"Чтобы зубы были крепкими и здоровыми".
методическая разработка (1 класс) на тему
Дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья, выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chtoby_zuby_byli_zdorovymi.docx | 94.07 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VII ВИДА
СТ. КАЗАНСКОЙ ВЕРХНЕДОНСКОГО РАЙОНА
(ГКОУ РО КАЗАНСКАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ VII ВИДА)
346170, Ростовская область, Верхнедонской район, ст. Казанская ул. Трудовая,6 «а»
Тел 8 (86364)31-4-62, тел/факс 8 (86364)31-4-62
E-mail: ski_kazanskaya@rostobr.ru 1222112@mail.ru
Открытое занятие на тему:
«Чтобы зубы были крепкими и здоровыми».
Воспитатель: Шмычкова Н.М.
2013 – 2014 уч.год.
Цель: дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья, выработать на основе этих знаний необходимые гигиенические навыки и привычки, которые нужны для жизни и труда.
Задачи:
Расширить знания детей о гигиене полости рта.
Познакомить с основными правилам ухода за зубами, как правильно и последовательно чистить зубы, пользоваться зубной щеткой.
Воспитывать доброжелательное отношение к посещению стоматологического кабинета, к встрече с врачом – стоматологом.
Воспитывать у детей бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: сборник загадок и пословиц, стихи С.Михалкова, А.Обуховой, С.Я. Маршака, К.И. Чуковского, иллюстрации: строение зуба, лозунги: “Здоровые зубы, каждому любы!”, “Как поел, почисти зубки. Делай так два раза в сутки”, “Гигиена полости рта – это тщательная чистка зубов”,
Ход занятия:
Учитель: Дорогие, ребята! Сегодня к нам в гости пришел всеми известный герой из произведения Н. Носова. Кто он, вы узнаете из стихотворения.
Ученик:
Добрый врач, бывалый врач.
Чуть услышит детский плач,
В ранний час и в полночь
Поспешит на помощь.
По дороге, по реке.
По опасным тропам
С чемоданчиком в руке
И с фонендоскопом.
И его не устрашит
Ни мороз, ни тряска.
Он и в космос полетит
Делать перевязку.
Ученики: Это доктор Пилюлькин!
Учитель: Правильно, это доктор Пилюлькин.
Кто из вас любит разгадывать загадки?
Когда мы едим – они работают, когда не едим – они отдыхают.
Красные звери в пещере моей, белые звери сидят у дверей.
И мясо, и хлеб – всю добычу мою я с радостью этим зверям отдаю.
Чистить зубы каждый день мне нисколечко не лень.
Чистит быстро, чистит четко в моих руках зубная …. (щетка)
Воспитатель:
Вы, наверное, догадались, что речь пойдет о зубах.
Что вы знаете о зубах?
Дети делятся своими знаниями о зубах.
Воспитатель:
- Кто знает, сколько у взрослого человека должно быть зубов? (32 зуба)
- Когда человек рождается, у него сначала нет зубов. Затем они постепенно появляются и к 2-3 годам, у него полностью прорезаются его первые зубы. Их называют молочные. Их всего 20. Из них 10 зубов в верхней челюсти и 10 в нижней. Молочные зубы живут лишь несколько лет. Потом они начинают постепенно выпадать, а на их месте вырастают другие – постоянные. Если человек потеряет постоянный зуб, новый на его месте уже не вырастет.
Воспитатель:
- Ребята, у кого из вас выпадали зубы? Вы ведь прекрасно понимаете: выпадают молочные зубы, значит, вы растёте.
- А что вы делаете, когда у вас выпадает зуб?
Существуют обычаи, связанные с выпадением зубов.
Испанские обычаи. Надо забросить зуб на крышу дома и рассказать маленький стишок, приглашая мышонка прийти, взять зуб и принести ребенку новый. Стишок звучит так: “Маленький мышонок, маленький мышонок, возьми свой зуб и дай мне новый”. (Считают, что молочный зуб должен принадлежать мышонку, потому что он хрупкий и непостоянный, и мышонок принесет взамен постоянный зуб).
В Америке – дети кладут на ночь выпавший зуб под подушку на ночь специально для Зубной Феи, которая может забрать зуб и положить вместо него несколько монеток!
- Когда ребенок вырастает у него должно быть 32 зуба.
- Проведите языком по зубам. Все ли зубы у вас одинаковые по форме, толщине?
- Зубы у нас разные.
- Зубы состоят из твердого вещества, которое есть в нашем организме. Зубы должны быть очень прочными, ведь мы пережевываем ими пищу. Давайте, посмотрим, из чего состоит зуб.
Зуб - это живой орган. Каждый зуб состоит из трех основных частей:
Коронка — часть зуба, которая видна в полости рта;
Шейка — часть зуба, которая располагается между коронкой и корнем. Она прикрыта десной;
Корень — часть зуба, которая располагается в челюсти.
Воспитатель:
Как у нашей Любы разболелись зубы.
Слабые, непрочные – детские молочные.
Целый день бедняжка стонет, прочь своих подружек гонит:
- Мне сегодня не до вас! Мама девочку жалеет,
Полосканье в чашке греет, не спускает с дочки глаз.
Папа Любочку жалеет, из бумаги куклу клеит,
Чем бы доченьку занять, чтобы боль зубную снять?
Воспитатель:
- Как вы думаете, ребята, почему у Любы разболелись зубы? Дырка в зубе – всегда больно! Что вы ощущали в период зубной боли?
Дети рассказывают о своих ощущениях.
Воспитатель:
Ежик плачет и кричит – Очень сильно зуб болит!
А к врачу идти боится: - Мама, не пойду в больницу!!!
Доктор мне совсем не нужен, может сделать только хуже.
- Не кричи так, милый Ежик, врач полечит и поможет.
Поскорее успокойся и врачей совсем не бойся.
Доктора нужны затем, чтоб помочь всегда и всем.
Ученик:
У волчонка зуб заныл, он пошел к врачу
В кресло сел, но вдруг вскочил с криком: - Не хочу!
Зарычал и сгоряча чуть не укусил врача!
Бегать стал от докторов и остался без зубов!
Трудно волчонку добычу ловить, что ж, надо вовремя зубы лечить!
И при леченье уметь потерпеть, чтобы здоровые зубы иметь.
Воспитатель: О каком враче идет речь? Врач – стоматолог лечит десны, зубы делает их здоровыми. Слова “стома” по-гречески означает “рот”.
Зубы покрыты эмалью. Она твердая, защищает зубы от повреждения. Но если за зубами неправильно ухаживать или неправильно питаться, может образоваться кариес. Что обозначает слово “кариес”?
Термин кариес в точном переводе означает "гниение".
- Как вы думаете, это заболевание или нет? Когда возникает это заболевание? У кого из вас был кариес?
Этим термином стали называть заболевание твердых тканей зуба, при котором происходит разрушение зуба.
Чтобы зубы были здоровыми – их надо чистить. Это люди поняли давно. Что только они не перепробовали в поисках подходящего для этого средства. Древние греки, например, использовали золу. Зубной щеткой им служили шерстяные тряпочки, пропитанные медом, а зубочистками – когти животных. Конечно, такой уход за зубами был мало приятен, однако, по свидетельству докторов, зубы греков выглядели просто замечательно. Жители Индии нашли более приятный способ – они жевали древесную кору. Её мягкие волокна очищали зубы, а выделяемый сок дезинфицировал полость рта и укреплял десна. А жители Ближнего Востока протирали зубы кожурой граната. В Средние века были изобретены зубные эликсиры, которыми не чистили, а полоскали рот. Кстати, они дошли и до наших дней. Во второй половине ХУП века открыли новое средство – соль! Рекомендовал её голландский учёный Антони ван Левенгук, который открыл неизвестный до тех пор “мир микробов”… Его поразило обилие микробов находящихся у нас во рту, и он сразу принял меры для борьбы с ними… Протерев зубы солью, он отметил, что число их резко сократилось. С тех пор он регулярно чистил ею зубы и рекомендовал это всем. В ХIХ веке начали чистить зубы толченым мелом, со временем его стали тщательно растирать, превращая в порошок, похожий на пудру. Зубная же паста появилась только в двадцатые годы минувшего столетия. Вот так-то, казалось бы, совсем простая вещь и очень необходимая человеку, а изобрели её позже автомобиля, паровоза и многое другое.
Физкультминутка «Водичка, водичка, умой мое личико».
Воспитатель: А какие предметы гигиены необходимы для ухода за зубами?
^ Ученик:
Зубы чистим пастой мятной, ароматной и приятной.
Щеткой действуем умело. Зубы станут очень белы!
Ученик:
Как поел, почисти зубки. Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты, очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил, помни правило такое:
К стоматологу идем в год два раза на прием.
И тогда улыбки свет сохранишь на много лет.
Воспитатель:
Не реже 2 раз в год надо посещать стоматолога. Обязательно надо полоскать рот после еды и чистить зубы утром и вечером.
- Что надо делать еще, чтобы зубы были здоровы?
Содержите в чистоте зубную щетку. И обязательно выкидывайте старую, потрепанную зубную щетку, как только она утратит свои качества (каждые 3-6 месяцев или как только щетинки начнут отгибаться).
Правильное питание: ежедневно употреблять в пищу молоко или молочнокислые продукты, мясо, рыбу, черный хлеб, разнообразные овощи и фрукты во все сезоны года. Употребляйте твердую пищу: это укрепляет десны и зубы.
Ешьте сыр – истребитель бактерий. Если вы съели что-нибудь сладкое, то в первые же 5 минут заешьте его кусочком сыра (25 – 30 г) с низким содержанием жира или совсем нежирного – истребитель бактерий. Небольшое количество сыра стимулирует образование слюны, которая нейтрализует кислоту, вызывающую кариес. Кроме того, в сыре присутствуют особые вещества, способствующие предохранению зубной эмали от разрушения.
Погрызите яблоко. Любые твердые фрукты и овощи замедляют процесс разрушения зубов.
Ешьте больше йогурта. Нежирный натуральный йогурт – великолепный источник кальция, который способствует формированию здоровых зубов в юности, укрепляет кости человека, поддерживающие белоснежные зубы.
Игра «Да и нет»
А сейчас спрошу вас, Сашу,
Юлю, Артема и Дашу,
Максима, Антона и Романа
Вячеслава и Алешу тоже,
Признавайтесь, Аня, Ева,
Часто ль чистите вы зубы смело?
Молодцы, я всем вам верю,
Но ваши знания проверю.
Если дам совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
На неправильный совет
Говорите хором: «Нет!»
Постоянно нужно есть
Для зубов для ваших
Фрукты, овощи, омлет,
Творог, простоквашу.
Если мой совет хороший -
Вы похлопайте в ладоши.
Не грызите лист капустный,
Он совсем, совсем невкусный.
Лучше ешьте шоколад,
Вафли, сахар, мармелад.
Это правильный совет?
Говорила маме Люба:
Я не буду чистить зубы.
И теперь у нашей Любы
Дырка в каждом, каждом зубе.
Будет ваш каков ответ?
Молодчина Люба?
Навсегда запомните,
Милые друзья,
Не почистив зубы,
Спать идти нельзя.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Зубы вы почистили
И идите спать.
Захватите булочку
Сладкую в кровать.
Это правильный совет?
Запомните совет полезный:
Грызть нельзя предмет железный.
Если мой совет хороший,
Вы похлопайте в ладоши.
Чтобы зубы укреплять,
Полезно гвозди пожевать.
Это правильный совет?
Давайте сделаем вывод, как же сохранить зубы здоровыми?!
Ешьте фрукты и овощи!
Не злоупотребляйте сахаром и сладостями!
Полощите рот после еды!
Чистите зубы два раза в день: после завтрака и перед сном!
Меняйте зубную щётку каждые 3 месяца!
Дважды в год посещайте стоматолога!
Игра «Вредно или полезно».
А хотите узнать, чтобы сказали зубы, если бы они умели говорить?
Если зубы вдруг могли бы говорить,
То они б нас тут же начали учить:
Ты нас чисти, чисти, чисти, не спеши.
И снаружи, и внутри нас почеши.
Просмотр сказки про зубик.
Если у вас будут здоровые зубы, то у вас будет красивая улыбка. Когда мы улыбаемся – мы делимся своим хорошим настроением! И чем чаще мы это делаем, тем больше человек будут радоваться жизни вместе с нами! И становиться добрее. (Просмотр мультфильма «Птичка Тари»)
Итог.
- О чем мы сегодня говорили?
- Сколько раз нужно чистить зубы?
- Что больше всего нужно есть?
- Если раболелся зуб, куда нужно идти? (К врачу).
- Как называется врач, который лечит зубы? (Стоматолог).
Заключение
На занятии мы уточнили представление детей о зубах. Для чего нам нужны зубы. Зубы нужны не только людям, но и животным. Закрепили знания детей, что лучше кушать полезные продукты, чтобы зубы сохранились. Так же дети показали свои знания не только теоретически, но и практически, со всеми задачами, поставленными, на занятии дети справились.
Воспитание КГН включает широкий круг задач, и для успешного решения мы используем целый ряд педагогических приемов с учетом возраста детей: прямое обучение, показ, упражнения в выполнении действий в процессе дидактических игр, систематическое напоминание детям о необходимости соблюдать правила гигиены и постепенное повышение требований к ним.
Нужно добиваться от дошкольников точного и четкого выполнения действий, их правильной последовательности.
В младшем возрасте необходимые навыки лучше всего усваиваются детьми в играх, специально-направленного содержания. Важно, чтобы эти игры были интересны, могли увлечь детей, активизировать их инициативу и творчество.
-Спасибо. Молодцы.
С. Чудин
У меня зубная щетка
Она чистит зубы четко
Раз за разом веселей
Мои зубы все белей.
В. Рычихина
Коля чистит зубки пастой,
Говорит нам: « Я зубастый!»
Зубки Коли – белый ряд
И нисколько не болят.
Э.Кийг
Знает чуть ли не с пелёнок
Каждый маленький ребёнок,
Что от всех зубных напастей
Помогают щётка с пастой.
Неужели свои зубы
По утрам и вечерам
Ты зубной не чистишь пастой?
Это стыд, позор и срам!
Е. Долгих
Надо, надо чистить зубки по утрам,
И тогда ходить не будем по врачам.
Ну, а если их ещё почистить вечером,
У врача нам точно делать будет нечего!
Если чистишь зубки ты свои любя,
Стоматологи забудут про тебя
Д. Пономарева
Чистить зубы каждый день
Нам с братишкою не лень.
Чтобы не болели зубки
И не портилась эмаль,
Нам потратить две минутки
Перед сном совсем не жаль.
Н. Карпова
Разболелся зуб у Волка!
- Поделом! сказала Ёлка,
А потом шепнула Дубу:
- Надо было чистить зубы!
Скрипнул добрый Дуб в ответ:
- У него же пасты нет!
Жалко мне беднягу - Волка!
- Так и быть, - вздохнула Ёлка,
- Свой рецепт я дать готова,
Но возьму с лентяя слово:
Обещай-ка мне, Клыкастый,
Подружиться с "Хвойной" пастой!
Ежик плачет и кричит – Очень сильно зуб болит!
А к врачу идти боится: - Мама, не пойду в больницу!!!
Доктор мне совсем не нужен, может сделать только хуже.
- Не кричи так, милый Ежик, врач полечит и поможет.
Поскорее успокойся и врачей совсем не бойся.
Доктора нужны затем, чтоб помочь всегда и всем.
У волчонка зуб заныл, он пошел к врачу
В кресло сел, но вдруг вскочил с криком: - Не хочу!
Зарычал и сгоряча чуть не укусил врача!
Бегать стал от докторов и остался без зубов!
Трудно волчонку добычу ловить, что ж, надо вовремя зубы лечить!
И при леченье уметь потерпеть, чтобы здоровые зубы иметь.
Зубы чистим пастой мятной, ароматной и приятной.
Щеткой действуем умело. Зубы станут очень белы!
Как поел, почисти зубки. Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты, очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил, помни правило такое:
К стоматологу идем в год два раза на прием.
И тогда улыбки свет сохранишь на много лет.
Как же сохранить зубы здоровыми?!
Ешьте фрукты и овощи!
Не злоупотребляйте сахаром и сладостями!
Полощите рот после еды!
Чистите зубы два раза в день: после завтрака и перед сном!
Меняйте зубную щётку каждые 3 месяца!
Дважды в год посещайте стоматолога!
Приветствуем всех, кто время нашел
И на минутку в класс к нам зашёл!
Пусть солнце улыбается в окно,
В классе у нас также уютно и светло!
У нас здесь порядок царит, чистота,
Эстетика. В общем, сама красота!
Здоровье свое бережем с малых лет.
Оно нас избавит от болей и бед!
Мы рады советы свои подарить
Всем тем, кто здоровье решил сохранить!
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!
“Здоровые зубы, каждому любы!”
“Как поел, почисти зубки. Делай так два раза в сутки”.
“Гигиена полости рта – это тщательная чистка зубов”.
Врач – стоматолог лечит десны и зубы.
Термин «кариес» в точном переводе означает "гниение".
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Классный час "Чтобы зубы были здоровы"
классный час. 1 класс...
Чтобы зубы были крепкими.
Почему боля зубы. Как правильно ухаживать за зубами....
Внеурочное занятие "Чтобы зубы были здоровыми"
Материал может быть использован педагогами начальной школы и дошкольных учреждений для проведения уроков окружающего мира, классных часов и внеурочных занятий....
Внеурочное занятие "Чтобы зубы были здоровыми".
Цель: Привитие гигиенических навыков и умений ухода за зубами.Задачи занятия:1. Научить детей правильно чистить зубы;2. Помочь осознать необходимость ги...
Классный час в 1 классе на тему "Чтобы зубы были здоровыми"
Методическая разработка классного часа с презентацией для 1 класса в рамках использования здоровьесберегающих технологий...
Айболит, или учимся не болеть. Урок 6. Чтобы зубы были здоровыми.
Занятия внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению необычны, их можно назвать школой здоровья. На этих занятиях учащиеся узнают о себе, об особенностях своего организма, о том, ...
Чтобы зубы были здоровыми
Классный час для 2 класса...