Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А начального общего образования по внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» для 1 - 4 классов
рабочая программа (4 класс) на тему
Рабочая программа «Здорового образа жизни» составлена в соответствии с ФГОС, на основе авторской программы «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» Л. А.Обуховой , Н. А. Лемяскиной для 1-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zozh.doc | 200 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Новоусманский лицей»
Новоусманского муниципального района Воронежской области
«Рассмотрено» на заседании МО учителей начальных классов протокол №1 от «25»08 2016г. ____________________ (подпись руководителя МО) | «Согласовано» и «Принято» на заседании педсовета протокол №1 от «29» 08 2016г. | «Утверждаю» директор МБОУ «Новоусманский лицей» _________Орловцева Г.И. приказ № 257 от «1» 09 2016г. |
Р А Б О Ч А Я П Р О Г Р А М М А
начального общего образования
по внеурочной деятельности
«Здоровый образ жизни»
для 1 - 4 классов
Разработали:
Шеменева Т.И.
2016 г
Пояснительная записка
Рабочая программа «Здорового образа жизни» составлена в соответствии с ФГОС, на основе авторской программы «Школа докторов Природы или 135 уроков здоровья» Л. А.Обуховой , Н. А. Лемяскиной для 1-4 классов.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
- Закон Российской Федерации «Об образовании»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
- СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002) раздел 2.9.;
- Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
- Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
- О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
- Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.)..
Актуальность: «Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни» обеспечит обучающимся:
- пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье, относиться к своему здоровью как к ценности;
- формирование установки на использование здорового питания;
- использование оптимальных двигательных режимов для детей с учетом из возрастных, психологических и иных особенностей, развитие потребности в занятиях физической культурой и спортом;
- применение рекомендуемого врачами режима дня;
- формирование знания негативных факторов риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, курение, алкоголь, наркотики и другие психоактивные вещества, инфекционные заболевания);
- установление навыков противостояния вовлечению в табакокурение, употребление алкоголя, наркотических и сильнодействующих веществ;
формирование потребности ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья, развитие готовности самостоятельно поддерживать свое здоровье на основе использования навыков личной гигиены.»
Цель курса: раскрыть детям основы здорового образа жизни, позволяющие эффективно решать одну из самых актуальнейших задач современного образования — формирование здорового образа жизни младших школьников (обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни (ЗОЖ), содействие оздоровлению учащихся).
Задачи
Образовательные:
- обучение детей профилактическим методикам — оздоровительная гимнастика, пальцевая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости, самомассаж;
- обучение детей простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах;
- привитие детям элементарных гигиенических навыков (мытьё рук, использование носового платка при чихании и кашле и т. д.).
Воспитательные:
- желание быть здоровым душой и телом;
- стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия;
- приобретение навыков самосовершенствования при получении знаний о том, от чего зависит наше здоровье.
Развивающие:
- самостоятельное экспериментирование и поисковая активность детей побуждают их к творческому отношению при выполнении заданий;
- обучение любви к себе, к людям, к жизни развивают гармонию с собой и с миром;
- формирование позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиенической культуре.
Роль учебного курса в достижении учащимися планируемых результатов строится в направлении личностно-ориентированного взаимодействия с ребёнком, делается акцент на самостоятельное экспериментирование и поисковую активность самих детей, побуждая их к творческому отношению при выполнении заданий. Занятия содержат познавательный материал, соответствующий возрастным особенностям детей в сочетании с практическими заданиями (тренинг, оздоровительные минутки, упражнения для глаз, для осанки, дыхательные упражнения и пр.), необходимыми для развития навыков ребенка.
Общая характеристика курса
Содержания занятий наполнены сказочными и игровыми сюжетами и персонажами.
Наряду с теоретическим материалом ученикам предлагаются практические рекомендации, игры и упражнения, тренинги. Один из разделов посвящен профилактике заболеваний у детей младшего школьного возраста и оказанию доврачебной помощи.
Уроки носят творческий характер. С детьми проводятся занятия разных видов: беседы, оздоровительные минутки, тренинги, деловые игры («Скорая помощь», «Доктора природы», «Вопросы-ответы»), комплекс упражнений, общение с природой и др.
Беседы включают вопросы гигиены, питания, закаливания, строения человека, ведения индивидуальной программы, паспорта здоровья; вопросы, связанные с факторами, укрепляющими и разрушающими здоровье, и т.д.
В одной беседе может быть затронуто одно или несколько направлений.
Оздоровительные минутки включают не только физические упражнений, но и «этюды для души» (например: «Сотвори солнце в себе»). Оздоровительные паузы комбинируются, включая физические упражнения для осанки и несколько упражнений для глаз, рук или стоп и т.д. Задача оздоровительных пауз — дать знания, выработать умения и навыки, необходимые каждому ребёнку для укрепления позвоночника, стоп, рук, для красивой осанки, снятия усталости, обретения спокойствия и равновесия и т.д.
Описание места учебного курса в учебном плане
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, — ученики 1-4 классов от 7 до 11 лет.
Сроки реализации программы — 4 года.
Общее количество учебных часов, на которое рассчитана учебная программа
Название блоков | Задачи | Формы мероприятий |
1-й год – «Как я устроен?» ( 66 ч.) | 1. Найти ответ на вопрос «Как устроен человек?». 2. Дать учащимся представление о внутреннем строении глаза, уха, зуба, кожи, волоса. 3. Прививать навыки личной гигиены. 4. Проводить профилактику отравлений пищей и грибами. | Игра, экскурсия, микроисследование (строение волоса, кожи). Здоровье сберегающие технологии Обобщение изученного проводится в форме праздника «Если хочешь быть здоров ! ». |
2-й год – «Как себе не навредить?» (68 ч.) | 1. Формировать навыки бережного отношения к осанке, органам чувств. 2. Формировать у учащихся стремление к здоровому образу жизни (режим дня, правила еды). 3. Формировать навыки оказания первой медицинской помощи при укусах насекомых и домашних животных, при обморожении и солнечном ударе, оказания помощи утопающему. | Подвижные игры Игра, экскурсия, микроисследование Обобщение изученного проводится в форме праздника «Путешествие в город Чистолюбинск». |
3-й год – «Умей владеть собой».(68 ч.) | 1. Формировать навыки владения собой, умения контролировать своё психическое состояние. 2. Формировать умения оказания первой медицинской помощи при переломах, травмах. 3. Формировать навыки поддержания чистоты и порядка в окружающем пространстве. 4. Развивать эстетическое отношение к внешнему облику человека. 5. Вести профилактику негативных проявлений в поведении. | Праздник, «круглый стол», «огонёк», беседа, практическое занятие (перевязка с использованием медицинской косынки, переноска больного). Обобщение изученного проводится в форме праздника «Путешествие в Страну здоровья», КВН «Культура здорового образа жизни». |
4-й год – «Я выбираю жизнь!» ( 68 ч.) | 1. Формировать навыки владения собой, умения контролировать своё психическое состояние. 2. Формировать умения оказания первой медицинской помощи при ранах, ушибах, переломах, отравлениях угарным газом, пищей. 3. Проводить профилактику вредных привычек (алкоголь, никотин). 4. Прививать навыки бережного отношения к своему здоровью при работе с компьютером. 5. Прививать вкус во внешнем облике 6. Формировать потребность ребенка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам, связанным с особенностями роста и развития, состояния здоровья | Лекции, практические занятия («Парикмахерская», оказания первой медицинской помощи при ранах, ушибах, переломах, отравлениях угарным газом). Обобщение и углубление знаний, полученных за три года обучения. Обобщение изученного проводится в форме защиты проектов «Здоровый образ жизни». |
УМК, выбранное для реализации учебной программы
1. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы. 1-4 классы. М.: ВАКО, 2016г.
2. 1. Л.А. Обухова, Н.А. Лемяскина, О.Е. Жиренко. Уроки здоровья. Рабочая тетрадь
М.: ВАКО, 2016г
Планируемые результаты изучения учебного курса «ЗОЖ»
Личностные результаты освоения обучающимися содержания программы:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметные результаты освоения обучающимися содержания программы :
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
- общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха;
- организовывать самостоятельную деятельность с учетом требований ее безопасности, сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
- планировать собственную деятельность, распределять нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- технически правильно выполнять двигательные действия из базовых видов спорта, использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметные результаты освоения обучающимися содержания программы:
- планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
- представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований, осуществлять их объективное судейство;
- бережно обращаться с инвентарем и оборудованием, соблюдать требования техники безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить занятия физической культурой с разной целевой направленностью, подбирать для них физические упражнения и выполнять их с заданной дозировкой нагрузки;
- характеризовать физическую нагрузку по показателю частоты пульса, регулировать ее напряженность во время занятий по развитию физических качеств;
- взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
- выполнять комплексы общеразвивающих, оздоровительных и корригирующих упражнений, учитывающих индивидуальные способности и особенности, состояние здоровья и режим учебной деятельности;
- выполнять технические действия из базовых видов спорта, применять их в игровой и соревновательной деятельности;
- выполнять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях;
- расширять свой двигательный опыт за счёт упражнений, ориентированных на развитие основных физических качеств, повышение функциональных возможностей основных систем организма.
Первый уровень результатов – приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями (в основном и дополнительном образовании) как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребенок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретенных социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнает о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным, что должно учитываться при организации воспитания и социализации младших школьников.
Ожидаемые результаты.
Основные результаты спортивно-оздоровительного направления учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, в которых ведущими методами будут: экспертные суждения (родителей, партнеров школы); анонимные анкеты, позволяющие анализировать (не оценивать) ценностную сферу личности; различные тестовые инструменты, созданные с учетом возраста; самооценочные суждения детей.
Оценка и коррекция развития этих и других личностных результатов образовательной деятельности обучающихся осуществляется в ходе постоянного наблюдения педагога в тесном сотрудничестве с семьей ученика
Содержание учебного курса
Самопознание. Части тела, их функциональное предназначение. Внутренние органы; предназначение. Рост и развитие человека. Периодизация развития. Здоровье и болезнь, гуманное отношение к физическим недостаткам.
Правила межличностного общения: предупредительность, представление себя, приглашение, отказ от нежелательного общения.
Дружба. Взаимовлияние людей, способы конструктивного решения конфликтных ситуаций. Поведение на улице и в общественных местах Правила поведения с незнакомыми людьми.
Родственные связи - семья. Правила семейного общения. Права ребёнка в семье. Правила групповой деятельности.
Гигиена тела. Кожа и её придатки (ногти, волосы). Функциональное предназначение. Уход за кожей, волосами и ногтями. Выбор одежды и обуви в соответствии с погодными условиями и индивидуальными особенностями.
Профилактика инфекционных заболеваний. Микромир: микробы, простейшие, грибки, вирусы. Взаимодействие человека с микромиром. «Хорошие» и «Плохие» микробы. Представление об инфекционных заболеваниях. Способы «пассивной» защиты от болезни: мытьё рук, ношение маски, одноразовые шприцы и т.д.- Представление об активной защите - иммунитете.
Бытовой и уличный травматизм. Опасные факторы современного жилища, школы игровой площадки. Ожоги. Опасность при пользовании пиротехническими средствами. Электротравма. Опасность при игре с острыми предметами. Падение с высоты. Опасность открытого окна. Катание на перилах, прыжков с крыш, гаражей и т.д., элементарные правила безопасности при катании на велосипеде. Правила пользования роликами, экипировка. Опасность, которая подстерегает роллера на улице. Оказание первой помощи при простых травмах(ссадинах, царапинах, поверхностных ранах). Укусы зверей, змей, насекомых.
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Содержание темы | Количество часов | ||
Всего | Аудито-рные | Внеауди-торные | ||
1 | Дружи с водой | 2 | 1 | 1 |
2 | Забота о глазах | 1 | 1 | |
3 | Уход за ушами | 1 | 1 | |
4 | Уход за зубами | 3 | 1 | 2 |
5 | Уход за руками и ногами | 1 | 1 | |
6 | Забота о коже | 3 | 1 | 2 |
7 | Как следует питаться | 2 | 1 | 1 |
8 | Как сделать сон полезным? | 1 | 1 | |
9 | Настроение в школе | 1 | 1 | |
10 | Настроение после школы | 1 | 1 | |
11 | Поведение в школе | 2 | 2 | |
12 | Вредные привычки | 2 | 1 | 1 |
13 | Мышцы, кости и суставы | 2 | 1 | 1 |
14 | Как закаляться. Обтирание и обливание | 1 | 1 | |
15 | Как правильно вести себя на воде | 1 | 1 | |
16 | Чтобы душа была здорова | 5 | 2 | 3 |
17 | Народные игры | 1 | 1 | |
18 | Подвижные игры | 1 | 1 | |
19 | Доктора природы (обобщающие) | 2 | 1 | 1 |
Итого | 33 | 12 | 11 |
2 класс
№ п/п | Содержание темы | Количество часов | ||
Всего | Аудито-рные | Внеауди-торные | ||
1 | Почему мы болеем | 3 | 1 | 2 |
2 | Кто и как предохраняет нас от болезней | 2 | 1 | 2 |
3 | Кто нас лечит | 1 |
| 1 |
4 | Прививки от болезней | 2 | 1 | 1 |
5 | Что нужно знать о лекарствах | 2 | 1 | 1 |
6 | Как избежать отравлений | 2 | 1 | 1 |
7 | Безопасность при любой погоде | 2 | 1 | 1 |
8 | Правила безопасного поведения в доме, на улице, в транспорте | 2 | 1 | 1 |
9 | Правила безопасного поведения на воде | 1 | 1 | |
10 | Правила общения с огнем | 1 | 1 | |
11 | Как уберечься от поражения электрическим током | 1 |
| 1 |
12 | Как уберечься от порезов, ушибов, переломов | 1 | 1 | 1 |
13 | Как защититься от насекомых | 1 |
| 1 |
14 | Предосторожности при обращении с животными | 1 |
| 1 |
15 | Первая помощь при отравлении жидкостями, пищей, парами, газом | 2 | 1 | 1 |
16 | Первая помощь при перегревании и тепловом ударе, при ожогах и обморожении | 2 | 1 | 1 |
17 | Первая помощь при травмах | 3 | 1 | 2 |
18 | Первая помощь при попадании инородных тел в глаз, ухо, нос | 1 | 1 | |
19 | Первая помощь при укусах насекомых, змей, собак и кошек | 1 | 1 | |
20 | Сегодняшние заботы медицины | 3 | 3 | |
Итого | 34 | 16 | 18 |
3 класс
№ п/п | Содержание темы | Количество часов | ||
Всего | Аудито-рные | Внеауди-торные | ||
1 | Чего не надо бояться | 1 | 1 | |
2 | Добрым быть приятнее, чем злым, завистливым и жадным | 2 | 1 | 1 |
3 | Почему мы говорим не правду | 2 | 2 | |
4 | Почему мы не слушаемся родителей? | 2 | 1 | 1 |
5 | Надо уметь сдерживать себя | 2 | 2 | |
6 | Не грызи ногти, не ковыряй в носу | 2 | 1 | 1 |
7 | Как относиться к подаркам | 2 | 1 | 1 |
8 | Как следует относиться к наказаниям | 1 | 1 | |
9 | Как нужно одеваться | 1 | 1 | |
10 | Как вести себя с незнакомыми людьми | 1 | 1 | |
11 | Как вести себя, когда что-то болит | 1 | 1 | |
12 | Как вести себя за столом | 2 | 1 | 1 |
13 | Как вести себя в гостях | 1 | 1 | |
14 | Как вести себя в общественных местах | 2 | 1 | 1 |
15 | «Нехорошие слова». Недобрые шутки | 2 | 1 | 1 |
16 | Что делать, если не хочется в школу | 1 | 1 | |
17 | Чем заняться после школы | 1 | 1 | |
18 | Как выбрать друзей | 2 | 1 | 1 |
19 | Как помочь родителям | 1 | 1 | |
20 | Как помочь больным и беспомощным | 2 | 1 | 1 |
21 | Повторение | 3 | 1 | 2 |
Итого | 34 | 11 | 23 |
4 класс
№ п/п | Содержание темы | Количество часов | ||
Всего | Аудито-рные | Внеауди-торные | ||
1 | Наше здоровье | 4 | 2 | 2 |
2 | Как помочь сохранить себе здоровье | 3 | 1 | 2 |
3 | Что зависит от моего решения | 2 | 2 | |
4 | Злой волшебник табак | 1 |
| 1 |
5 | Почему некоторые привычки называются вредными | 5 | 2 | 3 |
6 | Помоги себе сам | 1 | 1 | |
7 | Злой волшебник алкоголь | 3 | 1 | 2 |
8 | Злой волшебник наркотик | 2 | 1 | 1 |
9 | Мы одна семья | 2 | 1 | 1 |
10 | Повторение | 11 | 11 | |
Итого | 34 | 8 | 26 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс) Тема: «Кто такой здоровый человек?»
Цель: обобщить знания о здоровом образе жизниЗадачи:- повторить режим дня;-обобщить знания о правильном питании;- составить характеристику здорового человека...
Презентация "Мы - за здоровый образ жизни" для проведения игры "Поле чудес" на внеурочной деятельности "Здоровей-ка"
Данная презентация позволяет провести занятие на внеурочной деятельности "Здоровей-ка" в игровой форме. Такие игры в нашем классе стали традиционными. Дети активно включаются в игру. легче запоминают ...
Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...
Внеурочная деятельность "Здоровый образ жизни"
Внеурочная деятельность «Здоровый образ жизни»Цель: привитие навыков здорового образа жизни.Задачи:1. Развивать у детей потребность в здоровом образе жизни.2. Закрепить и систематизировать знания дете...
Календарно-тематическое планирование (2 класс) по теме: Рабочая программа внеурочной деятельности" Здоровый образ жизни", спортивно-оздоровительное направление
Рабочая программа внеурочной деятельности «Здоровый образ жизни» спортивно-оздоровительного направления (Базовый уровень) 2 класс...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Здоровые сказки домовенка Кузи" 1 класс
Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающий сохраниние и укрепление физическог...
Конспект открытого занятия по внеурочной деятельности «Здоровые дети – здоровая Россия» (1 класс)
Конспект урока по здоровьесбережению....