Социальная адаптация как цель воспитательной работы в детском доме
статья по теме

 

Во все времена были дети, которым выпадала горькая участь расти без родителей. Первые приюты открывались при монастырях и лишь к XVIII–XIX веках многие из них стали патронировать государством.

             Целью воспитательной работы в детском доме является социальная адаптация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kument_microsoft_office_word.docx162 байта
Файл dokument_microsoft_office_word.docx22.54 КБ

Предварительный просмотр:

SamLab.ws******************************************** *S*a*m*L*a*b*.*w*s***** *G*r*i*z*l*i*7*7*7*******C*o*u*r*i*e*r* *N*e*w***C*o*u*r*i*e*r* *N*e*w***********C*



Предварительный просмотр:

     Социальная адаптация как цель воспитательной работы в детском доме

 Во все времена были дети, которым выпадала горькая участь расти без родителей. Первые приюты открывались при монастырях и лишь к XVIII–XIX веках многие из них стали патронировать государством.

             Целью воспитательной работы в детском доме является социальная адаптация.

Адаптация (от латинского adaptare – приспособлять) – процесс приспособления живого организма к окружающим условиям.

 Социальная адаптация (от латинского adapto – приспособляю и social is – общественный) – постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды. Важным аспектом социальной адаптации является принятие индивидом социальной роли. Этим обусловлено отнесение социальной адаптации к социализации личности.

 Существует множество определений понятия «социальная адаптация». Кроме того, различные науки – философия, социальная психология, социальная педагогика, социология также имеют свои варианты трактовки этого понятия. Суммируя общее, что имеется в них можно вывести такое определение этого понятия: социальная адаптация – это процесс и результат активного приспособления к условиям социальной среды. Социальная адаптация – один из ведущих механизмов социализации личности.

Социальная адаптация ребенка – процесс активного приспособления ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации к принятым в обществе правилам и нормам поведения, а так же процесс преодоления последствий психологической или моральной травмы.

 Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества. Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие человека с окружающим миром и его активная деятельность. Важнейшим средством достижения социальной адаптации являются общее образование и воспитание, трудовая и профессиональная подготовка. Процесс социальной адаптации проходит каждый человек в ходе своего индивидуального развития и профессионально трудового становления.

 Социальная адаптация может рассматриваться и как процесс и как результат. С педагогической точки зрения нам важно, чтобы этот процесс был целенаправленным и управляемым. Основной целью (результатом) целенаправленной работы по социальной адаптации в совремённых условиях можно считать формирование социально активной личности, способной к творческой деятельности, нацеленной на самореализацию, установившую устойчивую гармоничную систему отношений к другим людям, обществу, труду, к себе.

 Социальная адаптация детей-сирот, является одним из основных компонентов социальной защиты и показателем социальной защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

 Социальная адаптация полагает успешное освоение воспитанниками социальных ролей в системе общественных отношений. Процесс социальной адаптации происходит через формирование и развитие навыков ведения домашнего хозяйства, самообслуживания, трудовых умений и навыков.

                      Процесс социальной адаптации состоит из нескольких этапов:

 Первый этап – подготовительный. Он протекает до момента включения воспитанника в социальную группу и связан с определением его статуса, проведением социальной диагностики, предполагающей ознакомление с его личностными особенностями.

 Второй этап – включение в социальную группу, предполагающее помощь новому воспитаннику в адаптации к реальным условиям учреждения.

 Третий этап – усвоение социально полезных ролей через участие в социальной деятельности, приобретение нового социального опыта, знаний, умений и навыков.

Четвертый этап – устойчивая социально – психологическая адаптированность, характеризующаяся способностью разрешить любую проблемную ситуацию, возникающую в естественных условиях социальной среды.

          Антонимом социальной адаптации является понятие социальная дезадаптация.

 Социальная дезадаптация – это неприспособленность индивида к социальной жизни в обществе. Социальная дезадаптация проявляется в асоциальных формах поведения. У подростков социальная дезадаптация выражена в бродяжничестве, аморальном поведении, правонарушениях и преступлениях, алкоголизме и наркомании, а в конечном итоге – в неумение найти своё место в жизни, невозможно получить образование и профессию, создать семью .

Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.

 Дети, оставшиеся без попечения родителей, – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказания в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в метах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

 Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

 Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, – образовательные учреждения, в которых содержаться (обучаются, воспитываются) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей; учреждения социального обслуживания населения (детские дома-интернаты для детей инвалидов с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры помощи детям, оставшимся без попечения родителей, социальные приюты); учреждения системы здравоохранения (дома ребенка) и другие учреждения, создаваемые в установленном законом порядке .

 Социальный сирота – ребенок, родители которого лишены родительских прав или в силу каких-либо причин не в состоянии выполнить свои родительские функции.

Детский дом – это государственный социальный институт, призванный хоть в какой-то мере заменить ребёнку семью. Мы рассмотрим, какие социальные функции выполняет семья, и сможем определить, какие функции должен выполнять детский дом как социальный институт – «заменитель» семьи.

 Социолог А.Г. Харчёв выделяет следующие социальные функции семьи:

 репродуктивная – биологическое воспроизводство населения в общественном плане, удовлетворение потребности в детях в личностном плане;

 воспитательная – социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества;

 хозяйственно-бытовая – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи;

 экономическая – поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов семьи;

 первичный социальный контроль – ответственность и обязательства в отношении между супругами, родителями и детьми;

духовное общение – развитие личности членов семьи, духовное взаимообогащение;

 социально-статусная – представление определённого социального статуса членам семьи; воспроизводство социальной структуры общества;

досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;

 эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки.

Если спроектировать эти функции семьи на детский дом, то, очевидно, что детский дом должен выполнять важнейшую функцию приобщения ребёнка к социальной жизни (то есть социально-адаптивную функцию).

 Детский дом для воспитанников – временное место пребывания, после окончания обучения ребята выпускаются в самостоятельную жизнь. От того, насколько сумеет подготовить детский дом выпускников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути.

Выпускники учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – лица, находившиеся на полном государственном обеспечении и закончившие свое пребывание в данном учреждении в связи с завершением обучения.

Позитивный опыт семейного воспитания, накопленный не одним поколением, нашёл свое отражение в разработке совремённых концепций и программ воспитания. При работе с детьми-сиротами особую актуальность приобретают труды Н.Е. Щурковой, Л.И. Маленковой, В.А. Караковского. Система воспитания, по мнению авторов, заждётся на общечеловеческих ценностях, одной из которых является «семья-это начальная структурная единица общества, естественная среда развития ребенка, закладывающая основы личности». Педагогам необходимо формировать у детей «образ жизни, достойной Человека», имеющего три основания «Добро, Истину, Красоту». «Достойная Человека жизнь – это жизнь, позволяющая ему максимально реализовать сущностные свойства и всю полноту функций, характерных лишь для человека как представителя наивысшей ступени биологического мира».

       Существующая система воспитания детей-сирот несовершенна и не способна решить проблему их адаптации в совремённом социуме, не достигается психологическая готовность каждого ребёнка к преодолению жизненных трудностей.

Таким образом, мы рассмотрели понятия «адаптация» и «социальная адаптация». Выяснили, что целью социальной адаптации является воспитание у ребенка чувства долга, социальной защищенности и подготовка к будущей взрослой жизни. Основной миссией детского дома является подготовка воспитанников к самостоятельной жизни в современном обществе, но в настоящее время уровень этой подготовки нельзя признать достаточным. От того, насколько сумеет подготовить детский дом воспитанников к этой самостоятельной жизни, и будет зависеть успешность их дальнейшего жизненного пути. Поэтому педагогам необходимо формировать у детей «образ жизни, достойной Человека», имеющего три основания «Добро, Истину, Красоту». «Достойная Человека жизнь – это жизнь, позволяющая ему максимально реализовать сущностные свойства и всю полноту функций, характерных лишь для человека как представителя наивысшей ступени биологического мира».

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система воспитательной работы в детском коллективе

   Основным критерием  эффективности работыклассного руководителя является содействие саморазвитию личности, реализации творческих способностей, обеспечени...

Цель воспитательной работы

Цель:Воспитание интеллектуальной, всесторонне-культурной личности, владеющей творческими умениями и навыками в усвоении общечеловеческих ценностей, склонной к овладению различными профессиями через ли...

воспитательная работа в детских санаториях

статья о проблемах санаторной педагогики...

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ ДОМЕ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА (материал для проведения научно-практического семинара)

Довольно часто знания, получаемые, в процессе любой образовательной деятельности, бывают далеки от реальной жизни, не носят практического характера, не могут выручить в сложной ситуации, являются мерт...

ПЛАН ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТСКИМ КОЛЛЕКТИВОМ 2 « В» КЛАССА

План воспитательной работы с детским коллективом2 « В» класса...

План воспитательной работы в детском объединении «Волшебный пластилин» на 2023-2024 учебный год

План воспитательной работыв детском объединении «Волшебный пластилин»на 2023-2024 учебный год...