Преемственность в формировании регулятивных УУД в период обучения в 1 классе
статья (1 класс) на тему

Озерова Ирина Григорьевна

Доклад на тему:  Преемственность в формировании регулятивных УУД в период обучения  в 1 классе

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Преемственность в формировании регулятивных УУД в период обучения в 1 классе Учитель начальных классов МБОУ СОШ 68 Озерова И.Г

Слайд 2

Цель преемственности – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучия ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе.

Слайд 3

Целеполагание Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Планирование Определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий; Прогнозирование Предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик. Контроль Внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта. Оценка Выделение и осознание учащимся того что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Слайд 4

Последовательность изучения новой буквы на уроке 1 . Поэлементный анализ зрительных образцов печатных и письменных вариантов букв . 2. Сравнение этих вариантов между собой, выделение сходства и различия . 3. Сравнение изучаемой буквы с ранее изученными по наличию тех или иных элементов, по их количеству, по расположению в пространстве. 4. Определение точки начала движения и всей траектории движения при письме курсивных букв. 5. Словесное описание алгоритма предстоящих действий. 6. Обязательный зрительный контроль в процессе выполнения движений на рабочей строке. 7. Оценка правильности выполненной работы.

Слайд 6

Спасибо за внимание !



Предварительный просмотр:

Доклад на тему:

Преемственность в формировании регулятивных УУД в период обучения  в 1 классе

Автор: учитель начальных классов

МБОУ СОШ №68

Озерова И.Г.

г.Белореченск

Преемственность в формировании регулятивных УУД в период обучения  в 1 классе

Завершение дошкольного периода и  поступление в школу – это   сложный и ответственный этап  в жизни ребенка. Создание условий для успешной адаптации младших школьников – наша общая задача.

           Цель преемственности  – обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе.

Согласно ФГОС УУД -  совокупность способов действия, благодаря которым ребенок осваивает все компоненты учебной деятельности.

В дошкольном возрасте формируются лишь предпосылки развития универсальных учебных действий, которые находят своё развитие на начальной ступени образования.

Конечно, на каждом уроке происходит формирование комплекса УУД, но мне  хотелось бы остановиться на вопросе формирования регулятивных УУД. Работая в 1 классе, я столкнулась с проблемой: многие дети не умеют выстраивать план своей работы, оценить правильность её выполнения. А ведь чем лучше у детей сформированы РУУД, тем им легче решать различные предметные задачи.

Вспомним, что регулятивные универсальные учебные дейст-вия  обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности.

К ним относятся:

  · целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

  · планирование - определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последователь-ности действий;

  · прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

  ·  контроль- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

  · оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

Один из главных предметов в 1 классе – это обучение грамоте и письму, так как на момент поступления в школу дети менее подготовлены именно в этой области. Рассмотрим,  как происходит формирование регулятивных УУД на уроках письма и обучения грамоте по программе «Начальная школа 21 века».

Урок изучения новой буквы строится по определённой и всегда одинаковой последовательности работы:

  1. Поэлементный анализ зрительных образцов печатных и письменных вариантов букв.
  2. Сравнение этих вариантов между собой, выделение сходства и различия.
  3. Сравнение изучае6мой буквы с ранее изученными по наличию тех или иных элементов, по их количеству, по расположению в пространстве
  4. Определение точки начала движения и всей траектории движения при письме курсивных букв.
  5. Словесное описание алгоритма предстоящих действий.
  6. Обязательный зрительный контроль в процессе выполнения движений, заключающийся в сравнении написанной буквы с заданным образцом и удержании правильного расположения буквы на рабочей строке
  7. Сопоставление правильного и неправильного написания буквы, оценка правильности выполненной работы.

Благодаря тому, что данная последовательность изучения букв остаётся единой из урока в урок, она постепенно запоминается учащимися и алгоритм работы не зазубривается механически, а осознанно усваивается. Таким образом,  первоклассники учатся планировать свою деятельность, работать по заданному алгоритму.

В прописях на одной странице представлены два вида строк: широкая строка (для осознанного анализа буквы) и более узкая (для закрепления графического навыка и тренировки написания буквы). Также представлены задания для отработки написания каждого элемента букв в отдельности. Благодаря особенности данной методики, происходит формирование важного компонента учебной деятельности - самоконтроля (объяснение выполнения движений при написании основных элементов).

Формирование оценочной самостоятельности в 1 классе начинается с работы с эталонами, под которыми понимается точный образец установленной единицы измерения.

После объяснения, показа учителем и практической тренировки учащиеся выполняют  задание: «Пропишите букву, соблюдая параметры эталона (наклон, высота, ширина)». Ученики должны соблюдать уже несколько критериев, входящих в эталон, т.е. работа, проводится на достаточно высоком уровне трудности.

После того, как ученики самостоятельно прописали строку, учитель дает задание: «Подчеркнуть буквы (элементы), которые совпадают с эталоном по одному или нескольким критериям, и вынести количество подчеркнутых букв (элементов) на поля».  Следовательно, первоклассники учатся контролировать свою работу и корректировать её в случае необходимости.

Таким образом, мы рассмотрели, приёмы формирования РУУД на уроках письма по программе «Начальная школа 21 века».

Приёмы нашей работы по формированию РУУД возможно использовать и в дошкольных образовательных учреждениях в различных видах деятельности. Необходимо уже в ДОУ учить детей ставить перед собой цель, выстраивать план своих действий, проводить оценку своей работы.

Список используемой литературы:

  1. Управление начальной школой./ Под редакцией Т.М. Анишина, Е.Ю. Басова. - М., № 10, 2010.
  2. Управление начальной школой./ Под редакцией Т.М. Анишина, Е.Б. Богданова. - М., № 9, 2013.
  3. Управление начальной школой./ Под редакцией Т.М. Анишина, Е.Б. Богданова. - М., № 6, 2013.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование регулятивных учебных действий при обучении решению текстовых задач

В начальной школе математика являет­ся основой развития познавательных действии, в первую очередь логических, включая планирование, систематизацию и структурирование знаний, перевод с одного языка на ...

Статья Тема: «Формирование связной речи в период обучения грамоте».

Формирование связной речи у детей с общим недоразвитием речи относится к одной из важнейших задач коррекционной работы с учащимися 1 класса. Это необходимо как для наиболее полного преодоления системн...

«Формирование каллиграфических умений в период обучения якутской грамоте».

МАтериал для участия на всероссийском  конкурсе "Учитель года"....

«Формирование каллиграфических умений в период обучения якутской грамоте».

Методический семинар для участия на кокурсе "Учитель года"....

Преемственность работы учителя- логопеда и воспитателя ГПД с младшими школьниками при формировании каллиграфических навыков в период обучения грамоте.

1.Игры и  упражнения на развитие мелкой моторики рук. 2.Игры на развитие и закрепление пространственных представлений и ориентировок3.Игры и упражнения на развитие зрительной и тактильн...

Виды упражнений, направленные на формирование каллиграфического навыка в период обучения грамоте

Виды упражнений, направленные на формирование каллиграфического навыка в период обучения грамоте...