы должны быть очень прочными, ведь мы пережевываем ими пищу. Давайте, посмотрим, из чего состоит зуб.

Зуб - это живой орган. Каждый зуб состоит из трех основных частей: 

Коронка — часть зуба, которая видна в полости рта; 

  Шейка — часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем.   Она прикрыта десной; 

Корень — часть зуба, которая располагается в челюсти.


Воспитатель:
Как у нашей Любы разболелись зубы.
Слабые, непрочные – детские молочные.
Целый день бедняжка стонет, прочь своих подружек гонит:
- Мне сегодня не до вас! Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет, не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет, из бумаги куклу клеит,
Чем бы доченьку занять, чтобы боль зубную снять?

Воспитатель: 

- Как вы думаете, ребята, почему у Любы разболелись зубы? Дырка в зубе – всегда больно! Что вы ощущали в период зубной боли? 
Дети рассказывают о своих ощущениях.

Воспитатель:
Ежик плачет и кричит – Очень сильно зуб болит! 
А к врачу идти боится: - Мама, не пойду в больницу!!! 
Доктор мне совсем не нужен, может сделать только хуже.
- Не кричи так, милый Ежик, врач полечит и поможет. 
Поскорее успокойся и врачей совсем не бойся. 
Доктора нужны затем, чтоб помочь всегда и всем.

Ученик: 

У волчонка зуб заныл, он пошел к врачу 
В кресло сел, но вдруг вскочил с криком: - Не хочу!
Зарычал и сгоряча чуть не укусил врача!
Бегать стал от докторов и остался без зубов!
Трудно волчонку добычу ловить, что ж, надо вовремя зубы лечить!
И при леченье уметь потерпеть, чтобы здоровые зубы иметь.

Воспитатель: О каком враче идет речь? Врач – стоматолог лечит десны, зубы делает их здоровыми. Слова “стома” по-гречески означает “рот”. 

Зубы покрыты эмалью. Она твердая, защищает зубы от повреждения. Но если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, может образоваться кариес. Что обозначает слово “кариес”? 

Термин кариес в точном переводе означает "гниение".

- Как вы думаете, это заболевание или нет? Когда возникает это заболевание? У кого из вас был кариес?

Этим термином стали называть заболевание твердых тканей зуба, при котором происходит разрушение зуба.

Чтобы зубы были здоровыми – их надо чистить. Это люди поняли давно. Что только они не перепробовали в поисках подходящего для этого средства. Древние греки, например, использовали золу. Зубной щеткой им служили шерстяные тряпочки, пропитанные медом, а зубочистками – когти животных. Конечно, такой уход за зубами был мало  приятен, однако, по свидетельству докторов, зубы  греков выглядели просто замечательно. Жители Индии нашли более приятный способ – они жевали  древесную кору. Её мягкие волокна очищали зубы, а выделяемый сок дезинфицировал полость рта и укреплял десна. А жители Ближнего Востока протирали зубы кожурой граната. В Средние века были изобретены зубные эликсиры, которыми не чистили, а полоскали рот. Кстати, они дошли и до наших дней. Во второй половине ХУП века открыли новое средство – соль! Рекомендовал её голландский учёный Антони ван Левенгук, который открыл неизвестный до тех пор “мир микробов”… Его поразило обилие микробов находящихся у нас во рту, и он сразу принял меры для борьбы с ними… Протерев зубы солью, он отметил, что число их резко сократилось. С тех пор он регулярно чистил ею зубы и рекомендовал это всем. В ХIХ веке начали чистить зубы толченым мелом, со временем его стали тщательно растирать, превращая в порошок, похожий на пудру. Зубная же паста появилась только в двадцатые годы минувшего столетия. Вот так-то, казалось бы, совсем простая вещь и очень необходимая человеку, а изобрели её позже автомобиля, паровоза и многое другое. 

Физкультминутка «Водичка, водичка, умой мое личико».

Воспитатель: А какие предметы гигиены необходимы для ухода за зубами?


^ Ученик: 
Зубы чистим пастой мятной, ароматной и приятной.
Щеткой действуем умело. Зубы станут очень белы!


Ученик: 

Как поел, почисти зубки. Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты, очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил, помни правило такое:
К стоматологу идем в год два раза на прием.
И тогда улыбки свет сохранишь на много лет.

Воспитатель:

Не реже 2 раз в год надо посещать стоматолога. Обязательно надо полоскать рот после еды и чистить зубы утром и вечером. 

- Что надо делать еще, чтобы зубы были здоровы? 

Содержите в чистоте зубную щетку. И обязательно выкидывайте старую, потрепанную зубную щетку, как только она утратит свои качества (каждые 3-6 месяцев или как только щетинки начнут отгибаться). 

Правильное питание: ежедневно употреблять в пищу молоко или молочнокислые продукты, мясо, рыбу, черный хлеб, разнообразные овощи и фрукты во все сезоны года. Употребляйте твердую пищу: это укрепляет десны и зубы.

Ешьте сыр – истребитель бактерий. Если вы съели что-нибудь сладкое, то в первые же 5 минут заешьте его кусочком сыра (25 – 30 г) с низким содержанием жира или совсем нежирного – истребитель бактерий. Небольшое количество сыра стимулирует образование слюны, которая нейтрализует кислоту, вызывающую кариес. Кроме того, в сыре присутствуют особые вещества, способствующие предохранению зубной эмали от разрушения. 

Погрызите яблоко. Любые твердые фрукты и овощи замедляют процесс разрушения зубов. 

Ешьте больше йогурта. Нежирный натуральный йогурт – великолепный источник кальция, который способствует формированию здоровых зубов в юности, укрепляет кости человека, поддерживающие белоснежные зубы. 

Игра «Да и нет»
А  сейчас спрошу вас, Сашу,
Юлю, Артема и   Дашу,
Максима, Антона и  Романа
Вячеслава  и Алешу  тоже, 
Признавайтесь, Аня, Ева,
Часто ль чистите вы зубы смело?
Молодцы, я всем вам верю,
Но ваши знания проверю.

Если дам совет хороший, 
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите хором: «Нет!»


Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший -
Вы похлопайте в ладоши.


Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем невкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?


Говорила маме Люба:
Я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, каждом зубе.
Будет ваш каков ответ?
Молодчина Люба?


Навсегда запомните,
Милые друзья,
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.


Зубы вы почистили
И идите спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?


Запомните совет полезный:
Грызть нельзя предмет железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.

Чтобы зубы укреплять, 
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет?


Давайте сделаем вывод, как же сохранить зубы здоровыми?! 
Ешьте фрукты и овощи! 
Не злоупотребляйте сахаром и сладостями! 
Полощите рот после еды!
Чистите зубы два раза в день: после завтрака и перед сном! 
Меняйте зубную щётку каждые 3 месяца! 
Дважды в год посещайте стоматолога! 

Игра «Вредно или полезно».

А хотите узнать, чтобы сказали зубы, если бы они умели говорить?
Если зубы вдруг могли бы говорить,
То они б нас тут же начали учить:
Ты нас чисти, чисти, чисти, не спеши.
И снаружи, и внутри нас почеши.

Просмотр  сказки про зубик.


Если у вас будут здоровые зубы, то у вас будет красивая улыбка. Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше человек будут радоваться жизни вместе с нами! И становиться добрее.  (Просмотр мультфильма «Птичка Тари»)

Итог.

- О чем мы сегодня говорили?

- Сколько раз нужно чистить зубы?

- Что больше всего нужно есть?

- Если раболелся зуб, куда нужно идти? (К врачу).

- Как называется врач, который лечит зубы? (Стоматолог).

 Заключение

 На занятии мы уточнили представление детей о зубах. Для чего нам нужны зубы. Зубы нужны не только людям, но и животным. Закрепили знания детей, что лучше кушать полезные продукты, чтобы зубы сохранились. Так же дети показали свои знания не только теоретически, но и практически, со всеми задачами, поставленными, на занятии дети справились.

Воспитание КГН включает широкий круг задач, и для успешного решения мы используем целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.

Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.

В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх, специально-направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество. 



-Спасибо. Молодцы.

С. Чудин

У меня зубная щетка
Она чистит зубы четко
Раз за разом веселей
Мои зубы все белей.





В. Рычихина

Коля чистит зубки пастой,
Говорит нам: « Я зубастый!»
Зубки Коли – белый ряд
И нисколько не болят.



Э.Кийг

Знает чуть ли не с пелёнок
Каждый маленький ребёнок,
Что от всех зубных напастей
Помогают щётка с пастой.
Неужели свои зубы
По утрам и вечерам
Ты зубной не чистишь пастой?
Это стыд, позор и срам!



Е. Долгих

Надо, надо чистить зубки по утрам,
И тогда ходить не будем по врачам.
Ну, а если их ещё почистить вечером,
У врача нам точно делать будет нечего!
Если чистишь зубки ты свои любя,
Стоматологи забудут про тебя



Д. Пономарева

Чистить зубы каждый день
Нам с братишкою не лень.
Чтобы не болели зубки
И не портилась эмаль,
Нам потратить две минутки
Перед сном совсем не жаль.


Н. Карпова
Разболелся зуб у Волка!
- Поделом! сказала Ёлка,
А потом шепнула Дубу:
- Надо было чистить зубы!
Скрипнул добрый Дуб в ответ:
- У него же пасты нет!
Жалко мне беднягу - Волка!
- Так и быть, - вздохнула Ёлка,
- Свой рецепт я дать готова,
Но возьму с лентяя слово:
Обещай-ка мне, Клыкастый,
Подружиться с "Хвойной" пастой!

Ежик плачет и кричит – Очень сильно зуб болит! 
А к врачу идти боится: - Мама, не пойду в больницу!!! 
Доктор мне совсем не нужен, может сделать только хуже.
- Не кричи так, милый Ежик, врач полечит и поможет. 
Поскорее успокойся и врачей совсем не бойся. 
Доктора нужны затем, чтоб помочь всегда и всем.


У волчонка зуб заныл, он пошел к врачу 
В кресло сел, но вдруг вскочил с криком: - Не хочу!
Зарычал и сгоряча чуть не укусил врача!
Бегать стал от докторов и остался без зубов!
Трудно волчонку добычу ловить, что ж, надо вовремя зубы лечить!
И при леченье уметь потерпеть, чтобы здоровые зубы иметь.



Зубы чистим пастой мятной, ароматной и приятной.
Щеткой действуем умело. Зубы станут очень белы!



Как поел, почисти зубки. Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты, очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил, помни правило такое:
К стоматологу идем в год два раза на прием.
И тогда улыбки свет сохранишь на много лет.

      Как же сохранить зубы здоровыми?! 


Ешьте фрукты и овощи! 


Не злоупотребляйте сахаром и сладостями! 


Полощите рот после еды!


Чистите зубы два раза в день: после завтрака и перед сном! 


Меняйте зубную щётку каждые 3 месяца! 


Дважды в год посещайте стоматолога! 

Приветствуем всех, кто время нашел

И  на минутку в класс к нам зашёл!

Пусть солнце улыбается  в окно,

В классе у нас также уютно и светло!

У нас здесь порядок царит, чистота,

Эстетика. В общем, сама красота!

Здоровье свое бережем с малых лет.

Оно нас избавит от болей и бед!

Мы рады советы свои подарить

Всем тем, кто здоровье решил сохранить!

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!

“Здоровые зубы, каждому любы!”

“Как поел, почисти  зубки.  Делай так   два   раза в сутки”.

 “Гигиена полости рта – это тщательная чистка зубов”.

Врач – стоматолог   лечит  десны  и зубы.

Термин  «кариес»  в точном переводе означает "гниение".


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтобы зубы были крепкими.

Почему боля зубы. Как правильно ухаживать за зубами....

Внеурочное занятие "Чтобы зубы были здоровыми"

Материал может быть использован педагогами начальной школы и дошкольных учреждений для проведения уроков окружающего мира,  классных часов и внеурочных занятий....

Внеурочное занятие "Чтобы зубы были здоровыми".

Цель: Привитие гигиенических навыков и умений ухода за зубами.Задачи занятия:1.     Научить детей правильно чистить зубы;2.     Помочь осознать необходимость ги...

Классный час в 1 классе на тему "Чтобы зубы были здоровыми"

Методическая разработка классного часа с презентацией для 1 класса в рамках использования здоровьесберегающих технологий...

Айболит, или учимся не болеть. Урок 6. Чтобы зубы были здоровыми.

Занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях учащиеся узнают о себе, об особенностях своего организма, о том, ...

Чтобы зубы были здоровыми

Классный час для 2 класса...