ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА РОССИИ И СССР (3 класс)
классный час (3 класс) на тему

Измайлова Татьяна Николаевна

Классный час. Цели: актуализация знаний учащихся о государственной символике РФ, об истории и значении символов в гербе и флаге РФ; воспитание патриотических чувств.

Оборудование: изображение флага и герба РФ и СССР, текст гимна РФ; карточки с пословицами и заданием для групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gosudarstvennaya_simvolika_kl_chas.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИМВОЛИКА
РОССИИ И СССР (
3 класс)

Цели: актуализация знаний учащихся о государственной символике РФ, об истории и значении символов в гербе и флаге РФ; воспитание патриотических чувств.

Оборудование: изображение флага и герба РФ и СССР, текст гимна РФ; карточки с пословицами и заданием для групп.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Дети делятся на 3 группы по  цветам: красный, синий, белый.

II. Основная часть. (Звучит гимн РФ.)

Учитель. Ребята, почему мы начали занятие так необычно?

Дети. Сегодня праздник.

Учитель. Он посвящен Дню единения России, который празднуется 4 ноября. А вы знаете, почему он так называется?

Дети высказывают предположения.

Учитель. На самом деле в XVII веке русский народ был разрозненным, Русь – уязвима. Многие иноземцы хотели захватить её. Именно тогда, в 1612 году, русские князья – Минин и Пожарский выступили с пламенной речью перед народом с призывом объединиться в борьбе с поляками. Одержав победу, русский народ понял, что справиться с любой бедой можно только объединившись.

Это единение русского народа было очень важно. А для нас с вами этот праздник актуален?

Дети. Да.

Учитель. Конечно, да! А для того чтобы лучше это понять, я предлагаю вам выполнить первое задание в группах. У вас на столах лежат конверты. В них – «рассыпавшиеся» пословицы. Соберите их. Когда вы справитесь с заданием, поднимите сигнальную карточку.

Дети работают в группах.

Учитель. Справились с заданием?

Дети. Когда мы едины, мы непобедимы. Один в поле не воин.

Учитель. Молодцы. Сплочённые народы объединяются в государства. У каждого государства есть своя символика. Какая?

Дети. Гимн, герб, флаг.

Учитель. Каждый гражданин страны должен не только узнавать символику своего государства, но и знать историю и значение каждого символа. Как вы думаете, почему мы разделились на 3 группы: красные, синие и белые?

Дети. Потому что на флаге нашего государства используются такие же цвета.

Учитель. Совершенно верно. Посмотрите на флаг РФ. А как вы думаете, наше государство всегда так называлось?

Дети. Нет, раньше был СССР.

Учитель. Правильно, было другое государство, соответственно, и государственная символика была другой. Посмотрите на флаг СССР. Красный цвет –  цвет борьбы, серп и молот – символ рабочих и крестьян. А что означают цвета на современном флаге России? Посовещайтесь в группах и расскажите (каждая группа о своём цвете).

Дети. Красный цвет – символизирует героическое прошлое, а также решимость в принятии решения.

Синий цвет на флаге означает, что наша страна имеет выход в море, является морской державой.

Белый цвет – чистота помыслов, справедливость, благородство.

Учитель.  Молодцы. Однако многие государства используют именно эти цвета в своей символике. Поэтому важно запомнить расположение цветов на нашем флаге РФ.

Учитель. В каком году был принят флаг РФ?

Дети. 11 декабря 1993 года.

Учитель. А какой государственный символ был принят в этом же (1993) году, 30 ноября?

Дети. Герб.

Учитель. Что представляет собой герб РФ?

Дети. Щит с изображением двуглавого орла.

Учитель. Почему именно орёл изображён на гербе?

Дети. Орёл – сильная, быстрая, ловкая, зоркая, гордая птица, как Россия.

Учитель. А почему орёл двуглавый?

Дети. Россия находится между Европой и Азией, одна голова контролирует Азию, другая – Европу.

Учитель.  Что у орла в лапах? Что на груди, в центре?

Дети. В левой лапе – держава, наше государство. В правой –скипетр, который символизирует власть. На груди копьеносец – Георгий Победоносец.

Учитель. Где ещё вы видели этот символ?

Дети. Это герб столицы нашего государства – Москвы. А ещё его можно увидеть на копейках.

Учитель демонстрирует копейки.

Учитель. В СССР герб тоже был иной. Давайте посмотрим и прочитаем его символы. Что символизирует земной шар?

Дети. Пролетарии всех стран, объединяйтесь. А 15 ленточек – 15 стран-сестёр, входивших в СССР.

Учитель. Молодцы. А как называется торжественная песнь, которая объединяет людей одной страны, сплачивает их? О каком государственном символе мы ещё не говорили?

Дети. Гимн.

Учитель. Правильно. Сейчас вновь поработаем в группах. На столах лежат конверты с заданием. Посовещайтесь. Закончив, поднимите сигнальную карточку.

Дети. Государственный гимн был принят в 8 декабря 2000 года (композитор Александров, автор текста С. Михалков).

Учитель. Уважающий себя гражданин должен знать гимн своего государства наизусть. Давайте вспомним строчки из гимна.

        Россия – священная наша держава,

        Россия – любимая наша страна.

        Могучая воля, великая слава –

        Твоё достоянье на все времена!

        Славься, Отечество наше свободное,

        Братских народов союз вековой,

        Предками данная мудрость народная!

        Славься, страна! Мы гордимся тобой!

– Какие чувства вы испытываете, когда слышите строчки гимна?

Дети. Гордость, торжественность. Хочется взяться за руки, объединиться.

III. Подведение итогов.

Учитель. Молодцы, ребята. Вы очень хорошо сегодня работали. А давайте вспомним, какой праздник будем праздновать 4 ноября?

Дети. День единения России.

Учитель. Кто стоял у истоков этого праздника?

Дети. Русские князья, Минин и Пожарский.

Учитель. Мы сегодня вспоминали символику СССР, читали символы герба и флага РФ. А давайте попробуем изобразить единение при помощи символов. Для этого нарисуйте себя, мальчики рисуют вот  такого человечка (демонстрирует), а девочки – такую девочку (демонстрирует). А если вам понравился урок, то дорисуйте у получившихся человечков улыбку.

Дети рисуют.

Учитель. Покажите, что у вас получилось! Едины ваши нарисованные девочки и мальчики?

Дети. Нет.

Учитель.  А что надо сделать, чтобы они объединились?

Дети. Взяться за руки.

Каждый ребёнок выходит к доске и прикрепляет свой рисунок таким образом, чтобы нарисованные человечки «держались» за руки.

Учитель. А вы на уроке почувствовали сплочение?

Дети. Да, когда работали в группах.

Учитель. А как почувствовать единство со всем классом?

Дети. Надо встать в круг и взяться за руки.

Все встают в круг и, держась за руки, говорят хором пословицу: «Когда мы едины, мы непобедимы».

Учитель.  Спасибо за работу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное занятие. Государственная символика России.

Конспект внеклассного мероприятия....

конспект урока окружающий мир "Государственная символика России"

Конспект урока по окружающему миру  4 класс УМК "Перспективная начальная школа"...

Мы живем в Российском государстве. Государственная символика России"

Познакомить с символами Российского государства, его государственной символикой;содействовать формированию коллективной деятельности (работа в группах);способствовать развитию умения анализировать, об...

Государственная символика России

Одной из актуальных тем классных часов в начальной школе являются темы, связанные с государственной символикой Российской Федерации.  Предлагаемая разработка ориентирована на младший...

Статья "Воспитание патриотизма у младших школьников через ознакомление с государственной символикой России"

Государственная символика является частью истории и культуры страны.            Любовь к Родине, понимание неповторимости и богатства культурных ...

Конспект урока окружающего мира. 4 класс по теме "Государственная символика России"

Конспект урока содержит  различные формы работы. Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. На уроке использованы мультимедийные материалы, работа детей на ноутбуках....