Социальное партнерство семьи и школы.
статья (4 класс) на тему
Материал по обобщению опыта работы с родителями с учащимися класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
medvedeva_s.v._kr.pol_.doc | 81 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа с родителями. Медведева С.В.
Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Проанализировав свой опыт, могу отметить, что у меня в моей работе есть две крепкие опоры, без которых ничего не получилось бы. Во-первых, это глубокие, прекрасные традиции нашей школы, класса. Второй опорой для меня всегда были родители.
Большое значение в жизни детского коллектива имеют традиции. Особо хочется подчеркнуть, что традиции жизни в детском коллективе начинают формироваться в начальной школе. Желание педагога развивать традиции детского коллектива, последовательно их использовать в своей работе приводит к тому, что под влиянием традиций у учащихся формируются положительные привычки, ответственное отношение к порученному делу, окружающим людям, самому себе.
Начиная с первых дней работы с младшими школьниками, я знакомлю учащихся с теми традициями, которые живут в нашей школе. В течение учебного года мы стараемся соблюдать законы жизни в классе:
- человек не имеет права унижать, оскорблять и обижать другого человека;
- человек должен научиться признавать свою неправоту и отстаивать свою правоту;
- человек должен учиться дружить и иметь друзей;
- человек должен уметь помогать другому человеку и не бояться просить помощи.
Наши родители тоже не остались в стороне. Формирование классных традиций стало и их делом. А началось всё с первого родительского собрания, которое было не таким обычным, как принято. Круглый стол из парт был накрыт к вечернему чаю. Все сразу были вовлечены в совместную творческую работу по формированию классных традиций. К ним отнесли:
- «Праздник рождения класса»;
- Поздравление каждого ученика с днём рождения;
- Праздник осени.
- Совместная подготовка и проведение новогоднего праздника,
праздника « 8 марта», «День защитника Отечества»;
- Экскурсии и прогулки (в конце учебного года);
- Творческий отчет в конце учебного года.
Отчет проходит под девизом: «Мы переходим в …. класс», проходит также совместно с родителями, цель – осознание своей индивидуальности, одаренности, формирование коммуникативных навыков, создание условий для раскрытия творческого потенциала детей.
Весело проходит конкурс «А ну-ка, девочки!», где девочки класса соревновались со своими мамами, а лучших выбирало жюри, состоящее из мальчиков! Кто хорошо работает, тот хорошо отдыхает. Эту истину подтвердила ещё одна наша традиция – проведение экскурсий и прогулок в конце учебного года. Это совместные выезды в бассейн, экскурсии в зоопарк, дельфинарий, музей, кинотеатр.
Согласитесь, что мы чего–то и не помним через годы, но свои первые школьные шаги – помнит каждый! Мои ученики непременно будут вспоминать добрые традиции своего класса. Эти традиции и есть то разумное, доброе, вечное, о чём в народе принято говорить: « Что посеешь, то и пожнёшь!»
Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни младшего школьника. Передо мной встала проблема – как найти такое взаимоотношение с родителями ребенка, которое поможет развивать и формировать будущую личность в правильном направлении. Не давая готовых решений, а, заставляя родителей задуматься над стилем собственного поведения, формами и способами взаимодействия с сыном или дочерью, побуждая изменить собственные позиции в вопросах воспитания, тем самым, повышая воспитательный потенциал родителей. Работа с родителями мною ведется в системе и имеет огромное значение. Чтобы помощь родителей была действенной, их нужно обучать обмениваться опытом, обсуждать проблемы, совместно искать пути и способы их решения.
Работу с семьей в классе стараюсь проводить поэтапно: (слайд 2)
Этап первый: Установление контакта, налаживание доверительных отношений с родителями, поиск и формирование положительных основ для дальнейшего сотрудничества, что происходит в ходе бесед, в ходе знакомства с родителями, родственниками. ( Если родители идут на контакт с психологом, социальным педагогом, классным руководителем, то можно переходить ко второму этапу взаимодействия с семье).
Этап второй: Изучение микроклимата семьи, стилей воспитания, уточнение информации о родителях, их социальном статусе; выявление материального обеспечения и жилищно-бытовых условий; изучение взаимоотношений между взрослыми в семье. (слад 3)
Этап третий. Обработка полученных результатов изучения семьи, подведение итогов. Выбор форм и методов работы с семьей.
Этап четвертый. Наблюдение за семьей. Отслеживание динамики развития детско-родительских отношений. Изучение психологического микроклимата в семье.
(слайд 4)
Целью моей работы с родителями и учащимися является формирование нравственных ценностей и качеств у школьников через систему воспитательных мероприятий.
Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- формирование потребности и мотивации нравственного поведения;
- формирование представления о здоровом образе жизни;
- формирование патриотических чувств: любви к Родине, гордости за свою малую родину и свой край;
В своей работе я практикую коллективные и индивидуальные формы взаимодействия. Причем использую как традиционные, так и нетрадиционные формы работы. Традиционные формы: родительские собрания. Собрание родителей ставит перед собой целью не только повышение педагогической культуры родителей, но и сплочение коллектива родителей. На собрании решается целый ряд задач, возникающих в процессе учебно-воспитательной работы, вопросов, поставленных жизнью на каждом конкретном этапе деятельности учителя и родителя. И чем разнообразнее и интереснее будут формы общения педагогов и родителей, тем больше положительных результатов принесут родительские собрания.
( слайды 5-8) Примерная тематика родительских собраний.
1 класс:
№ | Название темы родительского собрания | Задачи |
1 | Трудности адаптации первоклассников к школе. | Ознакомить родителей с особен-ностями адаптации детей к первому году обучения в школе, рассмотреть физиологические и психологические трудности адаптации первоклассни-ков, обсудить систему взаимоотно-шений с ребенком в семье в период адаптации, предложить родителям практические советы по адаптации ребенка к школе . Совместный проект « Первый раз в первый класс» |
2 | Мотивы учения младших школьников. | Рассказать родителям о влиянии мотивов на характер учебной деятельности, дать рекомендации по формированию внутренней мотивации. Совместный проект « Хочу учиться » |
3. | Эмоции положительные и отрицательные. | Обсудить проблему значения в жиз-ни человека эмоциональной сферы, предложить практические рекомен-дации по воспитанию у ребенка доброжелательности, а также как преодолевать ребенку негативные эмоциональные состояния. Совместный проект: «Неразлучные друзья – родители и дети» |
4 | Телевизор, мобильный телефон, компьютер в жизни семьи и первоклассника. | Показать влияние техники на психи-ку маленького ребенка, обратить внимание родителей на достоинства и недостатки общения ребенка с сов-ременными средствами коммуника-ции. Совместный проект « Польза и вред». |
2 класс
№ | Название темы родительского собрания | Задачи |
1 | Причины и последствия детской агрессии. | Обсудить с родителями причины детской агрессии, ее влияние на поведение ребенка, поощрение и наказание в семье. Совместный проект « Не навреди». |
2 | Роль книги в развитии интеллектуальных умений ребенка. | Ознакомить родителей с результа-тами развития читательских умений учащихся класса, развитие желания читать. Проект: «Что мы читаем с мамой и папой!» |
3 | Родителям о воспитании и воспитанности. | Обсудить проблему воспитания нравственности в детях, способы защиты детей от безнравственности и как формировать умения по самосохранению жизни. Проект: «Как хорошо быть воспитанным» |
4 | Семейные традиции и способность ребенка трудиться. | О значении примера семьи в воспи-тании трудовых навыков ребенка, об оценке трудовых усилий ребенка в семье. Проект: «Папа, мама, я - …» |
3 класс.
№ | Название темы родительского собрания | Задачи |
1 | Роль самооценки в формировании личности. | Ознакомить родителей с причинами формирования как низкой, так и высокой самооценки ребенка; о последствиях низкой самооценки, повышение уровня самооценки ребенка. Совместный проект: «Я и общество» |
2 | О физиологии и психологии младшего школьника. | Ознакомить родителей с особеннос-тями физического и психического развития; о темпераменте и форми-ровании характера. Совместный проект: «Здоровый образ жизни» |
3 | Развитие творческих способностей детей. | Обратить внимание родителей на творческий аспект воспитания детей, игры позволяющие развить творческие способности детей. Совместный проект: «Творчество- путь к успеху! Вот какие мы талантливые!» |
4 | Как научить своего ребенка жить в мире людей. | Обсудить с родителями готовность к самосохранительному поведению учащихся в школе, дома (когда один), на улице. Совместный проект: « Мы среди людей» |
4 класс.
№ | Название темы родительского собрания | Задачи |
1 | Поговорим о дружбе. | О дружбе и ее значении в жизни ребенка. Совместный проект: «Когда мои друзья со мной» |
2 | Как уберечь ребенка от насилия | Показать родителям актуальность обсуждаемой проблемы, обсудить возможные пути выхода из трудных жизненных ситуаций. Совместный проект: «Внимание, ребенок!» |
3 | Нужно ли воспитывать в ребенке патриотизм? | Демонстрировать родителям необхо-димость обсуждения нравственных и патриотических тем в семье, фор-мировать нравственную культуру семьи. Совместный проект: «Чем я могу быть полезен Родине?» |
4 | Будущий пятый класс. | О готовности к обучению в среднем звене. Проект « Я – пятиклассник!» |
Также из традиционных форм работы использую индивидуальные консультации, посещение на дому. Нетрадиционные: родительский лекторий, собрания-диспуты, проигрывание педагогических ситуаций, совместные собрания вместе с детьми, посещение мест работы родителей, выставки ученических творческих работ, выступления художественной самодеятельности для родителей (это доставляет удовольствие самому ученику и радует их родителей).
Говоря о работе с родителями, хочу отметить роль родительского комитета. Родительский комитет – оперативная группа родителей класса, которая является связующим звеном между семьей, школой, общественностью и учащимися класса. Обязанности между членами нашего родительского комитета распределяются в зависимости от их склонностей и желания. Родители не только принимают активное участие в подготовке и проведении праздников, экскурсий и других мероприятий, являясь основными помощниками учителя, но и оказывают большую помощь в работе с трудными семьями, в формировании у родителей ответственности за воспитание своих детей.
Членам родительского комитета, я считаю, стоит знать и о трудностях воспитания детей в некоторых семьях, подсказать учителю, чтобы тактично и своевременно вмешаться, помочь вовлечь ребенка в классный коллектив. По-моему, главное в работе родительского комитета – желание и умение привлечь по возможности как можно больше родителей класса к выполнению намеченных дел, помогающих создать в классе тот микроклимат, в котором все будут учиться с удовольствием, и жить дружно, весело, увлеченно.
( слайд 9) В своей работе я опираюсь на следующие документы:
- Закон Российской Федерации “Об образовании”.
- Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Стандарты второго поколения).
- Конвенция о правах ребенка, 1993 г.
- Устав муниципального казенного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы с углубленным изучением отдельных предметов пгт Красная Поляна
Я считаю, что в семье начинается формирование духовно-нравственных ценностей, а продолжается в различных сообществах и коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т.д. Но наиболее последо-вательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в школе. Ведь именно здесь сосредоточена не только интеллектуальная, но и культурная, духовная и гражданская жизнь ребенка.
Поэтому воспитательный процесс в своем классе стараюсь проводить по следующим направлениям:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
получение первоначального опыта межкультурной коммуникации с детьми и взрослыми – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни (в процессе бесед, народных игр, организации и проведения национально-культурных праздников: например праздник «Самая дружная семья», где семьи разных национальностей представляли блюда, костюмы и т.д.)
получение первоначальных представлений о нравственных взаимоотношениях в семье: «Моя семья», «Мой любимый дедушка»;
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни
узнают о профессиях своих родителей и прародителей, участвуют в организации и проведении презентаций «Труд наших родных» (экскурсии организовываются родителями);
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
усвоение в семье позитивных образцов взаимодействия с природой, (при поддержке родителей расширение опыта общения с природой, заботы о животных и растениях, участие вместе с родителями в экологической деятельности по месту жительства);
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
участие вместе с родителями в проведении выставок семейного художественного творчества, музыкальных вечеров, в экскурсионно-краеведческой деятельности, реализации культурно-досуговых программ.
Партнерство семьи и школы работает в интересах ребенка, разделяя ответственность за его образование и развитие. Родители вместе с учителем участвуют в планировании предстоящей работы, распределении сил средств, осуществляют совместный контроль и оценку результатов работы. Естественно, что в повседневной жизни возникают противоречия. Но ни одно из них стараюсь не доводить до конфликта.
(слайд 10)
Результативность данной работы проявляется в различных аспектах:
-в улучшении отношений с ребенком, во взаимопонимании;
-в улучшении результатов успеваемости учащихся;
-в оптимистическом взгляде родителей на решение семейных проблем и формировании педагогической рефлексии родителей;
-в проявлении родительской солидарности, сплоченности, активности в учебно-воспитательном процессе.
Результаты совместной деятельности отражаются в портфолио учащихся класса. Портфолио – это итог совместной работы педагогов, учащихся и родителей.
Разделы портфолио:
- «Моя семья» (фотография членов семьи, краткая информация о каждом члене семьи, девиз семьи, семейное древо).
- «Традиции семьи» (семейные увлечения, любимые праздники, любимые блюда, хобби).
- «Папа, мама, я – дружная семья» (рассказ о поездках, о конкурсах, об экскурсиях, о семейных чтениях, о том, где побывали, что увидали).
- «Страницы выходного дня» (это своего рода план путешествий, семейных выходов, мероприятий)
- «Семейная презентация» (презентация более удачного, интересного мероприятия).
«Для того чтобы воспитать хорошего человека, надо каждый день в течение 10 лет давать ему 4 урока - урок здоровья, урок любви, урок мудрости, урок труда» А когда спросили, какой урок самый важный и самый трудный, мудрец, не задумываясь, ответил: «Урок любви! Потому, что без любви никому не нужны ни здоровье, ни мудрость, ни труд! Зачем всё это человеку, если нет в его душе любви: к своему ближнему, к работе, к своему телу».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование гражданской идентичности личности учащихся в рамках социального партнёрства семьи и школы
«Семья и школа – это берег и море. На берегу, ребёнок делает первые шаги, а потом перед ним раскрывается невообразимое море знаний. И курс в этом море прокладывает школа…»(Л. Кассиль) Макаренко подчер...
Художественно-эстетическое воспитание младших школьников на основе социального партнерства семьи и школы.
Из опыта работы МБОУ «Школа № 74 с углублённым изучением отдельных предметов» по организации внеурочной деятельности школьников.Учитель начальных классов Орлова Алла Витальевна...
Партнерство семьи и школы
В презентации представлены основные формы работы с родителями и принципы работы с детьми....
Психолого-педагогическое сопровождение образовательного партнерства семьи и школы: как помочь родителям наметить пути развития первоклассника
Доклад выступления районном на методическом объединении для учителей первых классов.При поступлении ребенка в школу изменяется и отношение ребенка к миру, меняется восприятие мира, меняется отношение ...
Социальный проект "Семья и школа"
Создание условий для установления доверительных отношений между учащимися и родителями через приобщение к семейным традициям и ценностям....
Партнерство семьи и школы в использовании здоровьесберегающих технологий
Создание партнерста семьи и образовательного учреждения имеет огромное значения для эффективного использования здоровьесберегающих технологий. Этот материал описывает основные этапы создания этого пар...
Конспект родительского собрания на тему: «Партнерство семьи и школы в период адаптации первоклассника к школьной жизни»
Конспект родительского собрания на тему: «Партнерство семьи и школы в период адаптации первоклассника к школьной жизни»...