Программа внеурочной деятельности "Тропинка"
рабочая программа на тему
Программа разработана по внеурочной деятельности "Тропинка"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
munitsipalnoe_obshcheobrazovatelnoe_uchrezhdenie.docx | 48.24 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Южно – Степная средняя общеобразовательная школа
Рассмотрено Согласовано Утверждаю:
_______________ ____________ Директор школы:
___________Мошкова Л.Н.
Программа курса внеурочной деятельности
по общеинтеллектуальному направлению
«Тропинка»
Срок реализации: 2 года
Возрастная категория обучающихся: 7-10 лет
Автор-составитель: Климова Татьяна
Егоровна учитель начальных классов
пос. Южно-Степной
2012
I. Пояснительная записка
Программа курса «Тропинка» осуществляется на основе необходимости охраны живой природы в условиях технического прогресса; взаимосвязи организмов между собой и живой природой; приспособленность организмов к совместному существованию в определённых природных сообществах.
В основе реализации курса «Тропинка» лежит системно-деятельностный подход, который предполагает:
развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира;
опору на современные образовательные технологии деятельностного типа:
-технологию формирования типа правильной читательской деятельности (технологию продуктивного чтения),
- проблемно-диалогическую технологию,
- технологию оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Цель программы: прививать любовь к родному краю; оберегать растительный и животный мир нашего края; учить детей вести исследовательскую работу.
Задачи программы:
Развивать первоначальные представления обучающихся об экологии растений, животных, о природных сообществах;
Воспитывать бережное, гуманное отношение к природе;
Содействовать нравственному и трудовому воспитанию школьников;
Формировать их научное мировоззрение;
Расширять кругозор обучающихся.
Вести исследовательскую работу.
При проведении курса имеется широкая возможность использовать уже накопленные знания об окружающем мире, пополнять и углублять их, используя межпредметные связи (ИЗО, трудовое обучение). Особое внимание следует уделить вопросам охраны видов животных, растений и природы в целом. Воздействие человека на природу и его роль в деле её охраны дополнительно раскрываются в разделе «Красная книга».
Программа рассчитана на детей 7 – 9 лет и срок реализации данной программы – 67 часов. За время реализации программы обучающиеся должны пройти по следующим ступеням учебно-воспитательного процесса:
1-ый год обучения (1-е классы) – формирование заинтересованности детей в знаниях своего края, воспитание наблюдения за погодой, знать народные приметы, деревья своего края, животных.
2-ой год обучения (2-е классы) - приобретение опыта самостоятельного социального действия, воспитание трудолюбия, наблюдательности, бережного отношения к природе, реализация полученных знаний и умений на практике, обучение анализу своей работы, формирование представлений об объектах природы.
Формы и методы работы разнообразны:
Групповая и фронтальная работа;
Индивидуальные конкурсы, ответы на викторины;
Творческая работа по группам;
Утренники;
Исследовательская работа.
II. Описание ценностных ориентиров содержания курса внеурочной деятельности.
В рабочей программе курса «Тропинка» 1 класса представлено два основных содержательных ориентира:
-Хочешь увидеть – стань невидим!-Способы познания окружающего мира: наблюдения; опыты; измерения; работа с готовыми моделями, создание несложных моделей с помощью учителя и самостоятельно; источники информации об окружающем мире: учебники, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях), телевидение и др.
- Охрана природы - Природные сообщества родного края. Взаимосвязи растений и животных: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (на конкретных примерах). Влияние человека на природные сообщества.
В рабочей программе курса «Тропинка» 2 класса представлено одним основным
содержательным ориентиром:
- Мир живой природы 34 ч -Взаимосвязи растений и животных: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (на конкретных примерах). Влияние человека на природные сообщества.
III. Содержание изучаемого курса внеурочной деятельности.
1 класс
- Хочешь увидеть – стань невидим!
Открытие кружка. Инструктаж по Т.Б.Зачем нужна записная книжка? Что записывать в неё?«Шапка – невидимка».«В лес по загадки».Экскурсия. Сбор листьев для составления букета.
Практическая работа:Конкурс загадок, составленных детьми. Выпуск газеты.
Утренник «Здравствуй, Осень!»
- Охрана природы
Просмотр видеосюжетов «Птицы наших лесов». Водоплавающие птицы Южного Урала.
Просмотр фотографий и беседа по ним. Птицы Южного Урала из Красной Книги.
Доклады, беседы, рассказы.
Мир насекомых.Беседы, просмотр видеосюжетов, работа с коллекцией, изготовлениеколлекции.
Практическая работа:Конкурс «Узнай птиц!»Игра «Вспомни и назови меня!»
Викторина «Насекомые Урала». Работа на компьютере.
«Гости подводной поляны». Рассказы, чтение энциклопедий, доклады, просмотр картинок. Мир насекомых. Беседы, просмотр видеосюжетов, работа с коллекцией.
Практическая работа: изготовление коллекции.
Мир стрекоз. Беседы, просмотр видеосюжетов, работа с коллекцией, игровой материал.Мир жуков.Работа с коллекцией и беседа.
Грибное царство.Грибы и их части - беседа. Просмотр плакатов и муляжей.
Заповедники Урала. Просмотр видеоматериала, беседы, доклады.
Практическая работа Проекты. «Охраняемые растения Южного Урала».
Работа с гербариями, картинками, фото и Красной Книгой Урала.Фронтальная, групповая работа и инд. работа.
Охрана животных Южного Урала.Беседы, конкурсы, кроссворды.Инд. и групповая работа
Практическая работа Игра «Тропинка». Подготовка и проведение игры в школе.
1. Мир живой природы -34 часа
Сколько царств живой природы? Работа с энциклопедией Кирилла и Мефодия.
Фронтальная и инд. работа
Лес – наш друг или враг? Беседы, дебаты, конкурсы. Фронтальная и групповая работа.
Сообщества живых организмов. Беседы, просмотр материалов из энциклопедий. Фронтальная и групповая работа.
2 класс
Взаимоотношения живых организмов. (34 часа)
Работа с энциклопедией, доклады, работа с записной книжкой. Фронтальная, творческая работа.
Практическая работа: Цепи питания (из картинок)
Работа с плакатами, карточками, с энциклопедиями. Фронтальная и самостоятельная работа
Практическая работа: Игра «Откуда этот зверь?»
Подготовка и проведение игры.
Групповая работа
Времена года.
Работа с плакатами, пословицами, энциклопедиями.
Практическая работаТворческая работа по группам.
Пословицы и поговорки, крылатые выражения.
Работа с художественной и научно – популярной литературой.
Практическая работа. Создание книжек – раскладушек.
Почему летают птицы? Работа с энциклопедиями и словарями, журналами.
Практическая работаТворческая работа по группам. Лепка птиц.
Природа сердится. Работа на компьютере. Презентация.
Итоги года.
Практическая работа: Выпуск плакатов и акция «Берегите Землю!». Творческая работа по группам.
IV. Планируемые результаты внеурочной деятельности обучающихся.
Личностными результатами изучения курса «Тропинка» являются:
- формирование уважительного отношения к иному мнению
- принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Метапредметными результатами изучения курса « Тропинка» являются:
- способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека;
- умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
- освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.);
- способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира.
Предметными результатамиизучения курса « Тропинка» являются:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера
- усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной действительности (в пределах изученного);
- выделять характерные особенности природных объектов;
- владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы;
- овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы;
- приобретение первоначальных навыков работы на компьютере.
Курс « Тропинка» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
V. Учебно – тематический план.
1-ый год обучения (1 класс)
№ п./п. | Темы | Дата | Всего часов | теория | практика | Виды деятельности обучающихся | |||
Хочешь увидеть – стань невидим! 6 ч | |||||||||
1 | Открытие кружка. Инструктаж по Т.Б. | 1ч | 1ч | Познакомить с правилами поведения. | |||||
2 | «Шапка – невидимка». | 1ч | 1ч | Наблюдать за природой | |||||
3 | «В лес по загадки». | 1ч | 1ч | Составить загадки | |||||
4 | Конкурс загадок, составленных детьми. | 1ч | 1ч | Описывать сезонные изменения вприроде. | |||||
5 | Осенний букет | 1ч | 1ч | Работать в группах, учитывать мнение других. | |||||
6 | Утренник «Здравствуй, Осень!» | 1ч | 1ч | Анализировать влияние современного человека на природу, оценивать примеры зависимости благополучия жизни людей от состояния природы. | |||||
Охрана природы 27 ч | |||||||||
1 | Зачем нужна записная книжка? Что записывать в неё? | 1ч | 1ч | Проводить групповые наблюденияво время экскурсии «Времена года в нашем крае». | |||||
2 - 3 | Птицы наших лесов. | 2ч | 2ч | Различать птиц, описывать их. | |||||
4 – 5 | Водоплавающие птицы Южного Урала. | 2ч | 2ч | Различать водоплавающих птиц. | |||||
6 -8 | Птицы Южного Урала из Красной Книги. | 3ч | 1ч | 2ч | Знать птиц Южного Урала и причины внесения. | ||||
9 | Конкурс «Узнай птиц!» | 1ч | 1ч | Выявить знатока. | |||||
10 – 11 | «Гости подводной поляны». | 2ч | 1ч | 1ч | -Группировать (классифицировать) объекты живой или неживой природы по отличительным признакам. -Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). | ||||
12 - 14 | Мир насекомых. | 3ч | 2ч | 1ч | |||||
15 - 17 | Мир стрекоз. Игра «Вспомни и назови меня!» | 3ч | 2ч | 1ч | |||||
18 - 19 | Мир жуков. | 2ч | 1ч | 1ч | |||||
20 | Викторина «Насекомые Урала». | 1ч | 1ч | Выявить знатока. | |||||
21 - 23 | Грибное царство. | 3ч | 1ч | 2ч | Различать наиболее распространенные съедобные и несъедобные грибы своей местности. Правила сбора грибов. | ||||
24 - 27 | Заповедники Урала. | 4ч | 2ч | 2ч | Знать заповедники Урала. | ||||
28 - 30 | Охраняемые растения Южного Урала. | 3ч | 2ч | 1ч | Различать растения и животных, используя информацию, полученную в ходе наблюдений, чтения, работы с иллюстрациями. | ||||
31 - 32 | Охрана животных Южного Урала. | 2ч | 1ч | 1ч | |||||
33 | Игра «Тропинка». | 1ч | 1ч | Проверка знаний | |||||
итого | 33 ч | 16 ч | 17ч | ||||||
2-ый год обучения (2 класс) | |||||||||
Мир живой природы 34 ч | |||||||||
1 - 5 | Сколько царств живой природы? | 5ч | 3ч | 2ч | Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных ситуациях (в парке, в лесу, на реке и озере). Оценивать конкретные примеры поведения в природе. | ||||
6 -8 | Лес – наш друг или враг? | 3ч | 1ч | 2ч | |||||
9 - 12 | Сообщества живых организмов. | 4ч | 2ч | 2ч | Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности). | ||||
13 - 16 | Взаимоотношения живых организмов | 4ч | 4ч | Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных. | |||||
17 – 19 | Цепи питания | 3ч | 1ч | 2ч | Составлять цепи питания. | ||||
20 – 21 | Игра «Откуда этот зверь?» | 2ч | 1ч | 1ч | Выявить знатока. | ||||
22 - 23 | Времена года. | 2 ч | 1ч | 1ч | Характеризовать признаки времен года. | ||||
24 - 26 | Пословицы и поговорки, крылатые выражения. | 3ч | 1ч | 2ч | Составить книжку – малышку по поговоркам. | ||||
27 - 30 | Почему летают птицы? | 4ч | 2ч | 2ч | -Описывать внешний вид, характерные особенности представителей птиц. | ||||
31 -32 | Природа сердится. | 2ч | 1ч | 1ч | Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения. | ||||
33 - 34 | Итоги года. | 2ч | 2ч | Моделировать ситуации по сохранению природы и ее защите. | |||||
итого | 34ч | 17 ч | 17 ч |
VI. Мониторинговая карта определения личностных, метапредметных результатов освоения курса
№ | Критерии (выбираются из перечня планируемых результатов ФГОС НОО) | Диагностические средства, инструментарий | Сроки проведения |
Личностные формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Выпуск плакатов и акция «Берегите Землю!». «Игровые задания по естествознанию в начальной школе» Н.А.Евстифеева, «Взгляд» 2002г Игра «Тропинка». Познай свой край. «Челябинская область». Краткий справочник. «Абрис» 2006г. | Март 2013г февраль | |
Метапредметные способность регулировать собственную деятельность, в том числе учебную деятельность, направленную на познание (в сотрудничестве и самостоятельно) закономерностей мира природы, социальной действительности и внутренней жизни человека; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе (селе) и др.); способность работать с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. | Викторина «Насекомые Урала». В.Бианки «Лесная газета». Создание книжек – раскладушек. Игра «Откуда этот зверь?» Энциклопедии «Мир животных». Тома. | Октябрь май В течение года | |
Предметные овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления освоение способов решения проблем творческого и поискового характера усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной действительности (в пределах изученного); выделять характерные особенности природных объектов; владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире природы; овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы; приобретение первоначальных навыков работы на компьютере. | Конкурс «Узнай птиц!» Тренажёр. Проекты. «Охраняемые растения Южного Урала». «Школьный атлас – определитель высших растений». В.С.Новиков, И.А.Губанов. Москва, Просвещение 1995г Кроссворд «Редкие животные». | октябрь Апрель- май май |
VII.Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения | Кол-во | примечание |
Экранно-звуковые пособия | ||
Мультимедийные образовательные ресурсы (ЦОРы) | д | |
Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование класса | ||
Краски акварельные, гуашевые | к | |
Тушь | к | |
Бумага А | к | |
Бумага цветная | к | |
фломастеры | к | |
Восковые мелки, кисточки, ёмкость для воды | к | |
Пластилин, ножницы, стеки | к | |
клей | ф | |
Шишки, природный материал | К | |
Копировальная бумага | К | |
Карандаши простые, ластик | к | |
набор демонстрационных материалов и коллекций | ф\п |
VIII. Список литературы:
Григорьева Е.В. Природа Южного Урала.
Моисеев А.П. Южно - Уральская панорама событий и достижений.
Кузнецова А.Я. Край мой родной – Южный Урал.
Познай свой край. «Челябинская область». Краткий справочник. «Абрис» 2006г.
Энциклопедии «Мир животных». Тома.
А. А.Плешаков, Н.И.Сонин. « Что меня окружает?». Москва 2005г.
«Школьный атлас – определитель высших растений». В.С.Новиков, И.А.Губанов. Москва, Просвещение 1995г.
В.В.Петров «Растительный мир нашей Родины». Москва, Просвещение 1991г.
«Игровые задания по естествознанию в начальной школе» Н.А.Евстифеева, «Взгляд» 2002г
Подборка журналов «Юный натуралист». 2008г и др.
В.Бианки «Лесная газета». 1986г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»
Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....
Рабочая программа внеурочной деятельности по спортивно-внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению для учащихся начальных классов в соответствии с ФГОС....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Авторская программа внеурочной деятельности может быть рекомендована к применению и тиражированию....
АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЛИЧНОСТНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СРЕДСТВАМИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Мной представлена педагогическая модель формирования социально-личностной компетентности младших школьников во внеурочной деятельности. Наблюдения за формированием компетенций я...
Конспект и презентация занятия внеурочной деятельности по теме :"Лес. Словообразование" по программе внеурочной деятельности "Речевые игры".
Данный урок является развивающем, на котором педагог в игровой форме развивает те психические функции детей, которые необходимы им для усвоения навыков письма и чтения....
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуальными нарушениями)
Направления, формы внеурочной деятельности и их роль в достижении планируемых результатов освоения программ внеурочной деятельности обучающимися начальных классов в соответствии ФГОС УО (интеллектуаль...
Сценарий занятия для обучающихся 1-2х классов по внеурочной деятельности в рамках программы внеурочной деятельности «Разноцветные лучики » на тему «Краски осени»
Тип занятия: комбинированный (получение новых знаний и применение их на практике).Возрастная категория: 7- 8 лет.Целевые установки: формирование у детей посредством творческой деятельности представлен...