Планирование внеурочной деятельности 3 класс "Здоровый образ жизни"
рабочая программа (3 класс) на тему
Планирование внеурочной деятельности по теме: "Здоровый образ жизни" включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Планирование внеурочной деятельности "Здоровый образ жизни" 3 класс | 37.86 КБ |
Планирование работы кружка "Юные умники и умницы" 3 класс | 127.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа является модифицированной, в основе её положена «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья»
Л. А.Обуховой , Н. А.Лемяскиной для 1-4 классов.
Актуальность и новизна программы.
Многочисленные исследования последних лет показывают, что около 25-30% детей, приходящих в 1-е классы, имеют те или иные отклонения в состоянии здоровья.
За период обучения в школе число здоровых детей уменьшается в 4 раза, число близоруких детей увеличивается с 1 класса к выпускным с 3,9 до 12,3%, с нервно-психическими расстройствами — с 5,6 до 16,4%, нарушениями осанки — с 1,9 до 16,8%.
Наметившаяся во всем мире тенденция новых подходов в вопросах формирования здоровья способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ по валеологии («валео» — быть здоровым, «логос» — наука), начиная с дошкольного и младшего школьного возраста, поскольку именно в этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни.
Программа по валеологии ориентирована на формирование у ребёнка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Цель данной программы.
Данная программа имеет своей целью раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению учащихся).
Задачи
Образовательные:
- обучение детей профилактическим методикам — оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж;
- обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
- привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.).
Воспитательные:
- желание быть здоровым душой и телом;
- стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
- приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.
Развивающие:
- самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей побуждают их к творческому отношению при выполнении заданий;
- обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;
- формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Отличительные особенности данной программы.
Методика работы с детьми строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.
Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.
Уроки по валеологии носят творческий характер. С детьми проводятся занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д.
В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнений, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — ученики 1 – 4 классов от 7 до 11 лет.
Форма и режим занятий:
Форма обучения
по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;
по месту проведения: школьная (в классе, в библиотеке, в столовой, в медицинском кабинете), внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).
Режим занятий – 2 часа в неделю 68 часов в год.
- К концу 3 года обучения
Должны знать: о причинах и признаках болезней, что такое адаптация и как организм помогает себе сам, понимать значение выражения «здоровый образ жизни», какие врачи помогают сохранить нам здоровье, что такое инфекционные болезни и для чего делают прививки от болезней, понимать для чего нужны лекарства, признаки лекарственных и пищевых отравлений; правила поведения, если солнечно и жарко и если на улице дождь и гроза; правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте; правила безопасного поведения на воде; правила обращения с огнём; знать, чем опасен электрический ток; как уберечься от порезов, ушибов, переломов; как защититься от насекомых; правила обращения с животными; признаки отравлений жидкостями, пищей парами, газом; признаки перегревания и теплового удара; какие бывают травмы; правила поведения, если в глаз, ухо, нос или горло попал посторонний предмет; признаки укуса змеи; о неизлечимых болезнях века. как воспитывать уверенность и бесстрашие; что значит совершать доброе дело; что такое ложь; почему дети и родители не всегда понимают друг друга; как воспитать в себе сдержанность; как отучить себя от вредных привычек; как относиться к подаркам; как следует относиться к наказаниями; как нужно одеваться; как вести себя с незнакомыми людьми; как вести себя, когда что-то болит; как вести себя за столом; правила поведения за столом; как вести себя в гостях; как вести себя в общественных местах; правила вежливого общения; что делать, если не хочется в школу; чем заняться после школы; что такое дружба и кто может считаться настоящим другом; как можно помочь родителям; как можно помочь больным и беспомощным.
Должны уметь: заботиться о своём здоровье, составлять и выполнять режим дня, вести здоровый образ жизни, выполнять рекомендации врача во время болезни, своевременно делать прививки, следить за содержанием домашней аптечки, оказать себе первую помощь при лекарственных и пищевых отравлениях, при солнечных ожогах, если промокли под дождём; соблюдать правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте, на воде, при пожаре в доме, оказать первую помощь пострадавшему от электрического тока; оказать первую помощь при порезах, ушибах, переломах; оказать первую помощь при укусах насекомых; оказать себе первую помощь, если укусила собака; помочь себе при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом; помочь себе при тепловом ударе, при ожогах и обморожении; оказать первую помощь при травмах; оказать первую помощь при укусе змеи; заниматься самовоспитанием; общаться без напряжения и страха; думать о своих поступках; избегать при общении лжи; стараться понимать своих родителей; уметь сдерживать себя в необходимой ситуации; стремиться избавиться от вредных привычек; уметь принимать и дарить подарки; оценивать свои поступки, за которые получили наказание; одеваться по ситуации; быть ответственным за своё поведение; помочь себе при сильной боли; уметь сервировать стол; соблюдать гостевой этикет; соблюдать правила поведения в транспорте и на улице, в театре, кино, школе; уметь разговаривать по телефону; уметь помочь себе справиться с ленью; уметь организовать свой досуг; выбрать друзей; уметь оказать посильную помощь родителям; помочь больным и беспомощным.
Способ проверки: наблюдение непосредственное и целенаправленное за поведением детей в школе на уроках, переменах, уроках физкультуры, во время экскурсий, походов, беседы с детьми и их родителями о соблюдении вне школы навыков ЗОЖ,
создание ситуации эксперимента, опрос на занятиях после пройденной темы, театрализованное действие «Огонёк здоровья», «Путешествие в страну здоровья» с конкурсами на лучшее знание правил здорового образа жизни и умения их выполнять, урок - соревнование «Культура здорового образа жизни»; тестирование в конце года «Оцени себя сам».
3 класс
(2 ч/нед., 68 ч/год)
№ п/п | Содержание темы | Количество часов | ||
Всего | Теоретические | Практические | ||
1 | Почему мы болеем | 3 | 1 | 2 |
2 | Кто и как предохраняет нас от болезней | 2 | 1 | 2 |
3 | Кто нас лечит | 1 |
| 1 |
4 | Прививки от болезней | 2 | 1 | 1 |
5 | Что нужно знать о лекарствах | 2 | 1 | 1 |
6 | Как избежать отравлений | 2 | 1 | 1 |
7 | Безопасность при любой погоде | 2 | 1 | 1 |
8 | Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте | 2 | 1 | 1 |
9 | Правила безопасного поведения на воде | 1 | 1 | |
10 | Правила общения с огнем | 1 | 1 | |
11 | Как уберечься от поражения электрическим током | 1 |
| 1 |
12 | Как уберечься от порезов, ушибов, переломов | 1 | 1 | 1 |
13 | Как защититься от насекомых | 1 |
| 1 |
14 | Предосторожности при обращении с животными | 1 |
| 1 |
15 | Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом | 2 | 1 | 1 |
16 | Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении | 2 | 1 | 1 |
17 | Первая помощь при травмах | 3 | 1 | 2 |
18 | Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос | 1 | 1 | |
19 | Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек | 1 | 1 | |
20 | Как помочь больным и беспомощным | 3 | 1 | 2 |
21 | Что такое ответственность | 2 | 1 | 1 |
22 | Как вести себя в общественных местах | 2 | 1 | 1 |
23 | Как вести себя в опасных ситуациях | 2 | 1 | 1 |
24 | Что такое стихийные бедствия | 2 | 1 | 1 |
25 | Как вести себя в чрезвычайных ситуациях | 2 | 1 | 1 |
26 | Что такое дом, семья | 2 | 1 | 1 |
27 | Как следует относиться к труду | 2 | 1 | 1 |
28 | Как помочь родителям | 4 | 2 | 2 |
29 | Как сохранить здоровье | 7 | 3 | 4 |
30 | Как пища влияет на наше здоровье | 6 | 3 | 3 |
31 | Повторение | 2 | 1 | 1 |
Тематическое планирование занятий
3 класс
Программная тема | № урока | Тема урока | Коли чество часов | Дата по плану | Дата по факту |
Тема 1. Почему мы болеем | 1 | Причина болезни | 1 | 3.09 | |
2 | Признаки болезни | 1 | 6.09 | ||
3 | Как здоровье? | 1 | 10.09 | ||
Тема 2. Кто и как предохраняет нас от болезней | 4 | Как организм помогает себе сам? | 1 | 13.09 | |
5 | Здоровый образ жизни | 1 | 17.09 | ||
Тема 3. Кто нас лечит | 6 | Какие врачи нас лечат | 1 | 20.09 | |
Тема 4. Прививки от болезней | 7 | Инфекционные болезни | 1 | 24.09 | |
8 | Прививки от болезней | 1 | 27.09 | ||
Тема 5. Что нужно знать о лекарствах | 9 | Какие лекарства мы выбираем | 1 | 1.10 | |
10 | Домашняя аптечка | 1 | 4.10 | ||
Тема 6. Как избежать отравлений | 11 | Отравление лекарствами | 1 | 8.10 | |
12 | Пищевые отравления | 1 | 11.10 | ||
Тема 7. Безопасность при любой погоде | 13 | Если солнечно и жарко | 1 | 15.10 | |
14 | Если на улице дождь и гроза | 1 | 18.10 | ||
Тема 8. Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте | 15 | Опасность в нашем доме | 1 | 22.10 | |
16 | Как вести себя на улице | 1 | 25.10 | ||
Тема 9. Правила безопасного поведения на воде | 17 | Вода - наш друг | 1 | 29.10 | |
Тема 10. Правила общения с огнем | 18 | Чтобы огонь не причинил вреда | 1 | 1.11 | |
Тема 11. Как уберечься от поражения электрическим током | 19 | Чем опасен электрический ток? | 1 | 12.11 | |
Тема 12. Как уберечься от порезов, ушибов, переломов | 20 | Травма | 1 | 15.11 | |
Тема 13. Как защититься от насекомых | 21 | Укусы насекомых | 1 | 19.11 | |
Тема 14. Предосторожности при обращении с животными | 22 | Что мы знаем про собак и кошек | 1 | 22.11 | |
Тема 15. Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом | 23 | Отравление ядовитыми веществами | 1 | 26.11 | |
24 | Отравление угарным газом | 1 | 29.11 | ||
Тема 16. Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении | 25 | Как помочь себе при тепловом ударе | 1 | 3.12 | |
26 | Как уберечься от мороза | 1 | 6.12 | ||
Тема 17. Первая помощь при травмах | 27 | Растяжение связок и вывих костей | 1 | 10.12 | |
28 | Переломы | 1 | 13.12 | ||
29 | Если ты ушибся или порезался | 1 | 17.12 | ||
Тема 18. Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос | 30 | Если в глаз, ухо, нос или горло попало постороннее тело | 1 | 20.12 | |
Тема 19. Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек | 31 | Укус змеи | 1 | 24.12 | |
Тема 20. Как помочь больным и беспомощным | 32 | Расти здоровым | 1 | 27.12 | |
33, 34 | Проявление милосердия и терпимости | 2 | 14.01, 17.01 |
Тема 21. Что такое ответственность | 35, 36 | Ответственность за жестокое поведение | 2 | 21.01 24.01 | |
Тема 22. Как вести себя в общественных местах | 37, 38 | Правила поведения в школе и на улице | 2 | 28.01, 31.01 | |
Тема 23. Как вести себя в опасных ситуациях | 40, 41 | 0пасные ситуации. Как не стать жертвой преступления. | 2 | 4.02, 7.02 | |
Тема 24. Что такое стихийные бедствия | 42, 43 | Стихийные бедствия | 2 | 11.02, 14.02 | |
Тема 25. Как вести себя в чрезвычайных ситуациях | 44, 45 | Правила поведения в чрезвычайных ситуациях | 2 | 18.02, 21.02 | |
Тема 26. Что такое дом, семья | 46, 47 | Что такое семья? Всем нужен дом! | 2 | 25.02, 28.02 | |
Тема 27. Как следует относиться к труду | 48, 49 | Что такое труд? Трудом славен человек! | 2 | 4.03, 7.03 | |
Тема 28. Как помочь родителям
| 50, 51 | Труд в моей семье. Кем я хочу стать? | 2 | 11.03, 14.03 | |
52, 53 | Что я больше всего люблю делать. Мужские и женские обязанности. | 2 | 18.03, 21.03 | ||
Тема 29. Как сохранить здоровье
| 54, 55 | Секреты сохранения здоровья. Здоровье и благополучие. | 2 | 1.04, 4.04 | |
56, 57 | Полезные и вредные привычки | 2 | 8.04, 11.04 | ||
58, 59 | Вред применения наркотиков, алкоголя, табака, токсических веществ | 2 | 15.04, 18.04 | ||
60 | Режим дня в жизни школьника | 1 | 22.04 | ||
Тема 30. Как пища влияет на наше здоровье
| 61, 62, 63, 64 | Что мы едим, пьём, чем лакомимся | 4 | 25.04, 29.04, 6.05, 13.05 | |
65, 66 | Золотые правила питания | 2 | 16.05, 20.05 | ||
Тема 31. Повторение | 67 | «Витаминка и её друзья» - игровая программа. | 1 | 23.05 | |
68 | Путешествие в страну здоровья | 1 | 27.05 |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
кружка «Юным умникам и умницам»
3 класс
2 часа в неделю (всего 68 часов)
Пояснительная записка
Рабочая программа к курсу «Умники и умницы» составлена на основе программы развития познавательных способностей учащихся «Юным умникам и умницам» с использованием методического пособия О. Холодовой «Юным умникам и умницам». – Москва: РОСТ, 2009 г.
Программа данного курса представляет систему интеллектуально-развивающих занятий для учащихся начальных классов и рассчитана на три года обучения. Во втором классе 64 часа (2 часа в неделю).
Цель данного курса: развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий.
Основные задачи курса:
- развитие мышления в процессе формирования основных приемов мыслительной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;
- развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;
- развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключения, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- формирование навыков творческого мышления и развитие умения решать нестандартные задачи;
- развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;
- формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
- формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.
Таким образом, принципиальной задачей предлагаемого курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.
В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.
Систематический курс, построенный на таком разнообразном неучебном материале, создает благоприятные возможности для развития важных сторон личности ребенка.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное решение детьми поисковых задач. Благодаря этому у детей формируются умения самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях.
На каждом занятии проводится коллективное обсуждение решения задачи определенного вида. На этом этапе у детей формируется такое важное качество, как осознание собственных действий, самоконтроль, возможность дать отчет в выполняемых шагах при решении задач любой трудности.
На каждом занятии после самостоятельной работы проводится коллективная проверка решения задач. Такой формой работы создаются условия для нормализации самооценки у всех детей, а именно: повышения самооценки у детей, у которых хорошо развиты мыслительные процессы, но учебный материал усваивается в классе плохо за счет отсутствия, например, внимания. У других детей может происходить снижение самооценки, потому что их учебные успехи продиктованы, в основном, прилежанием и старательностью,
В курсе используются задачи разной сложности, поэтому слабые дети, участвуя в занятиях, могут почувствовать уверенность в своих силах (для таких учащихся подбираются задачи, которые они могут решать успешно).
Ребенок на этих занятиях сам оценивает свои успехи. Это создает особый положительный эмоциональный фон: раскованность, интерес, желание научиться выполнять предлагаемые задания.
В системе заданий реализован принцип «спирали», то есть возвращение к одному и тому же заданию, но на более высоком уровне трудности. Задачи по каждой из тем могут быть включены в любые занятия другой темы в качестве закрепления. Изучаемые темы повторяются в следующем учебном году, но даются с усложнением материала и решаемых задач.
Занятия построены таким образом, что один вид деятельности сменяется другим. Это позволяет сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной благодаря частым переключениям с одного вида мыслительной деятельности на другой.
Для проведения занятий для каждого класса (со 2-го по 4-й) разработан учебно-методический комплект, состоящий из следующих учебных пособий:
а) двух рабочих тетрадей для учащихся на печатной основе;
б) методического руководства для учителя, в котором излагается один из возможных вариантов работы с заданиями, помещенными в тетрадях.
В предлагаемом пособии создана система учебных заданий и задач, направленных на развитие познавательных процессов у младших школьников с целью усиления их математического развития, включающего в себя умение наблюдать, сравнивать, обобщать, находить закономерности, строя простейшие предположения; проверять их, делать выводы, иллюстрировать их примерами. В рабочие тетради включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у младших школьников. Часть заданий отобрана из учебной и педагогической литературы отечественных и зарубежных, авторов и переработана с учетом возрастных особенностей и возможностей детей 7-10 лет, часть - составлена автором пособия.
Остановимся подробнее на заданиях, включенных в рабочие тетради. В процессе выполнения каждого из них происходит развитие почти всех познавательных процессов, но каждый раз акцент делается на каком-то одном из них. Учитывая это, все задания условно можно разбить на несколько групп:
- задания на развитие внимания;
- задания на развитие памяти;
- задания на совершенствование воображения;
- задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения.
Выполнение заданий подобного типа способствует формированию таких жизненно важных умений, как умение целенаправленно сосредотачиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух - трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В рабочие тетради включены упражнения на развитие и совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате таких занятий учащиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные учебные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале, включающем задания геометрического характера;
- дорисовывание несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих ничего конкретного, до какого-либо изображения;
- выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
- вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
- выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
- выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка;
- деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких частей, выбираемых из множества данных;
- складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур.
Совершенствованию воображения способствует работа с изографами (слова записаны буквами, расположение которых напоминает изображение того предмета, о котором идет речь) и числограммы (предмет изображен с помощью чисел).
Задания, развивающие мышление
Приоритетным направлением обучения в начальной школе является развитие мышления. С этой целью в рабочих тетрадях приведены задания, которые позволяют на доступном детям материале и на их жизненном опыте строить правильные суждения и проводить доказательства без предварительного теоретического освоения самих законов и правил логики. В процессе выполнения таких упражнений дети учатся сравнивать различные объекты, выполнять простые виды анализа и синтеза, устанавливать связи между понятиями, учатся комбинировать и планировать. Предлагаются задания, направленные на формирование умений работать с алгоритмическими предписаниями (шаговое выполнение задания).
Познавательный аспект
Формирование и развитие различных видов памяти, внимания, воображения.
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.
Развивающий аспект
Развитие речи.
Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.
Развитие сенсорной сферы.
Развитие двигательной сферы.
Воспитывающий аспект
Воспитание системы нравственных межличностных отношений (формировать «Я-концепцию»).
Основные принципы распределения материала:
1) системность: задания располагаются в определенном порядке;
2) принцип «спирали»: через каждые 7 занятий задания повторяются;
3)принцип «от простого - к сложному»: задания постепенно усложняются;
4) увеличение объема материала;
5) наращивание темпа выполнения заданий;
6) смена разных видов деятельности.
Таким образом, достигается основная цель обучения - расширение зоны ближайшего развития ребенка и последовательный перевод ее в непосредственный актив, то есть в зону актуального развития.
Формы контроля:
- тестирование;
- практические работы;
- творческие работы учащихся.
Содержание занятий - 3 класс (64 занятия)
Материал каждого занятия рассчитан на 45 минут. Модель занятия
в 3 классе такова:
«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-3 минуты)
Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.
РАЗМИНКА (4 минуты)
Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного
положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.
ТРЕНИРОВКА И РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ МЕХАНИЗМОВ, ЛЕЖАЩИХ В ОСНОВЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ, ПАМЯТИ, ВНИМАНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ, МЫШЛЕНИЯ (15минут)
Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят, разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия к занятию.
ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-7 минут)
Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.
ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)
На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.
После изучения курса учащиеся должны уметь:
- воспринимать и осмысливать полученную информацию, владеть способами обработки данной информации;
- определять учебную задачу;
- ясно и последовательно излагать свои мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения;
- владеть своим вниманием;
- сознательно управлять своей памятью и регулировать ее проявления, владеть рациональными приемами запоминания;
- владеть навыками поисковой и исследовательской деятельности;
- использовать основные приемы мыслительной деятельности:
- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;
- выделять существенные признаки предметов;
- сравнивать между собой предметы, явления;
- обобщать, делать несложные выводы;
- классифицировать предметы, явления;
- определять последовательность событий;
- судить о противоположных явлениях;
- давать определения тем или иным понятиям;
- определять отношения между предметами типа «род - вид»;
- выявлять функциональные отношения между понятиями;
- выявлять закономерности и проводить аналогии.
- самостоятельно мыслить и творчески работать;
- владеть нормами нравственных межличностных отношений.
Учебно-тематический план
№ | Тема | Количество часов |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок) | 1 | |
Развитие концентрации внимания. Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 10 | |
Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 10 | |
Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления. Графический диктант | 10 | |
Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 10 | |
Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу. | 8 | |
Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант | 10 | |
Тренировка внимания. Развитие мышления. Графический диктант | 4 | |
Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года. | 1 | |
64 |
Учебно-тематический план 3 класс.
№ п/п | Кол-во часов | Тема | Краткое содержание |
1, 2 | 2 | Диагностика уровня развития познавательных процессов у третьеклассников. | |
3 - 6 | 4 | Логические задачи на развитие способности рассуждать. | Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Запомни и нарисуй. Составь новые слова. Логические задачи. |
7 - 9 | 3 | Тренировка внимания. | Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Игры на внимание. |
10 - 12 | 3 | Мозговая гимнастика. | Тренировка слуховой памяти. Прочитай слова, правильно поставь ударение. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
13, 14 | 2 | «Шапка для размышлений». | Знакомство с разными геометрическими фигурами. Игра «Внимание». Игра «Найди фигуру». |
15 - 18 | 4 | Поиск закономерностей. | Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Игра «Так же, как…..» Найди буквенную (числовую) Закономерность. Логические задачи. |
19 | 1 | Работа со спичками. | Игра «Художник», знакомство с изографами, вычерчивание фигур, развитие пространственного воображения работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию) |
20, 21 | 2 | «Это интересно!» | Повторение алфавита, игра «Шифровальщик», составляем новые слова, решение логических задач. |
22 | 1 | Игра «Умники и умницы». | Кто быстро и правильно ответит на вопросы. |
23 - 26 | 4 | Логические задачи. | Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Тренировка внимания. Составляем новые слова. |
27, 28 | 2 | «Закодированное слово». | Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Произнеси слово задом наперёд. Отгадайте слово по первым буквам слов. |
29, 30 | 2 | Игра «Найди фигуру». | Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Тренировка зрительной памяти. Игра «Угадай число». Ответь на вопросы по словам на доске. |
31 - 34 | 4 | Поиск закономерностей. | Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Игра «Внимание». Как получилось слово? |
35 | 1 | Игра «Фантазёр». | Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Игра «На что похоже?» |
36, 37 | 2 | Разгадывание ребусов. | Знакомство с ребусами, разгадывание ребусов. |
38 | 1 | «Весёлые вопросы». | Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Кто больше составит вопросов. Нарисуй вид сверху. Логические задачи. |
39 | 1 | Игра «Умники и умницы». | Уровень кругозора. |
40 | 1 | Игра «Внимание». | Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Тренировка слуховой памяти. Игра в слова. |
41 - 44 | 4 | Измени свойство. | Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Тренировка зрительной памяти. Найди 10 отличий. Игра «Измени свойство». |
45 | 1 | Игра «Так же, как…» | |
46, 47 | 2 | Работа с изографами | Повторить что такое изограф. Разгадывание изографов. |
48, 49 | 2 | Математический марафон. | Решение логических задач, решение числовых выражений, отгадывание чисел. |
50 | 1 | Вопросы – загадки | Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. |
51 | 1 | Игра «Выполни просьбы букв». | Знакомство с разными геометрическими фигурами. Игра «Внимание». Игра «Найди фигуру». Составь слова из одного большого слова. |
52 - 54 | 3 | Поиск закономерностей. | Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Игра «Внимание». Как получилось слово. |
55 | 1 | Игра «Умники и умницы». | Уровень кругозора. |
56 - 59 | 4 | Логические задачи. | Мозговая гимнастика. Ответь быстро на вопросы. Тренировка внимания. Составляем новые слова. |
60 | 1 | Посмотри и дополни | |
61 | 1 | Что? Где? КОГДА? | Интеллектуальная игра (знакомство) |
62, 63 | 2 | Работа со спичками. | Игра «Художник», вычерчивание фигур, развитие пространственного воображения работа со спичками (строим дом, поверните его в другую сторону, выкладывание фигур из спичек по желанию) |
64 | 1 | Литературная викторина. | Угадай героев сказок, рассказов, повестей. |
65 | 1 | Игра «Лабиринт». | Тренировка слуховой памяти. |
66 | 1 | Игра «Самый умный». | См. приложение |
67, 68 | 2 | Диагностика уровня развития познавательных процессов в конце года. | |
ВСЕГО | 68 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...
Внеурочная деятельность "Здоровый образ жизни"
Внеурочная деятельность «Здоровый образ жизни»Цель: привитие навыков здорового образа жизни.Задачи:1. Развивать у детей потребность в здоровом образе жизни.2. Закрепить и систематизировать знания дете...
Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А начального общего образования по внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» для 1 - 4 классов
Рабочая программа «Здорового образа жизни» составлена в соответствии с ФГОС, на основе авторской программы «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» Л. А.Обуховой ,...
Внеурочная деятельность "Здоровый образ жизни"
Здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 7до 17 лет этой средой является школа....
Планирование внеурочной деятельности "Образ и мысль".
Планирование внеурочной деятельности предназначено для учителей начальной школы...
Календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности "Здоровый образ жизни"
Данное КТП содержит пояснительную записку и календарный план работы для 2 класса....