Творческий семейный проект «Югорский хоровод дружбы»
проект на тему
Развитие образовательного пространства как территории толерантных взаимоотношений в системе «ученик – учитель – родители» на основе соуправления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
semeynyy_proekt.docx | 29.06 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческий семейный проект «Югорский хоровод дружбы»
Обоснование актуальности проекта
Меня невольно поразила способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить; не знаю, достойно порицания или похвалы это свойство ума, только оно доказывает неимоверную его гибкость и присутствие этого ясного здравого смысла, который прощает зло везде, где видит его необходимость или невозможность его уничтожения.
Михаил Лермонтов
Мы все живем в социуме. У каждого из нас свои интересы, принципы, желания, цели. Каждый из нас выглядит по-разному, по-разному одевается, по-разному разговаривает. Все имеют что-то свое, неповторимое. Не все это могут понять и принять. Безусловно, сейчас значимой задачей общества стало объединение различных индивидов в общее и понимающее друг друга человечество. Для того чтоб объединиться всем вместе, нам необходимо проявлять уважение к чуждым для себя вещам, культурам, обычаям, традиция, должны научиться вслушиваться во мнение окружающих и признавать свои ошибки. Все это - есть проявление толерантности. В настоящее время проблема формирования толерантности стоит особенно остро. Ее актуальность объясняется рядом причин: резкое расслоение мировой цивилизации по экономическим, социальным и другим признакам, связанный с этим рост нетерпимости, терроризма, развитие религиозного экстремизма, обострение межнациональных отношений. Толерантность - это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Проявлять толерантность - это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность. Толерантность - нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми, отличающимися от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом месте и не является врожденным, как и любое нравственное качество. Толерантность подвергается развитию и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания.
Формирование толерантной личности необходимо начинать с младших классов, когда происходит изменение отношения личности к миру, когда человек попадает в другую, отличную от предыдущих, среду. Наиболее благоприятной средой практического приобщения к культуре толерантности детей начальных классов является углубленное изучение истории, культуры и традиций народов ХМАО-Югры.
ЦЕЛЬ:
Создание и совершенствование психологически комфортной школьной среды для:
•формирования толерантного сознания и развития гражданско-патриотической активности обучающихся в урочной и внеурочной деятельности;
•пропаганда семейных ценностей
ЗАДАЧИ:
•Развитие образовательного пространства как территории толерантных взаимоотношений в системе «ученик – учитель – родители» на основе соуправления.
•Создание условий для самореализации детей в различных видах деятельности посредством приобщения к краеведческой культуре.
Данный семейный творческий проект направлен на :
•формирование уклада школьной жизни, основанного на системе базовых национальных ценностей российского общества, учитывающего историко-культурную и этническую специфику Ханты-Мансийского автономного округа, учитывая интересы и потребности учащихся; формирование у учащихся активной и ответственной гражданской позиции
• развитие положительных качеств личности, определяющих выполнение социальных ролей «ученика», «члена коллектива, семьи»; формирование у учащихся социальных компетентностей и ценностных установок
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ:
Учитывая возрастные особенности младшего школьного возраста, а также осознавая значимость системно-деятельностного подхода в воспитательном процессе (в соответствии с ФГОС 2-го поколения), в основе механизма реализации – КТД «Югорский хоровод дружбы», как универсальное педагогическое средство. КТД имеет огромное влияние на личность каждого школьника, поскольку является способом организации яркой, наполненной трудом и игрой, творчеством и товариществом, мечтой и радостью; каждый младший школьник может заявить о себе, продемонстрировать такие качества, как ответственность, исполнительность, инициативность, общительность, организованность. Перед детьми ставятся цели и задачи, успех в достижении которых требует напряжения сил и дает возможность подтвердить или изменить свою самооценку, предоставляют ребенку «поле успеха» в различных видах деятельности, предложенных игровыми ситуациями. Учет достижений ребенка на промежуточных и итоговых этапах (фестивалях, праздниках, конкурсах, ритуалах награждения с использованием атрибутики и символики КТД и др.) – создает условия для самореализации и развития личности ребенка. Являясь развлечением, отдыхом, КТД перерастает в обучение, творчество, в модель человеческих отношений.
Структура данного КТД определяется шестью стадиями коллективного творчества. По мере продвижения предусмотрена система поощрения ее участников – как ступени личностного роста: новичок-краевед (стартовое звание) → краевед-любитель → краевед-специалист → краевед-мастер. Продвижение от ступени к ступени индивидуально для каждого ребенка: за активное участие, за работу в творческих объединениях и мастерских он получает стимулирующие жетоны «Югорки».
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ
1 этап (подготовительный, 1 год обучения) предполагает работу по сбору информации, подготовке сценариев мероприятий, разработке викторин и игр, заданий для коллективных творческих дел. На этом же этапе идет уточнение партнеров и составление плана мероприятий с ними; через анкетирование родителей и детей, изучение характеристик учащихся, предоставленных дошкольными учреждениями, выявляются склонности, способности учащихся; формируются группы по интересам.
Для формирования мотивации и интереса к краеведению организуется следующая работа: формирование банка данных дидактических материалов и методических разработок краеведческой направленности, проведение занятий краеведческого кружка «Югория», театрализация сказок местных народов, выставки детского творчества.
Итог первого этапа – презентация проекта «Хоровод дружбы»
2 этап (основной, 2-3 годы обучения, 4 год обучения 1-е полугодие) включает в себя основные мероприятия проекта ю
Направления работы:
1.Развитие познавательных, творческих и коммуникативных способностей учащихся через ведение интегрированного краеведческого курса в урочной и внеурочной деятельности. Максимальное предоставление каждому ребенку возможностей для реализации своего «Я».
2.Формирование основ краеведческой культуры как особого взгляда мир.
3.Организация работы по социальному проектированию.
Средства реализации:
•Установление внешних связей нашего классного кружка со школьными органами самоуправления и городскими организациями.
•Расширение возможностей для развития творческого потенциала учащихся через развитие дополнительного образования.
•Создание семейных проектов исследовательской, творческой и социальной направленности.
Итоги каждого большого дела прописываются в школьной газете, оформляются в виде фоторепортажа в уголке начальной школы, оформляется презентация для передачи в школьный музей.
3 этап (заключительный, 4 год обучения 2-е полугодие) является подведением итогов проекта. Ведется анкетирование детей и родителей, диагностика знаний, проводится фестиваль народов Югры. Идет награждение победителей.
Содержание программы реализуется через следующие направления: краеведческое, содержательно-досуговое, содержательно-досуговая деятельность имеет краеведческую направленность; практическое приобщение к культуре толерантности.
Краеведческое направление:
•организация деятельности краеведческих мастерских «Сказки и легенды народов ХМАО», «Красная книга Югры», «Игрушки народов ХМАО»
•организация проектной деятельности краеведческой направленности,
•экскурсионная деятельность
•поисковая деятельность «Памятные места города Нефтеюганска», «Твои люди, Север»
•телегазета «Хоровод Дружбы»
•познавательная деятельность по изучению природы родного края «Экологическая тропа», «Я живу в Югре»
Содержательно-досуговое:
•организация работы творческих объединений «Я живу в России» (презентация лучших достижения в области культуры, спорта) «Дружный хоровод» (презентация народов Югры).
•организация работы пресс-центра экспедиции.
Практическое приобщение к культуре толерантности.
•Формирование позитивной самооценки, толерантности к проходящим изменениям в собственном внутреннем мире, осознание учащимися мысли о том, что человек часто находится в ситуации нравственного выбора и этот выбор зависит от того, какие силы в человеке возьмут верх (добрые или злые).
•Познание, принятие себя как субъекта семейной культуры, изучение семейной самобытности, обучение основам толерантного общения в семье.
•Формирование толерантности к представителям народов и народностей России
Ключевые дела событийного характера:
•Праздники «Презентация фестиваля: приключение начинается», «Югорский хоровод дружбы».
•Творческие презентации деятельности мастерских:
a.«Праздник Живой природы» («Красная книга Югры»)
b.Фестиваль инсценированных сказок «Сказки бабушки Аннэ» («Сказки и легенды народов ХМАО»)
c.Мастер-классы активистов мастерской по изготовлению авторских национальных кукол («Игрушки народов ХМАО»)
d.Презентация участников объединения экологов «Экологический десант» (игра-путешествие по тропе).
e.Этнографический праздник «Путешествие в прошлое».
•День профессий Югории «Твои люди, Север».
•Акции «Ветеран живет рядом», «Письмо водителю - пешеходу», «Приведем в порядок памятные места города».
План КТД «Югорский хоровод дружбы»
№ | мероприятие | направление |
1 | Праздник «Край, в котором я живу» | Презентация КТД «Югорский хоровод дружбы» |
2 | Мастер- класс «Семейное увлечение» | Семейные презентации |
3 | Творческая мастерская « Народные умельцы» | Мастер-класс по изготовлению национальных кукол ханты (Центр национальных культур) |
4 | Сбор материала для школьной газеты в рубрику «Ими гордится Югра» | Подготовка презентаций о профессиях родителей |
5 | Гостиная «Встреча с интересными людьми» | Виртуальная экскурсия «Нефть - богатство Югры» (открытие нефти, экономическое значение). Встреча с родителями нефтяниками. |
6 | Праздник «Трудовой калейдоскоп Югры» | Приоритетные профессии югорчан, профессии родителей; моя будущая профессия |
7 | Литературные гостиные | Праздники «Югорские осенины», «Весенняя капель», вечера поэзии, встречи с югорскими писателями и поэтами, тематические утренники, пробы пера. Конкурсы чтецов |
6 | КТД ««Вот эта улица, вот этот дом» | Составление фото- коллажа «Улицы родного города», творческое представление одного из интереснейших домов своей улицы, устный журнал «Мои соседи». |
7 | Устный журнал « Нам есть чем гордиться» | Презентация «Вклад моей семьи в развитие любимого города»» |
8 | Сюжетно-ролевая игра «Путешествуем с Югоркой». | Знакомство с городами ХМАО-Югры, составление плана – маршрута путешествия по Югре, составление визитки Нефтеюганска |
9 | Экскурсии в школьный музей, встречи со старожилами города | Игровая программа «Ключ к пониманию» Формирование образа себя как носителя культуры своего народа |
10 | Экскурсии в городской историко-краеведческий музей. Экскурсии по родному краю. | «Проба пера». Составление мини – экскурсии. Ведение рубрики «Галерея Славы Югры». Выставки детского творчества. Выпуск газеты «Город, в котором я живу». |
11 | Викторины и творческие конкурсы, конкурсы знатоков родного края | Семейные викторины« Знаток родного края», «Я живу в Югре», городские творческие конкурсы |
12 | Творческий проект «Старые фотографии рассказали! | История рождения города, становления округа через коллаж «Семейный альбом рассказал». Расширение познавательной сферы, познания и принятия себя как активного наследника культуры, родного края, своей Малой Родины. |
13 | Праздники «Фольклорный калейдоскоп» | Медвежий праздник, вороний праздник, праздник трясогузки. Выпуск школьной газеты «Калейдоскоп народных праздников» |
14 | Творческая мастерская «О чем могут поведать узоры» | Отражение природы края в народных промыслах, народном творчестве, выставки семейных работ, само презентации. |
15 | Игры-тренинги «Всегда все вместе» | Актуализация умений и навыков согласованных действий, ориентация на конструктивное взаимодействие с людьми разных народных культур, осознание равноправного значения народов и народностей на Земле |
16 | Творческая и интеллектуальная мастерская «Традиции живут рядом» | Знакомство с традициями и праздниками народов Югры Презентация «Я – сын своего народа» |
17 | День национальной игрушки | Презентация результата мастерской «Игрушки народов ХМАО». Выставка авторских кукол ребят. Мини – проекты « Куклы народов Мира» |
18 | Устный журнал «Югра олимпийская» | Презентация телегазеты «Чемпионы Югры – гордость России». Будущие чемпионы живут рядом. |
20 | «Югра – фронту» | Проведение экскурсий-проектов в школьном музее «Югра – фронту». Акция «Ветеран живет рядом». |
21 | Праздник «Югорский хоровод дружбы» | Стимулирование активности к установлению социальных и личностных связей в общении, расширение границ толерантного общения с представителями иных культур |
Список использованной литературы.
- И.П.Иванов «Энциклопедия коллективных творческих дел». М.: Новая школа, 2007г.
- Шмаков С.А. Игры учащихся – феномен культуры. М.: Новая школа, 2004.
- Фришман И. И. Игры без проигравших.- Н.Новгород, Изд – во ООО «Педагогические технологии»,2008.
- Баранова Е.Ю., Колосова С.А. Музейная азбука от А до Я.. – М. Изд-во Государственного дарвинского музея, 2006. – 64 с.
- Бороздинов Н. М. Как организовать краеведческий музей в школе. М, 2011.
- Краеведение в школе. - Педагогическая энциклопедия, т. 2, М., Советская энциклопедия, 1997
- Жуковская Р.И., Виногладова Н.Ф., Козлова С.А. Родной край. М., Просвещение, 1985.
- Край, ставший судьбой. Нефтеюганск, 2000.
- Куриков В. Ханты-мансийский автономный округ: с верой и надеждой в третьем тысячелетии. Екатеринбург, Зевс, 2000.
- Мазуренко М.Т., Москалюк Т.А.Краски северного лета.СПб., Алфавит, 1997.
- Нефтеюганск. Фотоальбом-путеводитель. Совместное издание НМУ «Музей реки Оби» и ГУП «Нефтеюганская типография».
- Обские Угры. //Под ред. А.И.Райшева. Тюмень, ИФА, 2005.
- Природа Югры. Екатеринбург, Магеллан, 2008.
- Салмин В. Сибиряки. Екатеринбург, Сократ, 2005.
- Сказание о земле Югорской. //Под ред. Н.Л.Западновой. Тюмень, ИФА, 2005.
- С чего начинается Родина?//Под ред. Л.А.Кондрыкинской. М., Сфера, 2003 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Хоровод дружбы"
Проект направлен на воспитание толерантности, проблеме единения людей разных национальностей. В материале сформулированы актуальность данной проблемы, цель и задачи проекта, предполагаемый результат, ...
разработка урока "Хоровод дружбы"
Цель: формирование у детей понятий о дружбе народов и толерантности.Задачи:1. развивать интерес к изучению родной страны;2. познакомить учащихся с об...
Внеклассное мероприятие по развитию толерантности 1 класс"Хоровод дружбы"
Тема: "Хоровод дружбы" Цели: • Дать учащимся представление о людях, населяющих планету Земля; • подвести к тому, что люди любой национальности имеют право на...
"Хоровод Дружбы"
Психологический практикум...
Школьный проект "Хоровод дружбы"
В школе несколько лет проходит проект "Хоровод дружбы". В первый год собирали материал о народах России. Во второй год изучали культуру, игры, выбранных народов. Затем шили...
Интегрированное мероприятие "Хоровод дружбы".
Интегрированное мероприятие "Хоровод дружбы" для учащихся 1 класса....
Сценарий КТД «ХОРОВОД ДРУЖБЫ»
Сценарий КТД «ХОРОВОД ДРУЖБЫ»...