СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
статья
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_aspekty_vospitaniya_uchenika_nachalnoy_shkoly.doc | 85.5 КБ |
Предварительный просмотр:
И.В.Кваша, М.В.Иванова
Санкт-Петербург, Россия
СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ВОСПИТАНИЯ УЧЕНИКА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Эта статья об организации воспитательного процесса в общеобразовательной школе. В настоящее время образовательное учреждение стремится создать свою воспитательную систему. В каждой школе она имеет свои отличительные особенности. Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс, учебные занятия, внеурочную жизнь детей (не только досуг), разнообразную деятельность и общение за пределами школы.
Сегодня, как и прежние годы, воспитание является важнейшим компонентом образования. Ключевая роль в решении воспитательных задач в школе принадлежит классному руководителю. Сегодня классный руководитель, как и прежде, должен содействовать развитию личности ребенка, реализации его потенциала, обеспечению условий для успешной социальной адаптации. Но быстро меняющиеся условия требуют вносить коррективы. Образовательное пространство в интересах устойчивого развития должно быть таким, чтобы даже самый слабый ученик был обучен и воспитан настолько, чтобы его действия не представляли угрозы ни для общества, ни для него самого.
Исходя из целей, которые общество ставит перед школой, уточняются воспитательные задачи:
- Всестороннее развитие ребенка, охватывающее интеллектуальный, нравственный, культурный, эстетический рост личности.
- Воспитание учащихся физически и нравственно здоровыми, способными быть патриотами своей Родине на словах, а на деле, защищающими традиции своей страны и своего народа и уважающими традиции, обычаи, культуру других народов.
- Способствовать воспитанию в учащихся уважения к правам и свободам других людей, ответственности перед собой, своей семьей, обществом за свои действия и поступки.
- Воспитание уважительного отношения к труду, являющегося показателем человеческой сущности, постоянное самосовершенствование и самовоспитание, достойное и уважительное отношение к обществу и самому себе.
Планируя воспитательную работу, классный руководитель должен учитывать особенности современного ребёнка, ориентироваться на изменения происходящие в обществе. К наиболее специфическим особенностям детей младшего школьного возраста нашего времени можно отнести их взрослость, т.е. несовпадение паспортного возраста с психологическим. Это несовпадение в ряде проявлений характеризуется такими чертами как независимость, прагматичность, широкая информированность. Но в то же время ребёнок, сообразно своему возрасту, остается впечатлителен, доверчив, подвержен чужому влиянию.
Новыми для классных коллективов начальной школы стали такие характеристики как:
- увеличившаяся разница в возрасте ( в первый класс приходят дети от 6,5 до 8 лет);
- поликультурность, связанная с приходом в школу детей из других регионов России и ближнего зарубежья;
- разная степень социализированности, т.к. в классах рядом с детьми не посещавшими детский сад и не имеющими опыта общения со сверстниками, знающими только узкий круг взрослых из своей семьи теперь всегда есть школьники являющиеся социально беспризорными, самостоятельно организующие свой досуг;
- выросла доля неполных и неблагополучных семей, семей находящихся в социально опасной ситуации.
Исходя из этих особенностей, классный руководитель сегодня должен осуществлять воспитательную деятельность, обращая особое внимание на следующие аспекты: регулирование сложной системы взаимоотношений, восполнение дефицита полноценного общения, психологическая защита ребенка.
Выстраивание и регулирование сложной системы взаимоотношений в классе, где младшие школьники получают важные социальные навыки, является условием сохранения детей в образовательном пространстве учреждения. Классный руководитель должен помочь детям обрести успешный опыт взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса. Такой опыт может быть построен только на взаимопомощи, взаимной ответственности, уважении друг к другу. Этому способствует организация совместной деятельности учеников, учителей и родителей учащихся. Мы организуем совместные праздники, в которых участвуют все без исключения дети из класса. Даже детям, для которых русский язык не является родным, всегда находится роль в спектакле.
Восполнение дефицита полноценного общения, всё чаще испытывают многие современные дети. К сожалению, выросла доля семей, в которых родители мало общаются со своими детьми, не сопереживают их успехам и неудачам. В таких семьях дети не знают элементарных норм поведения (как вести себя за столом, как вести себя в транспорте, в общественных местах, как вежливо обратиться с просьбой). Родители не находят времени и возможности для посещения с детьми театра, выставок, музеев, а иногда и не испытывают потребности в организации досуга ребенка, в планировании выходного дня.
Кроме этого, ребёнок нашего времени стал меньше играть, меньше двигаться. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка и методами семейного воспитания, порой осуществляют его вслепую, интуитивно. Многие дети не умеют играть в элементарные игры со скакалкой, мячом. И нам, классным руководителям, приходится учить детей этому на переменах и в группе продленного дня.
В последние годы усилилась тенденция, которая опосредованно, может быть подсознательно, но всё же мешает гармоничному становлению детей в семье – родители не регистрируют брак, часто в одной семье дети и взрослые члены семьи имеют разные фамилии. В таких условиях труднее формируются сплоченность, сопереживание, соучастие, взаимная ответственность, гордость за свой род, свою фамилию во всех смыслах этого слова. Молодые люди детородного возраста, уезжая в экономически благополучные регионы, такие как Санкт-Петербург, вынуждены воспитывать своих детей без участия бабушек и дедушек. Младшие школьники часто затрудняются назвать отчества своих родителей, называют их просто по именам, часто неполным (Света, Саша), не знают имен и отчеств других членов семьи. В условиях дефицита семейного общения и внимания близких, ребёнок лишается чувства опоры и защищенности в трудных ситуациях – когда испытывают затруднения учебного или коммуникативного характера.
Работа классного руководителя сводится не только к работе на уроках, переменах или в группе продленного дня. Учитель организует различную деятельность: посещение театров, музеев, различные познавательные экскурсии. Но многие дети, не имеющие опыта обращения к высоким, академическим образцам искусства, не готовы участвовать в таких экскурсиях и смотреть спектакли. Для их приобщения к культурным ценностям и возможностям, которыми обладает Санкт-Петербург, необходимо время на погружение. Классный руководитель должен создать условия, подготовить ребенка, чтобы он шел в музей или в театр не потому, что идет весь класс, а потому, что он сам этого хочет, потому, что он и его семья доверяет выбору классного руководителя. Классный руководитель, в свою очередь, берет на себя определение тематики экскурсий, выбор спектаклей из театрального репертуара и т.д.
Принятие ребёнком учителя и классного руководителя, как значимого взрослого, невозможно без установления доверительных отношений между ними. В наше время, по причине занятости родителей, большое влияние на мировоззрение ребёнка оказывает телевидение. И такие игры как «Поле чудес», «Что? Где? Когда?», «Минута Славы», проводимые в стенах школы, позволяют развивать творческие способности детей, помогают посмотреть на эти телевизионные передачи не только как на развлечение, но и как на источник получения знаний.
Творческое взаимодействие учителя и ученика на таких конкурсных программах как «Две звезды», « А, ну-ка, мальчики!», «А, ну-ка, девочки!», когда учитель наравне с учеником участвует во всех состязаниях, приводит к тому, что между учеником и учителем устанавливается особый доверительный контакт. Именно в такие моменты учитель или классный руководитель становится примером для учеников. И с таким учителем-другом, учителем-наставником с удовольствием можно пойти в Эрмитаж, в Русский музей, в поход, на премьеру в театр. Именно он создаёт комфортную обстановку в классе, в которой ребёнок чувствует себя защищенным, необходимым другим людям
Психологическая защита ребенка от негативного влияния взрослых в семье и в социуме занимает все большее место в деятельности классного руководителя. Доверительные отношения с учащимися и достоверная информация о ситуации в их семьях позволяют своевременно и эффективно справляться с выявленными проблемами. Классный руководитель самостоятельно через беседы, консультации, посещения на дому или, с привлечением социального педагога и психолога, оказывает квалифицированную поддержку и ученику и семье в целом.
Учитывая все эти аспекты и план воспитательной работы школы, мы планируем свою деятельность. Мы знаем особенности своего класса и составляем план воспитательной работы в соответствии с этими особенностями. Такой план составляется сразу на год, но в процессе работы могут быть корректировки. В своем плане воспитательной работы мы отражаем и работу с родителями, и работу с учащимися. Особое внимание уделяем тому, что тематика классных часов и тематика родительских собраний согласуется. И если, например, в марте планируем родительское собрание
«Как научить ребенка любить книгу?», то предшествует этому классный час для учащихся с темой «Книга – мой друг!» (см. Приложение)
Таким образом, успешное решение задач воспитания возможно только при условии тесного взаимодействия учителя и ученика, классного руководителя и родителей, осознанного сотрудничества семьи и школы.
Приложение.
Как пример, хотели бы предоставить свои планы воспитательной работы, рассчитанные на учащихся 1 и 2 классов.
План воспитательной работы 1-го класса (примерный)
Месяц | Мероприятие | Деятельность родителей |
сентябрь | Торжественная линейка «День знаний». Экскурсия по школе «Моя школа». Классный час «Мы теперь ученики». Классный час «Что у тебя в портфеле?». День открытых дверей в Доме детского творчества «Измайловский». Классный час «Мы теперь ученики». | Родительское собрание «Адаптация первоклассника» «Режим дня первоклассника» |
октябрь | Подвижные игры на воздухе «Мои любимые игры». Конкурс «Две звезды», посвященный Дню учителя. Классный час «Давайте жить дружно» Классный час в школьной библиотеке, посвященный Дню рождения М.Ю.Лермонтова Классный час «Мы пешеходы» (правила поведения в каникулы). Классный час, посвященный Дню народного единства «Моя Россия» | Присутствие родителей на конкурсе «Две звезды» в качестве зрителей. |
ноябрь | Классный час «Как я провел свои первые каникулы». Конкурс, посвященный Дню толерантности. Классный час «В мире дорожных знаков». Конкурс, посвященный Дню матери «Моя мама – лучшая на свете» Автобусная экскурсия «Как возник наш город». Классный час «Что мне нравится в школе». | Помощь родителей в подготовке видеоролика о России ко Дню толерантности. Изготовление русских народных костюмов к конкурсу. Участие мам в конкурсе «Моя мама – лучшая на свете». |
декабрь | Классный час «День героев Отечества», Классный час «Правила поведения в общественных местах», «Правила поведения в театре». Посещение музея-театра «Сказкин дом». Классный час «Права ребенка». Классный час «Зимние забавы». Выставка - конкурс елочных игрушек «Мастерская Деда Мороза». Конкурс, посвященный Дню рождения школы «Минута славы». Конкурс «Две звезды», посвященный Новому году. | Родительское собрание «Итоги I триместра». «Цели, задачи и порядок работы с детским портфолио» Организация поездки в музей-театр «Сказкин дом». Подготовка костюмов к новогоднему празднику. Присутствие родителей на конкурсе «Две звезды» в качестве зрителей. |
январь | Классный час «Старый Новый год». Классный час «Дети с планеты Невеж». Классный час «День снятия блокады». Посещение Театра Музыкальной комедии». Встреча с ветеранами Великой Отечественной войны. | Организация поездки в Театр Музыкальной комедии. Помощь в проведении встречи с ветеранами Великой Отечественной войны. |
февраль | Классный час «Правила поведения на водоемах зимой». Классный час «Чему учат в школе». Классный час «Компьютер – друг или враг?» Классный час «Любимая страница портфолио». Автобусная экскурсия «Музей под открытым небом». | Помощь в организации и проведении празднования Масленицы. |
март | Классный час «Азбука безопасного поведения на улице». Конкурс, посвященный Дню 8 марта «А ну-ка, девочки!». Конкурс «Две звезды», посвященный 8 марта. Фотовыставка «Моя мама». Праздник «Мама, очень – очень, я тебя люблю». Классный час «Я один дома» (правила поведения). Классный час «Приятного аппетита» (о вкусной и здоровой пище), | Родительское собрание «Как научить ребенка любить книгу?» Помощь в сборе материалов для фотовыставки. Присутствие родителей на конкурсе «Две звезды» в качестве зрителей. |
апрель | Классный час «Здоровый сон». Викторина по правилам дорожного движения. Экскурсия в зоопарк. Классный час «Как вести себя с незнакомцем». День птиц. Классный час в библиотеке «Я люблю читать». | Помощь в организации и проведении экскурсии в зоопарк. |
май | Выставка «Моё портфолио». Конкурс «Две звезды», посвященный Дню Победы. Классный час «Доктор Айболит» (о здоровом образе жизни). Экскурсия «Героический подвиг Ленинграда». Классный час «Они сражались за Родину». Классный час «День рождения города» Классный час «Солнце, воздух, вода» (правила поведения в летние каникулы). Линейка, посвященная окончанию учебного года. | Родительское собрание «Итоги окончания учебного года». «Здоровый образ жизни». Помощь в организации и проведении праздника «Прощание с 1 классом». Присутствие родителей на конкурсе «Две звезды» в качестве зрителей. |
План воспитательной работы 2 класс (примерный)
Месяц | Мероприятие | Работа с родителями |
сентябрь | Торжественная линейка «День знаний» Классный час « Как я собираюсь в школу» День открытых дверей в Доме детского творчества «Измайловский». Посещение районной библиотеки «Моя любимая книга» Классный час «А если предмет нелюбимый?» (проведение социометрии) | Родительское собрание «Учим ребенка собираться в школу» |
октябрь | Конкурс «Две звезды», посвященный Дню учителя. Классный час в школьной библиотеке, посвященный Дню рождения М.Ю.Лермонтова Классный час «Уроки Светофора» (правила поведения на каникулах) Игра «Маршрут добрых дел» (на базе ДТ «У Вознесенского моста») | Беседа с родителями. Присутствие родителей на конкурсе «Две звезды» в качестве зрителей. Помощь в сопровождении детей в ДТ |
ноябрь | Классный час «Здоровье и правильное питание» Классный час «Что такое толерантность» Фестиваль песен к Дню толерантности. Конкурс «Моя мама лучшая на свете» Автобусная экскурсия по городу «Как возник наш город». | Помощь родителей в подготовке видеоролика о России ко Дню толерантности. Изготовление русских народных костюмов к конкурсу. Участие мам в конкурсе «Моя мама – лучшая на свете». |
декабрь | Классный час «Мои права» Классный час «День героев Отечества», Классный час «Режим дня» Новогодний утренник «Волшебные сказки» Выставка - конкурс елочных игрушек «Мастерская Деда Мороза».
| Родительское собрание « Итоги 1 триместра. Режим дня второклассника» Подготовка костюмов к празднику, помощь в организации праздника. Посещение конкурса «Две звезды» |
январь | Классные часы «День снятия Блокады» «Твоё здоровье в твоих руках» (о вредных привычках, наносящих ущерб здоровью человека) «Правила поведения на водоёмах зимой» Участие в неделе математики. Посещение театра | Помощь в сопровождении класса в театр |
февраль | Конкурс ко Дню Защитника Отечества «А, ну-ка, мальчики!» Посещение театра Празднование Масленицы. Классные часы « Правила безопасного перехода улицы» «Если дома возник пожар» «Опасные предметы в быту» | Помощь в подготовке конкурса ко Дню Защитника Отечества Организация праздника «Масленица»
|
март | «Праздник для мам» Конкурс «Две звезды», посвященный 8 марта. Классные часы «Приятного аппетита!» «Здоровье и питание» «Правила поведения на каникулах» | Помощь в подготовке праздника для мам. Родительское собрание «Как питается ваш ребёнок? Итоги 2 триместра» |
апрель | «Книжкина неделя» Посещение районной библиотеки День птиц (викторина) Выставка достижений детского творчества Классные часы «Как помочь другу» «Рыцари и дамы» «Вместе весело шагать» | Помощь в подготовке поделок. |
май | Классные часы «День Победы» «Викторина по правилам дорожного движения» Экскурсия «Героический подвиг Ленинграда». Конкурс «Две звезды», посвященный Дню Победы. Праздник к дню семьи «Моя семья самая дружная» Линейка, посвященная окончанию учебного года. | Подготовка праздника День семьи. Посещение конкурса «Две звезды» Итоговое родительское собрание «Семья глазами детей. Итоги второго года обучения» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Новогодний спектакль для учеников начальной школы.
В сценарий спектакля включены интересные конкурсы в которых могут принимать участия как дети, так и родители, присутствующие на празднике....
Портфолио ученика начальной школы
Странички для заполнения учащимися о себе, тесты, таблицы и т.д....
Интеллектуальная игра для учеников начальной школы.
Данный материал подобран для проведения игры между учениками начальной школы....
Положение о портфолио ученика начальной школы
Положение о портфолио ученика СШИ: цели и задачи портфолио, структура портфолио, оценка результатов....
портфолио ученика начальной школы (шаблон)
Портфолио ученика начальной школы (шаблон) Заполнить титульный лист и стр.3 "Моя семья"...
Учебно-методическое пособие "Использование портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы". Из опыта работы учителя начальных классов ГБОУ СОШ №394 Титовой Е.В.
Методика использования портфолио для формирования элементов учебной культуры ученика начальной школы. Поэтапное описание опыта работы позволит учителям начальной школы выявить ряд дополнительных возмо...
ИГРА ПО СТАНЦИЯМ "ЗДОРОВАЯ ШКОЛА" для учеников начальной школы (1-2 кл.)
ИГРА ПО СТАНЦИЯМ "ЗДОРОВАЯ ШКОЛА" для учеников начальной школы (1-2 кл.)Цель: популяризация здорового образа жизни у школьников.Задачи:Формирование установок здорового образа жизни.Повышение уровня ос...