«Формирование каллиграфических умений в период обучения якутской грамоте».
методическая разработка (1 класс) на тему

Мосова Светлана Филипповна

Методический семинар для участия на кокурсе "Учитель года".

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МОСОВА с.в . Республика Саха ( Якутия) Формирование каллиграфических умений в период обучения якутской грамоте Всероссийский конкурс «Учитель года 2015»

Слайд 2

Мосова Светлана Филипповна Учитель начальных классов МБОУ « Тылгынинская сОШ имени И. Ханды » села Тербяс Вилюйского района. Педагогический стаж- 35 лет. Вилюйское педагогическое училище им. Н.Г. Чернышевского, 1978г, учитель начальных классов Якутский государственный педагогический институт, факультет педагогики и методики начального обучения, 1989г, учитель начальных классов.

Слайд 3

Условия возникновения и становления педагогического опыта 1. изучение статей коллег по применению технологии по формированию каллиграфических навыков письма. 2. апробирование новых педагогических технологийпо формированию каллиграфических навыков письма .( методики «Письмо с секретом») 3. систематический анализ почерка учащихся , индивидуальная работа по исправлению ошибок. 4. Обучение родителей новой технологии.

Слайд 4

Тема опыта Формирование каллиграфических умений в период обучения якутской грамоте Письмо – это средство выражения мыслей человека с помощью специально созданных условных знаков. Основное назначение письма заключается в передаче речи на расстояние и закрепление ее во времени. Это специальные начертательные знаки, передающие элементы речи, – слова, слоги, звуки. Специально созданные знаковые системы письма обеспечивают возможность общения людей, позволяют получать информацию Почерк – устойчивая манера письма, зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык. Почерк зависит от индивидуальных особенностей его психического состояния. Почерк является только косвенным свидетельством индивидуально-психологических особенностей человека.

Слайд 5

Актуальность педагогического опыта. Использование технологии «Письмо с секретом» в период обучения грамоте Повышает интересы ученика владению секретами каллиграфического письма. Развивает мыслительную и речевую деятельность младшего школьника, личностно- нравственные качества современному человеку приходится много заниматься образованием и самообразованием . Ускоряет процесс обучения грамотному письму.

Слайд 6

Противоречия опыта. Между низким уровнем мотивации учащихся к каллиграфическому письму и как следствие – слабой подготовки к школе и высокими требованиями к знаниям учащихся, между короткой времени отведённой обучению письму в якутских классах. между требованиями общества к высокой грамотности личности, к её кругозору и существующим характером обучения и воспитания детей в средней и старшей школе между знаниями, полученными на уроках якутского языка литературы и способностью применять их в жизненной практике между пониманием учителями значимости формирования каллиграфического учащихся и их неготовностью решать эти задачи в практической деятельности вследствие отсутствия необходимых профессиональных компетенций

Слайд 7

Проблема опыта Как при недостаточном количестве времени, отведенном на подготовительный ( добуквенный ) b и букварный этап этап и низком уровне обучения грамоте при поступлении в школу, сформировать у обучающихся начальных классов навыки каллиграфического письма Создание с помощью технологии развития каллиграфического письма такой обучающей среды, когда ученик не только исходит из своих особенностей, но и поставлен в такие обстоятельства, что вынужден проявлять активность, действовать в условиях выбора, преодолевать возникшие затруднения; создание условий для обучения каждого ученика в зоне его ближайшего развития; формирование коммуникативных умений и навыков, успешности и признания обучающихся .

Слайд 8

Цель педагогического опыта. представить систему работы по формированию метапредметных умений с помощью технологии развития каллиграфических навыков в период обучения якутской грамоте обучающихся, опираясь на научные труды и разработки. Задачи педагогического опыта. - формирование в процессе обучения грамоте зачатки каллиграфического письма, для которого характерны аккуратность , разборчивость, наклонность; - формирование умений правильно сидеть, держать тетрадь и пользоваться ручкой, придерживаться строки; соблюдать поля;; - писать в соответствии с прописями все буквы русского алфавита, строчные и заглавные, а также соединять их в словах; переводить печатный текст в письменный; в) записывать слова и предложения из трех-четырех слов после их звукобуквенного анализа с помощью учителя и без.

Слайд 9

Теоретические обоснования опыта. Технология обучения каллиграфическому письму В.А. Илюхиной «Письмо с секретом» 1. Теория опережающего обучения С.Н. Лысенковой «Когда легко учиться». 2.Теория воспитания счастливого человека в школе Н.Е. Щуркова , Е.Р..Павлова «Воспитание счастьем». Структура этапа формирования каллиграфического письма. 1Подготовка к письму (правила держание ручки, положения тетради и осанки). Психологический настрой.в игровой форме. получение новой инфор мации ; - корректировка учеником поставленных целей обучения . Рефлексия: - размышление, рождение нового знания; - постановка учеником новых целей обучения .

Слайд 10

Почерк – устойчивая манера письма, зафиксированная в рукописи система привычных движений, в основе формирования которой лежит письменно-двигательный навык. Признаки своеобразия почерка Факторы влиящие на почерк. округлость или заостренность букв, Растянутостью или сжатостью письма, постоянным или неравномерным расстоянием между буквами, Отрывным или безотрывным письмом, Письмом без наклона, с наклоном вправо, влево, колеблющимся наклоном, Ритмическим повтором элементов или их аритмичностью, Нажимом, крупным или мелким письмом, Ровным или колеблющимся вверх-вниз расположением слов по горизонтали. Физиологическая развитость и подготовленность мускулатуры руки (особенно мелкой мускулатуры кисти) и органов зрения к моменту обучения письму, Время начала обучения письму, Отношение к почерку самого учителя и методы, которые он применяет при обучении, Отношение самого ученика к качеству его письма и его успешность в овладении навыками чтения и орфографии, Развитие у ребенка чувства ритма, Качество орудий труда и т.д.

Слайд 11

Обучение письму. Этапы формирования графического навыка Действия учителя и учащихся в этапе формирования графического навыка. На первом этапе задача учащегося состоит в том, чтобы научиться правильно сидеть, держать ручку и тетрадь. На втором – писать важнейшие элементов буквы, точнее усвоить алгоритм письма. На третьем – писать буквы. На четвертом – писать целые слова. Четкое выделение учителем задач, их ясное осознание учеником коренным образом сказывается на успешности формирования графического навыка; Проанализировать способ выполнения действия и условия его выполнения: Составить план выполнения задания первоначально анализ задания, материала, орудий, способа выполнения, а затем перечень исполнительных операций . Обеспечить самоконтроль учеников за выполнением задания с одновременным анализом и коррекцией.

Слайд 12

Формы действий при формировании навыков правильного письма. Материальная форма предполагает составление плана задания, который обеспечивает понимание алгоритма действия (рассматривание графического рисунка буквы, вместе с учителем выделение элементов, нахождение аналогичных элементов в уже изученных буквах, определение последовательности движений и т.д.) Речевая форма – с самостоятельным проговариванием. Задание выполняется с предварительным проговариванием вслух содержания очередной операции, т.е. написание буквы выполняется при условии устного проговаривания письма всех мелких элементов в заданной последовательности. Речевое выражение действия должно быть точным, т.е. ученик должен уметь описать алгоритм написания изученной буквы. Постепенно речевая инструкция становится более сокращенной. Учитель или ребенок напоминает себе о ключевых вехах написания, он может перейти к написанию буквы, представляя весь ход действия «в уме». Следует отметить, что по мере увеличения количества изученных букв исчезает необходимость в развернутой поэтапной отработке, и все три формы сливаются, т.е. ученик начинает мыслить предельно кратко

Слайд 13

Основные каллиграфические ошибки. Не соблюдаются интервалы между буквами в словах, неравномерно расставляются слова на строк. Буквы пишутся слишком размашисто или слишком узко, Наблюдается разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево, Не соблюдается расположение букв относительно линий строки, т.е. нет линейности при письме, Не выдерживается нужная высота букв, Обнаруживается ломаность , вычурность письма, Имеет место угловатость, « заборность » письма, Не соблюдается связность букв при письме, Наблюдается полная неразборчивость, «каша».

Слайд 14

Примеры ошибок.

Слайд 15

Ознакомление с алгоритмом письма. Написание прямых наклонных с соблюдением интервалов. Деление наклонной линии на 2-3 части. Выполнение закругления -качели . Крючок до середины буквы; Письмо «секрета», т. е. прямой линии, которая продолжает крючковую линию от середины строки до верхней ее линеечки, соединяя конец крючка с верхней линеечкой рабочей строки («секрет» пишется параллельно прямой наклонной линии .) Письмо вниз по «секрету» до нижней линии строки, т.е. написание второй наклонной линии («прячем «секрет »). Встреча с королевой букв «И» 8. Знакомство с придворными «Королевы букв «.

Слайд 16

Комментированное письмо. « Ставлю руку на верхнюю линеечку, рабочей строки, опускаюсь по наклонной линии, выполняю « качель », поднимаюсь по крючку до середины буквы, пишу «Секрет», При письме по секрету смотрю на наклонную линию, прячу «Секрет» делаю « качель » , поднимаюсь по крючку до середины строки, Вот и получилась наша «Королева». «Допиши букву»

Слайд 17

«Допиши слово» . «Найди пару». « Найди ошибки» «Какая буква потеряла c ь» «Составь слово» «Спиши по образцу! «Соедини по порядку» «Найди пару» «Обведи штриховку»

Слайд 18

Результативность опыта. Качество обученности (в %)

Слайд 19

Характеристика прогностического аспекта педагогического опыта. Ожидаемая модель выпускника начальной щколы . Выпускник научиться: осознавать место возможного возникновения орфографических ошибок; Подбирать примеры к определённым орфограммам; При составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок, соблюдать все каллиграфические нормы письма.; При работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определить способы действий для предотвращения последующих ошибок.

Слайд 20

Трудоёмкость опыта. Отсутствие специальной прописи к якутской азбуке с применением технологии «Письмо с секретом». В отведении очень короткого времени для работы над письмом ( нет специальных уроко в) . Отсутствие специальных наглядных пособий и дисков. Адресная направленность опыта. Данный опыт предлагается учителям, работающим в начальной и старшей школе. Опыт доступен любому учителю и рассчитан на родителей для работы с детьми., его элементы могут быть использованы и в слабых классах.

Слайд 21

Использованная литература. Думнова Методика обучения письму младших школьников. сайт http ://ito.edu.ru/sp/SP/SP-0-2006_02_09.html Илюхина В.А. Особенности формирования графических навыков и анализ ошибок при письме Начальная школа. -1999. –№8 . Илюхина В.А. Новые подходы к формированию графических навыков: Письмо с секретом / В.А.Илюхина // Начальная школа. -1999. -№10. –с.37-52 . Илюхина В.А. Обучение грамоте в 1 классе М. Астрель 2004 г. Илюхина В.А. Прописи к букварю в 4 частях по УМК «Планета знаний» М. Астрель2005г . И.И, Каратаев Грамотага уерэтии уроктара - 1989 г. Як: Якутское книжное издательство . И.И. Каратаев Азбукага суруллуулар Якутск « Бичик » 2005 г Макарова Е. М. Формирование каллиграфических умений в период обучения грамоте. Интернет ресурс. Потапова, Е.Н. Радость познания: Книга для учителя / Е.Н.Потапова . -М.: Просвещение, 1990 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование произносительной культуры русской речи у учеников младших классов (в период обучения грамоте).

Выступление на   Формирование произносительной культуры русской речи у учеников младших классов( в период обучения грамоте).      Учитель начальных классов...

«Формирование каллиграфических умений в период обучения якутской грамоте».

МАтериал для участия на всероссийском  конкурсе "Учитель года"....

Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте по методике В.А.Илюхиной

Данная работа будет интересна учителям, которые хотят при обучении письму младших школьников применить методику В.А.Илюхиной ...

Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"

Статья "Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте"...

Преемственность работы учителя- логопеда и воспитателя ГПД с младшими школьниками при формировании каллиграфических навыков в период обучения грамоте.

1.Игры и  упражнения на развитие мелкой моторики рук. 2.Игры на развитие и закрепление пространственных представлений и ориентировок3.Игры и упражнения на развитие зрительной и тактильн...

Виды упражнений, направленные на формирование каллиграфического навыка в период обучения грамоте

Виды упражнений, направленные на формирование каллиграфического навыка в период обучения грамоте...

Формирование каллиграфического навыка у младших школьников в период обучения грамоте»

   Каллиграфия – это искусство писать четким, красивым почерком. С первых дней поступления ученика в школу его начинают обучать тем первоначальным навыкам чтения и письма, ...