ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ ДОМЕ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА (материал для проведения научно-практического семинара)
методическая разработка

Татьяна Юрьевна Ени

Довольно часто знания, получаемые, в процессе любой образовательной деятельности, бывают далеки от реальной жизни, не носят практического характера, не могут выручить в сложной ситуации, являются мертвым капиталом. Дети-выпускники детских домов часто бывают недостаточно компетентны в ситуации неопределенности. Следовательно, необходим такой подход в образовании и воспитании, который бы обеспечивал владение необходимыми компетенциями. В статье предложен методический материал по реализации компетентностного подхода в условиях детского дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon eni_t.yu_._kompetentnostnyy_podhod.doc157.5 КБ

Предварительный просмотр:

Научно-практический семинар

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДЕТСКОМ ДОМЕ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Ени Т.Ю., заместитель директора

по учебно-методической работе

МОУ детский дом «Семья» г. Ноябрьск

Цель: выработка единой линии поведения коллектива, системы общих взглядов на новое содержание образования и воспитания в детском доме и пути перехода на компетентностный подход.

Задачи:

  1. Осознание целей как единых, требующих объединения усилий всех членов коллектива.
  2. Создание условий для продуктивного делового общения коллектива, которое является важной предпосылкой интереса к теме.

Методы: практические (коллективное творческое дело).

План проведения:

I   Вступительная часть. Введение в тему (Ени Т.Ю.).

  1. Работа в группах:

а) рисование, название корабля;

б) ранжирование предметов.

II  Основная часть. Работа по теме семинара.

  1. Работа в группах : соотнести термин и его определение.
  2. Определение ключевых компетенций.
  3. Технологии и компетенции.

III    Из опыта работы. Стендовый воспитательский час «Что такое мое Я? Знаю ли я себя?» (Мудрая Е.Н.).

IV   Подведение итогов семинара (Ени Т.Ю.):

  1. Что должен уметь педагог, чтобы успешно реализовать компетентностный подход?
  2. Что должен понимать педагог, чтобы успешно реализовать компетентностный подход?
  3. Чего должен остерегаться педагог?

V     Этап рефлексии. Заполнение анкет по итогам семинара.

I  Вводная часть.

        (Звучит в записи шум прибоя)

        Предлагаю вам забыть о проблемах и отправиться в морское путешествие. Цель нашего путешествия – загадочный остров Компетенций. Все, чему мы обучаем воспитанников, формирует целостное представление об окружающем  мире. В этом смысле нам с вами, взрослым людям повезло: у нас в совокупности есть все знания, которыми должен обладать ребенок при выпуске из детского дома, поэтому нам не страшны никакие испытания, которые могли бы встретиться в пути.

        Но чтобы отправиться в плаванье, первое, что нам необходимо это…нам необходим корабль! Каждая группа должна за отведенное время нарисовать корабль, на котором удобно будет пуститься в плаванье.

(каждая группа за 2 минуты рисует схематично корабль)

        Отлично, корабль у нас есть, нужно дать ему название. «Как вы яхту назовете, так она и поплывет».

(дают название, которое записывается на макете)

Итак, корабли у нас готовы, целая флотилия. И у каждого из них есть свое звучное название – какое?

(называют хором)

        

        Итак, мы в открытом океане, приблизительно в 200 милях от берега и наш корабль терпит бедствие. Спасаясь с тонущего судна вы успеваете перенести в шлюпку все предметы, перечисленные в таблице на желтом листе.

        Итак, задание: проранжируйте предметы по их значимости для вас.

№ п/п

Наименование предметов

Ранжирование

Штрафные очки

1

Секстант[1] 

2

Туалетное зеркальце

3

Канистра с пресной водой

4

Москитная сетка

5

Аварийный запас продуктов

6

Карта Тихого океана

7

Надувная подушка

8

Канистра мазута

9

Транзисторный приемник

10

Средство, отпугивающее акул

11

Светонепроницаемый пластиковый лист

12

Ром – 1литр

13

Нейлоновый шнур

14

Аптечка

15

Рыболовные снасти

ИТОГО

Каждая группа объясняет свое решение (по первым 7 пунктам).

(раздать розовые бланки с эталонными ответами)

А теперь сопоставьте свой ответ с эталонным ответом на розовом бланке, предложенным известными мореплавателями, которые считают, что в экстремальных условиях необходимы прежде всего средства сигнализации (солнечный «зайчик» от туалетного зеркальца виден солнечным днем на расстоянии до15 км, пламя горящего мазута ночью – до 5-6 км). Затем выбираются средства жизнеобеспечения  - вода, продукты, аптечка и т.д.     Подсчитайте разницу между вашим ответом и эталонным, суммируйте её и запишите в последней строке.

(каждая группа называет свою сумму)

Команда считается спасенной тогда, когда количество штрафных очков не превышает 40 баллов.

Бланк эталонных ответов

№ п/п

Наименование предметов

Эталон ответа

1

Секстант

15

2

Туалетное зеркальце

1

3

Канистра с пресной водой

3

4

Москитная сетка

14

5

Аварийный запас продуктов

4

6

Карта Тихого океана

13

7

Надувная подушка

9

8

Канистра мазута

2

9

Транзисторный приемник

12

10

Средство, отпугивающее акул

10

11

Светонепроницаемый пластиковый лист

6

12

Ром – 1литр

11

13

Нейлоновый шнур

8

14

Аптечка

5

15

Рыболовные снасти

7

Как вы думаете, почему я предложила вам такое задание? Чему оно должно научить нас? (предположения педагогов)

Т.е. довольно часто знания, получаемые, в процессе любой образовательной деятельности, бывают далеки от реальной жизни, не носят практического характера, не могут выручить в сложной ситуации, являются мертвым капиталом, Дети, зачастую, бывают недостаточно компетентны в ситуации неопределенности. Следовательно, необходим такой подход в образовании и воспитании, который бы обеспечивал владение необходимыми компетенциями. Поэтому, хотите вы того или нет, а мы спаслись и пробудем какое-то время на острове Компетенций.

II Основная часть.

Тема сегодняшнего научно-практического семинара «Формы организации образовательно-воспитательного процесса в детском доме на основе компетентностного подхода».

Цель семинара: формирование представления о формах организации образовательно-воспитательного процесса на основе компетентностного подхода.

Задачи:

  1. Осознание целей перехода на компетентностный подход как единых, требующих объединения усилий всех членов коллектива.
  2. Создание условий для продуктивного делового общения коллектива, которое является важной предпосылкой интереса к теме.

Методы: практические (коллективное творческое дело).

     Поскольку данный семинар является прямым следствием педагогического совета по теме «Воспитание социальной компетентности у воспитанников детского дома как средство формирования успешного жизненного пути выпускника», мы с вами вспомним основные понятия по данной теме. На голубых листах напечатаны определения, а также даны слова для справок, необходимо их вписать на месте пропусков.

(работа в группах)

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Компетентность – владение человеком соответствующей компетенцией, включающее его личностное отношение к ней и предмету деятельности.

Компетентностный  подход – подготовка человека к мобилизации знаний, умений и внешних ресурсов для эффективной деятельности в конкретной жизненной ситуации.

Социальная  компетентность – это социальные навыки, позволяющие человеку адекватно выполнять нормы и правила жизни в обществе.

(проверка на экране)

Т.е. компетенция – наперед заданное требование (норма) в подготовке ученика или воспитанника, а компетентность – уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере.

В Стратегии модернизации содержания общего образования в России, принятой в 2001году, в качестве ориентира в изменении содержания образования определена его нацеленность на развитие ключевых компетенций учащихся. Данный подход не противоречит мировым тенденциям, а соответствует опыту тех стран, в которых в последние десятилетия произошла переориентация содержания образования, а также соответствует традиционным ценностям российского образования (ориентация на понимание научной картины мира, на духовность, на социальную активность). ПРИМЕР

В международной практике образования выделены ключевые компетенции, которыми должны обладать дети, чтобы подготовиться к самостоятельной жизни, к жизни в многокультурном обществе, к продолжению образования на протяжении всей жизни.

На листах зеленого цвета вы видите 7 ключевых компетенций, которыми может овладеть человек для полноценной самостоятельной жизни. Это ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые и  личностного самосовершенствования.

Задание: ознакомьтесь с данными компетенциями и отметьте те, которые в условиях детского дома возможно сформировать, продумайте аргументацию, ПОЧЕМУ?

Ключевые компетенции

Ценностно-смысловые компетенции - это компетенции, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данные компетенции обеспечивают механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От них зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности в целом.

Общекультурные компетенции - это опыт деятельности в области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником картины мира, расширяющейся до культурологического и всечеловеческого понимания мира.

Учебно-познавательные компетенции - это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности. Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях. В рамках этих компетенций определяются требования функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания.

Информационные компетенции - навыки деятельности по отношению к информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио-видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.

Коммуникативные компетенции - знание языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Для освоения этих компетенций в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

Социально-трудовые компетенции - выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.

Личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура, способы безопасной жизнедеятельности.

 (Проверка: если выбрали одинаково, то по 2 от каждой группы с аргументами, если разные, то аргументируют выбор)

Напрашивается вопрос: каким же образом возможно формировать выбранные вами компетенции в образовательно-воспитательном процессе детского дома, чтобы они постепенно переходили в разряд компетентностей, т.е уже состоявшегося личностного качества (совокупности качеств) и в приобретении минимального опыта по отношению к деятельности в заданной сфере?

(варианты ответов)

        Необходимы технологии, которые обеспечат переход на компетентностное образование и воспитание в детском доме. Подскажите, какие это технологии (называют):

Технология портфолио

Портфолио – систематический и специально организованный сбор доказательств достижений, мониторинг знаний, умений, навыков и отношений ребенка.

Портфолио позволяет учитывать результаты, достигнутые несовершеннолетним воспитанником в разнообразных видах деятельности (учебной, творческой, социальной, нравственной, физической и др.) в определенный период его жизни.

Основной смысл портфолио в образовательно-воспитательном процессе – показать все, на что ребенок способен.

Портфолио как современная эффективная форма оценивания помогает решать важные реабилитационные задачи:

  • Постоянно поддерживать познавательную мотивацию детей;
  • Поощрять их активность, расширять возможности самовоспитания;
  • Развивать навыки рефлексивоной и оценочной деятельности;
  • Формировать умение ставить цели, планировать и организовывать собственную деятельность;
  • Содействовать индивидуализации процесса реабилитациивоспитанников;
  • Осуществлять длительный мониторинг индивидуальных достижений воспитанников в реабилитационном процессе и развития сферы его интересов;
  • Формировать умение символически выражать и разрешать внутриличностные конфликты;
  • Развивать самостоятельность и активность;
  • Развивать  самосознание, уверенность в себе, формировать позитивное самоотношение, адекватную самооценку;
  • Развивать навыки саморегуляции.

Использование портфолио в качестве накопительной оценки дает возможность индивидуализировать процесс оценивания воспитанников в условиях детского дома.

Метод проектов (КТД) 

От диагностики до коллективного анализа

Каждый этап коллективно-творческого дела имеет свои задачи и особенности, но есть некоторые сквозные педагогические идеи, пронизывающие все этапы. Это - ориентация педагога на познание потребностей, идеалов, интересов школьника; совместная деятельность педагогов и воспитанников; возможность выбора дел, групп, ролей, вплоть до участия или неучастия в общем деле; подчеркивание вклада каждого, признание ценности мнений и позиций всех ребят.

Основные этапы: коллективное планирование, коллективная подготовка, проведение творческого дела, коллективный анализ. Эти этапы становятся личностно-ориентированными, если проведена соответствующим образом специфическая предварительная работа: ценностная диагностика и коллективное планирование целей.

Ценностная диагностика позволяет воспитателю узнать и понять ценностный мир воспитанников (их интересы, мечтания, идеалы, значимых для них людей, ценностные основы взаимоотношений с одноклассниками и другими школьниками). Возможны по крайней мере пять путей такой диагностики: в парном общении - диалоге педагога с воспитанником; через проблемное групповое общение; через анкеты, создаваемые воспитателем вместе со школьниками или через стандартные личностные тесты-опросники и, наконец, через анализ творческих работ, рисунков детей, исполняемых песен, предпочитаемых мелодий, видео- и кинофильмов.

Затем следует коллективное планирование целей - совместный, ребят и взрослых, воспитанников и воспитателей, выбор целей, идеалов, норм коллективной жизни и планирование на их основе дел. На собраниях, в дискуссиях, в анкетах, деловых играх педагог постоянно спрашивает: «Зачем это надо нам, мне, тебе?», «Помогут ли эти цели, дела, нормы что-то в себе изменить, развить, совершенствовать?». Результатом совместного планирования  целей может быть не только выбор общего дела, а решение о проведении ряда дел с правом выбора у членов коллектива, в каких из них участвовать. Воспитателю необходим настрой на изменение предлагаемых им целей (вплоть до отказа от них) в случае непринятия этих целей воспитанниками.

Коллективное планирование. Его результат общий коллективный план, при этом главной идеей должно быть: от предложений каждого к плану действий коллектива, но в то же время вносятся новые акценты: подчеркнутое авторство идей, предложений; планирование не только на основе проектов, предложений микрогрупп, но и индивидуальных проектов; подчеркнутое признание ценности, особенностей как принятых, так и не принятых идей; признание вклада в коллективное планирование не только авторов идей, но и ребят, выполняющих другие роли: критиков, организаторов, технических работников; возможность разработки альтернативных проектов для альтернативных дел, «работающих» на общую идею.

Подготовка коллективного творческого дела включает в себя те же акценты, что и в планировании, плюс добровольность принятия на себя поручений по подготовке дела вплоть до исключения из общего дела тех фрагментов, деталей, на которые не нашлось добровольцев (что не исключает коллективного осмысления данных ситуаций на совместном анализе прошедшего дела); поручения не только групповые, но и подчеркнуто индивидуальные; максимальное разнообразие и индивидуализация поручений вплоть до введения специальных ролей для конкретных школьников.

Проведение коллективного творческого дела. Те же акценты, что в планировании и подготовке, плюс направленность общих дел на конкретных ребят («Сюрприз для именинника», «Расскажем о нашем товарище» и т.п.); сочетание индивидуальных и групповых заданий, конкурсов, дающих возможность для личного и группового самовыражения; публичное признание достижений и позитивного вклада каждого через систему разнообразных символов; максимальное разнообразие ролей в общей деятельности, добровольность участия в коллективных делах (что не исключает тонкую педагогическую политику по стимулированию этой добровольности, не носящую характер морального принуждения).

Коллективный анализ. Его цель - не единое мнение, а углубление взаимопонимания и понимания себя. Поэтому общий анализ того, как прошло дело, дополняется анализом отношений, переживаний, мыслей через постановку соответствующих вопросов («Что тебе дало участие в общем деле? Какие вызвало мысли? Какие чувства? Что ты для себя понял?» и др.), через право выбора - на какие вопросы отвечать, о чем размышлять. Включение в обсуждение пассивных, выявление всех точек зрения.

Позиция педагога. Личностно-ориентированное коллективное творческое воспитание невозможно без определенной позиции педагога. Суть этой позиции в соответствии педагогических убеждений, установок учителя характеристикам способа воспитательной работы. Это означает, во-первых, искренний интерес к внутреннему миру школьника, признание за ним права на самостоятельность мнений и поступков, во-вторых, установка на себя как меняющегося человека и профессионала, ориентированного на самоанализ своей деятельности и значимость своей личности как средства педагогической работы, в-третьих, стремление к организации коллективной деятельности как совместной, творческой, создающей возможности для самоопределения ее участников. Диапазон «тактических» ролей педагога, стоящего на позициях коллективного творческого воспитания, весьма широк. Вот только некоторые из этих ролей:

 Жесткий, отвечающий за все руководитель (но не директор!);

Генератор идей (но не навязывающий их насильно);

 Мудрый старший товарищ (но не демонстрирующий своей мудрости);

 Координатор отдельных идей и дел (но привлекающий к этому всех авторов идей и участников дел);

 Рядовой участник (но осознающий свою ответственность за происходящее);

«Тайный советник» (но предлагающий свои советы лишь в случаях действительной необходимости);

 Наблюдательно делающий это не ради любопытства, а ради решения дальнейших педагогических задач);

 Психолог (но не ведущий «тренер», как в групповой психологической работе);

Посторонний (но не равнодушный «чужой», а сознательно принимающий эту роль на каких-то этапах КТД).

Комплекс целей

Любое грамотно организуемое коллективное творческое дело направлено не на одну какую-то воспитательную цель, а на комплекс целей. Но все-таки в каждом можно выделить центральную цель, его ведущие линии.

Детское самоуправление (положение о детском объединении «Лидер»)

Создание ситуации успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов деятельности, это результат продуманной, подготовленной стратегии, тактики. Успех всегда имеет две стороны. Одна – сугубо индивидуальное переживание личности, личностное, субъективное. Другая – коллективная оценка достижений личности, отношение окружающих к успеху члена коллектива, группы. Связь этих сторон несомненна и органична. 

Создание ситуации успеха:

1. Первое обязательное условие – атмосфера доброжелательности в семье (группе) на протяжении всего занятия. (Слагаемые доброжелательности: улыбка, добрый взгляд, внимание друг к другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.)

2. Второе условие снятие страха – авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать  успех – значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Данная операция увеличивает меру уверенности в себе ребенка, повышает активность и его свободу. (Прием персональной исключительности, основанием служит любое соответствующее предлагаемой деятельности достоинство ребенка: физическая сила, четкость мышления, оригинальность восприятия, хорошая память, находчивость и т. п.)

3. Ключевой момент высокая мотивация предлагаемых действий: во имя чего? ради чего? зачем? Мотив – сильнейший механизм.

4. Реальная помощь в продвижении к успеху – скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения.

5. Краткое экспрессивное воздействие – педагогическое внушение, собранное в яркий фокус (За дело! Приступаем!).

6. Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты).

7. Оценивание – оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы.

Самооценка. Дети могут придерживаться высокого или низкого мнения о себе, в зависимости от собственного успеха и оценок окружающих людей. В раннем детстве ребенок судит о себе по четырем главным критериям:

•  когнитивная компетентность: способность решать проблемы и достигать поставленных целей;

•  социальная компетентность: способность поддерживать отношения с другими людьми;

•  физическая компетентность: «что я умею или не умею делать» – бегать, прыгать и т. д.;

•  кодекс поведения: «хороший ли я мальчик (девочка)?»

С возрастом критерии самооценки становятся более дифференцированными по мере формирования представлений о нашей привлекательности в глазах противоположного пола, о чувстве юмора, профессиональной пригодности и т. д.

Задание: какие компетенции мы можем формировать через применение данных технологий?  На листах желтого цвета у каждой группы записаны по 2 технологии, которые необходимо  дополнить названиями компетенций, которые мы будем формировать благодаря данной технологии.

I группа – метод проектов (КТД) 

II группа –  технология портфолио

III группа – детское самоуправление

IV группа - ситуация успеха

(проверка: на магнитной доске вывешивают, аргументируют)

Вывод:  подводя итог проделанной работе можно сделать вывод. Что компетентностный подход – это подход и к:

  • определению целей;
  • отбору содержания;
  • организации образовательно-воспитательного процесса;
  • выбору технологий образования и воспитания;
  • оценке результатов.

Всем известно изречение, которое стало эпиграфом к программе «Становление»: «Если ты поймал сыну рыбу, ты накормил его сегодня, если ты научил сына ловить рыбу, ты накормил его на всю жизнь». Действительно, не стоит давать человеку рыбу – он опять за ней придет и станет нахлебником. Дайте ему лучше удочку, и пусть он поголодает, пока научится сам ловить рыбу. Причем, если ему вдруг повезет, и он поймает рыбу случайно, хотя ещё не научился ловить рыбу, рыбу нужно отобрать и бросить обратно в реку. Вы ведь хотите, чтобы человек в будущем рассчитывал на себя, а не на везение? В этом заключается философская идея компетентностного подхода, направленная на формирование компетентностей.

Конечно, немаловажную роль в переходе на компетентностное образование и воспитание играет и компетентность педагога, его желание и стремление применять в своей деятельности инновации.

III Результаты диагностики инновационного потенциала педагогического коллектива детского дома.

Сущность инновационного потенциала педагогического коллектива заключается в его способности к саморазвитию и самореализации инновационных идей, проектов, технологий. Система показателей инновационного потенциала педагогического коллектива включает в себя: восприимчивость и отношение педагогов к новшествам, подготовленность к освоению инноваций, уровень новаторства педагогов, уровень творческой активности, развитость коммуникативных связей.

Результаты исследования таковы: (на экране в Word).

Оценка результатов по выявлению уровня инновационного потенциала педагогического коллектива

Уровни:  критический, низкий, допустимый, оптимальный.

Анкета № 1

Восприимчивость педагогов к новому

Максимальное кол-во баллов

Фактическое кол-во баллов

К=Кфактмакс

450

374

0,65<0,83<0,85

Допустимый уровень

Анкета № 2

Информационная готовность педагогического коллектива

Из каких источников Вы получаете информацию об инновациях

На совещаниях и семинарах

Из средств массовой информации

Из книг по вопросам инноватики

На городских методических объединениях и совещаниях

Из общения с коллегами

Из общения с коллегами других учреждений

24/96%

15/60%

19/76%

9/36%

14/56%

8/32%

Квалификационная готовность

Кмакс

Кол-во членов педагогического коллектива

Кфакт

(имеющие квалификационные категории)

К=Кфактмакс

26

19/73%

0,65<0,73<0,85

Допустимый уровень

Анкета № 3

Мотивационная готовность педколлектива к освоению новшеств

Осознание недостаточности достигнутых результатов и желание их улучшить

Высокий уровень профессиональных притязаний, сильная потребность в достижении высоких результатов

Потребность в контактах с интересными, творческими  людьми

Желание создать эффективный воспитательный процесс в детском доме

Потребность в новизне, обновлении, смене обстановки, преодолении рутины. 

Потребность в лидерстве. 

Потребность в поиске, исследовании, лучшем понимании закономерностей. 

Потребность в самовыражении, самосовершенствовании. 

Ощущение собственной готовности участвовать в инновационных процессах, уверенность в себе.

Желание проверить на практике полученные знания о новшествах. 

Потребность в риске, преодолении рутины. 

Материальные причины: повышение заработной платы, возможность пройти аттестацию и т. д. 

Стремление быть замеченным и по достоинству оцененным.

8

7

3

17

7

-

8

9

4

5

-

3

-

32%

28%

12%

68%

28%

-

32%

36%

16%

20%

-

12%

-

Мотивы, связанные с возможностью самореализации личности на допустимом уровне

Анкета № 4

Антиинновационные барьеры педагогов, препятствующие освоению инноваций

Большая нагрузка

Слабая информированность в коллективе о возможных инновациях

Отсутствие материальных стимулов

Разногласия, конфликты в коллективе

Чувство страха перед отрицательными результатами

Небольшой опыт, при котором не получается и традиционное

2

1

5

2

1

1

52% - не имеют барьеров – допустимый уровень

Анкета № 5

Уровень новаторства в педагогическом коллективе

Группа «А»

Группа «В»

Группа «С»

Группа «Д»

Группа «Е»

Вы поглощены новшествами, постоянно ими интересуетесь, всегда воспринимаете их первыми, смело внедряете, идете на риск.

Вы интересуетесь новшествами, но не идете за ними вслепую, рассчитываете целесообразность нововведения. Считаете, что новшества следует внедрять сразу после того, как они появились в условиях, близких к Вашим.

Вы воспринимаете новшества умеренно. Не стремитесь быть среди первых, но и не хотите быть среди последних. Как только новое будет воспринято большей частью Вашего педагогического коллектива, воспримите его и Вы.

Вы больше сомневаетесь, чем верите в новое. Отдаете предпочтение старому. Воспринимаете новое только тогда, когда его воспринимает большинство образовательных учреждений  и педагогов.

Вы последними осваиваете новшества. Сомневаетесь в новаторах и инициаторах нововведений.

2

11

8

4

0

8%

44%

32%

16%

0

84%

Оптимальный уровень

      Конечно, переход к чему-то новому необходимо начинать с малого. На сегодняшнем семинаре вам будет представлен стендовый воспитательский час, который разработан с элементами компетентностного подхода.

Самая большая ценность у каждого из нас - это жизнь, и мы все хотим её прожить интересно, полезно, счастливо. Жизнь человека без самопознания, без самоопределения и самореализации теряет свой смысл. А в наше стремительное и беспокойное время со множеством бытовых и социальных проблем жизнь человека протекает настолько динамично, что подростки, с пока еще формирующимся мировоззрением, находятся в ситуации постоянного выбора ценностных ориентиров, возможных и приемлемых способов и моделей поведения в обществе. Именно в этом возрасте они начинают осознавать свое место в социуме, стремятся понять себя и окружающих, выстраивают собственную шкалу ценностей. И так необходимы советы и занятия по самопознанию, самопониманию, самовоспитанию. Вашему вниманию предлагаю воспитательский час по теме «Что такое мое «Я» Знаю ли я себя?». Прошу перейти в зону круга и занять места на стульях.

IV Стендовый воспитательский час.

(проведение воспитательского часа)

IV ЗАКЛЮЧЕНИЕ.        

Что должен уметь педагог, чтобы успешно реализовать компетентностный подход?

Педагог должен уметь:

  • успешно решать свои собственные жизненные проблемы, проявляя инициативу, самостоятельность и ответственность;
  • ориентироваться в ситуации на рынке труда, хотя бы в своем городе (районе), и понимать, какие умения потребуются воспитанникам, чтобы найти себе работу в современных условиях и успешно продвигаться по лестнице профессионального успеха;
  • видеть и понимать действительные жизненные интересы своих

     воспитанников;

  • проявлять уважение к своим воспитанникам, к их суждениям и вопросам, даже если те кажутся на первый взгляд трудными и провокационными, а также к их самостоятельным пробам и ошибкам;
  • связывать материал воспитательских часов и мероприятий с повседневной жизнью и с интересами воспитанников, характерными для их возраста;
  • планировать совместную деятельность с детьми с использованием всего разнообразия форм и методов воспитательной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой      и      индивидуальной),      диалогических      и      проектно-исследовательских методов;
  • ставить цели и оценивать степень их достижения совместно с детьми;
  • в совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха»;
  • привлекать для обсуждения прошлый опыт учащихся, создавать новый опыт деятельности и организовывать его обсуждение без излишних затрат времени;
  • привлекать экспертов и специалистов (преподавателей учебных заведений; работников фирм, банков, организаций и учреждений; милиционеров, пожарных, военных, спасателей, врачей, психологов и др.) для обсуждения с детьми тех вопросов, в которых он сам недостаточно компетентен;
  • демонстрировать ученикам ролевые модели на примере реальных людей, литературных персонажей, а также в ходе выполнения проектов, ролевых игр и психологических тренингов, которые позволяют им обнаружить и опробовать новые для них способы мышления, восприятия и поведения, увидеть, а также испытать последствия такого поведения и проверить это поведение «на пригодность»;
  • оценивать достижения воспитанников содержательной характеристикой;
  • оценивать продвижение семьи (группы)  в целом и отдельных воспитанников в развитии тех или иных жизненно важных качеств;
  • видеть пробелы в готовности к самостоятельной жизни.

Кроме того, педагог должен понимать, что:

  • стабильности в мире больше уже не будет, нужно быть постоянно готовым к любым неожиданностям;
  • строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно;

  • его главная задача — обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих воспитанников;
  • любая человеческая деятельность обладает красотой и эффективностью, и это представление можно передать воспитанникам;

Чтобы реализуемый педагогом подход был действительно компетентностным, педагог должен остерегаться:

  • передавать воспитанникам свой опыт жизни и воспитывать их исходя из того, как был воспитан он сам;
  • представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения житейских и профессиональных проблем;
  • мелочных правил и инструкций;
  • бездоказательно-нормативных высказываний «надо», «должен», «так принято», которые не сопровождаются дальнейшими пояснениями.

В заключение нашего семинара хочу отметить, что создание системы работы на основе компетентностного подхода предполагает множество новых методик, видов деятельности, программ, но все они окажутся ненужным балластом,  если педагог относится к своей работе не как к искусству, а как к ремеслу. Радость созидания, особенно радость творческого труда, отказ от шаблонов и стереотипов  служит источником вдохновения в нелегком педагогическом деле.  Но это, наверное, тема уже другого семинара.

        А теперь наступает этап рефлексии и я попрошу заполнить анкеты с вашими выводами и пожеланиями и сдать при выходе из зала.

Спасибо за работу!

Анкета по итогам семинара:

  1. Мне понравилось, что______________________________________ _________________________________________________________
  2. Я сегодня была недовольна (недоволен) тем, что_______________

_________________________________________________________

  1. Было бы больше пользы, если бы ____________________________

_________________________________________________________

  1. Что касается следующего семинара, то я бы посоветовал (ла) бы _________________________________________________________

_________________________________________________________


[1] Угломерный инструмент для геодезических и астрономических наблюдений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самоанализ педагогического опыта Организация учебно-воспитательного процесса в классах компенсирующего обучения на основе компетентностного подхода

Современная начальная школа не может оставаться в стороне от процессов модернизации образования, происходящих сегодня во всем мире, в том числе и в России.В эпоху Интернета и электронных средств...

модель организации образовательно-воспитательного процесса в начальной школе на краеведческой основе

описание модели взаимодействия участников образовательно-воспитывающей деятельности при реализации ФГОС НОО...

Наличие методических публикаций (в т.ч. докладов на научно-практических конференциях, семинарах), отражающих отдельные элементы методической системы учителя

Наличие методических публикаций (в т.ч. докладов на научно-практических конференциях, семинарах), отражающих отдельные элементы методической системы учителя...

Выступление на научно-практических конференциях, семинарах, МО

Выступление на научно-практических конференциях, семинарах, МО...

3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО

3.1 Выступления на научно-практических конференциях, семинарах, МО...