Партнерство семьи и школы в использовании здоровьесберегающих технологий
учебно-методический материал по зож (1, 2, 3, 4 класс)

Мигушова Светлана Михайловна

Создание партнерста семьи и образовательного учреждения имеет огромное значения для эффективного использования здоровьесберегающих технологий. Этот материал описывает основные этапы создания этого партнерства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение средняя образовательная школа № 182

Выступление на заседании

методического объединения  начальной школы

«Здоровье-сберегающие технологии»

подготовила               учитель начальных классов С.М. Мигушова

Санкт-Петербург

2019

Здоровье-сберегающие технологии

Родоначальником этого понятия стал Н.К.Смирнов, который дал следующее определение, здоровье-сберегающие технологии – это совокупность форм и приемов организации учебного процесса без ущерба для здоровья ребенка и педагога.

Основные принципы:

  • "Не навреди"
  • Забота о здоровье учителя и ребенка в приоритете.
  • Непрерывность: работа по сохранению и защите здоровья должна вестись постоянно, комплексно.
  • Соответствие содержания обучения возрасту.
  • Успех порождает успех: нейтрализация всего негативного и акцентирование положительных факторов.
  • Ответственность: учитель должен стремиться воспитать у ребенка ответственность за свое здоровье.

Здоровье-сберегающая деятельность образовательного учреждения оценивается по следующим критериям:

  1. Наличие системной деятельности в ОУ по сохранению и укреплению здоровья и формированию ЗОЖ обучающихся:

Программа здоровья, служба здоровья, мониторинг здоровья в школе, взаимодействие м другими образовательными организациями, полицией, пожарными.

  1. Здоровье созидающий характер  образовательного процесса:

Профессиональная подготовка педагогического коллектива (курсы, самообразование, переподготовка); отсутствие учебных перегрузок (сокращение урока, дополнительные каникулы, динамические паузы); использование здоровье созидающих, сохраняющих, формирующих технологий (позитивный психологический климат в детском коллективе); применение психолого-педагогических принципов для снижения эмоционального напряжения на уроках (экхаменах); оптимальный стиль общения на уроках; реализация индивидуального подхода к обучающимся.

  1. Формирование здоровья созидающего пространства:

Стадион, детская площадка, использование растений в оформлении помещений, вариативное использование мебели, использование рекреации для организации двигательного режима; мониторинг температуры, влажности, освещенности в помещении; контроль за весом портфелей учащихся; контроль за соответствием сменной обуви.

  1. Деятельность, повышающая уровень культурного здоровья участников образовательного процесса:

 Уроки и занятия по культуре здоровья, проектно-исследовательская деятельность, внеклассная работа; проведение массовых мероприятий (спартакиады, конкурсы, тур.слеты, художественная деятельность); оформление образовательного пространства наглядной агитацией; совместно детско-родительские мероприятия, проведение мероприятий для родителей (лекции, беседы, консультации); проведение мероприятий для педагогического коллектива для оздоровления, повышения культуры здоровья, тематические лекции сезонного характера.

  1. Физическо-воспитательная двигательная активность обучающихся:

Уроки физкультуры, дыхательная, артикуляционная, для глаз гимнастика, дни здоровья, динамические паузы, организация образовательного процесса совместно с другими организациями.

  1. Результативность деятельности ОО по сохранению здоровья. Мониторинг учащихся- здоровый ребенок, здоровый учитель, оценки динамики, соревнования, конкурсы, удовлетворенность педагогов, родителей, учащихся ОО.

Классификация здоровье-сберегающих технологий

  • Технологии, которые обеспечивают гигиенически оптимальные условия для обучения.
  • Технологии обучения здоровому образу жизни.
  • Психолого-педагогические технологии, используемые учителями в урочной и внеурочной деятельности. Имеется в виду влияние учителя на учеников на каждом этапе урока и во время внешкольных занятий.
  • Коррекционные технологии.

Некоторые приемы, направленные на создание и сохранение здоровья ребенка:

  • Физкультминутка — динамическая пауза во время интеллектуальных занятий. Проводится по мере утомляемости детей. Это может быть дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз, легкие физические упражнения. Время — 2-3 минуты.
  • Пальчиковая гимнастика — применяется на уроках, где ученик много пишет. Это недолгая разминка пальцев и кистей рук.
  • Гимнастика для глаз. Проводится в ходе интеллектуальных занятий. Время — 2-3 минуты.
  • Смена видов деятельности — это целесообразное чередование различных видов деятельности на уроке (устная работа, письменная, игровые моменты и пр.). Проводится с целью предупреждения быстрой утомляемости и повышения интереса учащихся.
  • Артикуляционная гимнастика. К ней можно отнести работу по развитию речи, считалки, ритмические стихи, устные пересказы, хоровые повторения, которые используются на уроках не только для умственного, психологического и эстетического развития, но и для снятия эмоционального напряжения.
  • Игры. Они призваны решать не только учебные задачи. Вместе с этим они развивают творческое мышление, снимают напряжение и повышают заинтересованность учащихся к процессу познания.
  • Релаксация — проводится во время интеллектуальных занятий для снятия напряжения или подготовки детей к восприятию большого блока новой информации. Это может быть прослушивание спокойной музыки, звуков природы, мини-аутотренинг.
  • Технологии эстетической направленности. Сюда относятся походы в музеи, посещение выставок, работа в кружках, то есть все мероприятия, развивающие эстетический вкус ребенка.
  • Оформление кабинета. Санитарно-гигиеническое состояние помещения, в котором проходят занятия, также относят к здоровьесберегающим технологиям. При этом учитываются не только чистота, но и температура, свежесть воздуха, наличие достаточного освещения, отсутствие звуковых и прочих раздражителей.
  • Позы учащихся. Осанка формируется у человека только к 15-17-летнему возрасту. А неправильные позы, которые принимает ребенок во время уроков, могут привести не только к нарушению осанки, но и быстрой утомляемости, нерациональному расходованию энергии и даже заболеваниям.
  • Использование доброжелательного климата на уроке. Сюда относят не только методы и приемы, повышающие мотивацию, но и приемы, которые учат работе в команде, внимательности, улучшают микроклимат в коллективе, способствуют личностному росту и самоуважению.
  •  Эмоциональные разрядки — это мини-игры, шутки, минутки юмора, занимательные моменты, в общем, все, что помогает снять напряжение при больших эмоциональных и интеллектуальных нагрузках.
  • Беседы о здоровье. Помимо обязательных курсов ОБЖ и физкультуры, нужно стремиться к тому, чтобы на уроках в той или иной форме затрагивались вопросы, касающиеся здоровья и привлекающие к здоровому образу жизни. Удобнее всего делать это в практической части уроков, намеренно моделируя ситуации, связанные со здоровьем, безопасностью. Например, на уроках русского языка можно выбирать тексты, связанные со здоровым образом жизни для упражнений и диктантов.
  • Стиль общения учителя с учениками. Современные нормы требуют от учителя демократичности и тактичности. Самое важное — обеспечить ученику душевный комфорт и чувство защищенности, которые позволят учиться с удовольствием, а не по принуждению.
  • Работа с родителями. Непрерывность действия ЗОТ невозможно проследить без участия родителей. Именно они отвечают за соблюдение режима дня, режима питания, следят за физическим здоровьем ребенка. Беседы на классных часах, выступления медицинских работников на родительских собраниях— это тоже относится к здоровье-сберегающим технологиям.

Риски при формировании здорового образа жизни ребенка

В современном мире, формируя здоровье ребенка, важно учитывать риски, с которыми ребенок может встречаться. К ним относятся: алкоголь, курение, наркотики, а также опасности, которые подстерегают ребенка в интернете, а именно педофилы, суицидальные группы, игры. Для борьбы с последствиями этих взаимодействий а также для профилактики и разъяснения опасности данных рисков создан проект «Молодежная безопасность». Информацию об этом проекте можно получить по адресам  vk.com/helpersaver  www.molbez.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект педагогического эксперимента по освоению и внедрению современных образовательных технологий на уроках в начальной школе "Использование здоровьесберегающих технологий на уроках в начальной школе »

Российская школа в ходе своего реформирования провозгласила идеи гуманизма приоритетными. В период младшего школьного возраста у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа ...

Социальное партнерство семьи и школы.

Материал по обобщению опыта  работы  с родителями с учащимися класса....

Взаимодействие семьи и школы по внедрению здоровьесберегающих технологий в коррекционных классах.

В статье рассказывается о внедрении здоровьесберегающих технологий в работе с детьми коррекционных начальных классов (VII вида).  Здоровьесберегающие технологии в образовании — это организация уч...

Художественно-эстетическое воспитание младших школьников на основе социального партнерства семьи и школы.

Из опыта работы МБОУ «Школа № 74 с углублённым изучением отдельных предметов» по организации внеурочной деятельности школьников.Учитель начальных классов Орлова Алла Витальевна...

Партнерство семьи и школы

В презентации представлены основные формы работы с родителями и принципы работы с детьми....

Психолого-педагогическое сопровождение образовательного партнерства семьи и школы: как помочь родителям наметить пути развития первоклассника

Доклад выступления районном на методическом объединении для учителей первых классов.При поступлении ребенка в школу изменяется и отношение ребенка к миру, меняется восприятие мира, меняется отношение ...

мастер - класс «Повышение эффективности учебной деятельности обучающихся начальной школы через использование здоровьесберегающих технологий на уроках»

В данном мастер-классе содержится материал, который может использовать учитель начальных классов на любом этапе любого урока....