Программа воспитательной работы учителя начальных классов на 1-4 классы
рабочая программа на тему
Программа составлена с расчётом на четыре года, с 1 по 4 класс.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospit_programma.docx | 80.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1г. Советский
«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по учебно-воспитательной работе директор МБОУСОШ № 1 г. Советский
________________________ Т.С.Огребчук ________________А.В. Бричеев
«30» августа 2014г. «1» сентября 2014г.
Программа
воспитательной работы в начальной школе
«Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников
в рамках ФГОС»
составитель:
Тимошенко Марина Алексеевна,
классный руководитель 1 «а» класса
Рассмотрено на заседании школьного методического совета
Протокол № 1 от «29» августа 2014 г.
г. Советский
2014 г.
ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ
«ВОСПИТАНИЕ – ЭТО ПРОЦЕСС ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ,
СПОСОБНОЙ СТРОИТЬ ЖИЗНЬ ДОСТОЙНОГО ЧЕЛОВЕКА,
ОСНОВАННОЙ НА ИСТИНЕ, ДОБРЕ И КРАСОТЕ»
Н.Е. ЩУРКОВА
Воспитательная программа класса составлена на основе программы духовно-нравственного развития младших школьников. Программа воспитательной работы «Почемучки» разработана на 4 года и рассчитана для учащихся 1-4 классов.
Цель и задачи духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования формулируются, достигаются и решаются в контексте национального воспитательного идеала, представляющего собой высшую цель образования, нравственное (идеальное) представление о человеке, на воспитание, обучение и развитие которого направлены усилия основных социальных субъектов: государства, семьи, школы, традиционных религиозных и общественных организаций.
Высшая цель образования – высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.
На основе национального воспитательного идеала формулируется основная педагогическая цель – воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России.
На основе национального воспитательного идеала, важнейших задач духовно-нравственного развития и воспитания российских школьников, приведенных в Концепции, а также с учетом «Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования», установленных Стандартом, определяются общие задачи духовно-нравственного развития и воспитания учащихся начальной школы:
В области формирования личностной культуры:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- укрепление нравственности – основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- формирование основ нравственного самосознания личности (совести) – способности младшего школьника формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную оценку своим и чужим поступкам;
- формирование нравственного смысла учения;
- формирование основ морали – осознанной обучающимся необходимости определенного поведения, обусловленного принятыми в обществе представлениями о добре и зле, должном и недопустимом, укрепление у младшего школьника позитивной нравственной самооценки, самоуважения и жизненного оптимизма;
- принятие обучающимся базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование способности открыто выражать и отстаивать свою нравственно оправданную позицию, проявлять критичность к собственным намерениям, мыслям и поступкам;
- формирование способности к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, к принятию ответственности за их результаты;
- развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности и настойчивости в достижении результата;
- осознание младшим школьником ценности человеческой жизни, формирование умения противостоять в пределах своих возможностей действиям и влияниям, представляющим угрозу для жизни, физического и нравственного здоровья, духовной безопасности личности.
В области формирования социальной культуры:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, своему народу, своему краю, служение Отечеству, правовое государство, гражданское обществ,; закон и правопорядок, поликультурный мир, свобода личная и национальная, доверие к людям, институтам государства и гражданского общества;
- воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; жизнь и смысл жизни; справедливость; милосердие; честь; достоинство; уважение родителей; забота о старших и младших; свобода совести и вероисповедания; толерантность, представление о вере, духовной культуре и светской этике;
- воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: уважение к труду; творчество и созидание; стремление к познанию и истине; целеустремленность и настойчивость, бережливость;
- формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое и стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное и социально-психологическое;
- воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: родная земля; заповедная природа; планета Земля; экологическое сознание.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие.
Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами культурной, гражданской жизни обращаются к содержанию:
- общеобразовательных дисциплин;
- произведений искусства и кино;
- периодической литературы, публикаций, радио- и телепередач, отражающих современную жизнь;
- духовной культуры и фольклора народов России;
- истории, традиций и современной жизни своей Родины, своего края, своей семьи;
- жизненного опыта своих родителей и прародителей;
- общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;
- других источников информации и научного знания.
Задачи духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- элементарные представления о политическом устройстве российского государства, его институтах, их роли в жизни общества, о его важнейших законах;
- представления о символах государства – Флаге, Гербе России, о флаге и гербе субъекта Российской Федерации, в котором находится образовательное учреждение;
- элементарные представления об институтах гражданского общества, о возможностях участия граждан в общественном управлении;
- элементарные представления о правах и об обязанностях гражданина России;
- интерес к общественным явлениям, понимание активной роли человека в обществе;
- уважительное отношение к русскому языку как к государственному, языку межнационального общения;
- начальные представления о народах России, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- элементарные представления о национальных героях и важнейших событиях истории России;
- интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в жизни России, субъекта Российской Федерации, родного края, города;
- стремление активно участвовать в делах класса, школы, семьи, своего города;
- любовь к школе, своему городу, народу, России;
- уважение к защитникам Родины;
- умение отвечать за свои поступки;
- негативное отношение к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
- формирование патриотизма и гражданской солидарности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
- формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;
- формирование основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.
- В области формирования семейной культуры:
- формирование отношения к семье как к основе российского общества;
- формирование у младшего школьника уважительного отношения к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;
- знакомство обучающегося с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ И ЦЕННОСТНЫЕ ОСНОВЫ
ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ
№ | Направление | Цель | Ценностные основы | Виды деятельности и формы занятий |
1. | Я -ГРАЖДАНИН | Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека. |
|
|
2. | НРАВСТВЕННОСТЬ | Воспитание нравственных чувств и этического сознания |
|
|
3. | УЧЕНИЕ И ТРУД | Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни |
|
|
4. | МОЁ ЗДОРОВЬЕ | Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни |
|
|
5. | Я И ПРИРОДА | Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде |
|
|
6. | Я И МИР | Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формированиепредставлений об эстетических идеалах и ценностях |
|
|
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей)
Педагогическая культура родителей (законных представителей) обучающихся – один из самых действенных факторов духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, поскольку уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов, формирующих нравственный уклада жизни обучающегося.
Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) рассматривается как одно из важнейших направлений реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.
Права и обязанности родителей в современных условиях определены в статьях 38, 43 Конституции Российской Федерации, главе 12 Семейного кодекса Российской Федерации, статьях 17, 18, 19, 52 Закона Российской Федерации «Об образовании».
Принципы повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) в обеспечении духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников:
- совместная педагогическая деятельность семьи и школы;
- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;
- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;
- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей; содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;
- опора на положительный опыт семейного воспитания.
Формы работы для повышения педагогической культуры родителей:
- родительские собрания
- организационно-деятельностная и психологическая игра
- собрания-диспуты с приглашением психолого-педагогических, социальных служб школы
- встреча за круглым столом
- вечера вопросов и ответов
- педагогические практикумы
- тренинги для родителей
- совместные внеклассные мероприятия, творческие дела
- патрулирование в неблагополучные семьи – оказание им помощи и др.
Примерная тематика проведения классных родительских собраний в начальных классах
1 класс
1. Проблема адаптации первоклассников в школе.
2. Режим дня первоклассника.
3. Телевизор и компьютер в жизни семьи и первоклассника.
4. Эмоции положительные и отрицательные.
2 класс
1.Физическое развитие младшего школьника в школе и дома.
2.Агрессивные дети, причины и последствия детской агрессии.
3.Наказание и поощрение в семье.
4.Итоги прошедшего учебного года – «Перелистывая страницы…»
3 класс
1.Значение общения в развитии личностных качеств ребенка.
2.Трудовое участие ребенка в жизни семьи, его роль в развитии работоспособности и личностных качеств.
3.Воображение и его роль в жизни ребенка.
4.Итоги прошедшего года – музыкальный праздник «Мы и наши таланты»
4 класс
1.Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных и личностных качеств ребенка.
2.Учебные способности ребенка, пути их развития на уроке и во внеурочной деятельности.
3.Речевые навыки и их значение в дальнейшем обучении школьников.
4. Школе мы не говорим: «Прощай!», мы говорим : «До новой встречи!»
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде, в которой ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде.
С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты:
на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях;
на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно-ориентированной социально значимой деятельности.
В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, обеспечить используемыми воспитательными формами достижение ребенком первого уровня результатов.
Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создает благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.
Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия, т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов.
Планируемые воспитательные результаты:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно- историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
- элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
- первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
- начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
- нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
- уважительное отношение к традиционным религиям;
- неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
- способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
- уважительное отношение к родителям, к старшим, заботливое отношение к младшим;
- знание традиций своей семьи и школы, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
- ценностное и творческое отношение к учебному труду;
- элементарные представления о различных профессиях;
- первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
- осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
- первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
- потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребенка видах творческой деятельности;
- мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
- ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
- элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
- первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
- первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
- знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
- первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
- элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
- первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, в городе;
- личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
- первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
- первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
- элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
- первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
- первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
- первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирования потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
- мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве школы и семьи.
Данная воспитательная модель предполагает совместную работу (сотрудничество) классного руководителя с разными участниками воспитательного процесса.
Критерии и способы изучения эффективности
воспитательной системы.
Эффективность воспитательной системы класса определяется по следующим критериям:
- Сформированности нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного и физического потенциалов личности младшего школьника;
- Развитие креативных способностей учащихся;
- Проявление индивидуальности каждого ученика и классного сообщества в целом;
- Сформированности классного коллектива.
В соответствии с данными критериями могут быть использованы такие традиционные и нетрадиционные методики изучения результативности учебно – воспитательного процесса:
- Исследование развития познавательных процессов личности младшего школьника;
- Модифицированный тест Н.Е. Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»;
- Социометрические методы;
- Анкета «Я и моя школа»;
- Краткий тест творческого мышления П. Торренса;
- Тест «Цветок настроения»;
- Сочинения - рассуждения «Чему я научился за этот год»
Перечисленные методики позволяют получить необходимую и достоверную информацию о развитии личности учащихся и сформированности коллектива классного сообщества, использовать ее при планировании и организации воспитательного процесса и жизнедеятельности класса.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План воспитательной работы учителя начальных классов.
Данная презентация содержит материалы для папки классного руководителя....
Воспитательная работа учителя начальных классов
Воспитательный процесс в школе очень трудоемкое дело, поэтому хочу предложить материалы воспитательных дел и программу воспитания и социализации для первоклассников (в соответствии с требованиями ФГОС...
Анализ воспитательной работы учителя начальных классов.
Анализ работы учителя подводит итог его работы за определённый промежуток времени. Он наглядно показывает успехи, результативность, неудачи. Каждый учитель, анализируя свою деятельность, выявляет проб...
Эффективность воспитательной работы учителя начальных классов
26 лет я работаю учителем начальных классов. Родители доверяют мне самое дорогое, что у них есть - своих детей. Наверное, нет на свете ни одного родителя, которого не волновало, как его ребёнок ...
программа воспитательной работы учителя начальных классов
Воспитательная программа "Дом добрых друзей"...
Программа воспитательной работы учителя начальной школы
Прграмма разработана для учителей начальной школы. Расчитана на 4 года работы. К программе прилагается план воспитательной работы для 1-го класса....
Программа воспитательной работы учителя начальной школы "Школа Радости"
Ребенок не может ждать счастья. Он нетерпелив. Он хочет и должен быть счастливым сегодня, сейчас. И какой же я педагог, если каждая секунда общения со мной не сделает его счастливым и радостным и, кон...