Проект "Хоровод дружбы"
методическая разработка по теме
Проект направлен на воспитание толерантности, проблеме единения людей разных национальностей. В материале сформулированы актуальность данной проблемы, цель и задачи проекта, предполагаемый результат, обозначены партнеры. Дан механизм реализации проекта и представлен план реализации.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_horovod_druzhby.doc | 76.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальный конкурс
«Мастер педагогического труда»
Номинация «Вместе»
Проект
«Хоровод дружбы»
Руководитель:
Рякина
Ирина Викторовна,
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 111»
г.Пермь
О возможности единения людей, воспитания человека в духе уважения, доброты и мира люди задумывались издревле. Актуальность проблемы утверждения идеалов толерантности в нашем обществе и сегодня не вызывает сомнений. Это прежде всего рост различного рода экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов и конфликтных ситуаций. Сложности общественного развития в Российской федерации обусловлены следующими причинами: 1) Большим территориальным пространством и многонациональным народом, населяющим его; 2) отсутствием развитого правового демократического сознания; 3) не сформированность ценностей толерантности.
Президент Д.А.Медведев назвал среди ценностей, которые лежат в основе современной государственной политики и без которых мы «не можем себе представить нашу страну», такие: справедливость, свобода личная и национальная, свобода вероисповедания, выбора места жительства, межнациональный мир, патриотизм, вера в Россию, единство российской нации. Мы живем в сильном государстве, в котором пока нет представления о едином российском народе, сплоченном чувством патриотизма, укорененного в национальной истории, культуре, нравственности, имеющего общий идеал будущего.
В современной педагогической науке толерантность рассматривается как важнейшее гуманистическое качество личности, характеризующееся ценностное отношение к другим людям, выражающееся в признании, принятии и понимании различного мировоззрения, разных ценностных ориентаций, стереотипов поведения представителей других культур, терпимости к другим народам.
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Готовясь к введению ФГОС в начальной школе, изучив Программу духовно-нравственного воспитания, мы пришли к выводу, что именно в начальной школе, где закладываются основы обучения и воспитания, необходимо и возможно эффективное формирование толерантности. Это связано с их возрастными особенностями и характером проявления индивидуальных качеств личности. Подчинение подражанию, старшим, доверительность, открытость, стремление к послушанию, исполнительность способствуют быстрому освоению существующих в обществе норм и социальных стереотипов. Поэтому младший школьный возраст можно считать благоприятным периодом для формирования толерантности.
В результате демографических особенностей расселения народов на территории нашей страны, исторически сложившихся с давних времен, ни одна нация или народность не живет обособленно от других в границах своего региона. Пермский край не является исключением. В трудовых коллективах, учебных заведениях работают и учатся представители разных национальностей. На Пермской земле пересекаются культуры русских, татар, коми-пермяков, удмуртов, чувашей – представителей более 100 народностей. Учет национального состава региона и изучение культурных особенностей соседствующих этносов является необходимым условием реализации регионального компонента содержания образования.
Таким образом, существует проблема отношений между людьми различных национальностей из-за отсутствия способностей, необходимых для толерантного взаимодействия, для жизни в условиях многообразия, для конструктивного и ответственного поведения в условиях конфликта.
Название проекта «Хоровод дружбы».
Целевые социальные группы: учащиеся 1-4 классов.
Географическое положение: город Пермь, Пермский край.
Целью проекта является выявление наиболее эффективных путей формирования толерантности у учащихся начальных классов в процессе учебной и внеурочной деятельности.
Задачи:
- формировать толерантность как личностное качество при рассмотрении в региональной системе образования как одной из приоритетной целей воспитательной деятельности;
- вовлечь учащихся начальной школы в активную и социально значимую этнокультурную деятельность;
- распространять идеи духовного единства, развивать чувства российского патриотизма;
- осваивать ценности мировой, российской и этнической культуры;
- сохранять историческое наследие, развивать национальную самобытность, традиции взаимодействия народов Прикамья;
- воспитывать уважение к истории, культуре народов России.
Воспитание толерантности – это сложный и длительный процесс, который требует целенаправленности и специально организованной деятельности. Детей разных возрастных категорий необходимо уважительно и терпимо относиться к иной культуре, к представителям других национальностей.
Предполагаемый результат.
В результате реализации проекта, направленного на воспитание высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, приобщенного к общечеловеческим ценностям,
- владеющего теоретическими знаниями и представлениями о толерантности,
- имеющего знания о нормах поведения при взаимодействии с людьми различных культурных традиций, социального опыта, вероисповеданий (когнитивный компонент);
- обладающего умением принимать чужое мнение, уважительно относящегося к достоинствам и правам других людей (эмоционально ценностный компонент);
- использующего полученные нравственные знания на практике, переносящего полученный нравственный опыт из одних реальных ситуаций в другие, способного к взаимовыручке и сотрудничеству при выполнении совместной деятельности, умеющего самостоятельно работать с различными источниками информации (деятельностно-поведенческий компонент).
- владеющего представлениями о символах Российской Федерации, о флаге и гербе Пермского края, начальные представления о народах России, их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
- выражающего интерес к государственным праздникам и важнейшим событиям в истории России.
Мы предполагаем, что снизится уровень нетерпимости и агрессивности к представителям других народов; улучшится взаимодействия в многонациональных коллективах, повысится мотивация к социальной деятельности.
В результате работы над проектом получится модель воспитательной среды школы как среды ненасилия и равных возможностей для детей разных национальностей, посещающих школу.
Критериями определения результативности могут служить:
- получение новых знаний (диагностика знаний, полученных каждым ребенком во время реализации проекта);
- творческие успехи (участие в викторинах, конкурсах, краеведческих играх и других мероприятиях, проводимых в школе, районе, городе);
- степень удовлетворенности проводимыми мероприятиями (анкетирование родителей и учащихся);
- социализация детей (адаптация к новым видам деятельности, способность выстраивать взаимоотношения с товарищами, представителями других возрастных групп);
- коммуникативность (взаимодействия в социальных группах);
- научно-исследовательская деятельность (участие детей в научно-практических конференциях, чтениях на уровне школы, района, города).
Сроки реализации проекта: 2011 – 2012 учебный год.
Партнеры
- Благотворительная общественная организация «Дом Дружбы»;
- Некоммерческий благотворительный фонд «Каменный пояс Прикамья»;
- Общественный центр «Акуловский»;
- Детская библиотека № 10 имени Пришвина;
- Детская музыкальная школа искусств № 15;
- Туристическое агентство Визит-Тур.
Механизм реализации.
1 этап (подготовительный – июнь-август) предполагает работу по сбору информации, подготовке сценариев мероприятий, разработке викторин и игр, заданий для коллективных творческих дел. На этом же этапе идет уточнение партнеров и составление плана мероприятий с ними.
Итог первого этапа – презентация проекта «Хоровод дружбы» на педагогическом совете.
2 этап (основной – сентябрь-апрель) включает в себя основные мероприятия проекта. Итоги каждого большого дела прописываются в школьной газете, оформляются в виде фоторепортажа в уголке начальной школы, оформляется презентация для передачи в школьный музей.
3 этап (заключительный – май) является подведением итогов проекта. Ведется анкетирование детей и родителей, диагностика знаний, проводится Фестиваль народов Прикамья. Идет награждение победителей в каждой параллели.
План реализации проекта
Дата | Мероприятия | Комментарий |
Подготовительный этап | ||
Июнь-июль | Сбор информации, обработка материалов. Разработка викторин, краеведческих игр, положений конкурсов, подготовка сценариев, составление заданий для КТД. Договор с партнерами, составление плана работы с ними. | Обобщение опыта по данной теме, изучение литературы, написание сценариев мероприятий, подготовка к педагогическому совету. |
август | Презентация Проекта «Хоровод дружбы» на педагогическом совете | Ознакомление педагогического коллектива с проектом, разъяснение цели, задач, привлечение единомышленников |
Основной этап | ||
сентябрь | Классный час «Трагедия Беслана в наших сердцах» Анкетирование детей и родителей. Родительское собрание Составление родословной: - «Моя семья» 1 – 2 класс - «Кто мы и откуда родом?» 3 – 4 кл. Игровая программа «В гостях у бабушки Затейницы» 1 класс «У фамильного древа» игровая программа для 2-х классов КТД «Путешествие в детство наших родителей» 3 - 4 классы | Рассказ о терроризме Получение исходных данных. Изучение данных анкеты с целью коррекции программы реализации проекта Ознакомление родителей с целями и задачами проекта Изучение истории семьи Игры бабушек и дедушек, пап и мам Как появились имена и фамилии Игрушки, одежда, школьная жизнь, занятия |
октябрь | КТД «Игры народов Прикамья» 1 кл. Защита проектов «Устное народное творчество народов Прикамья» «Сундучок сказок» - 2 классы КТД «Литературная гостиная» - 3 классы Праздник «Русь, Россия – Родина моя» - 4 классы Конкурс рисунков «День единства» Классные часы День согласия и примирения» | Знакомство с игровой деятельностью детей и взрослых Знакомство с народным фольклором Знакомство со сказками народов Прикамья Знакомство с творчеством писателей – представителей разных национальностей |
ноябрь | Выставка кукол «Хоровод дружбы» благотворительной организации «Дом дружбы» КТД «День коми-пермяцкого народа» 1 класс Выпуск газет «Коми-пермяцкие названия на карте Прикамья», «Коми-пермяцкие слова в нашей речи», «Коми-пермяцкие кушанья» Конкурс рисунков «Модели народной одежды», «Народный костюм сегодня» | Экскурсия по выставке Приглашение представителей коми-пермяцкого центра |
декабрь | Мастер-класс по росписи деревянных изделий. Конкурс рисунков «Обвинская роспись» Защита проектов «Город мастеров» - 2 классы Классные часы «Традиционные промыслы» Классные часы «День Конституции» 2-3 классы Правовая игра «Гражданином быть обязан» - 4 классы | Приглашение педагогов из школы искусств Выступление школьного ансамбля |
январь | Традиции русского народа. Коляда. Игровая программа «Ах, Коляда, Коляда!» «Пришла Коляда накануне Рождества» «Рождественские посиделки» Выпуск газет «Святки» | Посещение местных жителей с рождественскими колядками, Выступление детей в детских садах № 2, № 140 Программа для местных жителей в центре «Акуловский» |
февраль | КТД «Сабантуй приглашает друзей!» Выпуск газет «Традиции татарского народа» | Приглашение гостей - учащихся Кояновской школы |
март | Традиции русского народа. Масленичные гуляния КТД «Такая Родина у меня» - 1 класс Интеллектуальная игра «Делами добрыми едины» - 4 классы Фотоконкурс «Дети разных народов, мы мечтою о мире живем!» Познавательная программа «Путешествие по Каме» - 3 классы | Участие в масленице поселка Пролетарский (конкурс снежных скульптур, конкурс частушек, веселые соревнования) Знакомство с символикой страны |
апрель | Мастер-класс по изготовлению кукол. Мастер–класс по изготовлению поясов. Выездная лекция музея «Дымковская игрушка» Конкурс рисунков «Обереги народов Прикамья | Обереги |
Заключительный этап | ||
май | Выпуск газет «Этот день мы приближали как могли!» Конкурс рисунков на асфальте «Мир – основа жизни на Земле!» Итоговое мероприятие «Все народы, в гости к нам!» Итоговое анкетирование Трансляция опыта | Подведение итогов. Награждение победителей. |
Перечисленные мероприятия включают в себя различные творческие задания: конкурсы рисунков, плакатов, сочинений, концертные номера, мини-проекты, выставки прикладного творчества, где каждый учащийся может выбрать дело в соответствии со своими интересами и возможностями. Большая часть мероприятий рассчитана на общение с людьми с целью сбора информации.
Кадровое обеспечение
Руководитель проекта осуществляет общее руководство, отвечает за его качественное выполнение, составляет аналитический отчет.
Бухгалтер составляет смету расходов, ведет учет бюджетных средств, составляет финансовый отчет.
Музыкальный руководитель обеспечивает концертными номерами, отвечает за музыкальное оформление мероприятий.
Для реализации проекта будут привлечены классные руководители 1-4 классов, руководитель танцевального ансамбля.
Список литературы:
- Плахова Т.В. «Патриотическое воспитание школьников и учащейся молодежи» Программно-методические рекомендации по воспитанию учащихся – Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования, Самара, 2007 г.
- Маленкова Л.В. В Одном классе – два разных мира. - Народное образование, № 1, 2002 г.
- Риэрдон Бетти Э. Толерантность – дорога к миру. – М., 2001 г.
- Степанов П. как воспитать толерантность? – Народное образование, № 9, 2001 г, № 9, 2002 г.
- Жиренко О. Я – гражданин России! – М., ВАКО, 2006 г.
- Палаткина Г. Формирование этнотолерантности у младших школьников» - «Начальная школа», № 11, 2003 г.
- Князева Н. Маленький пермяк, 2-4 классы, - П., 2000 г. И последующие издания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий общешкольного праздника для начальной школы "Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить"
Сценарий внеклассного мероприятия для всех учащихся начальной школы, включающий стихотворные и музыкальные инсценировки, сопровождающийся презентацией "Без друга в жизни туго" и фильмом "Мы вмес...
урок по развитию речи «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!»
Урок по развитию речи и культуре общения «О товариществе и дружбе». «Дружбой дорожить умейте!» в 4 классе....
«Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось». Книги В. Осеевой о детях.
Урок внеклассного чтения для учащихся 1-2 классов.Основная цель - развивать умение различать понятия: дружба, эгоизм, зависть; отличать настоящую дружбу , преодолевать отрицательные проявления в дружб...
«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» . Игра-урок о товариществе и дружбе.
«ДРУЖБОЙ ДОРОЖИТЬ УМЕЙТЕ!» . Игра-урок о товариществе и дружбе....
"Друг,дружба,законы дружбы"
Внеклассное меропприятие для учащихся в начальной школе....
Сценарий праздника "Нам без дружбы не прожить, дружбой надо дорожить"
Праздник проведён для родителей в конце 1 четверти 2 класса.Направлен на формирование дружного сплочённого коллектива детей, родителей и учителя....