Игра - один из важнейших приёмов работы в начальной школе
статья
Предварительный просмотр:
Игра - один из важнейших приёмов работы в начальной школе.
Дети приходят в школу, как правило, из детских садов; где основной их деятельностью была игра. Теперь главным трудом детей становится учение, на которое шестилетнему ребенку очень трудно сразу переключиться. Оно требует от детей значительно большей ответственности, усидчивости и трудолюбия. Только не все понимают, что с приходом ребёнка в школу учебная деятельность не становится для него автоматически ведущей. Здесь требуется большая и кропотливая работа. Более быстрому к безболезненному преодолению психологического барьера, возникающего при поступлении ребенка в школу, является использование игры как методического приема в учебном процессе. В игровой деятельности раскрывается индивидуальность ребенка, формируются чувства коллективизма и взаимопомощи, развиваются творческие способности детей.
В школе шестилетние дети, кроме психологической, получают
и большую физическую нагрузку. Быстро утомляясь, они отвлекаются, внимание их рассеивается. Хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала. В значительной мере этому содействуют физкультминутки, которые используются многими учителями на уроках. Однако не следует забывать, что и они тоже должны носить игровой характер. Наибольшая эффективность от физкультминуток достигается лишь тогда, когда их форма и содержание разнообразны. Более четко ориентироваться в них помогает систематизация физкультминуток. Хочу предложить некоторые из них, которые были использованы в работе с шестилетними детьми.
1. Оздоровительно-гигиенические.
Их можно выполнять как стоя, так и сидя: расправить плечи, прогнуть спину, потянуться, повертеть головой, «поболтать» ножками.
На уроках необходимо проводить и зарядку для глаз. Не поворачивая головы, посмотреть направо, налево, вверх, вниз. Дети могут следить глазами за движением руки учителя. А можно просто, закрыв глаза, немножко «подремать».
2. Танцевальные.
Они особенно любимы детьми, так как всегда выполняются под веселую музыку популярных детских песен. Все движения произвольны, танцуют кто как умеет, при этом желающие могут петь.
3. Ритмические.
Они сродни танцевальным, так как выполняются под музыку, но отличаются более четким исполнением элементов.
4. Физкультурно-спортивные..
Это традиционная гимнастика, которая выполняется строго под счет, с равномерным чередованием вдохов и выдохов. Каждое упражнение рассчитано для укрепления определенной группы мышц. Сюда можно, включить бег, прыжки, приседания, ходьбу на месте и т. д.
5. Двигательно-речевые.
Этот вид физкультминуток, пожалуй, самый популярный сегодня на уроках у шестилетних учеников. Дети коллективно читают небольшие веселые стихи и одновременно выполняют различные движения, как бы инсценируя их.например:
Пчелки в домиках сидят
И в окошечки глядят,
Порезвиться захотели,
Друг за другом полетели,
Полетали, прилетели
И на место тихо сели.
Через игру ребенок познает окружающий мир и самого себя, учится анализировать, обобщать, сравнивать. Наглядность, преподнесенная в игровой форме, способствует конкретизации изучаемого материала. Например, для лучшего усвоения новых букв я предлагаю ученикам пофантазировать и сказать, на что похожа или что напоминает та или иная буква. Хорошим подспорьем в этом окажется книга Г. Юдина «Букваренок» , помогающая детям запоминать новые буквы через ассоциации или своего рода «опоры». Можно предлагать детям вырезать изучаемую букву, тем самым закрепляя ее графическое изображение. Можно предложить детям сборно-разборные магнитные буквы. Набор магнитов в виде узких полос, кругов и полукругов позволяет на классной магнитной доске на глазах детей собирать и разбирать букву по элементам.
Применяемый на уроках у шестилеток игровой прием должен находиться в тесной связи с наглядными пособиями, с темой урока, с его задачами, а не носить исключительно развлекательный характер. Наглядность у шестилеток — это как бы образное решение и оформление игры. Опыт показывает, что шестилетние ученики плохо воспринимают статичную, неподвижную наглядность в виде таблиц, схем, плакатов. Дети считают, что на них ничего не меняется, повторно обращать внимание на этот предмет не стоит. А вот подвижные, динамичные пособия дети воспринимают с большим интересом, даже несмотря на то что они уже использовались на уроке. Для иллюстрации приведу такой пример.
При прохождении темы «Порядковые числительные» я сначала использовала картинку «Репка». Ситуация, изображенная на ней, всем хорошо знакома: герои сказки тянут репку. И картинка ребят не очень-то заинтересовала. Тогда я придумала следующее: разрезала рисунок, наклеила фигурки героев на картон и решила их снова использовать на уроке математики по теме «Знакомство с понятиями: впереди, позади, между, за». Заранее спрятала героев сказки в учебники к нескольким ученикам и начала урок с объявления того, что ребята сегодня сами будут показывать мне сказку. Ученики выходили к доске, находили место своему герою в этой живой «цепочке», доказывали, что он должен стоять именно здесь. И всем было очень интересно следить за действиями товарищей, но еще сильней было желание самому участвовать в этой, на первый взгляд, непритязательной игре.
Привлечь внимание шестилетних учеников можно и такой наглядностью, которая возникает неожиданно или рождается на их глазах.
Одним словом, игра требует очень тонкой инструментовки со стороны учителя.
Ни у кого не вызывает сомнения, что игра для детей — это явление радостное и желанное. Но иногда наша недальновидность может вызвать в детях и негативное отношение к игре. Часто на уроках математики учителя используют такие игровые приемы, как «математическая эстафета», коллективные соревнования «Кто быстрее?»- Первый год своей педагогической деятельности я тоже проводила такие же «Эстафеты».
Многие дети были огорчены результатами игры: ведь они подвели своих товарищей, свою команду. Нужно помнить что дети имеют разный уровень знаний и поэтому могут не справиться с заданием.
Для себя исходя из прошлого опыта пришлось сделать вывод, что, вводя игровой прием на уроке, всегда надо помнить, равны ли возможности детей, участвующих в игре. Нельзя оставлять без внимания эти мелочи, которые могут стать причиной зарождения страха, неуверенности, замкнутости у маленького человека. Вот как важно постоянно требовать от себя внимательного отношения к каждому ученику. Сейчас, когда провожу аналогичные математические эстафеты, слабоуспевающим ученикам достаются несложные задания, с которыми они быстро и ловко справляются. Нет обиженных, нет укоризненных взглядов «болельщиков».
Игровым материалом для уроков могут являться веселые задачи-шутки, загадки, скороговорки, ребусы и т. д.
На уроках математики детьми с большим удовольствием решаются задачи, преподнесенные в игровой форме. Они удачно разнообразят занятия устным счетом, вносят в урок оживление, помогают развивать воображение и память у шестилетних учеников. ,Эти задачи придуманы и написаны в стихотворной форме и поэтому с большим интересом воспринимаются детьми.
Используя различные игры и игровые моменты, я заметила, что детям особенно нравятся игры-путешествия, игра-сказка.
В играх-путешествиях ненавязчиво обобщается словарный запас, развивается речь, активизируется внимание детей, расширяется кругозор, прививается интерес к предмету, развивается творческая фантазия, воспитываются нравственные качества. И главное – огромнейший эффект ни одного зевающего на уроке! Всем интересно. Дети играют, а играя, непроизвольно закрепляют, совершенствуют и доводят до уровня автоматизированного навыка математические знания.
Они с нетерпениям ждут таких уроков не только в 1классе, но и в последующих.
Дидактические игры особенно необходимы в обучении и воспитании детей младшего школьного возраста. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных учеников. Вначале их увлекают только игровые действия, а затем и то, чему учит та или иная игра. Постепенно у детей пробуждается интерес и к самому предмету обучения.
Таким образом, дидактическая игра - это целенаправленная творческая деятельность, в процессе которой обучаемые глубже и ярче постигают явления окружающей действительности и познают мир.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе»
Курсовая работа по теме: «Применение дидактической игры на уроках русского языка в начальной школе» .Цель работы: дать характеристику дидактической игре как средству повышения интереса к русскому язык...
Опытно - методическая работа по окружающему миру «Дидактические игры при изучении окружающего мира в начальной школе».
Начальная школа должна сегодня не просто вооружить своего выпускника набором необходимых и достаточных компетенций, а сформировать достаточную потребность в саморазвитии, самообразовании и...
Ежегодное информационно-тематическое издание ГБОУ центра образования №1430. "Проектная деятельность как один из методов организации экологической работы в начальной школе".
В данном разделе опубликована статья о проектной деятельности....
Ежегодное информационно-тематическое издание ГБОУ центра образования №1430. "Проектная деятельность как один из методов организации экологической работы в начальной школе".
В данном разделе опубликована статья " Проектная деятельность как один из методов организации экологической работы в начальной школе"....
Сценарий спортивного праздника - игры "Один день в армии" для начальной школы
Цели:Воспитание чувства патриотизма и гражданской ответственности, поднятие престижа российской армии.Воспитание чувства коллективизма, товарищества, взаимовыручки, творческого мышления....
Конспект урока по математике 1 класс по теме "Один и несколько" УМК Перспективная начальная школа
Конспект урока по математике 1 класс по теме "Один и несколько" УМК Перспективная начальная школа...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Один текст – разные заголовки.» (УМК "Начальная школа XXI века", 2 класс)
Цель урока: Обобщение и систематизация знаний о тексте, закрепление умения определять текст, его тему, основную мысль и заголовок. Планируемые результаты:Предметные: научатся:1)определять основну...