патриотическое воспитание
классный час на тему
Для проведения классного часа по патриотическому воспитанию и ВОВ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokada.docx | 37.63 КБ |
leningrad_v_gody_blokady.rar | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Конкурс методических разработок
по патриотическому воспитанию им.Фоминского П.Г.
Разработка классного часа в номинации
«Великая Отечественная», посвящается 70 летнему юбилею снятия блокады Ленинграда.
Автор:Северина Лилия Михайловна
учитель начальных классов МКОУ
«Золотухинская средняя
общеобразовательная школа»
с.Золотуха – 2014г
СЦЕНАРИЙ КЛАССНОГО ЧАСА «ЛЕНИНГРАД В ГОДЫ БЛОКАДЫ»
Всем героическим защитникам Ленинграда,
Всем участникам прорыва и снятия блокады города,
Всем, пережившим страшную 900-дневную блокаду,
Всем, ныне живущим и павшим смертью храбрых,
ПОСВЯЩАЕТСЯ!
Цели:
- расширение представления школьников о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны;
- привлечение внимания к истории нашей Родины;
- оказание помощи в нравственном становлении подростка как личности, в формировании нравственного идеала и воспитании патриотических качеств через изучение героизма русских людей во время войны.
Задачи:
- формирование патриотических качеств человека и гражданина;
- привлечение учащихся к глубокому, всестороннему изучению событий Великой Отечественной войны;
- демонстрация на конкретных примерах , как неразрывно переплелись трагедия и мужество, боль и героизм наших соотечественников;
- воспитание сознательности, сопричастности к великим историческим событиям, гражданской ответственности и активной жизненной позиции;
- расширение кругозора учащихся в рамках исторически значимых событий нашей страны.
Оборудование: проектор, экран, компьютер, компьютерная презентация «Ленинград в годы блокады».
Ход классного часа
Учитель :
- Ребята, сегодня мы с вами собрались в честь знаменательной даты, посвященной дню снятия Блокады. Много лет прошло с тех пор, но 27 января -это очень памятная дата для нашей страны. Много испытаний выпало на долю нашего народа в те далекие дни Великой Отечественной войны. Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России, потому что в этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш классный час. Время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.
Учитель: -Ребята, а что вы знаете о Великой Отечественной войне? (ответы учеников)
Учитель:
Гитлеру были ненавистны имя города на Неве, славные традиции и патриотизм его жителей. Вот выдержка из секретной директивы немецкого военно-морского штаба «О будущности Петербурга» от 22 сентября 1941 года: «Фюрер решил стереть город Петербург с лица земли. После поражения Советской России нет никакого интереса для дальнейшего существования этого большого населенного пункта Предложено блокировать город и путем обстрела и артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбежка с воздуха сравнять его с землей. С нашей стороны нет заинтересованности в сохранении хотя бы части населения этого большого города».
Для осуществления своего варварского замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду огромные военные силы — более 40 отборных дивизий, более 1000 танков и 1500 самолетов.
Вместе с немцами на Ленинград наступали: армия белофиннов, «Голубая дивизия» из фашистской Испании, легионеры Нидерландов, Голландии, Бельгии, Норвегии. Вражеские войска превосходили наши в несколько раз.
Ученица
Несмотря на героизм и отвагу советских воинов и партизан, в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Днем фашисты обстреливали город из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы, заводы, музеи, театры. Гибли женщины, старики, дети.
Ученик
Ленинград, блокада, город
Снег, метель, жестокий Молох.
Все смешалось.
Где спасенье?
Лишь в душе ожесточенье.
Мы держались, мы сражались
Пусть слабели – не сдавались
Мы свой город так любили,
Что враги нас не сломили.
Учитель:
Город был блокирован. Со всех сторон Ленинград был окружен немецкими войсками, отрезан от советской территории. Началась 900 дневная блокада ... Началась самая героическая страница в истории города длинною в 900 дней и ночей.
Учитель:
-Что такое блокада? (ответы детей)
Ученица:
Положение блокадного города было невероятно трудным. В домах отсутствовало тепло, электричество, керосин не выдавался. Начиная со 2 сентября, пришлось 5 раз снижать нормы выдачи хлеба населению и трижды войскам. Взрослым давали 250, а детям 150 граммов хлеба в день, да и хлебом-то он только назывался. На самом деле он состоял из 10% воды, 10% целлюлозной муки и 30% суррогатов. Ленинградцы размачивали ремни и варили суп, добавляя жмых, отруби, даже пробовали варить суп из обойного клея. А он был ужасно не вкусным, но помогал хоть немного сберечь силы. В городе не было паники, ленинградцы держались.
Ученик:
Наш хлебный суточный паёк
Ладонь и ту не закрывает.
И человек, который слёг,
Теперь - всё чаще - умирает.
И потому что нету сил,
А над землёю вьюга стонет,
Мы мёртвых, чтоб не рыть могил,
В траншеях городских хороним.
Бушует голод. И пока
Не разорвать кольца блокады.
И от пожаров облака -
Красны, проплыв над Ленинградом.
От них пылает небосклон.
И враг, увидя их, в смятенье:
В них - боль, и гнев, и дрожь знамён
Перед началом наступленья.
Учитель:
Всей стране стали известны дневники Тани Савичевой, 8- летней девочки из Ленинграда. Последняя запись в дневнике: “Осталась одна Таня”.
Есть в Ленинграде дом. Это дом Савичевых. Над листками записной книжки склонилась девочка. Зовут ее Таня. Таня Савичева ведет дневник. «Дневник Тани Савичевой» не был издан, в нем всего 7 страшных записей о гибели ее большой семьи в блокадном Ленинграде. Эта маленькая записная книжка была предъявлена на Нюрнбергском процессе, в качестве документа, обвиняющего фашизм.
Сегодня «Дневник Тани Савичевой» выставлен в Музее истории Ленинграда (Санкт-Петербург), его копия - в витрине мемориала Пискарёвского кладбища, где покоятся 570 тысяч жителей города, умерших во время 900-дневной фашистской блокады (1941-1943 гг.), и на Поклонной горе в Москве.
Детская рука, теряющая силы от голода, писала неровно, скупо. Хрупкая душа, пораженная невыносимыми страданиями, была уже не способна на живые эмоции. Таня просто фиксировала реальные факты своего бытия - трагические «визиты смерти» в родной дом.
И когда читаешь это, цепенеешь:
«28 декабря 1941 года. Женя умерла в 12.30 ночи.1941 года».
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 г.».
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра. 1942 г.».
«Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа дня. 1942 год».
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня. 1942 год».
«Мама – 13 марта в 7 часов 30 минут утра. 1942»
«Умерли все». «Осталась одна Таня».
…Она была дочерью пекаря и белошвейки, младшей в семье, всеми любимой. Отец, Николай Родионович, рано умер, и мать крутилась юлой, чтобы поднять на ноги пятерых детей.
Лето 1941-го года Савичевы собирались провести в деревне у Чудского озера, но уехать успел только Миша. Утро 22-го июня, принесшее войну, изменило планы. Сплоченная семья Савичевых решила остаться в Ленинграде, держаться вместе, помогать фронту. Мать-белошвейка шила обмундирование для бойцов. Лека, из-за плохого зрения, в армию не попал и работал строгальщиком на Адмиралтейском заводе, сестра Женя точила корпуса для мин, Нина была мобилизована на оборонные работы. Василий и Алексей Савичевы, два дяди Тани, несли службу в ПВО.
Таня тоже не сидела сложа руки. Вместе с другими ребятами она помогала взрослым тушить «зажигалки», рыть траншеи. Но кольцо блокады быстро сжималось - Однажды не вернулась с работы Нина. В этот день был сильный обстрел, дома беспокоились и ждали. Но когда прошли все сроки, мать отдала Тане, в память о сестре, ее маленькую записную книжку, в которой девочка и стала делать свои записи.
Сестра Женя умерла прямо на заводе. Работала по 2 смены, а потом еще сдавала кровь, и сил не хватило. Скоро отвезли на Пискаревское кладбище и бабушку – сердце не выдержало. В «Истории Адмиралтейского завода» есть такие строки: «Леонид Савичев работал очень старательно, хотя и был истощен. Однажды он не пришел на смену - в цех сообщили, что он умер…».
Таня все чаще открывала свою записную книжку – один за другим ушли из жизни ее дяди, а потом и мама. Однажды девочка подведет страшный итог: «Савичевы умерли все. Осталась одна Таня».
Таня так и не узнала, что не все Савичевы погибли, их род продолжается. Сестра Нина была спасена и вывезена в тыл. В 1945-м году она вернулась в родной город, в родной дом, и среди голых стен, осколков и штукатурки нашла записную книжку с Таниными записями. Оправился после тяжелого ранения на фронте и брат Миша.
Таню же, потерявшую сознание от голода, обнаружили служащие специальных санитарных команд, обходившие ленинградские дома. Жизнь едва теплилась в ней. Вместе со 140 другими истощенными голодом ленинградскими детьми девочку эвакуировали в Горьковскую (ныне – Нижегородская) область, в поселок Шатки. Жители несли детям, кто что мог, откармливали и согревали сиротские души. Многие из детей окрепли, встали на ноги. Но Таня так и не поднялась. Врачи в течение 2-х лет сражались за жизнь юной ленинградски, но гибельные процессы в ее организме оказались необратимыми. У Тани тряслись руки и ноги, ее мучили страшные головные боли. 1 июля 1944 года Таня Савичева скончалась. Ее похоронили на поселковом кладбище, где она и покоится под мраморным надгробием. Рядом - стела с барельефом девочки и страничками из ее дневника. Танины записи вырезаны и на сером камне памятника «Цветок жизни», под Санкт-Петербургом, на 3-ем километре блокадной «Дороги Жизни».
Ученик:
А вот страницы из дневника Юры Рябинкина, нашего сверстника:
Сентябрь 1941 года: “Занятия в школе не состоялись. Неизвестно, когда будут. Продукты продают только по карточкам, даже спички и соль. Настает голод...”
Октябрь: “От голода так и скребет в животе. А ведь я сегодня все-таки пообедал. Сказывается отсутствие хлеба...”
Ноябрь: “Теперь я мало забочусь о себе. Как бы я поел сейчас хлеба, хлеба, хлеба…”
3 января 1942 года: “ Я хочу так страстно жить, веровать, чувствовать. Но смерть прямо в глаза...”
Последняя запись в дневнике Юры сделана 6 января: “ Я почти не могу ходить. Почти не могу ходить. Почти полное отсутствие сил... силы уходят, уходят, плывут. И сейчас я, я, я...” Нет, Юра не умер, это был очередной голодный обморок
Ученица:
На развороченном пути
Стоит мальчишка лет пяти.
В глазах расширенных истома,
И щеки белые, как мел.
«Где твоя мама, мальчик?»
— «Дома».
— «А где твой дом, сынок?»
— «Сгорел».
Он сел. Его снежком заносит.
В его глазах мутится свет.
Он даже хлеба не попросит.
Он тоже знает: хлеба нет…
Учитель:
День 22 ноября 1941 года стал днем рождения знаменитой Ладожской военно-автомобильной магистрали, с которой были связаны жизнь и судьба ленинградцев, боеспособность войск фронта, их неодолимая вера в победу над врагом. С этого дня и в течение пяти зимних месяцев, в пургу и лютый мороз, невзирая на жестокий огонь врага, ни на минуту не затихало движение на дороге. В осажденный город шел транспорт с бесценным грузом – хлебом для ленинградцев. Поэтому неслучайно эту трассу они называли “Дорогой жизни”.
Враги упорно стремились ликвидировать Ладожскую трассу, ее беспрестанно бомбили. А вы знаете как тяжело и страшно находиться на льду во время бомбежки или артиллерийского обстрела? Здесь не зароешься в землю, не бросишься в кювет, не спрячешься за валун или за дерево. Бомбы, с воем рассекая воздух, вонзаются в лед. Взрыв. Высоко в небо взлетает столб воды и осколков льда. Лед встряхивает, он как живой колышется под тобой. Множество трещин змеями разбегается от воронки. Выступает желтая ладожская вода, которая пожирает снег. Но, несмотря на бомбежки в город шли и шли машины с хлебом. Шоферы рисковали жизнью, но не останавливались не на минуту.
Ученица:
Еще одним врагом шофера была усталость. Она подкрадывалась незаметно, заставляя человека засыпать прямо за рулем, это было очень опасно, так как машина могла сойти с колеи, провалиться под лед.
Ученик:
Вот воспоминания одного из водителей ладожской трассы А.Г.Чертова: “Были видения. Вероятно, от усталости. Тяжело бороться с ней, с усталостью. Не знаю, как другие, а я в критические часы пел песни. Пел все, что приходило в голову. Надоедало горланить — все равно клонило ко сну, а я пересиливал себя и заводил новую песню. Иногда останавливал машину и натирал лицо и руки снегом. Это, на какое- то время помогало”
Ученик:
Был еще один враг- это ветры. На Ладоге почти непрерывно дули штормовые ветры. Разбушевавшиеся метели заметали дороги, за один час, уничтожая то, что люди расчищали за сутки. В этой стихии важно было не сбиться с пути. Даже в самые холодные зимы на озере были места, которые не замерзали, а постоянные бомбардировки ломали и бёз того тонкий лед. Но тяжелее всего было весной, когда лед трещал, утопая в воде, но машины продолжали двигаться к Ленинграду.
Учитель:
Сколько выдержки, подлинного героизма проявляли труженики ледовой дороги Недоедая, страдая от холода и страшного переутомления, солдаты и офицеры буквально творили чудеса. Ведь их груз был самым важным для ленинградцев. Один из шоферов ледовой трассы вспоминает: “Трудно передать словами чувства, видя исхудавших, посеревших от голода и холода людей. Многие из них с трудом держались на ногах. Особенно тяжелое впечатление оставляли дети, по- взрослому серьезные и молчаливые. Мы тщательно укутывали их, стараясь уберечь от лютого холода, и везли их как ценный груз”.
Ученица:
На дороге жизни висели плакаты с такой надписью:
Водитель, помни!
Каждые два рейса обеспечивают
10500 ленинградских жителей.
Борись за два рейса!
За сутки по дороге проходило до 6000 машин
Учитель:
Блокада принесла ленинградцам и другие тяжелейшие испытания.
Зимой 1941—1942 годов город сковала лютая стужа. Не было топлива и электроэнергии. Истощенные голодом, обессилевшие и измученные непрерывными бомбежками, и обстрелами, ленинградцы жили в неотапливаемых комнатах с заделанными картоном окнами, потому что стекла были выбиты взрывной волной. Тускло светили коптилки. Замерзли водопровод и канализация. За водой для питья приходилось ходить на набережную Невы, с трудом спускаться на лед, брать воду в быстро замерзающих прорубях, а потом под обстрелом доставлять ее домой
В декабре 1941 г. ситуация резко ухудшилась. Смертность от голода стала массовой. Стала обычной скоропостижная смерть прохожих на улицах — люди шли куда-то по своим делам, падали и мгновенно умирали. Специальные похоронные службы ежедневно подбирали на улицах около сотни трупов.
Ученик:
По Ленинграду смерть метёт,
Она теперь везде, как ветер.
Мы не встречаем Новый год -
Он в Ленинграде незаметен.
Дома - без света и тепла,
И без конца пожары рядом.
Враг зажигалками дотла
Спалил Бадаевские склады.
И мы Бадаевской землёй
Теперь сластим пустую воду.
Земля с золой, земля с золой -
Наследье прожитого года.
Блокадным бедам нет границ:
Мы глохнем под снарядным гулом,
От наших довоенных лиц
Остались лишь глаза и скулы.
И мы обходим зеркала,
Чтобы себя не испугаться...
Не новогодние дела
У осаждённых ленинградцев...
Здесь даже спички лишней нет.
И мы, коптилки зажигая,
Как люди первобытных лет,
Огонь из камня высекаем.
И тихой тенью смерть сейчас
Ползёт за каждым человеком.
И всё же в городе у нас
Не будет каменного века!
Кто сможет, завтра вновь пойдёт
Под вой метели на заводы.
...Мы не встречаем Новый год,
Но утром скажем: С Новым годом!
Учитель:
Сохранились бесчисленные рассказы о людях, просто падавших от слабости и умиравших — дома или на работе, в магазинах или на улицах. Одна из выживших жительниц города впоследствии вспоминала: «Теперь умирают так просто: сначала перестают интересоваться чем бы то ни было, потом ложатся в постель и больше не встают»
Ученица:
Вместо супа - бурда из столярного клея,
Вместо чая - заварка сосновой хвои.
Это б всё ничего, только руки немеют,
Только ноги становятся вдруг не твои.
Только сердце внезапно сожмётся, как ёжик,
И глухие удары пойдут невпопад...
Сердце! Надо стучать, если даже не можешь.
Не смолкай! Ведь на наших сердцах - Ленинград.
Бейся, сердце! Стучи, несмотря на усталость,
Слышишь: город клянётся, что враг не пройдёт!
...Сотый день догорал. Как потом оказалось,
Впереди оставалось ещё восемьсот.
Учитель:
Но город жил, сражался и ковал оружие для грядущей победы; вместе со взрослыми встали на защиту любимого города дети и подростки Ленинграда. Они встали к станкам на военных заводах, дежурили и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, воевали в партизанских отрядах.
Заводы продолжали выпускать военную продукцию, работали театры, музеи. Все то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели и как пульс города звучал знаменитый ленинградский метроном (звук метронома). Если был сигнал воздушной тревоги, он бился быстрее, если все было спокойно – медленнее.
2 июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая 9 августа 1942 была исполнена в осажденном немцами Ленинграде. Организатором и дирижером выступил дирижер оркестра Ленинградского Радиокомитета Карл Ильич Элиасберг. Исполнял Симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета. В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Репетиции были свернуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Несмотря на это, концерты начались уже в апреле.
В следующую блокадную зиму 1942 — 1943 положение осажденного Ленинграда значительно улучшилось: ходил общественный транспорт, работали предприятия, открылись школы, кинотеатры, действовали водопровод и канализация, работали городские бани и т.д.
Ученик
Враги надеялись, что тяжелые лишения заглушат в ленинградцах все человеческие чувства. Они думали, что голодающие, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы не штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».
Ученица
Но фашисты просчитались. Плохо знали они советских людей. Те, кто пережил блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдавших ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.
Учитель:
В январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда. Советские войска преодолели 12 километров вдоль Ладожского озера. 12 – 30 января 1943 года операция «Искра». Прорвали восточную коммуникацию. Началась сухопутная коммуникация блокадников.
Январь 1944 года армия «Север» отбросила немцев от Ленинграда на расстояние 60−100 км и, через 872 дня после начала, блокада закончилась, в результате мощного наступления Красной Армии.
В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.
Ученик:
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем
Цветами пестрыми цветут.
А ленинградцы тихо плачут
Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!
Их радость слишком велика -
Но боль
Заговорила и прорвалась.
Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе салют!
Сегодня Ленинградцы
Учитель:
Решением Исполкома Ленсовета от 23.01.1989 для лиц, проживших в Ленинграде во время блокады 1941-1944 не менее 4 месяцев, учрежден памятный нагрудный знак "Жителю блокадного Ленинграда". Колодка этого нагрудного знака с эмалью цвета ленты медали "За оборону Ленинграда". Лица, награжденные этим знаком, приравнены к участникам Великой Отечественной войны.
Родина вами гордится
и юношей, в мир приходящих,
стойкости учит и мужеству
на доблестной жизни вашей
За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1 миллиона человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3 % из них погибли от бомбёжек, и артобстрелов; остальные 97 % умерли от голода.
Большинство умерших в блокаду жителей Ленинграда похоронено на Пискарёвском мемориальном кладбище. Наибольшее число умерших пришлось на зиму 1941—1942 (так, 15 февраля 1942 доставлено 8452 умерших, 19 февраля — 5569, 20 февраля — 10043). На нём сооружён главный памятник блокаде.
Ребята, посмотрите эти слайды, на них изображены памятники, посвященные блокаде Ленинграда, в том числе и Пискарёвское кладбище. Прочитайте внимательно надписи, хочется, чтобы вы знали эти памятники.
Учитель:
Я предлагаю в память о ленинградцах зажечь огонь, пусть это будет частица вечного огня.
Склонитесь и млад и стар
Кто жизнь ради жизни отдал
В больших городах и на малых заставах
Живым в назиданье
И павшим во славу!
Сердца озаряя,
Горит, не сгорая,
Памяти нашей
Священный огонь!
Ученица:
Мы чашу горя выпили до дна.
Но враг не взял нас никаким измором
И жизнью смерть была побеждена
Полгорода лежит в земле сырой
Неугасима память поколений
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье
И в скорби постоим и помолчим
Учитель:
Давайте почтим светлую память жителей Ленинграда, отстоявших его и не доживших до наших дней, минутой молчания.
(все встают).
Список используемых WEB - ресурсов
- http://100.sovietmuseum.ru/blocade.htm
- http://simple.bestmetronome.com/bm.html (звук метронома)
- http://victory.rusarchives.ru/index.php?p=31&photo_id=1190
- http://www.encspb.ru/article.php?kod=2804035114
- http://www.karaoke.ru/song/9130.htm
- http://www.sovmusic.ru/person_catalog.php
- http://www.vor.ru/55/Photo_Exhibition/Pic_1251.html
- http://energo.vstu.vinnica.ua/photo_of_war/1941/1941_9.htm
- http://sights.ru/gallery/towns/album-10039/IMG_9537-2.jpg.html
- http://photofile.ru/users/michkale3/3064965/64018130/#breadcr
- http://www.sovmusic.ru/sam_download.php?fname=s6801
- http://www.encspb.ru/article.php?kod=2804035107
Подписи к слайдам:
Дорога жизни
«
Теперь умирают так просто: сначала перестают интересоваться чем бы то ни было, потом ложатся в постель и больше не встают…»
Одна из выживших жительниц города впоследствии вспоминала:
П. Белоусов. Из дневника блокады
Захват Ленинграда был составной частью плана «Барбаросса».
4 сентября 1941 года немцы начали регулярный артиллерийский обстрел Ленинграда.
8 сентября 1941 года
противник вышел к Ладожскому озеру, захватил Шлиссельбург и блокировал Ленинград с суши.
Этот день считается днем начала блокады.
9 — 17 сентября предпринят немцами штурм города.
12 сентября враг подошёл на расстояние 10 км.
В январе 1943 года Красная Армия прорвала блокаду Ленинграда.
Размер продовольственного пайка составлял
:
Рабочим — 250 граммов хлеба в сутки;
Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов;
Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов, ремесленных училищ и школ ФЗО, находившемуся на котловом довольствии — 300 граммов
Войскам первой линии — 500 граммов
.
При этом до 50 % хлеба составляли примеси, и он был почти несъедобным. Все остальные продукты почти перестали выдаваться.
Дорога Жизни
Для подвоза продовольствия и боеприпасов оставалась единственная коммуникация - по Ладожскому озеру. К началу войны оно было мало освоено и практически не изучено.
ДОРОГА ЖИЗНИ.
В декабре 1941 г. ситуация резко ухудшилась. Смертность от голода стала массовой.
Минута молчания
ЛЕНИНГРАД В ГОДЫ БЛОКАДЫ
Составила учитель начальных классов
МКОУ «
Золотухинская
СОШ»
Северина
Лилия Михайловна
2014г.
С наступлением зимы в городе практически кончились запасы топлива.
Дмитрий Шостакович
Голод стал наиболее важным фактором, определявшим судьбу населения Ленинграда
Рисунок,выполненный маленьким лениградцем во время блокады.
Мемориальный ансамбль
на Пискаревском кладбище
Из тезисов немецкого доклада "О блокаде Ленинграда", 21 сентября
Сначала мы блокируем Ленинград и разрушаем город артиллерией и авиацией... Весной мы проникнем в город... вывезем всё, что осталось живое, в глубь России или возьмём в плен, сровняем Ленинград с землёй и передадим район севернее Невы Финляндии.
Родина вами гордится
и юношей, в мир приходящих,
стойкости учит и
мужеству
на доблестной жизни
вашей.
Памятный знак
«Жителю блокадного Ленинграда»
Медаль
«За оборону Ленинграда»
Сестра моя, товарищ, друг и брат,
ведь это мы, крещенные блокадой!
Нас вместе называют - Ленинград,
и шар земной гордится Ленинградом.
Да здравствует суровый и спокойный,
глядевший смерти в самое лицо,
удушливое вынесший кольцо
как Человек, как Труженик, как Воин!
Начало блокады
Враг был остановлен в 4 —7 км. от города. Линия фронта, то есть окопы, где сидели солдаты, проходила всего в 4 км. от Кировского завода и в 16 км. от Зимнего дворца.
В январе 1944 года блокада была полностью снята.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа по патриотическому воспитанию младших школьников "Я и моя семья"
Цель программы: Основная цель данной программы: формирование основ патриотизма (воспитание качеств человека, которые составляют основу его коммуникативной, гражданской и социальной активности...
Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".
Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...
Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ.
Материал выступления на районной педагогической конференции по патриотическому воспитанию младших школьников...
Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников
Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса. В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК ОДНО ИЗ ПРИОРИТЕТНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ ВОСПИТАНИЯ УЧАЩИХСЯ статья
В статье дается определение патриотизму и система работы по патриотическому воспитанию...