Цели: ознакомить с правилами дружбы; показать важность истинных друзей в жизни человека; учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга, учить разделять радости и печали друзей. Оборудование: плакат «Дружба - какое чудесное слово», грамзапись песни «Улыбка», карточки со словами - качествами друга, пословицы о дружбе написать на доске. Ход классного часа: Актуализация знаний - Вступление. Приветствие.
- Поприветствуем друг друга улыбкой. Сядьте парами по желанию. 2. Определение темы классного часа. - Здесь зашифровано слово. Используя алфавит (цифра соответствует порядку номера буквы), разгадайте его. (Дружба) - Молодцы. Сегодня мы поговорим о дружбе. - Как вы понимаете это слово? ( Дети высказываются) - Давайте обратимся к толковому словарю Ожегова. (Зачитывает ученик): Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. Учитель. Наш классный час называется: «Дружба – это чудо». (Название вывешивается на доску. ) Послушайте стихотворение о дружбе. Ученик. Дружба - главное чудо всегда, Сто открытий для всех настоящее, И любая беда - не беда, Если рядом друзья настоящие. Беседа Учитель. Дружба нужна взрослым и детям в любой жизненной ситуации. А как вы думаете, с чего начинается дружба? Ученики. Наверное, с улыбки. Учитель. Точно так же считают поэт М. Пляцковский и композитор В. Шаинский, которые написали песню «Улыбка». Послушайте ее, а кто знает - подпевайте. (Звучит песня «Улыбка». ) - О чем эта песня? - У кого в классе есть друзья? - Какие чувства испытываете, когда встречаетесь с другом? Работа с пословицами Учитель. Ребята, давайте прочитаем пословицу. (Дети читают с доски: «Друг познается в беде». ) - Как понимаете ее? (Выслушиваются высказывания детей. ) - Какие пословицы о дружбе вы еще знаете? («Нет друга - ищи, а нашел - береги». «Новых друзей наживай, а старых не теряй». ) - Вот мы с вами и поиграем в пословицы. У некоторых детей на карточке написана только половина пословицы, вы должны подумать и назвать другую половину. Нет друга - ищи, ……. / а нашёл - береги. / Не имей сто рублей, ……. . / а имей сто друзей. / Друзья познаются…. . / в беде. / Человек без друзей, что……/ дерево без корней. / Старый друг…/ лучше новых двух. / Крепкую дружбу и ……. /топором не разрубишь. / Дружба — как стекло:…. . / разобьешь — не сложишь. / Нет такого дружка, ……/как родная матушка. / Разбор ситуаций Ученик. Если дружбой дорожить, Можно спорить и дружить, И не вспыхнет ссора Из любого спора. Ученик. Есть у меня товарищ Федя, Он очень жаден и упрям. Мы стали с ним делить медведя – И разделили пополам. С тех пор никто на свете снова Обоих мишек сшить не смог: У Феди мишка безголовый, А у меня - без задних ног. С. Маршак Учитель. Можно ли этих ребят назвать настоящими друзьями? Почему? Послушайте еще одно стихотворение. Ученик. Все живут, не тужат, А со мной не дружат! Бант у Кати расписной, Красные колготки И характер кроткий. Я шепчу: «Дружи со мной, Мы же одногодки, Как сестрички мы почти, Мы как две голубки Из одной скорлупки». Я шепчу: «Но ты учти – Ты во всем должна идти Другу на уступки». Предлагаю Ильиной: «Ты дружи со мной одной!» Есть разряд у Ильиной И спортивный свитер, И девчонок свита. Подружусь я с Ильиной, Буду знаменита. Все пятерки до одной У Светловой Нади. Я прошу: «А ты со мной Подружись хоть на день! Мы с тобой поладим: Будешь ты меня спасать – Дашь контрольную списать». А девчонки на дыбы! Говорят: «Молчала бы!» Не вставать же на колени, Уговаривать подруг. . . Напишу я объявленье: «Срочно требуется друг». А. Барто Учитель. Ребята, а почему никто не захотел дружить с девочкой? (Ответы детей. ) Учитель. А бывает так, что друзья ошибаются? Надо ли им прощать ошибки? (Высказывания детей. ) Физкультминутка Выполняется под песню «Улыбка». Дети, подпевая, показывают и выполняют движения под музыку. Групповая работа На доске рисунок Цветика – семицветика. - Цветок пока спит. Давайте поможем ему проснуться и раскрыть лепесточки. Для этого, давайте выберем только те качества человека, которые должны быть у настоящего друга. (Дети называют слово, лепесток открывается) Доска: преданность, зависть, доверие, злость, умение уступать и слушать, готовность помочь, честность, отзывчивость, равнодушие, хвастовство, уважение Учитель. Какие качества вы бы ещё добавили? Почему? - Почему не назвали другие слова? - Почему распадается дружба? - Что нужно сделать, чтобы дружба не распалась? (Дети сами выводят правила, которые записываются на доске. ) Правила дружбы Уступать. Не бояться просить прощения, если обидел друга. Не грубить. Не злиться. Не жадничать. Помогать другу. Быть честным. Соблюдая эти правила дружбы, я думаю, вы никогда не потеряете друга. Практические упражнения Упражнение «Мостик дружбы» Учитель просит детей по желанию образовать пары, придумать и показать мостик (при помощи рук, ног, туловища). Затем построить мостик втроем, вчетвером и т. д. Заканчивается упражнение тем, что все берутся за руки, делают круг и поднимают руки вверх, изображая «Мостик дружбы». Упражнение - тренинг Учитель предлагает ситуацию: друг взял книгу у тебя на один день, а не отдает ее уже давно. Книга тебе очень нужна. Ты звонишь и говоришь: «Если ты не принесешь мне завтра книгу, я с тобой больше не дружу». Как бы поступил ты? Подведение итогов - Так почему же дружбу называют чудом? |