ВАЖНЫЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
материал на тему
МАТЕРИАЛ СОДЕРЖИТ В СЕБЕ ВАЖНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Березенцева Елена Александровна
Учитель начальных классов МБОУ СОШ №177 г.Новосибирска
Отличник народного образования, учитель высшей квалификационной категории
«ВАЖНЕЙШИЕ АСПЕКТЫ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
«В союзе с семьей»
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют классные руководители. Воспитательная работа в классе не может строиться без учета того, что индивидуальность ребенка формируется в семье. Обе стороны заинтересованы в изучении ребенка, раскрытии и развитии в нем лучших качеств и свойств. Сотрудничество классного руководителя и родителей предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, знание особенностей и условий семейного воспитания ребенка.
Сотрудничество классного руководителя с родителями необходимо вести по нескольким направлениям:
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- организация работы с родительским активом;
- помощь семьям отдельных учащихся:
- оказание психолого-педагогической помощи в организации семейного воспитания различных категорий обучающихся;
- оказание родителям психолого-педагогической помощи в решении трудных проблем семейного воспитания.
- взаимодействие с общественными организациями родителей;
- вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс.
Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс возможно с помощью:
- дней творчества детей и их родителей;
- открытых уроков и внеклассных мероприятий;
- помощи в организации проведения внеклассных дел.
Классные родительские собрания — традиционная форма работы. Между тем методика проведения собраний нуждается в совершенствовании. Один из подходов к организации классных собраний — проблемная формулировка тем собраний: "Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитанию детей?", "Можно ли опоздать с воспитанием доброты, отзывчивости?". Заинтересованному проведению такого собрания может помочь заранее составленный вопросник. Например, на собрании "Избавление от трудностей или столкновение с ними помогает воспитанию детей?" могут быть поставлены вопросы:
1. Припомните, какие жизненные трудности закаляли Ваш характер, вырабатывали волю.
2. Припомните и охарактеризуйте состояние Вашего ребенка (речь, поступки, чувства и настроение, результаты действия), когда он столкнулся с настоящей трудностью.
3. Часто ли Вы видите своего ребенка в преодолении трудностей?
4. Какие трудности чаще побеждает Ваш ребенок, с какими не справляется?
5. Как Ваш ребенок относится к избавлению от трудностей в семье?
6. Какими чувствами и мыслями руководствуетесь Вы, когда видите, что ребенок борется с трудностями, но преодолеть их не может?
Одной из форм сотрудничества с родителями является организация совместной деятельности с родителей их детьми. Это и совместные праздники, чаепития, экскурсии, поездки, встречи. Родителей можно привлекать к проведению разовых классных часов. Эти классные часы могут быть связаны с профессиями самих родителей, миром их интересов и увлечений, предприятиями, на которых они трудятся. Родители успешно могут участвовать в работе жюри внеклассных мероприятий в классе, быть участниками КВН, музыкальных конкурсов и дней творчества.
Эффективность воспитания детей в семье в значительной степени зависит от педагогической грамотности родителей. Родителям не обойтись без изучения физического и психического развития подрастающего поколения, закономерностей формирования личности, мировоззрения, характера и.т.д. Поэтому любому классному руководителю (начинающему или опытному педагогу) необходимо уделять внимание психолого-педагогическому просвещению родителей. Умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах. Желательно, чтобы классный руководитель информировал родителей о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т.д.
К сожалению, сегодня у большинства родителей часто нет времени прийти в школу для беседы или консультации с классным руководителем, в связи с большой загруженностью на работе. В то же время почти у каждого ребенка дома или у его родителей на работе есть компьютер с выходом в Интернет, которые можно использовать для связи. Это может быть общение с помощью электронной почты, социальных сетей, электронного журнала класса. Родителей всегда интересуют подробные результаты учебной работы их ребенка. Именно поэтому считаю целесообразным ведение электронного журнала: публикация расписания и новостей класса, ведение дневника учащегося. Для того чтобы заглянуть в него, родителям достаточно набрать электронный адрес и личный код ребенка. При всей трудоемкости этой работы она себя оправдывает, т. к. известно, что обычный дневник не дает целостной картины успеваемости ученика. Родители могут контролировать успеваемость ребенка и выполнение им домашних заданий, узнают вовремя о школьных и классных новостях.
Классному руководителю очень важно иметь в лице родителей заинтересованных партнёров-единомышленников. Во внеклассной работе участие родителей необходимо и обязательно. Классный руководитель, привлекая родителей к участию в воспитательной работе класса, должен поощрять самых активных родителей. Эта традиция сохраняется в течение всего времени обучения учащихся. Формы поощрения родителей самые разнообразные – грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, изготовление дипломов и множество различных форм поощрения родителей за активное участие в жизни классного коллектива.
Ожидаемые результаты:
- своевременное информирование родителей о жизни класса и школы;
- привлечение родителей к совместной деятельности и активное участие родителей в жизни класса;
- оказание помощи в подготовке и проведении различных мероприятий.
«Развитие самоуправления в классе»
Развитие самоуправления в классе - это один из важных вопросов воспитательной работы. Для классного руководителя важно грамотно организовать систему самоуправления в классе. Одним из обязательных элементов должны стать выборы Совета класса. Новый учебный год необходимо начинать с совместного планирования дел. Например, провести анкету «Поиск интересных дел», в которой учащиеся выскажут пожелания о том, какие коллективные творческие дела они хотели бы провести в классе, с кем встретиться, в каких экскурсиях участвовать. Учитывая мнения учащихся класса, необходимо определить тематику классных часов, формы их проведения, сроки, ответственных за их подготовку и проведение. Каждый может найти дело по душе - попробовать себя в качестве музыканта, поэта, сценариста, декоратора... Результатом этого творчества могут быть выпуски газет, плакатов, компьютерных презентаций, литературных сочинений, рекламных буклетов, театрализованные представления, интеллектуальные, развлекательные, спортивные игры, с использованием различных средств ИКТ и многое другое. Фотографии, сделанные учащимися, во время проведения мероприятий оформляются в фотоальбом с комментариями. Обработанный видеоматериал – основа сборника фильмов о жизни класса.
После проведенного мероприятия обязательным моментом должно стать подведение итогов, анализ. Это один из важнейших этапов работы: оценка результата, соотнесение полученного с запланированным. Для классного руководителя - это диагностика. Отмечаются успехи класса и личный вклад каждого.
Принципы самоуправления:
- «сами ищем дело»;
- «сами планируем и осуществляем его»;
- «сами подводим итоги» на основе коллективного анализа.
Классному руководителю важно создать коллектив со своими традициями. Например, традиционными мероприятиями в классе, могут стать:
- презентация книги классных достижений (слайд-шоу + видеофильм, один раз в четверть)
- поздравление учащихся класса с Днем Рождения;
- спортивные соревнования между семьями учеников;
- родительские чаепития;
- посещение кино, театров, музеев;
- праздники Нового Года, 23 февраля, 8 Марта, окончание четверти;
- праздник «Традиции моей семьи».
Ожидаемые результаты:
- развитие организаторских способностей, творческой инициативы на основе работы творческих групп и формирование лидерских качеств;
- личностный рост учащихся, воспитание, развитие их ответственности и самостоятельности;
- создание коллектива со своими традициями;
- формирование готовности участвовать в различных социальных проектах.
Развитие культуры общения у детей в начальной школе
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к работе над методической темой "Групповые приёмы работы в начальной школе".
В презентации отмечены необходимость нового подхода в обучении, актуальность темы, элементы групповой работы, алгоритм работы в группах, методы обучения в группах, правила организации работы в г...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/31/picture-124502-1427822376.jpg)
Нравственный аспект уроков в начальной школе в рамках введения ФГОС.
В наше время перед любым педагогом встаёт ряд проблем, касающихся процесса воспитания, причина этому лежит в постоянной смене ценностей общества. Трудности в воспитательном процессе относятся сегодня ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/03/30/picture-910773-1490844025.jpg)
Инновационные аспекты деятельности учителей начальной школы в свете реализации требований ФГОС НОО. Роль учителя в реализации требований ФГОС на уроках русского языка.
В современной начальной школе сегодня ребенка уже недостаточно обучить только чтению, счету и письму. Его необходимо ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/21/picture-183663-1358760283.jpg)
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ.
Эта статья об организации воспитательного процесса в общеобразовательной школе.В каждой школе она имеет свои особенности.Воспитательная работа охватывает весь образовательный процесс:учебные занятия, ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/01/12/picture-183737-1484232875.jpg)
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Эта статья об организации воспитательного процесса в общеобразовательной школе.В каждой школе она имеет свои особенности. Воспитательная работа охватывает весь образовательный процесс:учебные занятия,...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/14/picture-1240206-1586890634.jpg)
Игра - один из важнейших приёмов работы в начальной школе
Значение игры и игровой деятельности в начальной школе....
![](/sites/default/files/pictures/2022/05/05/picture-1404339-1651777812.jpg)
Статья на тему «Организация исследовательских работ в начальной школе в рамках воспитательной работы». Составил работу воспитатель группы продленного дня Шишова Екатерина Валерьевна, школы №500 Пушкинского района города Санкт- Петербурга.
Навыки исследовательской работы в начальной школе, как метод и организация маладших школьников....