Урок русского языка "Знаки препинания 3 класс"
план-конспект урока на тему
Подробный конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Знаки препинания". В уроке используется групповая работа, творческая и дифференцированная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_po_russkomu_yazyku_3_klass.doc | 97 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок
Русский язык
3 класс
Тема:
«Знаки препинания в конце предложений»
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»
Учитель: Макарихина Наталья Николаевна
Категория: высшая
Общеобразовательная система: УМК «Планета знаний»
Учебник: Л. Я. Желтовская, О. Б. Калинина. Русский язык 3 класс, - АСТ Астрель, - 2012 год.
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Тип урока: урок решения учебной задачи.
Тема: Знаки препинания в конце предложений.
Цель: систематизировать материал по признакам предложения со стороны цели высказывания, эмоциональной окраске.
Задачи:
- Учить решать пунктуационные задачи по выбору нужного знака препинания.
- Учить алгоритму синтаксического разбора простого предложения (начало).
- Закреплять умение находить грамматическую основу предложения, устанавливать связи слов предложения.
- Развивать орфографическую зоркость.
- Развивать познавательный интерес к предмету русского языка, любовь к родному языку.
Планируемый результат
Предметные (базовый уровень)
Обучающийся будет знать:
- признаки предложения со стороны цели высказывания, эмоциональной окраске (силе выраженного чувства)
Уметь:
- выполнять синтаксический разбор простого предложения (начало)
- решать пунктуационные задачи по выбору нужного знака препинания.
Метапредметные:
Личностные УУД:
- способность к самооценке усваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей;
Регулятивные УУД:
-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что ещё неизвестно;
-составление плана и последовательности действий;
-сличение способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- внесение необходимых дополнений и корректив в план, и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта.
Коммуникативные УУД:
-уметь доказательно формулировать собственное мнение;
- слушать и понимать речь других;
-совместно договариваться, уметь работать в парах, контролировать действия партнёра.
Познавательные УУД:
Общеучебные: формулирование познавательной цели; поиск и выделение информации; понимать знаково-символические записи.
Логические: осуществлять сравнение, синтез, классификацию, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать.
Оборудование: мультимедийная презентация, рабочие печатные тетради, карточки со знаками, карточки для работы в паре и группах.
План урока и хронометраж:
1.Мотивация к учебной деятельности. 1 минута
2.Постановка учебной задачи. 5 минут
3.Актуализация знаний. 8 минут
4.Систематизация знаний. 5 минут
5.Работа в парах. 5 минут
6.Физкультминутка. 3 минуты
7.Локализация затруднений и построение проекта выхода из затруднений. 10 минут
8.Итог урока и домашнее задание. 5 минут
9.Рефлексия. 3 минуты
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД (Планируемые результаты) |
1.Мотивация к учебной деятельности 2.Постановка учебной задачи. 3.Актуализация знаний. 4.Систематизация знаний. 5.Работа в парах. 6.Физкультминутка 7.Локализация затруднений и построение проекта выхода из затруднений. 8.Итог урока и домашнее задание.
9. Рефлексия. | Приветствие ( 1 слайд) Так же, как ручей журчит, Наша речь всегда звучит! Язык- главное наследство, Его должны беречь мы с детства. Будем мы родную речь Изучать, любить, беречь! Чистописание Подготовимся к письму – примем правильную посадку и пропишем узор. Какое слово спрятано в узоре? Что означает это слово? Каково происхождение этого слова и когда на Руси появились знаки препинания?(В узоре – слово… пун…кту…а…ци…я) Историческая справка (2слайд) Определение цели урока (3слайд) Ребята, объясните приказ принцессы из сказки С.Я.Маршака: Казнить нельзя помиловать Ребята, как вы думаете, от чего зависят знаки препинания в конце предложений? А зачем нам это знать? Чему будем учиться? На уроке понаблюдаем за предложениями и попробуем узнать, что лежит в основе русской пунктуации, какими признаками предложения следует пользоваться, чтобы правильно ставить знаки препинания. Фронтальная работа в печатной тетради. (4 слайд) Разделить текст на предложения, дать характеристику по цели высказывания и по эмоциональной окраске, расставить знаки препинания. Объяснить выделенные орфограммы. Но что это ветер внезапно налетел и промчался что за свинцовая полоса на небосклоне но вот слабо сверкнула молния э, да это гроза (По И. Тургеневу) Какие предложения встретились по цели высказывания, а по эмоциональной окраске? Как выбирали знак препинания? Выполним разбор 2 и4 предложений по членам. Рассмотрим схему видов предложений.(5 слайд) По цели высказывания: повествовательные; вопросительные; побудительные. По эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные. Приведите свои примеры предложений каждого вида. Как выбрать знак препинания в конце предложения? Составьте алгоритм. (6 слайд) Пользуясь алгоритмом, выберите знак препинания и дайте характеристику предложений: -Тит, иди молотить -Брюхо болит -Тит, иди щи хлебать -Где моя большая ложка Проверим по слайду (6 слайд) Прочитайте выразительно, что помогло выбрать нужную интонацию? (7 слайд) Послушайте шутливое стихотворение и покажите нужный знак препинания в конце предложений. Точка – присесть на корточки. Знак вопроса – наклон туловища, дотянуться до носков ног. Восклицательный знак – по -тянуться вверх. Согласны ли вы с выводом «Точки»? (8 слайд) Рассмотрите рисунки. Что достойно восхищения или осуждения? Попробуйте выразить разные чувства, произнося с разной интонацией. Переведите интонацию в знак препинания. С какой целью мы используем знаки препинания? (9 слайд) Дифференцированная самостоятельная работа. Как можно с помощью одних и тех же слов: приехать, мама
Составьте и запишите эти предложения или составьте из них текст. Какие это будут предложения по цели высказывания? А по интонации? (10 слайд) Групповая работа. Карнавал знаков препинания. Обсудите в группах и узнайте, о каком знаке препинания идёт речь. Карнавал продолжается. Игра с карточками. Покажите нужный знак препинания в соответствии с характеристикой предложения:
(Дети показывают на карточках нужный знак препинания) (11 слайд) Что лежит в основе русской пунктуации и какими признаками предложения следует пользоваться, чтобы правильно ставить знаки препинания? Домашнее задание: подобрать стихотворное четверостишье и объяснить в нём употребление знаков препинания в конце предложений. (12 слайд) Решето:
Я благодарю вас за активную работу. ( Учитель называет и комментирует оценки.) | Дети хором произносят выделенные слова. Хором Я тетрадь свою открою И наклонно положу. Я от вас , друзья, не скрою Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. Пунктуация. Раздел языка о правилах постановки знаков препинания. 1 ученик рассказывает: Само слово пунктуация — от латинского слова пункция (укол). Пункт — точка. В древности греки использовали для письма палочку — стилос. В местах остановок они делали после слова укол, то есть ставили точку. Когда-то слово пунктуация означало буквально «постановка точек или учение о точках». Теперь же этим словом мы называем всю систему знаков препинания в целом. Мы по-русски называем знаки пунктуации знаками препинания. Препинание, то есть препятствие в речи. Рождение запятой на Руси относят к XV веку; чуть позже родилась точка с запятой. В XVI веке появилось двоеточие, в XVII – восклицательный знак; в XVIII веке появилось пять знаков: скобки, вопросительный знак, кавычки, тире и многоточие. В наше время знаков препинания стало ещё больше. Прибавились двойные запятые (обосабливающие запятые), дефис, двойное тире и некоторые другие. Всего знаков препинания теперь насчитывается свыше десяти. .Ребята высказывают свои предположения. Учиться ставить знаки препинания, выражать с помощью знаков мысли и чувства. Ребята комментируют выполнение задания по очереди.
Ученики приводят свои примеры предложений разных видов и с разными знаками препинания.
2. Определить вид предложения по эмоциональной окраске.
Ребята анализируют предложения и обсуждают выбор знака в паре, проверяют свою работу с образцом. Хором, читая на слайде: Собралась компания Знаков препинания… Кто из них нужнее… Кто из них важнее… Прибежал чудак Восклицательный знак… -Ура… -Долой… -Караул… -Разбой… Притащился кривоносый Вопросительный знак… -Кто… -Кого… -Откуда… -Как…. И сказала точка – Точка одиночка…. -Мной кончается рассказ, Значит я важнее вас… 1вариант – записывает предложение о грибе, 2 вариант – о мальчике. Взаимопроверка. Для достижения цели высказывания и выражения чувств, эмоций. Ребята составляют и записывают предложения по своим возможностям. Текст. Утром мальчик спросил: «Мама приехала?» Услышав отрицательный ответ, он простоял до обеда у окна и просил: «Мама, приезжай скорее!» Увидев маму, он закричал: «Мама приехала!» Вечером мальчик сообщил бабушке: «Мама приехала.» Взаимопроверка. Задания на карточках:
Приведите примеры.
Приведите примеры. Знаки препинания зависят от смысла предложения и чувств говорящего. . Дети договаривают предложения. | Самоопределение: психологический настрой на урок, создание условий мотивации к действиям на уроке, формирование внутренней готовности к выполнению требований учебной деятельности. (Личностные УУД) Организация учащимися своей учебной деятельности.(Регулятивные УУД) Общеучебные универсальные действия: Поиск и выделение необходимой информации ,применение методов информационного поиска ,структурирование знаний. (Познавательные УУД) Коммуникативные УУД: Умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы. Познавательные УУД: формулирование познавательной цели. Личностные УУД: смыслообразование- какое значение имеют для меня данные знания. Регулятивные: целеполагание. Выявление знаний, умений и навыков, необходимых для работы на уроке. Познавательные УУД: логические- анализ с целью выделения признаков, выбор оснований для сравнения, выведение следствий. Коммуникативные: уметь слушать и понимать речь других, уметь оформлять свои мысли в устной речи. Познавательные УУД: знаково-символические, моделирование, построение логической цепи рассуждений, составление алгоритма. Регулятивные УУД: Коррекция и оценка. Коммуникативные УУД: учебное сотрудничество с партнёром. Умение вступать в диалог, приходить к общему мнению. Регулятивные УУД: контроль- сличение способа действия и его результата с образцом, оценка – осознание качества и уровня усвоения. Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль, коррекция, волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии. Личностные УУД: нравственно-этическое оценивание, личностный моральный выбор.
Познавательные УУД: действия постановки и решения проблем, самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске решения проблемы. Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания в устной и письменной речи ,самостоятельное решение творческого задания. Регулятивные УУД: прогнозирование, контроль и коррекция. Личностные УУД: выбор задания для самостоятельной работы. Коммуникативные УУД: разрешение конфликтов- поиск и оценка способов разрешения конфликтов, принятие решения - учёт разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения. Познавательные УУД: Логические- анализ и синтез, подведение под понятие, доказательство. Личностные УУД: смыслообразование, нравственно-этическое оценивание, самоопределение. Познавательные УУД: обоснование выводов. Регулятивные УУД: Способность к самооценке – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения. Личностные УУД: Самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическое оценивание. |
Литература:
- Агеева И.Д. «Весёлые диктанты» - Москва: Творческий центр, 2003г.
- Бетенькова Н.М.«Орфография. Грамматика - в рифмовках занимательных» - Москва: «Просвещение», 2006г.
- Волина В. «Весёлая грамматика»: Москва, «Знания», 2005г.
- Желтовская Л.Я.«Русский язык» 3класс, 1часть – М.: АСТ «Астрель», 2012г.
- Желтовская Л.Я. «Русский язык», рабочая тетрадь №1 3 класс – М..:АСТ: «Астрель», 2012г.
- Желтовская Л.Я. «Обучение в 3 классе» М.: АСТ «Астрель», 2012г.
Самоанализ урока
На уроке по теме «Знаки препинания в конце предложений» систематизируется материал по признакам предложения со стороны цели высказывания, эмоциональной окраске (силе выраженного чувства), то есть даётся алгоритм синтаксического разбора простого предложения (начало).
Учитель даёт представление о пунктуации с введением термина как разделе науки о языке, изучающем правила постановки знаков препинания. Если раньше детям предлагались такие упражнения, в которых знаки препинания подсказывали цель высказывания и интонацию, то на данном уроке ученики сами должны решать пунктуационные задачи по выбору нужного знака препинания. Дети решают в совокупности и орфографические задачи, выполняют разбор предложений по членам, составляют алгоритм решения пунктуационных задач, обобщают материал с помощью схемы.
Дети на уроке сами ставят познавательные задачи, активно участвуют в творческих заданиях, работая в парах и в группах.
Самостоятельная работа предполагает дифференциацию по возможностям и способностям. Дети выполняют задания по личному выбору.
Языковой материал, используемый на уроке, вызывает интерес к предмету русского языку, воспитывает любовь к родному языку, развивает познавательные мотивы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 4 класс Знаки препинания в предложениях
Обобщение и систематизация знаний об изученных видах предложений изнаках препинания в них....
Урок русского языка 4 класс Знаки препинания в предложениях Презентация
Презентация к уроку "Знаки препинания в предложениях"...
Конспект урока русского языка, 4 класс, тема "Знаки препинания в сложном предложении"
Конспект урока Русского языка для 4 класса, тема "Знаки препинания в сложном предложении", разработан по УМК "Начальная школа 21 века"...
Урок русского языка, 1 класс."Предложение. Интонация. Знаки препинания в конце предложения".
Урок закрепления полученных знаний по "Школе России"...
Урок русского языка 3 класс Тема:Знаки препинания в сложном предложении"
Тип урока: изучение нового материала на основе проблемно-диалогической технологии.Цель: учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения, совершенствовать навыки постановки запя...
Презентация к уроку русского языка 4 класс" Развитие умения ставить знаки препинания в простом, в сложном и предложениях с прямой речью"
Тема: " Развитие умения ставить знаки препинания в простом предложении, в сложном и в предложениях с прямой речью"Презентация к уроку....
разработка урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения. Знаки препинания."
Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....