Мы живем в Российском государстве. Государственная символика России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме
- Познакомить с символами Российского государства, его государственной символикой;
- содействовать формированию коллективной деятельности (работа в группах);
- способствовать развитию умения анализировать, обобщать;
- воспитывать патриотизм, коллективизм;
- развивать интерес к истории Родины.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Конспект урока. Предмет: "Окружающий мир". 4-й класс. Тема: "Мы живем в Российском государстве. Государственная символика России"
Цели:
- Познакомить с символами Российского государства, его государственной символикой;
- содействовать формированию коллективной деятельности (работа в группах);
- способствовать развитию умения анализировать, обобщать;
- воспитывать патриотизм, коллективизм;
- развивать интерес к истории Родины.
Материалы и оборудование:
1. Географическая карта России;
2. Конституция РФ;
3. Дидактический материал к игре «Цветок дружбы» (лепестки с названием государств»);
4. Изображение государственных символом России в разные исторические времена: герб, флаг;
5. Портреты государственных деятелей: Иван Грозный (Иоанн IV ), Петр I , В.В. Путин;
6. Выставка рисунков на тему «Моя Родина»;
7. Аудиокассета с записями: Г. Струве «Россия», «Государственный гимн Российской Федерации», «Интернационал», «Варшавянка»;
8. Учебник Окружающий мир. 4 класс. Н.Ф. Виноградова, ТПО;
9. Призы участникам (календарь «Времена года», буклеты с государственной символикой, маленькие календарики).
Класс поделен на три группы. Имеется группа экспертов (5-6 учащихся), которая в ходе урока оценивает ответы ребят, вносит дополнительные замечания, отмечает наиболее полные и правильные ответы.
Ход урока:
I. Оргмомент. Приветствие.
II. Просмотр выставки рисунков.
Беседа:
Учитель: К этому уроку вы подготовили рисунки. Посмотрим, какие они разные, каждый по-своему великолепен. А что их объединяет?
(они посвящены Родине, родному краю)
Учитель: Как называется наша Родина
(Россия, Российская Федерация)
Учитель: А какое официальное название государства?
(Россия, Российская Федерация)
Учитель: Где можно найти информацию об этом?
(В Конституции РФ).
Учитель: Что такое Конституция?
(Основной закон нашего государства)
Учитель: Возьмите Конституцию, зачитайте.
(зачитывание статьи 1 из Конституции) .
III. Цель урока.
Учитель: Сегодня на уроке мы подробнее поговорим об особенностях нашего государства, его символике. Мы, как настоящие граждане государства, должны быть компетентны в этих вопросах.
IV. Основная часть.
4.1. Географическое положение России.
Учитель: Начнем с географического положения Российского государства.
(каждой группе предлагается назвать особенности географического положения, климата, природных ресурсов. Ответы учащихся анализируются экспертами. Возможны дополнения).
Эксперт 1 (ученик): Россия – самая большая по площади страна мира (17,1 млн. км2), находящаяся на материке Евразия.
Самое глубокое озеро в мире и в России Байкал (максимальная глубина 1637м).
Самая многоводная река – Обь с Иртышем (общая длина 5410 км).
Самая высокая вершина – г.Эльбрус.
Самое жаркое лето – район Волгограда (+43о).
Самая холодная зима – Оймякон (-71о).
Самая распространенное дерево в России – лиственница, а из лиственных – береза.
Россия имеет морские и сухопутные границы с 16 соседями, омывается 13 морями и океанами.
4. 3. Символика России.
Учитель: Как любое государство, Россия имеет свои символы. Мы должны знать государственную символику как граждане нашей страны.
а) Государственный флаг.
Учитель: Начнем разговор с первого государственного символа – флага. Расположите сочетание цветов в правильной последовательности.
(учащимся предлагается расположить лепестки в правильном сочетании). варианте? | |
Эксперты выделяют наиболее полные и правильные ответы. Вносятся дополнения.
Эксперт 2: - Сочетание бело-сине-красных цветов на флаге России появилось во времена царя Алексея Михайлович – отца Петра I .
Во второй половине XIX века государственный флаг изменил свои цвета : он стал черно – желто – белым.
Но уже к концу XIXвека Россия вернулась к бело-сине-красному флагу Россия в то время была уже многонациональной страной, и эти цвета означали единство русских /красный/, украинцев /синий/, белорусов /белый/.
Кроме этого цвета символизируют благородство и откровенность /белый/, верность и честность /синий/, мужество, смелость, любовь/ красный/.
В 1917 году как и многие другие символы трехцветный флаг был заменен красным с изображением серпа, молота и пятиконечной звезды.
В 1991 году бело-сине-красный флаг вновь стал государственным флагом нашей страны.
б) Гимн государства.
Группам предлагается прослушать три аудиозаписи: «Интернационал», «Варшавянка», «Государственный гимн РФ».
Учитель: Какое по счету произведение является гимном России? Что вы знаете о нем? Кто автор слов, музыки?
(С. Михалков, А. Александров)
Учитель: Где и когда можно услышать Государственный Гимн? Какие чувства возникают у вас при прослушивании гимна?
(торжественность, чувства гордости за Родину)
Учитель: Как нужно слушать гимн?
(стоя, в торжественном молчании).
Наиболее полные ответы отмечаются экспертами.
в) Государственный Герб Российской Федерации
Учитель: Одним из государственных символов является герб государства. Найдите изображение Российского герба.
(на доске: Герб СССР, Герб РФ, Герб города Москвы)
Эксперты выделяют наиболее ценные ответы. Вносят дополнения.
Эксперт 3: С XVII века Российский герб состоит из двух основных изображений: всадника с копьем, поражающего змея, и двуглавого орла.
В различные исторические периоды Российский герб несколько видоизменялся. После Октябрьской революции у нашей страны был другой герб, но сейчас Россия вернулась к своим прежним символам.
Внесение дополнений, вопросы.
4.4. Кто стоит во главе государства Российского?
Учащимся предлагается рассмотреть портреты государственных деятелей и подумать, какой вклад внесли они в развитее государства.
(Иоанн IV., Петр I, Путин В.В.).
Выслушиваются ответы учащихся:
(Иоанн IV – первый русский царь, Петр I – первый русский император, Путин В.В. – нынедействующий президент России).
Эксперты выслушивают ответы. Возможны дополнения.
Эксперт 4: Первый царь
Первым царем на Руси был Иоанн IV Васильевич , прозванный Грозным. Ему было три года, когда скончался его отец. Го сударством стала управлять его мать Елена. Лет через пять и она скончалась. Иоанн, на восьмом году от роду, остался круглым сиротой, без отца и матери. Он получил очень дурное воспитание. Об Иоанне никто не заботился, он рос заброшенным. Бояре ничему хорошему не научили его; оказывали ему неуважение, часто уни жали и оскорбляли его, иногда дразнили и вообще об ращались с ним очень грубо. Мальчика никто не вра зумлял, никто не внушал ему чувства справедливости, сострадания, милосердия; никто не согрел его сердца любовью.
От такого воспитания развились у Иоанна дурные черты характера: он был очень вспыльчив и жесток.
От природы Иоанн был очень умен и любознателен. Он рано стал читать книги, церковные и светские; читал он священную историю, римскую историю, русские летописи. чтению он рано развивался. Достигши совершеннолетия, Иоанн созвал бояр и выс шее духовенство и объявил, что желает вступить на престол и принять титул царский. Вслед за тем он торжественно короновался в Успенском соборе и первым из русских князей стал называться царем.
Эксперт 5: Первый император.
Петр I в 1721 году принял императорский титул, который носили и все его потомки. Династия Романовых.
Пётр I (1672-1725) – русский царь с 1682, с 1721 до 1725 – первый русский император. Великий государственный деятель, полководец, флотоводец, дипломат. Он активно содействовал строительству промышленных предприятий на Урале и центре страны (металлургия, судостроение, текстильная промышленность и др.). Были созданы регулярная армия, русский флот. Пётр I способствовал распространению культуры и просвещения. Он основал в 1703 году город Петербург и сделал его столицей. В области внешней политики вёл борьбу за выход к морям. Полководческий талант раскрылся в войне с Турцией и в Северной войне против Швеции. Благодаря Петру I Россия овладела жизненно необходимым побережьем Балтийского моря.
Эксперт 7: Президент России.
Действующий президент Российской Федерации – В.В. Путин. Он же является Верховным Главнокомандующим РФ.
Обсуждение выступлений.
Учитель: Мы заметили, что каждый из государственных деятелей внес большой вклад в развитие государства Российского, старался и старается преодолевать возникающие в стране проблемы, сложные ситуации, которые могут возникнуть из-за того, что Россия очень огромная по своей территории страна, многонациональная, с различными укладами и устоями. Давайте прочитаем об этом статью учебника.
V. Домашнее задание. Стр.156-
VI. Итог урока. Рефлексия.
Подведение итогов. Награждение лучших групп памятными подарками (календарь «Времена года России», буклеты с государственными символами России, календарики.
Учитель: Что узнали? Где могут пригодиться знания? В конце урока попробуем выделить основные моменты, рассматриваемые нами:
- Россия наша находится на материке … (Евразия).
- Она богата …, …, (лесами, полезными ископаемыми, водными ресурсами и т.д.).
- Россия граничит с …, (с Турцией, Финляндией, Китаем, Монголией, Украиной, …).
- Национальный флаг России состоит из .., (белого, синего, красного цветов).
- Герб состоит из элементов …(двуглавый орел, щит, Георгий Победоносец)
- Первый царь России…(Иоанн Грозный).
- Первый император… (Петр I)
- Настоящий президент Российской Федерации… (В.В.Путин).
Конституция – основной закон государства»
Цель: познакомить учащихся с Конституцией России; объяснить основные понятия; воспитывать чувство гордости за свою страну.
Оборудование:
Конституция России;
портреты Путина В. В., Медведева Д.А.;
таблица «Права и обязанности граждан Росси»;
толковый словарь:
Конституция – устройство государства.
Федерация – договор, союз.
Демократия – народ и власть, народовластие.
Президент – глава государства, исполнительная власть, избирается народом.
Государственная Дума – законодательная власть, избирается народом.
Правительство – исполнительная власть.
Ход мероприятия
Учитель: Сегодня мы начнем наш разговор о нашей Родине. Наш разговор пойдет о Конституции. Но прежде, чем получать новые знания, давайте вспомним то, что мы уже с вами знаем.
В. Как называется наша Родина?
О. Наша Родина называется – Россия.
В. Как называют людей, живущих в России?
О. Людей, живущих в России, называют россиянами.
В. Почему к Москве у нас особое отношение?
О. Москва – это столица нашей Родины.
В. Какие символы государства вы знаете?
О. Основные символы государства – это Государственный герб, Государственный флаг и Государственный гимн.
В. Что представляет собой Государственный герб России?
О. Государственный герб России представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла в красном щите – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного, опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
В. Опишите российский флаг.
О. Государственный флаг Российской Федерации – это прямоугольное полотнище трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого цвета, средней – синего, а нижней – красного цвета.
В. Что вы можете рассказать о Государственном гимне России?
О. Гимн – это песня, посвященная своей Родине, это символ государства, такой же, как герб и флаг. Он прославляет могущество и величие нашей огромной страны. Каждая страна имеет свой Государственный гимн. Есть он и у России. Его авторы – С. В. Михалков и А. В. Александров. Гимн мы учили на уроках музыки. То, как мы относимся к гимну, говорит о том, как мы относимся к государству.
Учитель: Молодцы! Вы все правильно ответили. Каждый гражданин должен уважать символы своего государства, знать слова гимна своей Родины.
Отношение к символам, не только гимну, но и к гербу, и флагу – это отношение к самому государству. Оскорбление государственных символов – это оскорбление государства, его народа, его истории и культуры. Об этом и записано в Конституции.
В. Кстати, а что такое Конституция?
О. Конституция – это основной закон государства.
Учитель: Верно. Обратимся к нашему помощнику – толковому словарю. В переводе с латинского языка слово «конституция» обозначает «устройство», то есть то, как устраивается, строится государство. В нашей стране много законов, но главным законом нашего государства, основные правила по которым мы живем, записаны в Конституции. В знак уважения к основному закону страны слово «Конституция» пишется с заглавной буквы. (Учащимся показывается Конституция Российской Федерации).
В. А знаете ли вы, когда была принята наша Конституция?
О. Конституция, по которой мы сейчас живем, была принята 12 декабря 1993 года. Этот день стал всенародным праздником.
Учитель: Правильно. Но мне хотелось бы немного обратиться к истории, думаю, что вам это будет интересно.
В дореволюционной России вообще не было Конституции. Первая Конституция РСФСР была принята после Великой Октябрьской Социалистической революции в 1918 году, а в 1924, после образования Союза Советских Социалистических Республик - вторая. Развитие страны вело за собой и совершенствование законов, поэтому принимаются Конституции 1936 и 1977 годов. Последняя Конституция, уже России, действительно была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года. Вот как она начиналась:
Мы, многонациональный народ Российской Федерации, соединенные общей судьбой на своей земле, утверждая права и свободы человека, гражданский мир и согласие, сохраняя исторически сложившееся государственное единство, исходя из общепризнанных принципов равноправия и самоопределения народов, чтя память предков, передавших нам любовь и уважение к отечеству, веру в добро и справедливость, возрождая суверенную государственность России и утверждая незыблемость ее демократической основы, стремясь обеспечить благополучие и процветание России, исходя из ответственности за свою Родину перед нынешним и будущим поколениями, сознавая себя частью мирового сообщества, принимаем КОНСТИУЦИЮ РОССИЙКОЙ ФЕДЕРАЦИИ.
В. Ребята, а вам не показалось странным то, что мы с вами живем в России, а в тексте написано о принятии Конституции Российской Федерации. Как вы думаете, почему?
О. Наша страна называется Россия, но ее полное название Российская Федерация.
Учитель: В статье 1 Конституции так и записано: "Российская Федерация – Россия…”.
В. А что значит слово «федерация»?
О. Федерация – договор, союз.
Учитель: И вновь обратимся к словарю. «Федерация» в переводе с латинского означает «договор, союз».
Наша страна называется Российской потому, что большинство ее населения – русские. А вот слово Федерация поясняет, что вместе с русскими на ее землях живут и другие народы. У многих из них есть свои самостоятельные республики, свои национальные области, свои национальные округа, но все они по своей воле объединились в федерацию – добровольный союз равноправных народов нашей страны.
Ее населяют более 180 национальностей, народностей и этнических групп. Всех людей, живущих в России можно назвать россиянами. И все люди в нашей стране равноправны. Вот как об этом записано в статье 19 Конституции Российской Федерации:
Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям. И вы должны об этом помнить, никого не унижать и не оскорблять чьего-либо достоинства. Россия есть единое многонациональное демократическое государство.
В. А как вы понимаете выражение «демократическое государство»? Что такое демократия?
О. Демократия – народ и власть, народовластие.
Учитель: В толковом словаре написано, что «демократия» в переводе с греческого языка переводится как «народ» и «власть» или «народовластие». Значит, в нашей стране народу принадлежит власть, и он может участвовать в управлении государством.
В. А каким образом, по-вашему мнению, народ может это делать?
О. Например, народ может выбирать Президента своей страны, выбирать депутатов в Государственную Думу, одобрять или критиковать какие-либо решения Правительства.
Учитель:
В. Кто такой Президент?
О. Президент России – это глава государства, который избирается народом на 4 года.
В. Какими полномочиями он наделен?
О. Он руководит нашей страной, ее политикой, ведет международные переговоры от имени России, подписывает договора и законы, является Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил Российской Федерации.
В. Кто является Президент в России в настоящее время?
О. Медведев Д.А.
В. Что такое Государственная Дума?
О. Государственная Дума выбирается народом сроком на 4 года,
В. Чем она отличается от Правительства?
О. Государственная Дума выражает волю своих избирателей при принятии каких-либо законов. А вот Правительство старается исполнить то, что необходимо для нормальной жизни в стране.
Учитель: Ну что ж, попробуем обобщить и немного уточнить ваши знания.
Слово «президент» в переводе с латинского языка означает «сидящий впереди, во главе». Действительно, Президент России – это глава нашего государства, который избирается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, в которой оговариваются его права и обязанности. Кстати, там же, в статье 81 сказано о том, что «Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет».
В настоящее время Президентом России является Дмитрий Анатольевич Медведев, который совместно с Правительством является исполнительной властью государства.
В отличие от них, Государственная Дума является законодательной властью. Законодательная, то есть, принимающая законы. Она избирается, как и Президент, всенародно на 4 года. В ее состав входят 450 депутатов. В статьях 96 и 97 Конституции указывается на то, что каждый гражданин с 18 лет может выбирать представителей в Государственную Думу и сам может быть избранным в ее состав, если ему 21 год.
В. Кроме исполнительной и законодательной власти в России существует судебная власть. Как вы думаете, чем она занимается?
О. Судебная власть следит, чтобы в стране все жили по законам, по Конституции. Если существуют нарушения, то она за них наказывает.
Учитель: Да, судебная власть осуществляет правосудие, следит за исполнением законов исполнительной и законодательною властями, разрешает конфликты, восстанавливает права, наказывает правонарушителей. Судебная власть осуществляется только судом, как отмечено в статье 118 Конституции России.
С этим мы разобрались, но вот в чем вопрос. Мы говорили о правах и обязанностях Президента перед страной и народом.
В. А мы, как граждане России, наверное, тоже имеем какие-то права и какие-то обязанности? Что вы об этом думаете?
О. Каждый гражданин Российской Федерации имеет право выбирать или быть избранным, право на образование, на медицинскую помощь, на труд, на защиту Отечества.
Учитель: Стоп! Давайте здесь остановимся, чтобы разграничить такие понятия, как «права» и «обязанности».
В. Что такое «право» и что такое «обязанность»? В чем их различие?
О. «Право» - это то, что государство гарантирует дать своим гражданам, а вот «обязанность», наоборот, - это то, что граждане гарантируют дать своему государству. В этом и состоит их различие.
Учитель: Пользуясь этим нехитрым объяснением, давайте попробуем составить таблицу «Права и обязанности граждан России». Кстати, в Конституции правам и обязанностям человека отведена целая глава, включающая в себя более 50 статей, причем, права даются в совокупности со свободами.
Права и свободы граждан
| Обязанности граждан
|
Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей. Посмотрите, как много у любого россиянина прав и свобод, а как немного обязанностей возлагает на них Родина.
В. Многие из них нам хорошо понятны, но вот на некоторых хотелось бы остановиться и узнать, как вы понимаете, например, право на жизнь и право на свободное передвижение.
О. Это значит, что жизнь любого человека охраняется законом и государством. Никто не может лишать человека жизни, подвергать его пыткам, унижению как физическому, так и моральному. Никто не вправе силой удерживать человека в каком-либо месте или стране. Но если гражданин совершил какой-либо проступок или преступление, нарушил права других людей и его вина доказана в суде, то человека могут посадить в тюрьму и тем самым ограничить его свободу.
В. Какую свободу получает гражданин при свободе мысли и слова, свободе вероисповеданий?
О. Каждый гражданин России может выражать свои мысли во всеуслышание. Его никто не может заставить изменить свои убеждения. Но при этом он не должен разжигать ненависть и вражду между людьми и государствами. Также, человек может принадлежать любой вере, религии, но своими словами или действиями не должен разжигать войну между народами. Если человек высказывает свои мысли, но при этом несправедливо оговаривает кого-нибудь, оскорбляет, то в соответствии с Конституцией его могут привлечь к правовой ответственности за клевету. Прежде чем что-то сказать, нужно хорошо подумать!
Учитель: Молодцы!
Еще мне хотелось бы обратить особое внимание на последнюю строчку в нашей таблице. Не думайте, что она касается только ваших родителей. Да, сегодня вы – дети, а в 18 лет вы станете полноправными взрослыми гражданами и, конечно же, родителями. Всегда помните о том, что забота о детях, их воспитание – это не только право, но и обязанность. У каждого ребенка есть право на любовь и заботу. Как много сегодня в мире, да и в нашей стране, детей оставленных в домах малютки, детей, чьи родители лишены родительских прав, детей-беспризорников. Они не виноваты ни в чем, они расплачиваются за ошибки взрослых. Задача государства, как впрочем и каждого гражданина, помочь им. Нельзя никогда оставлять человека в беде, а тем более ребенка!
Умейте отстаивать свои права, но не забывайте при этом, что у других они точно такие же!
Наш разговор сегодня подошел к концу. Я думаю, что он был полезен для вас. Вы многое узнали о Конституции России, об устройстве нашей государственной системы, о правах и обязанностях граждан.
Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!»
Чтобы стать достойным гражданином своей Родины, нужно многое знать и многое уметь. Я думаю, что постепенно вы научитесь всему, узнаете о всех законах, сможете обдумывать свои слова и контролировать свои поступки, научитесь ценить чужой труд, уважать не только себя, но и окружающих вас людей, сможете по достоинству оценить ту страну, где вы родились. Вы – будущее нашей Родины. Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и беречь ее богатства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное занятие. Государственная символика России.
Конспект внеклассного мероприятия....
конспект урока окружающий мир "Государственная символика России"
Конспект урока по окружающему миру 4 класс УМК "Перспективная начальная школа"...
Государственная символика России
Одной из актуальных тем классных часов в начальной школе являются темы, связанные с государственной символикой Российской Федерации. Предлагаемая разработка ориентирована на младший...
Презентация к уроку "Государственная символика России"
Государственная символика России...
Статья "Воспитание патриотизма у младших школьников через ознакомление с государственной символикой России"
Государственная символика является частью истории и культуры страны. Любовь к Родине, понимание неповторимости и богатства культурных ...
Классный час для 3 - 4 классов "Мы живем в Российском государстве" об истории становления и развития символов государства и конституции
Об истории становления Российского государства, символах нашего государства и Российской конституциии....
Государственная символика России
Данный материал поможет педагогу организовать урок, классный час по теме "Государственные символы России". В представленном материале можн оузнать историю происхождения символов, их значение, область ...
Комментарии
День России
Материал очень полезен в
Материал очень полезен в работе с детьми начальной школы! Спасибо Вам!