Урок русского языка 3 класс Тема:Знаки препинания в сложном предложении"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Тип урока: изучение нового материала на основе проблемно-диалогической технологии.
Цель: учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения, совершенствовать навыки постановки запятых в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znaki_prepinaniya_v_slozhnom_predlozhenii_4_klass.docx | 35.32 КБ |
Предварительный просмотр:
УМК «Школа России»
Учитель: Хохлова Инна Валентиновна
Дата проведения: 25 сентября 2014 г.
Предмет: «Русский язык»
Класс: 4 «А»
Тема: «Знаки препинания в сложном предложении»
Тип урока: изучение нового материала на основе проблемно-диалогической технологии.
Цель: учить различать предложения с однородными членами и сложные предложения, совершенствовать навыки постановки запятых в предложениях с однородными членами и в сложных предложениях.
Задачи.
- Познакомить с правилом постановки знаков препинания в сложном предложении; сравнить постановку знаков препинания между частями сложного предложения и между однородными членами,
- Закрепить знания о роли союзов и, а, но в предложениях;
- Развивать умение анализировать, обобщать, наблюдать;
- Формировать компоненты учебной деятельности, потребности к новым знаниям;
- Развивать орфографическую зоркость;
- Создать условия для успешного закрепления изученного материала.
- Воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;
- Воспитывать интерес к изучению русского языка, культуру умственного труда и аккуратность.
Планируемые результаты
Предметные:
- писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;
- знать и уметь применять общее правило написания проверяемых орфограмм в разных частях слова;
- знать и находить грамматическую основу предложения;
- определять тип предложений, составлять схемы;
- выделять однородные члены, устанавливать связь между ними;
Познавательные:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам;
- построение логической цепи рассуждений, доказательство
Коммуникативные УУД:
- развивать умение слушать и понимать других
- высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать;
- умение работать в паре и группе;
- уметь читать вслух и про себя учебные тексты, делать выводы
Личностные УУД:
- формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
-нравственно-этическое оценивание усваиваемого материала.
Регулятивные УУД:
- самостоятельно формулировать цель и задачи урока после предварительного обсуждения;
- учиться составлять план решения проблемы совместно с учителем;
- под руководством учителя вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения работы в соответствии с задачами урока.
Межпредметные связи: окружающий мир и литературное чтение
Ресурсы
- Учебник В.П. Канакина « Русский язык» 4 класс
- Рабочая программа
- Поурочные разработки по русскому языку Иэд.«ВАКО» 2014 г.
- Интерактивная доска
- Карточки для работы в парах и группах
Технологическая карта урока «Знаки препинания в сложном предложении»
Этапы урока | Цель этапа | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность уч-ся | ФОУД |
| Организация направленного внимания | Проверка готовности к уроку - Каким бы вы хотели видеть сегодня урок русского языка? Открывается запись на доске: Урок интересный Запись на доске Ученики активные - Сможете стать такими? | Настроить детей на работу | Проявление позитивного отношения к учебному процессу. Уметь высказывать своё мнение. | Личностный |
2. . Орфогра-фическая минутка | -развивать орфографическую зоркость; актуализация знаний. | Прочитай наоборот. Ренежни,боробелх,роткерид,монорга. - Что объединяет слова? (это слова из словаря, часть речи существительное, состоят из трёх слогов, называют профессии) - Запишите, соблюдая правила каллиграфии, поставьте ударение, подчеркните буквы, написание которых нужно помнить. - Какое слово можно назвать лишним и почему? (хлебороб –слово состоит из двух корней; директор – ударение падает на второй слог, а в остальных словах на третий) Разберите слово хлебороб по составу, составьте схему звукового анализа [х л,э б а р о п] Проверка. | Создать условия для повторения пройденого материала, Включить учащихся в обсуждение вопросов. Организо-вать самос-тоятельную работу. | Работать с информацией. Участвовать в обсуждении вопросов, Приме-нять правила, аргументировать ответ. Контролировать правильность выполнения заданий. | Предмет-ный |
3. Целепола-гание | Развивать умение, опираясь на полученные знания самостоятельно формулировать тему урока, ставить перед собой цель и задачу, составлять план действий, развивать умение четко и ясно излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции. | - Прочитайте и сравните два предложения. (слайд 3) Солнце встало и осветило поляну. Солнце встало и поляна озарилась светом. – Чем похожи предложения? (повествовательные, распространённые, содержится одна и та же мысль) - Чем отличаются? (первое предложение простое; в нём одна грамматическая основа; есть однородные сказуемые, они связаны союзом –И-. Второе предложение сложное, в нём две грамматические основы, состоит из двух частей, части предложения связаны союзом –И-) – А как вы думаете нужно ли отделять части сложного предложения друг от друга? Почему? (оно состоит из двух простых, в каждой части содержится своя мысль) - С помощью чего мы сможем это сделать? (с помощью запятой) Давайте исправим ошибку, поставим запятую. - Сформулируйте цель нашего урока (научиться различать сложные предложения и простые с однородными членами, правильно ставить запятые) Составьте схему первого предложения, второго (один ученик работает у доски) [ ─ ═ и ═]. [ ─ ═], и [ ─ ═]. - Кто верно составил схемы? Отметьте свою работу, поставьте плюсик на полях - Предположите, какие виды работ мы будем выполнять на уроке, чтобы решить поставленную задачу? Давайте составим план (записывать и сравнивать предложения; составлять к ним схемы; выделять грамматическую основу; находить однородные члены; определять, сколько частей в предложении; устанавливать связь между частями предложения, связь между однородными членами; делать выводы) | Включить учащихся в обсуждение проблемных вопросов. Постановка учебной задачи. | Анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам, синтез. Самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, составлять план урока. | Регулятив-ный, познава-тельный коммуника-тивный, |
3. Работа над новым материа-лом
4. Работа по учебнику | Воспроизводить знания уч-ся коммуникативным взаимодействием, учитывать позицию собеседника. Первичная проверка понимания Закрепить умение строить схемы простых и сложных предложений. | -Какое сейчас время года. Назовите три осенних месяца. Какие приметы осени знаете? - Выполните задание, работая в парах - Прочитайте текст на карточке. Шагает по лесу осень, шуршит листом на тропинках. Наступает пора затяжных дождей, скоро придут и первые морозы. Листья на деревьях пожелтели, побурели, а сердитый ветер кружит их по воздуху. Грустит осенний лес, но скоро он станет иным. Посветлеет лес, оденется в снежный убор, и волшебница зима будет петь ему колыбельные песни - На какие две группы можно разделить предложения данного текста? (простые предложения с однородными членами и сложные предложения). - Прочитайте простые предложения. Докажите. - Прочитайте сложные предложения. Докажите Проверка на экране (слайд 4) Откройте учебник на стр. 38, упр.53 - Прочитайте задание. Есть ли ошибки в постановке знаков препинания? В каких предложениях? Объясните, почему в одних предложениях запятая нужна, а в других нет - Запишите эти предложения правильно. - Из какого произведения встретился отрывок? («Сказка о царе Салтане..» А.С.Пушкин)
| Контроль, коррекция, организация работы в парах, самостоятельной работы. | Инициативное сотрудничество в работе с учителем, сверстниками, умение согласовывать позиции и находить общее решение, извлечение необходимой информации из текста; построение логической цепи рассуждения, доказательство; сличение способа действия и его результатов с заданным эталоном | Работа в парах Коммуника-тивный, познава-тельный, межпред-метный |
5. Физкульт-минутка | Переключение деятельности | Один олень в осенний день Отлично отдыхал. У озера в осиннике Резвился и скакал. А мимо ослик проходил, Он тоже отдыхать любил, Но очень занят был. Сказал он, глядя на оленя: «Я подожду до воскресенья». | Развитие бережного отношения к своему здоровью | Здоровье-сберегаю-щий | |
6. Работа со схемами предложе-ний | Работа в группах - А сейчас мы с вами поработаем в группах. – Расставьте в предложениях знаки препинания, составьте схемы. Наступила поздняя осень, дни стали короче. Уже улетели ласточки, скворцы и грачи. Лес поредел и приготовился к зимнему сну. Снег выпадал, но скоро таял. Зима приближалась, а природа ждала её прихода. [ ─ ═], [ ─ ═]. [ ═ ,─,─ и ─]. [ ─ ═ и ═ ]. [ ─ ═, но ═]. [ ─ ═], а [ ─ ═]. Проверка на экране (слайд 5) - Сделайте вывод: как могут быть связаны в предложении однородные члены (с помощью интонации, союзов и,а,но) - А как могут быть связаны части сложного предложения? (с помощью интонации, союзов и,а,но) - Скажите, какие средства художественной выразительности встретились в этом тексте? | Контроль, коррекция, организация работы в группах. | Согласовывать позиции и находить общее решение, извлечение необходимой информации из текста; построение логической цепи рассуждения, доказательство; сличение способа действия и его результатов с заданным эталоном | Работа в группах. Коммуника-тивный, познава-тельный, | |
7. Работа в парах по карточке. Работа по учебнику. | Обобщение и систематизация знаний. Развивать навыки самоконтроля, умение применять знания, полученные на уроке | - Работая в парах, составьте алгоритм «Как нужно действовать, чтобы правильно поставить запятые в сложном предложении» 1 ) Найди и подчеркни………….. (грамматическую основу) 2) Определи количество………. (частей в предложении) 3) Обрати внимание на (союз), который связывает части сложного предложения. 4) На границе частей сложного предложения ……….. (поставь запятую) - Что у вас получилось? Проверка на экране(слайд 6) Стр.38, упр.54 - Прочитайте предложения. Объясните, какие буквы пропущены в словах. – Прочитайте предложения с однородными членами. В каких предложениях нужно поставить запятую, почему? Прочитайте сложные предложения. В каких поставите запятую, почему? Спишите предложения, расставьте знаки препинания. Слабые ученики выписывают три предложения по собственному выбору. Сильные ученики выполняют задание, обозначенное знаком «Задание повышенной сложности»: выписывают сначала простые предложения с однородными членами, а потом сложные. Ставят, где нужно, запятые Проверка. Один ученик читает сложные предложения, объясняя постановку запятых, второй – простые. Самооценка. | Контроль, коррекция, организация самостоя-тельной работы. | Инициативное сотрудничество в работе с учителем, сверстниками, умение согласовывать позиции и находить общее решение сличение способа действия и его результатов с заданным эталоном, самоконтроль. | Работа в парах Коммуникативный |
8. РефлексияТест для всего класса. | Совершенствование умений отличать простое предложение от сложного и правильно расставлять в зависимости от этого знаки препинания. Если вы хорошо различаете разные виды предложений на слух и умеете строить их схемы – значит вы будете пунктуационно грамотны. | - Давайте проверим, а сможете ли вы на слух определить вид предложения. Я буду читать предложения, а вы попробуйте построить к ним схемы. (один ученик работает у обратной стороны доски) Улетают журавли, плывут по небу низкие осенние облака. Притихли омытые осенним дождем поля, леса, дубравы. Последние цветы кивают головками и издают приятный запах. Листья на деревьях уже пожелтели, но осень не вступила ещё в полную силу. – Проверим работу, есть ли замечания к ученику, который строил схемы у доски? Проверка на экране.(слайд 7) Кто в этой работе не допустил ошибок? Сделайте отметку на полях. - Молодцы, вы уже хорошо на слух воспринимаете простые и сложные предложения | Контроль, коррекция | Умение выполнять задание в соответствии с целью Самоконтроль | Регулятив-ный Личностные Коллектив-ный |
9. Итог урока | Развивать умение оценивать, анализировать свою работу. | - Подведём итоги урока. - Назовите тему урока. - Назовите цель урока. - Достигли мы цели урока? - Какие открытия были нами сделаны? - Что было для вас трудным? Почему? - Что бы вы ещё хотели узнать? - Оцените свою работу (светофор) Зелёный –знаю и умею, жёлтый – есть сомнения, красный – мне трудно. - Спасибо вам за урок, ребята, вы очень порадовали меня своими знаниями! | Анализиру-ет резуль-таты рабо-ты, выявля-ет причины успешности/неуспеш-ности учебной деятельнос-ти. Создание положительной мотивации к обучению | Уметь оценивать свою работу. Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание узнать больше | Регулятив-ные Личностные |
10. Домашнее задание | Стр. 39, упр.55, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по теме "Знаки препинания в простом,сложном предложении и в предложениях с прямой речью"
Данный урок направлен на умение распознать предложения и в соответствии с типом предложений ставить знаки препинания.На уроке используется групповая форма работы. Использование...
Урок русского языка по теме "Знаки препинания в простом,сложном предложении и в предложениях с прямой речью"
Данный урок направлен на умение распознать предложения и в соответствии с типом предложений ставить знаки препинания.На уроке используется групповая форма работы. Использование...
Презентация к уроку Русского языка по теме : Знаки препинания в простом предложении с однородными членами и в сложном предложении.
В Презентации отлично подобран материал по теме....
Технологическая карта урока русского языка по теме «Знаки препинания в конце предложения»
Регулятивные: планируют, контролируют и оценивают учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.Познав...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Знаки препинания в предложениях с одиночным союзом И"
Урок содержит материал для закрепления темы "Предложения"...
Урок русского языка на тему "Знаки препинания при однородных членах предложения"
Урок русского языка. 3 класс. Тема: Знаки препинания при однородных членах предложения. Правописание. Программа: Начальная школа XXI века....
Самоанализ урока русский язык на тему : " Знаки препинания в предложениях с однородными членами"
Самоанализ урока по русский язык в 3 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с однородными членами"...