Воспитание культуры речи учащихся
статья по теме
Выступление на педсовете
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_kultury_rechi_uchashchihsya_v_svete_novogo_fgosa.docx | 20.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Учебный процесс в начальных классах дает большие возможности для формирования основ нравственной культуры, а значит, и культуры поведения и речи. Не менее важный резерв воспитания культуры поведения (выносится в нових стандартах на 1 план)— внеклассная работа. Она позволяет продолжить, углубить, отшлифовать то, что делается на уроке. Так, на мероприятиях, посвященных знаменательным, памятным событиям, встречам с интересными людьми, при знакомстве школьников с природой, искусством, организуя активную коллективную деятельность детей, мы включаем их в определенные нравственные отношения и тем создаем дополнительные возможности для формирования умений и навыков культуры поведения и речи. Так я во внеурочное время провожу различныу классные мероприятия, на которых школьники учатся осознавать свое и чужое поведение, занятия в клубах вежливых, бережливых, друзей природы. проведение праздников, и т. п. Работа организуется так, чтобы воздействовать и на моральное сознание ребят, и на формирующиеся у них навыки и привычки поведения.
Здесь особенно уместны этические беседы и различные виды упражнений. В беседах учащиеся уясняют смысл моральных понятий, оценивают поступки, мысленно осуществляют моральный выбор. Упражнения помогают перевести усвоение школьниками моральных знаний в практические действия, закрепить их в форме привычек, манер. Для тренировки ребят в культурном поведении хороший эффект дают такие приемы: повторение какого-то образца (скажем, удачного варианта поведения кого-то из учащихся); инсценирование стихотворений и отрывков из рассказов на моральные темы;проведение ролевых игр, когда дети в заданной учителем конкретной ситуации избирают себе роль и самостоятельно, на основе знаний правил этикета, выбирают способ действия; сюжетно-ролевые игры: дети воплощают разработанные самостоятельно или с помощью учителя сценарии своей линии поведения в сложных ситуациях (например, на дне рождения, в магазине, на улице).
Выполнение общественных поручений требует от детей не только умения выполнять какую-либо деятельность, но и соблюдать определенные правила поведения.Во 2 классе у нас работают 5 центров: центр заботы, агит-бригада, спортивный центр, Основная работа по накоплению опыта правильного поведения проходит в повседневной жизни младших школьников - на уроках, во время перемен, в раздевалке, по дороге домой, во время посещений театра, кино, на прогулках, экскурсиях, в общении друг с другом и взрослыми.
С первых дней пребывания в школе ребёнок включается в процесс межличностного взаимодействия с одноклассниками и учителем.
Если у ребёнка к 9-10-летнему возрасту устанавливаются дружеские отношения с кем-либо из одноклассников, это значит, что ребёнок умеет наладить тесный социальный контакт с ровесником, поддерживать отношения продолжительное время, что общение с ним тоже кому-то важно и интересно.
Необходимым условием для всестороннего развития ребёнка является наличие детского общества, в котором формируются черты нового человека: коллективизм, товарищество, взаимопомощь, сдержанность, навыки общественного поведения. Общаясь со сверстниками, ребёнок научится трудиться, заниматься, достигать поставленной цели. Ребёнок воспитывается в жизненных ситуациях, которые возникают в результате общения детей. Подготовка ребёнка к жизни среди взрослых начинается с его умения строить свои отношения со сверстниками. Когда ребёнок начинает осознавать, что рядом с ним такие же дети как он, что свои желания приходится соизмерять с желаниями других, тогда в нём возникает нравственная основа для усвоения необходимых форм общения.
Полезно объединять детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность. В интересной, насыщенной событиями жизни общение приобретает особую сдержанность.
Домашняя обстановка и отношения в семье оказывают большое влияние на нравственное развитие школьника. Вот почему важно учить родителей воспитанию детей.Родительские собрания-лектории «Нравственные уроки семьи-нравственные законы жизни», «Хорошие родители-кто они?»,»Свободное время и развлечения в семье»позволяют помочь родителям выбрать правильный путь в воспитании.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Воспитание культуры речи у учащихся начальных классов
Культуру речи необходимо воспитывать путем сознательного отношения к языку на базе хотя бы элементарных языковедческих знаний. В начальном звене школы работа по культуре речи должна быть направл...
"Воспитание культуры поведения учащихся в начальной школе".
В работе говорится о приёмах работы в урочное и внеурочное время, позволяющих формировать культуру поведения младших школьников....
Комплекс упражнений по формированию культуры речи учащихся
Повышение культуры речи является актуальной проблемой современного общества. Чтобы научить говорить, соблюдая нормы современного русского языка, целесообразно уделять внимание формированию культуры ре...
СТАТЬЯ по теме:«Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня»
СТАТЬЯ по теме:"Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня"...
Воспитание культуры чтения учащихся начальных классов
В духовной жизни человека любого общества книга имеет поистине огромное значение. Она служит неисчерпаемым источником мудрости, воспитания благородных чувств.К сожалению, в наш век телев...
Статья "Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня"
Статья "Воспитание культуры поведения учащихся в группе продленного дня"...