ПРОЕКТ Урок деловая игра. Природоведение - 4 класс Выпуск классной газеты «Сохраним природу Земли вместе»
проект по окружающему миру (4 класс)

Омельницкая Наталья Владимировна

Тема: Сохраним природу Земли вместе (с.104-105)

Цель: обобщить знания учащихся о компонентах природной среды (земля, вода, воздух, почва) подвести детей к понятию необходимости беречь и умножать природные богатства; рационально их использовать; расширять знания о причинах загрязнения и способах сохранения природы на нашей планете; обогащать словарный запас; расширять мировоззрение; развивать познавательный интерес; умение решать проблемные вопросы; работать группами, коллективно, самостоятельно, воспитывать бережное отношение к природе, чувство любви к родному краю; желание приумножать природные богатства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx24.82 КБ

Предварительный просмотр:

Природоведение - 4 класс

Урок деловая игра

Выпуск классной газеты

«Сохраним природу Земли вместе»

Учитель начальных классов

                                                        ГОУ ЛНР « Перевальская гимназия №1»

                                   Омельницкая Н.В.  

ПРОЕКТ

«Охрана природы »

Девиз проекта:

Земля – не рабыня наша, а мать

Солнце – не отчим наш, а отец родной

Леса – наши братья, реки-сестры

Автор:

Омельницкая Наталья Владимировна, учитель начальных классов

ГОУ ЛНР « Перевальская гимназия №1»

Актуальность:

Планета Земля в беде! Как ей помочь? Человечество на грани выбора:

- или уничтожить природу и самих себя;

- или решить экологические проблемы, чтобы обеспечить жизнь будущих поколений

Учебные предметы:

Природоведение,, Технология, Изобразительное искусство

Участники:
Учащиеся 4 класса, родители

Цель:

- систематизировать знания об использовании человеком природных богатств Земли;

- найти пути решения экологических проблем;

- развивать социальную, коммуникативную и информационную компетентность;

- научить выполнять проекты в разных формах (альбомы, плакаты, опыты, стенгазеты)

Ожидаемые результаты:

- умение использовать энциклопедии, справочники, научную литературу и другие источники для поиска информации;

- умение демонстрировать опыты/ загрязнение окружающей среды/ и делать выводы;

- умение создавать и оформлять проекты, разнообразные по форме;

- умение выступать перед аудиторией;

- умение работать парами, группами;

- умение находить пути решения проблем;

- умение работать творчески

Оценивание знаний и умений:

   Осуществляется с помощью разработанной формы оценивания проекта

Конечный результат:

   1 группа – демонстрация опытов по загрязнению воздуха и воды;

   2 группа – проблема состояния атмосферы и пути ее решения /информация/

   3 группа – проблема воды и водоемов. Охрана /плакат/

   4 группа – проблема поверхности Земли и охрана почвы /подбор рисунков, иллюстраций/

   5 группа – охрана растений, животных /альбом «Они занесены в Красную книгу»/

Описание проекта:

        Изучая курс  по природоведению  тему «Сохраним природу Земли вместе», учащиеся совместно с учителем решили собрать информацию о проблемах экологии в разных направлениях.

        В  поисках необходимого материала дети посетили школьную и  городскую библиотеки, работали с энциклопедиями, справочниками и другой литературой.

        За консультацией учащиеся обращались к родителям, учителям географии, биологии, химии классному руководителю. Собранный информационный материал прозвучал на воспитательном часе «Сбережем нашу Землю голубой и зеленой».

        Работая над проектом, учащиеся углубили свои знания об окружающей среде, об экологии, охране природы. Научились демонстрировать опыты, подбирать информацию и иллюстрации по заданной теме, выпускать плакаты, рекламировать созданные альбомы; составлять советы – правила друзей природы. Научились работать творчески.

        Созданный проект решили выпустить классной газетой.

Презентация:

        Формой представления результатов проектной деятельности выбран Урок-деловая игра, выпуск классной газеты «Сохраним природу Земли».

        Учащиеся раскрыли экологические проблемы и пути их решения.

        В конце презентации участники проекта рекламировали изданную газету учителям школы и учащимся начальных классов, оценили результаты своей деятельности.

Деловая игра. Выпуск классной газеты.

Тема: Сохраним природу Земли вместе (с.104-105)

Цель: обобщить знания учащихся о компонентах природной среды (земля, вода, воздух, почва) подвести детей к понятию необходимости беречь и умножать природные богатства; рационально их использовать; расширять знания о причинах загрязнения и способах сохранения природы на нашей планете; обогащать словарный запас; расширять мировоззрение; развивать познавательный интерес; умение решать проблемные вопросы; работать группами, коллективно, самостоятельно, воспитывать бережное отношение к природе, чувство любви к родному краю; желание приумножать природные богатства.

Оборудование: глобус, карта полушарий,  Красная книга  , выставка книг по теме, иллюстрации, плакаты, рисунки.

Музыка : Как прекрасен этот мир, Динозаврики, Прости Земля

Девиз: Земля – не рабыня наша, а мать

           Солнце – не отчим наш, а отец родной

           Леса- наши братья, реки – сестры.

1. Создание эмоционального фона урока


- Звучит музыка «Как прекрасен этот мир»

        Доброе утро, денек ноябрьский,

        Доброе утро, Земля прекрасная,

        Доброе утро, деревья осенние

        Доброе утро, дети красивые

        Доброе утро, дети желанные

        Доброе утро, люди счастливые!

- Сегодня 28 ноября, среда кто хочет рассказать о погоде?

t воздуха -2

небо пасмурное, серое

ветер умеренный

осадки в виде снега.

- В народе говорят, у природы нет плохой погоды.

- Какие зимние народные приметы знаете?

        Теплая осень- быть длинной зиме.

        Тучи плывут против ветра – перед снегом.

        Тучи плывут низко – на холод.

        Чем больше муравейник – тем суровее зима.

        Много желудей на дубе – к теплой зиме.

- Молодцы! Опытный натуралист может предсказать природу по приметам, хотя в мире случаются маленькие и большие экологические катастрофы, прогнозы могут и не сбыться, поэтому любую примету нужно самому проверить, учиться наблюдать за природой.

2. Актуализация опорных знаний

Проверка д/з

- Прослушайте сказку и скажите, как зовут волшебницу.

        Жили-были во Вселенной 9 сестер, 9 красавиц. Одна из них была самой прекрасной. Радовала чистыми голубыми глазами озерами; звонкими жизнерадостными голосами, что разливались птичьим пением, гомоном лесных обитателей, переливами крохотных сверчков. Развивались на ветрах ее роскошные зеленые волосы. А еще, красавица имела волшебную удачу. Ступит шаг – и укрывается все вокруг сиреневым цветом, засмеется и рассыплется пролисковый цвет; притихнет в задумчивости и виден лишь розовый горизонт.

- Как зовут эту волшебницу?

Повторим, что мы знаем о планете Земля? Допуск к работе на уроке. Что такое глобус? (уменьшенная модель Земли)

Работаем в парах 1в. Показать и назвать материки.

                        2 в. Показать и назвать океаны.

Какие материки заселены больше? (Евразия)

Какие меньше? (Сев. Америка, Австралия, Африка)

Почему население заселило материки неравномерно? (Из-за природных условий)

Почему возникли расы? (Проживают в различных природных условиях)

На каком материке проживают люди черной расы? (Африка)

В Азии, какой расы проживают люди? (желтой)

На каком материке живем мы? (Евразия)

К какой расе мы относимся? ( к белой )

3.Сообщение темы урока

 Мотивация урока

Работаем по девизом (хором)

        Земля не рабыня наша, а мать

        Солнце – не отчим наш, а отец родной

        Леса- наши братья, реки – сестры.

У нас необычный урок, деловая игра. Выпуск школьной газеты «Сохраним природу Земли вместе».

Как вы думаете, почему закралась тревога в душе, что беспокоит все человечество за нашу планету? (Экологическая катастрофа)

Да, наша Планета больна. Вот сколько болезней у природной среды. Что должны делать люди, зная, что Земля в беде? (Пути решения этих глобальных проблем). А, что такое природная среда? (воздух, почва, вода, животный мир)

4.Изучение нового материала

Недавно я слышала, что есть 5 океанов? Что это за 5  океан?

        Не пресный, не соленый,

        Хоть голубой, прозрачный

        Без берегов и без воды

        Плывем мы в нем и я и ты

        И быстрокрылые самолеты?

                        (Воздушный океан)

Опыт (свеча, стекло)

Просто наблюдать несколько секунд и стекло не пригодно. Сколько на нем копоти, а что же происходит в масштабах Земли? Ведь у заводов нет перерывов и каникул, они работают постоянно!

- Какие случаи загрязнения атмосферы знаете? (костры, работа фабрик, заводов, табачный дым, транспортные средства)

Промышленная деятельность человека приводит к изменению газового состава воздуха, ведет к истощению озонового слоя, усилению парникового эффекта, как следствие изменяется климат, учащаются пыльные бури. Гололед, туман, кислотные дожди.

 Ежегодно в атмосферу попадает 17 млн. тонн вредных веществ, это больше чем 300 кг на каждого жителя.

На 1 кв. метр выпадает около 19 т ядов.

Один реактивный самолет, пересекая Атлантический океан, сжигает 35 т кислорода – такого количества достаточно было бы для дыхания 30 людей в течение суток.

Что пишут об этой проблеме настоящие газеты?

В газете «РИО плюс» сообщается, 11 предприятиям Луганщины экологи предъявили претензии по загрязнению воздуха.

Принесли на урок новое слово «смог». Что это такое? Найдем ответ в кратком словаре иностранных слов (стр.233)

Пути решения этой проблемы:

Озеленение городов

Восстановление площадей лесов

Создание надежных пыле и золоуловителей

Внедрение технологий переработки мусора

Борьба с курением

Регулировка двигателей на автомобилях

Очистительные сооружения

- Тише! Ой, кто это плачет? Кто ты?

Я рыбка.

        Ой, беда! Люди, что это за вода?

        Может вам и хорошо ее пить

        А мне тяжело в ней жить

        И на дне и в воде, химикаты в ней везде.

        SOS спасите, помогите,

        Водоемы очистите.

Почему рыбка не хочет жить в такой воде?

Отчего вода грязная?

Поступление в воду отходов промышленности и сельского хозяйства, коммунальных предприятий.

Водный транспорт оставляет большое количество нефти, мазута, мусора.

Нерационально использование питьевой воды (пресной воды 2%)

Пробы вод в Черном и Азовском морях показывают серьезное бактериологическое загрязнение, причем Азовское море в некоторых местах превышает норму в 1000 ра

Опыт (вода, нефть)

Что образовалось? (масляное пятно) Сделаем вывод – через него не поступает кислород, свет, что вредит и приводит к гибели животных организмов моря. Очистить

«вылечить» море и его обитателей теперь очень сложно.

Обговаривали и решение этой проблемы:

Очистка бытовой канализации, шахтных и сточных вод.

Возвращение в природу только очищенной воды.

Рациональное использование питьевой воды.

Создание водоохранных зон вдоль рек, озер, водоемов.

Не только рыбка плачет. К нам поступила жалоба, послушайте ее.

        Тяжело мне, дети мои. Для вас выращиваю каждый кустик, каждую травинку. Все свои богатства отдаю вам. Изрыты ранами недра мои, болят и ноют. Напоенные поля ядами будут родить. Не загрязняйте меня ведь я ваша мать.

Ребята, чей это плачь, чья это боль?

Да это земля матушка наша кормилица.

- Вред почве приносит и добыча полезных ископаемых – приводит к образованию трещин в земной коре; пустот; на поверхности – терриконов, насыпей, карьеров.

1 см почвы образуется в природе за 250-300 лет, 20 см за 5-6 тыс.лет. Если не станет почвы исчезнут растения, животные, люди.

На поля ежегодно вывозят 300 млн.т удобрений.

Только Германия научилась утилизировать ядовитые отходы. А наша Земля плачет, как ей помочь?

Решение проблемы:

Заполнять пустоты в почве.

Сажать лесные полосы на полях.

Перед строительством домов, дорог снять верхний слой почвы.

Научно обосновать использование ядохимикатов.

Осторожно использовать атом.

В природе все взаимосвязано. Нет плодородной почвы, гибнут растения и животные.

- Что вы знаете о Красной книге, она так называется из-за обложки?

Красная книга – это сигнал тревоги и символ борьбы за сохранение живой природы.

Ежегодно исчезает 1 вид животных

1 вид растений исчезнет – погибнут 10-30 видов насекомых

Какие растения и животные занесены в Красную книгу?

Чтобы наш мир не стал беднее, что мы можем сделать?

Охранять растения, животных.

Беречь леса.

Создавать заповедники.

Соблюдать правила поведения людей в природе.

5. Физкультминутка

«Динозаврики». Динозавры вымерли, шуточная песенка на миг поможет их вернуть.

6.Закрепление и осмысление знаний

Номер газет подготовлен к выпуску.

        - Кому адресована газета?

Почему ее необходимо прочесть?

О чем узнаете, прочитав ее?

Может ли одно государство решить экологические проблемы Земли?

Почему люди всей Земли должны объединиться?

  1. Работа с учебником с.104-105
  2. О каких международных мероприятиях по охране природы прочитали в статье? (по таблице на доске)
  3. Что делает для решения этой проблемы наша республика ?  У нас создан Луганский заповедник.

7. Д./з. учить с.104-105, т.с.41

8. Итог урока.

Звучит музыка «Прости земля».

Дети показывают эмблемы и составляют правила охраны природы. Как же мы можем беречь  нашу Землю ?

Мы все сдолжны попросить прощения у нашей планеты. Прости Земля! 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сентябрьский выпуск классной газеты "Глобус"

Мы  с ребятами второклассниками подготовили и выпустили сентябрьский номер газеты нашего класса, где можно узнать наши впечатления о Дне знаний, увидеть фотографии с этого праздника, познакомится с на...

Октябрьский выпуск классной газеты "Глобус"

В октябрьском выпуске нашей газеты мы рассказываем о Школьном референдуме, поездке в театр, знакомим читателей с законами нашей страны и рисунками, которые будут участвовать в конкурсе "Мир глазами де...

Специальный выпуск классной газеты "Осенние каникулы"

Этот выпуск газеты создан специально к осенним каникулам. Он содержит информационный материал и развлекательный. osennie_kanikuly.jpg osennie_kanikuly_2_stranica.jpg...

Февральский выпуск классной газеты "Глобус"

В этом выпуске можно узнать результаты Выставки декоративно-прикладного искусства и посмотреть фотографии конкурсных работ. Ещё в этом выпуске можно познакомиться со стихотворением о нашем классе, кот...

Мартовский выпуск классной газеты "Глобус"

mart.jpg mart2.jpgВ этом выпуске представлены советы для детей, которые пользуютя Интернетом, размещён фоторепортаж с Шоу мыльных пузырей и представлена выставка детских рисунков, а ещё поздравления ...

Развитие интеллектуальных способностей. Выпуск классной газеты "УМНЯША"

Данный материал поможет учителям и  родителям развивать творческие и интеллектуальные способности учащихся. В игровой форме мы поможем малышам развивать мелкую моторику, исследовательские навыки,...