Проектная деятельность во внеклассной работе.
методическая разработка по теме
Настоящий проект основан на использовании местного материала, в том числе экспонатов и экспозиций «Историко-краеведческого музея имени Николая Алексеевича Вознесенского». Ведь любовь к России невозможно воспитать без любви к своей «малой» родине.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Педагогический проект "Я помню! Я горжусь!" | 165.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Метод проектов во внеклассной работе
Совсем недавно в своей работе я стала использовать метод проектов. Метод проектов — исследовательский метод, а исследуя мы задаём себе вопрос и ищем на него ответ, наметив план действий, описывая основные шаги, наблюдая, экспериментируя и сделав вывод, фиксируем результаты.
Любая исследовательская работа (проект) состоит из нескольких этапов.
- Выбор темы.
- Постановка цели и задач.
- Гипотеза исследования.
- Организация исследования.
- Подготовка к защите и защита работы.
Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. Главным для меня – увлечь и «заразить» детей, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах, а так же привлечь родителей к участию в школьных делах своего ребёнка. Многие родители никогда не имели возможности участвовать в каких-либо делах, не связанных с их профессией или чисто родительской деятельностью. Я даю, им возможность сблизится со своими детьми, участвуя в научно-исследовательской деятельности. Эта работа стала для многих родителей интересным и захватывающим делом. Они, вместе с детьми делают фотографии, выполняют несложные исследования по наблюдению за выращиванием растений, погодными явлениями, помогают подбирать информацию для теоретического обоснования проектов, помогают ребенку готовить защиту своей работы. Работы получаются очень интересными, ведь это общий интерес и совместный труд ребенка и родителей.
Прежде чем перейти к проектной деятельности непосредственно, необходимо было доступно объяснить и научить детей вести эту работу в группе или самостоятельно. Первое тренировочное задание организовала в форме игры.
Первый этап – тренировочное занятие.
Для знакомства ребят с методикой проведения проектной деятельности понадобилось три фронтальных занятия в течении одной недели. Это необходимо для того, чтобы познакомить каждого ученика с «техникой» проведения проекта.
Подготовка к занятиям.
Для проведения тренировочных занятий я приготовила карточки с символичными изображениями этапов:
- выбрать тему
- подумать
- спросить у другого человека
- получить информацию из книг
- понаблюдать
- посмотреть по телевизору
- провести эксперимент
- обсудить в группе
- подведение итогов, оформление результатов
- представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.);
- презентация проекта
Размеры карточек – половина альбомного листа. На таких же те листах учитель предлагает детям готовые темы проектов (рисунки животных, растений, людей и т.д.).
Выбор темы проекта и разработка плана проекта.
Для тренировочного проекта я выбрала самый простой вид – информационный. Класс я разделила на две группы. Каждая группа расположилась за общим столом, где в центре располагались карточки с этапами и темами проекта. После того, как ребята расположились, я объявила, что сегодня мы будем учиться выполнять очень интересную научную работу, которую выполняют взрослые учёные. Но для начала каждая группа должна выбрать тему своего научного исследования (карточка «выбери тему»). После того, как в каждой группе учащиеся совместно определили тему своего проекта, лишние карточки с темами были убраны.
1 группа – «Комнатные растения на моем подоконнике».
2 группа – «Мой домашний питомец».
Дальше, я объяснила юным учёным, что их задача состоит в том, что они должны подготовить небольшое сообщение по данной теме и красиво его оформить для представления перед своими одноклассниками. Но для того, чтобы сделать такое сообщение и представить свою работу, надо собрать всю доступную информацию по теме, обработать её и оформить. Как это можно сделать?
Естественно, что для детей этого возраста сбор информации представляет собой новое и очень сложное дело. Поэтому я предупреждаю, что существует много способов получения необходимых знаний.
- Что мы должны сделать, перед тем как начнём собирать информацию?
- Как вы думаете, с чего начинает свою работу учёный?
Отвечая на мои вопросы, ребята предлагали разные варианты действий. Однако я старалась подвести их к мысли, что нужно обдумать, какая информация нужна именно по данной теме. После того как ребята поняли это, на стол легла карточка с символом «подумать».
Следующий вопрос, который я задала детям:
- Где мы можем узнать что-то полезное по нашей теме?
Отвечая на него, дети постепенно выстроили линию и карточек: «подумать», «спросить у другого человека», «получить информацию из книг», «понаблюдать», «посмотреть по телевизору», «провести эксперимент», «обсудить в группе», «подведение итогов», «оформление результатов», «представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.)» и «презентация проекта».
Сбор информации.
Разложенные на столе карточки с символическими изображениями этапов сбора информации есть не что иное, как план проекта, в упрощённом виде. Важно сообщить ученикам сразу, что собираемые данные лучше сразу фиксировать, чтобы они не были забыты.
Пункт плана:
- подумать (например, подумав, школьники могут сделать такие заключения о месте где растут комнатные растения и кто такие «любимые питомцы». Для этого чтобы зафиксировать, ученикам надо написать несколько предложений или нарисовать на листочке схематически, так как умение письменно фиксировать информацию у детей развито слабо.)
- спросить у другого;
Я нацелила ребят на то, что они могут расспрашивать о растениях и питомцах у взрослых и других детей. На первых порах это вызвало затруднения. Дети в силу особенностей возрастного развития эгоцентричны, поэтому им сложно сформулировать вопрос к другому, нелегко воспринимать его ответ. Развитие навыков постановки вопроса и восприятия ответа необходимо рассматривать как одну из важнейших целей проведения игр - проектов с младшими школьниками, поскольку даже среди взрослых людей нередко встречаются такие, которые не умеют спрашивать и слушать других людей.
- получить информацию из книг;
Мною заранее была подобрана дополнительная литература по темам, которые выбрали дети. Доступную информацию дети почерпнули из различных справочников и детских энциклопедий. Детские справочники и энциклопедии являются хорошим источником знаний для ребят в процессе работы над проектом.
Особенно ценны в проектной деятельности (если проект предусматривает исследовательскую работу):
- наблюдения и эксперименты;
Темы, выбранные детьми, допускают возможность их использования, поскольку во многих домах есть данные животные. Ученики без труда могут пронаблюдать и отметить особенности поведения и питания данных животных. Я предложила дома выяснить: любят ли цветы и домашние питомцы музыку, чем питаются, как за ними надо ухаживать.
Данное занятие, помня о том, что у младшего школьника способность концентрировать внимание ещё недостаточно развита, я старалась не затягивать, поддерживая темп работы над проектом «на одном дыхании».
-обобщение информации;
В каждой группе в течение нескольких дней шёл сбор информации, а я в индивидуальном порядке работала с каждой по мере необходимости. Но чтобы дети помнили про план работы, я прикрепила альбомные листы – карточки на классном стенде, чтобы каждый ребёнок мог их видеть.
Работая с детьми на данном этапе, я выясняла, что нового и интересного узнали ребята, помогала делать выводы по собранной информации, что они могут рассказать, основываясь на своих исследованиях. Для ученика начальной школы это очень сложно. Однако в процессе работы над проектом хорошо развиваются творческие способности и мышление. Они учатся выделять главные идеи и видеть второстепенные. Эта работа по своей мыслительной сложности ничем не отличается от работы настоящего учёного. Они учатся высказываться свободно и смело.
- сообщение по результатам работы (презентация проекта).
Как только информация обобщена, мы вместе с каждой группой приступили к подготовке сообщения по теме. Первые работы были очень короткими. Было решено объединить их и выпустить в каждой группе газету или маленькие книжечки. После того как книжечки (а группы выбрали именно книжечки) были готовы, каждый участник группы рассказал о том вкладе, который он внёс в процессе работы. До начала данного этапа работы, я предупредила детей, что если у них возникнут вопросы к создателям проекта, то можно их задавать после окончания защиты. Важно не забывать похвалить докладчиков за работу, особенно отметить, что у них хорошо получилось.
Первое занятие по обучению работы над проектом закончилось. Важнейшим результатом его работы стало, как я считаю, знакомство с общей схемой – планом проектной деятельности. Теперь моим детям предстояло пройти этот долгий, но увлекательный путь совершенствования своих исследовательских навыков в ходе самостоятельной работы.
Второй этап – самостоятельные исследования.
Подготовка к проекту.
Для самостоятельных исследований и разработки проектов ученикам понадобились карточки-этапы работы, которые мы использовали на тренировочных занятиях. Из новых средств потребовалась «папка учёного». Она необходима каждому, участвующему в проектной деятельности. В эту папку ребёнок собирает весь накопленный материал по выбранной теме.
Работа над проектом.
На этом этапе в работу я предложила включиться в работу всему классу. Моя задача состояла в том, чтобы помогать и консультировать юных учёных.
Начали мы как обычно – с выбора темы. Я предложила ребятам на выбор тему «Я и мое имя», над которой они могут поработать, и поиск материала не должен вызвать у них затруднение.
Проект «Мое имя»
Объектом внимания участников этого проекта становится имя. Что обозначает мое имя и откуда оно? Ответ на этот вопрос – цель этого проекта. Моим детям предстояло узнать и тайну своих имен, и происхождение имени, и спросить у родителей, кто причину выбора имени.
Чтобы частично помочь поисковую работу, я приносила в класс энциклопедии, справочники, где дети могли поискать материал по данной теме.
Всю найденную информацию юные исследователи фиксировали на листочках и складывали в свои папки. На каждом листке указывается источник, откуда взята информация. Впоследствии всю собранную информацию дети структурирую и определяют главное и второстепенное, дают определение основным понятиям, отбирают наиболее интересные и неожиданные факты и данные.
Сообщение результатов (презентация работ).
И вот через неделю прошёл классный час под темой «Я и мое имя». Каждый участник представил свою работу, в которой были и записи и рисунки.
Сообщения по результатам мною рассматривалось, как взаимное обучение детей. Каждый докладчик должен не просто рассказать о том, что он узнал, но и постараться передать эти сведения одноклассникам. Хотя и материал, над которым работали дети, может показаться простым, с точки зрения взрослого, в данном случае важнее то, что за внешне простым делом формируется качество творческой личности.
Мои дети легко включились в спор, задавали друг другу вопросы. В конце классного часа, я поощрила всех участников, не только за интересные работы, но за активное участие в обсуждении работ.
Проведя данные первые мероприятия, я убедилась, что данная технология может быть широко использована во внеурочной работе.
Мои второклассники совместно с родителями участвовали в таких минипроектах, как: «Я и моё имя», «История нашей фамилии», «Родословная моей семьи». К минипроекту «Родословная моей семьи» привлекаются дедушки и бабушки, сохранившие семейные предания и традиции.
Подобная совместная деятельность заставляет её участников бережнее относиться к своим традициям, способствует сохранению семейных связей, вызывает гордость за свою семью не только у детей, но и у взрослых.
Позднее я предложила ребятам создать новые мини-проекты, посложнее : «Наша Родина – Россия», «Символы нашего государства», «Москва - главный город страны!». И в этой работе детям была оказана помощь и поддержка ни только с моей стороны, но и со стороны родителей. Некоторые проекты перешли с нами в следующий класс. Ребята стали больше интересоваться историей страны и малой родины.
Школьные стенды, посвященные символам Российского государства и Тульской области, собственная подборка материалов и фотографий и тесное сотрудничество с историко-краеведческим музеем позволяют мне вести работу в патриотическом направлении. Популяризация среди школьников государственных символов, на мой взгляд, является важнейшей составляющей в воспитании патриотизма. Отдавая почести символам государства, мы тем самым проявляем любовь и уважение к своей Родине, гордость за принадлежность к гражданам России.
Вместе с родителями организуем и проводим экскурсии по поселку, знакомим детей с достопримечательностями родного поселка: «Историко-краеведческим музеем имени Николая Алексеевича Вознесенского», поселковым храмом, названиями улиц поселка, библиотекой имени Пушкина, памятником Льву Николаевичу Толстому и Ивану Сергеевичу Тургеневу, сквером «Боевой славы», парком культуры и отдыха имени Георгия Георгиевича Монина. Всё это формирует интерес к местам, где проходит детство учащихся, закладывает крупицы чувства любви к «малой» родине. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв сказал: «Если человек не любит старые улицы, пусть даже и плохонькие, - значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны – он, как правило, равнодушен к своей стране».
2011-2012 учебный год. В связи с 67-ой годовщиной Великой Отечественной войны и 70-ой годовщиной обороны поселка Чернь в годы Великой Отечественной войны, вместе с учащимися были проведены: военная игра «Зарница», где дети на деле показали свою смекалку, выносливость, сотрудничество и находчивость, час памяти «Малая Родина в годы войны», на который была приглашена сотрудница историко-краеведческого музея Зайцева Наталья Евгеньевна, конкурс чтецов «Славные страницы армии», на котором ребята читали стихотворения о войне, экскурсия в «Историко-краеведческий музей имени Н.А. Вознесенского», праздничный концерт «Поклонимся великим тем годам!», на который были приглашены ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла.
Час памяти «Малая родина в годы войны», в ходе которого ребята услышали рассказ о земляках героях – защитниках, тронул детей до глубины души. После этого мероприятия решено было посетить памятник павшим в Великой Отечественной войне в сквере «Боевой славы» и историко-краеведческий музей, где была представлена экспозиция «На линии огня». В назначенный день дети принесли цветы для возложения на братскую могилу в сквере «Боевой славы» в знак благодарности павшим за «чистое небо над головой». Долго стояли мои мальчишки и девчонки, вчитываясь в имена павших, после чего мы торжественно направились к музею. За время экскурсии ребята с большим интересом рассматривали фотографии военных лет, письма с войны, читали воспоминания жителей о военных событиях, слушали фронтовые песни, смотрели короткие ролики о том, как проводился досуг во время Великой Отечественной войны. Они были удивлены и горды тем, что родились и живут именно здесь, в поселке Чернь.
Спустя три дня дети сами пришли ко мне с предложением выпустить стенгазету, где «мы расскажем всем учащимся нашей шкалы, что узнали о военных действиях в нашем крае». Так возникла мысль к созданию проекта, который мы потом уже назвали «Я помню! Я горжусь!».
Настоящий проект основан на использовании местного материала, в том числе экспонатов и экспозиций «Историко-краеведческого музея имени Николая Алексеевича Вознесенского». Ведь любовь к России невозможно воспитать без любви к своей «малой» родине.
Проект является составной частью плана воспитательной работы и включает следующие направления:
- гражданско-патриотическое – формирование постоянной готовности к служению своему народу и выполнению конституционного долга;
- историко – краеведческое – формирование гордости к историческому прошлому своей Родины, уважения к традициям предков;
- героико – патриотическое – знакомство с историческими и знаменательными датами в истории государства, воспитание чувства гордости к героическому прошлому предков;
- духовно – нравственное – понимание и осознание учащимися высоких нравственных ценностей, руководствоваться ими в повседневной жизни.
Данный проект обеспечивает тесное взаимодействие с различными субъектами социума на основе реального участия в общих делах: совместный поиск материалов по истории России, «малой» родины, общение с участниками исторических событий, работа с историческими источниками, хранящимися в библиотеках и музеях.
Кроме того данный проект явился основой для создания общешкольного проекта патриотического воспитания школьников.
Цель:
- вовлечение учащихся, родителей, общественность в активную деятельность по патриотическому воспитанию младших школьников с целью формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения.
Задачи:
- обеспечить учащихся историческими знаниями (с учетом их возрастных особенностей);
- приобщить к духовным и нравственным ценностям, традициям старшего поколения через урочную и внеклассную работу;
- формирование готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей;
- воспитание чувства гордости к «малой» Родине.
Сроки реализации проекта.
2011-2012 учебный год.
Ожидаемые результаты проекта.
В результате реализации проекта ожидается:
- вовлечение в работу по гражданско-патриотическому воспитанию представителей всех субъектов образовательной деятельности;
- обогащение содержания гражданско – патриотического воспитания;
- привитие интереса к историческому и героическому прошлому своей Родины;
- развитие творческих способностей, навыков исследовательской деятельности;
- формирование гордости за сопричастность к деяниям старшего поколения;
- формирование активной жизненной позиции;
- знание и соблюдение норм и правил правового государства;
- формирование потребности и способности руководствоваться примерами, основанными на высших ценностях и идеалах.
Этапы реализации проекта.
1. Организационный: сентябрь – ноябрь 2011 г.
- Вовлечение заинтересованных лиц в работу по гражданско-патриотическому воспитанию школьников (учителя, родители, общественность).
- Подготовка нормативно – правовой базы.
- Диагностика уровня сформированности у младших школьников гражданско - патриотических качеств.
В сентябре на первом родительском собрании мы провели анкетирование среди родителей третьего класса. Анкеты и материалы анкетирования см. в Приложении 2
На классном часу провели анкетирование учащихся третьего класса. Анкеты и материалы анкетирования см. в Приложении 1.
Результат анкетирования показал, что вопрос воспитания патриотизма и гражданственности интересен родителям. Значит, необходим новый, более основательный, подход в осуществлении гражданско-патриотического воспитания младших школьников, который отвечал бы интересам родителей и учеников. Так зародилась идея внести дополнения в план внеклассной воспитательной работе по патриотическому воспитанию.
На этом же этапе проводилась организация и проведение ряда мероприятий по патриотическому воспитанию, в том числе час памяти «Малая родина в годы войны», материал которого и дал тему нашему новому проекту. Ребята, услышав рассказ работника историко-краеведческого музея о военных событиях в нашем поселке, решили сделать проект «Я помню! Я горжусь!». Объектом внимания участников этого проекта становится память и гордость человечества. Завязалась беседа:
- Как вы понимаете понятие «человечество»?
- Что такое память человечества?
- Что у нас вызывает гордость?
- О чем или о ком человек должен помнить?
- Чем или кем можно гордиться?
- Где мы можем об этом узнать?
- Кто нам может помочь?
Учащимся было предложено подумать по каким направлениям мы можем организовать работу в проекте. Ребята предлагали разные направления: интервью с ветеранами Вов потому, что в доме живет хорошо знакомый ветеран; найти военные фотографии, т. к. такие фотографии были в семейном альбоме; описание орденов и медалей, т. к. хотели узнать о значимости и названии орденов и медалей; обелиски и памятники павшим, т. е. было желание знать их нахождение; списки погибших, ребята хотели поименно записать всех павших и их звания; судьба детей войны, т. к. ребята хотели из «вторых» уст услышать о войне; военная летопись поселка, как жил поселок в военные годы; песни о войне, стихи и рассказы о войне, фильмы о войне, воспоминания очевидцев и мн.др. В совместном и бурном обсуждении было намечено, что материал к проекту будет собираться по пяти направлениям:
- упоминания о нашем поселке в годы Великой Отечественной войны,
- литературные произведения о войне,
- рисунки на военную тематику,
- фотографии,
- открытки.
Я не настаивала на разбиении на группы, т. к. ребята еще не решили какую работу будут выполнять, хотя предпосылки уже были.
Каждый участник проекта получил памятку с перечнем заданий, которые нужно выполнить для реализации проекта:
- Узнать интересные факты в книгах, в СМИ, в музее, в семье и т. д. о жизни нашего поселка в годы ВОв;
- Сделать фотографию (памятника, ветерана, события, экспоната музея);
- Найти малоизвестные литературные произведения о ВОв;
- Выполнить рисунок на военную тематику;
- Найти поздравительную открытку ко Дню Победы прошлых лет.
Получив на руки памятку, ребята призадумались, стали задавать вопросы. Я решила пояснить пункты памятки.
«Узнать интересные факты в книгах, в СМИ, в музее, в семье и т. д. о жизни нашего поселка в годы ВОв» - эта работа связана с книгами в библиотеках, с домашними источниками, интервью с ветеранами, детьми войны, с музейным архивом, интернетом. Информацию по данному направлению можно записывать в тетрадь, делать ксерокопии страниц, распечатать на принтере, сохранить на электронном носителе.
«Сделать фотографию (памятника, ветерана, события, экспоната музея)» - здесь нужен фотоаппарат или телефон с функцией фотографирования и умение ими пользоваться. Информацию можно сохранить на электронном носителе или распечатать на принтере.
«Найти малоизвестные литературные произведения о ВОв» - эта работа с печатными источниками в библиотеке, дома или в интернете, произведение должно быть мало известным для младших школьников. Информацию можно принести в виде ксерокопии, оригинала, распечатать на принтере или сохранить на электронном носителе.
«Выполнить рисунок на военную тематику» - эта работа с красками и карандашами. Рисунок должен быть выполнен на бумаге форматом А4. На нем можно изобразить: военные действия, День Победы, парад, памятник или обелиск, военную технику.
«Найти поздравительную открытку ко Дню Победы прошлых лет» - эта работа связана с поиском поздравительных открыток ко Дню Победы дома, у бабушек и дедушек, у знакомых, соседей и в интернете. Объект можно сфотографировать, отксерокопировать, принести в оригинале или сохранить на электронном носителе.
Было много сомнений в какую группу пойти. Многие решили, что «с кем я дружу, тот и будет в группе со мной». Начались ссоры и слезы. Пришлось вмешаться и провести небольшое анкетирование, в котором было три вопроса: «Что бы ты хотел сделать для проекта?», «Почему ты хочешь делать именно это?», «Что тебе было бы интересно узнать?» Но результаты анкетирования показали, что из всей группы лишь 19 человек заинтересовались проектом, а остальные, 4 человека, интереса к нему не проявили. Было принято решение «гибкого», но ответственного участия по всем направлениям проекта. То есть, ты можешь быть участником любого направления, даже нескольких одновременно, но свою работу выполнять должен ответственно и на других не перекладывать. С принятием такого решения мы избежали ссор между детьми. На перспективу были розданы памятки работы в группе, так как группы рано или поздно должны были сформироваться.
Правила работы в группе:
1. Работай в группе дружно, помни - вы одна команда.
2. Принимай активное участие в работе, не стой в стороне.
3. Не бойся высказывать своё мнение.
4. Работай тихо, не старайся всех перекричать. Уважай мнение других участников группы.
5. Думай сам, а не рассчитывай на других.
6. Отвечай у доски громко, чётко, кратко.
7. В случае неправильного ответа группы не вини никого, отвечай за себя. Помни, что каждый человек имеет право на ошибку.
8. Если вы не можете выбрать того, кто будет представлять вашу группу у доски, то примените считалочку или жребий.
Соблюдение данных правил позволит сделать работу в группах более слаженной и эффективной.
Сформулированы цели и задачи исследовательской деятельности. Составлен план реализации задач проектно-исследовательской деятельности.
2. Основной: декабрь 2011 г. – апрель 2012 г.
- Реализация плана работы по гражданско – патриотическому воспитанию младших школьников.
- Внедрение новых форм работы.
На этом этапе моя роль – это «наблюдатель». Ребята все делали сами. Собирали информацию в библиотеке, в музее, интернете, дома, у соседей, анализировали, выбирали главное, собирали материал для портфолио проекта. Я же контролировала, как идет ход деятельности, по необходимости вносила корректировки.
Группа ребят из 5 человек захотела узнать больше о Героях Советского Союза, которые являются уроженцами нашего поселка. Сбор информации начали с «Аллеи славы», которая расположена в сквере «Боевой славы». Для начала сделали несколько фотографий в сквере: обелиск и памятные доски с фамилиями павших. На «Аллее славы» ребята увидели фотографии, имена, фамилии, даты жизни четырнадцати Героев Советского Союза, уроженцев Чернского района, наших земляков. Этой информации им показалось мало и ребята решили пойти в музей. В музее дети рассказали о своей задумке, что хотят побольше узнать о Героях Советского Союза, чьи фотографии находятся в сквере «Воинской славы», где они родились, учились, работали, какие подвиги совершили. Желание ребят было настолько искренним, что сотрудники музея позволили нам посетить архив музея. Ребятам дали памятки «Как обращаться с музейными экспонатами» и попросили придерживаться этих правил. В архиве мы работали неделю : фотографировали, выбирали нужную информацию и записывали в тетрадях. Из архива историко-краеведческого музея ребятам удалось узнать больше о каждом Герое Советского Союза: где и когда родился, где учился, где и кем работал, какой подвиг совершил, какими награжден орденами и медалями. В классе мы уже «просеивали» все, что удалось «добыть».
Параллельно с этой группой в музее работали другие ребята, 3 человека, которые рассматривали экспонаты музея, делали фотографии, вели записи. Сотрудник музея специально для этих школьников провел экскурсию по залу музея, где были представлены: боевые знамена, немецкая военные карта, фрагменты орудий, мундиры, шлемы, каски, макеты военных действий, фотографии, письма с фронта, заявления на фронт, награды, плакаты с лозунгами и призывами. Все фотографии были сохранены на электронном носителе.
В это время трудились ребята и в других группах.
Школьники, 4 человека, плотно стали сотрудничать с районной библиотекой имени А.С.Пушкина, в читальном зале которой им предоставили огромное количество газет, журналов, книг, статей, где описывались военные события в Туле и Тульской области в годы ВОв. Ребятам предстояло из всей информационной массы выбрать то, что касалось военных событий, происходящих в нашем поселке. Сотрудники библиотеки были удивлены приходу младших школьников и еще более их желанию добывать самим нужную информацию. После кропотливой работы и благодаря сотрудникам библиотеки ребята принесли в класс свои записи. Дальнейший отбор информации проходил под контролем педагога. Для создания полноценной картины происходящего было решено поместить на страницы «летописи» несколько фотографий, которые сделали ребята из другой группы.
Параллельно с этими ребятами в библиотеке трудилась группа из 3 человек, которая, старательно перебирая книги, выбирала стихотворения о Великой Отечественной войне. Вниманию этих школьников были представлены сборники стихотворений: В. Высоцкого, А. Спир, С. Маршака, А. Суркова, А. Толстого, А. Белого, Н. Заболоцкого, В. Брюсова, Ф. Тютчева, Н.Тихонова, Р. Рождественского и многих других русских поэтов. Учащиеся принесли информацию и в виде ксерокопий, и записанную в тетрадях, и в самих книгах. Дальнейший отбор произведений проходил в классе.
Ребята, 3 человека, которые работали по сбору открыток ко Дню Победы, принесли и оригиналы, и огромное множество открыток, взятых из интернета. Все открытки из интернета были на электронном носителе. При просмотре всего материала по этому направлению было сложно выделить несколько, все открытки очень интересные и, тем более, всем хотелось видеть в проекте свои открытки. Было решено, что мы возьмем все оригиналы, а их было семь, и несколько открыток, которые выберем единогласно. Споров больше не было.
Группа школьников, которые принесли свои рисунки, была смешанная, так как в этом направлении принимали участия ребята из нескольких групп. В своих рисунках ребята изобразили боевой настрой, радость Победы, героизм, стойкость и мужество Советской Армии.
Совсем неожиданно для всех несколько участников проекта принесли сочинения, в которых рассказывали о своих родных, участниках Великой Отечественной войны. Сочинения были написаны от руки. Ребята с гордостью рассказывали всему классу о подвигах и орденах своих прадедов, о том, как трудно было во время войны и на фронте, и в тылу, как трудно приходилось и взрослым, и детям. Школьники поделились со сверстниками своими знаниями о страшных 1941-1945 годах. Показывали принесенные из домашних фотоальбомов портреты прадедов.
Пришло время собраться группам всем вместе, чтобы рассмотреть варианты оформления проекта. Варианты были: выполнить на формате А1 в виде стен-газеты, в виде презентации, в виде книги, в виде буклета. Споров было много, но после обсуждений все сошлись на альбоме в в файлами на цветных страницах. Купили цветную офисную бумагу, файлы, папку.
Теперь выбор стал за цветом каждой страницы. Решили, что каждый раздел проекта будет иметь свой цвет. Выбрали цвет для титульного листа, но как показала практика, красный цвет выглядел хуже зеленого и поэтому титульную страницу сделали зеленой. Затем каждая группа выбрала цвета для своих разделов: «Родина в огне» - сиреневый, «Помните!» - бледно-желтый, сочинения — голубой, рисунки — розовый, открытки — персиковый, стихи — ярко-желтый.
Теперь работа проходила индивидуально с каждой группой, так как нужно было выбрать название и иллюстрацию к каждому разделу. Названиями разделов послужили отрывки из стихотворений, которые нашли ребята в библиотеке, а иллюстрациями открытки из интернета, фотографии и рисунки. Распечатка каждого раздела проводилась индивидуально по группам так, чтобы участники проекта не видели в готовом виде других страниц.
Здесь ребятам была оказана необходимая помощь и учителя, и родителей, и сотрудников музея. Этот этап очень важен для дальнейшей презентации проекта и от того как сработает сообщество: ученик - учитель – родитель, зависит результат деятельности.
3. Заключительный (аналитический): май 2012 г.
- Анализ деятельности по гражданско – патриотическому воспитанию учащихся в рамках проекта.
- Презентация «Я помню! Я горжусь!».
- Создание банка методических разработок по гражданско-патриотическому воспитанию школьников.
Презентация.
Презентация проекта проходила в рамках классного часа, на который были приглашены классный руководитель и родители учащихся. После вступительного слова педагога, который посвятил приглашенных в цели и задачи проекта, пришло время для выступлений участников проекта.
Первыми выступили ребята со словом о военных событиях в нашем поселке:
«Горела Родина в огне,
Но шел солдат к Победе смело,
Чтоб по Отеческой земле
Нога врага ходить не смела.»
Вторыми выступающими были ребята, которые славно потрудились в музейных архивах:
«Помните!
Через века, через года, - помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
Помните!»
Ребята читали сочинения о своих прадедах:
«Русский солдат! Мы твои внуки,
Жизнь ты нам дал на этой земле...»
Сделали выставку рисунков о войне:
Старательно мешая краски,
Рисуют мальчики войну -
Солдатик в битой пулей каске
Звал маму в огненном бреду.»
Следующая группа участников показала свои открытки:
«Еще тогда нас не было на свете,
Когда гремел салют из края в край.
Солдаты, подарили вы планете
Великий Май, победный Май!»
Самыми последними выступали чтецы. Это было сюрпризом даже для меня. Дети читали стихи о войне Иосифа Бродского, Владимира Высоцкого, Николая Заболоцкого, Николаи Тихонова, Аси Спир, Самуила Маршака:
«Читают мальчики «Войну»,
А мир вниманием обходят
И слышат среди всех мелодий
Одну военную струну.»
После выступления каждой группы в папку вкладывались листы-отчеты о проделанной работе. По завершении всех выступлений папка переливалась всеми цветами, которые выбрали для своих страниц сами участники.
Мы все вместе посмотрели презентацию «Они подарили нам Жизнь.»
Был подведен итог нашего проекта «Я помню! Я горжусь!». Родители и педагоги гордились своими детьми, а дети сияли от радости и поздравляли друг друга с окончанием этой работы.
Подводя итоги нашей совместной исследовательской работы, мои «коллеги», а по-другому я и не вправе говорить, делились своими удачами и промахами в исследовательской деятельности, тем что получалось и что вызывало затруднения, своими размышлениями по поводу социального значения нашего проекта.
Презентация - один из самых важнейших этапов проектно-исследовательской деятельности. Он необходим для завершения работы. Именно этот этап в работе является решающим элементом гражданско-патриотического воспитания младших школьников. Исследовательская работа по изучению истории нашего поселка через исторические события, связанные с государственными праздниками страны, а потом и подготовка и проведение презентации для учащихся школы, а значит, осознание своей социальной значимости останется в душе ребенка на долгие годы.
Весь материал, собранный ребятами, мы оформили в едином стиле в виде путевого дневника, презентации, буклета под названием «Я помню! Я горжусь!» и передали в «Историко-краеведческий музей имени Н.А.Вознесенского»
Этап самоанализа и самооценки проделанной работы мы провели сразу после проведения презентации.
- Чему вы научились, работая над проектом?
- Что было легко делать, а что – трудно?
- Что было хорошо и почему?
- Что не удалось и почему?
- Над каким проектом вам хотелось бы поработать?
Но лучше всего было бы провести самоанализ на общешкольном мероприятии «Малая моя Родина» в конце учебного года.
Содержание проекта.
«Я помню! Я горжусь!».
Формы работы.
- Изучение истории родного края.
- Уроки мужества.
- Классные часы.
- Праздники и утренники.
- Участие в конкурсах.
- Экскурсии в музей.
- Встречи с ветеранами.
- Сочинения и диспуты.
- Уроки гражданственности.
- Презентации.
Ресурсы и источники патриотического воспитания.
- Интернет - ресурсы
- Экспозиция «Историко-краеведческого музея имени Н.А.Вознесенского»
- Памятник погибшим в боях за Родину
- Мемориал советским воинам
- Сквер «Боевой славы», «Аллея памяти»
- Районная библиотека имени А.С.Пушкина
- Школьный библиотека
Практическая реализация проекта «Я помню! Я горжусь!».
- военная игра «Зарница»
- час памяти «Малая Родина в годы войны»,
- конкурс чтецов «Славные страницы армии»,
- праздничный концерт «Поклонимся великим тем годам!»
- экскурсия в «Историко-краеведческий музей им. Н.А.Вознесенского» «На линии огня»
- час памяти «Дети войны»
- конкурс рисунков «70-летие обороны поселка Чернь»
- экскурсия в сквер «Боевой славы»
Практический выход проекта
Презентация «Я помню! Я горжусь»
Показателем эффективности гражданско-патриотического воспитания на основе проектно-исследовательской деятельности является формирование и развитие у ребят социальной активности, которая проявляется в гражданских социальных акциях школы, в традиционных мероприятиях и творческих конкурсах. У школьников отмечаются чувства солидарности, дружбы, верности своему народу и уважение к традициям России. Высокий уровень общей воспитанности учащихся.
Анализируя проведённую работу, хочу отметить, что занятия проектной деятельностью помогли достичь следующих результатов:
· возрос познавательный интерес обучающихся;
· повысилась мотивация к учебной деятельности;
· появился интерес к освоению компьютера;
· повысилась активность на уроках, исчезла боязнь неправильного ответа, излишняя застенчивость;
· ребята стали более самостоятельными и коммуникабельными.
Работая над проектами с детьми младшего школьного возраста, я столкнулась и с опделёнными трудностями.
- ребята с трудом могут выбрать главную, значимую информацию;
- не всегда получается аккуратно оформить продукт своей деятельности (приходится прибегать к помощи учителя и родителей).
Но все эти трудности ничто по сравнению с приобретёнными в процессе проектной деятельности умениями и навыками. Я уверена, что проведённая в начальной школе работа, поможет ученикам не только в дальнейшем обучении, но и во взрослой жизни. Тем более, что при разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится деятельностно-ориентированное обучение, т.к. именно оно помогает решить задачу формирования общеучебных умений и навыков. А как показывает многолетний опыт зарубежных и российских школ решить эту задачу можно именно через организацию проектной деятельности. Так что выход есть! Он непрост, но эффективен и интересен, как для учителя, так и для учеников.
Описание проекта
Название | «Я помню! Я горжусь!» |
Цель | Вовлечение учащихся, родителей, общественность в активную деятельность по патриотическому воспитанию младших школьников с целью формирования у обучающихся гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, воспитания чувства гордости за свой народ, за малую родину, его историю, традиции, культурные достижения. |
Задачи | Обеспечить учащихся историческими знаниями (с учетом их возрастных особенностей). Приобщить к духовным и нравственным ценностям, традициям старшего поколения через урочную и внеклассную работу. Формирование готовности к выполнению гражданского долга, конституционных обязанностей. Воспитание чувства гордости к «малой» родине. Развить умения и навыки самостоятельной работы, исследовательской работы, отбора фактов, их анализа. Развить творческие способности детей — подготовка исторических и биографических материалов, стихов, сочинений, рисунков, работа со слайдами. Сбор, анализ информации по заданной теме в СМИ, библиотеке, историко-краеведческом музее, интернет ресурсах. |
Этапы | 1. Подготовительный. Организация рабочих групп. Необходимо организовать учащихся, скоординировать деятельность на образование нескольких групп, при малом количестве детей в классе работу над проектом можно осуществлять не делясь. Изучение общественного мнения. Необходимо провести простой опрос родных и близких на предмет социально-значимой проблемы, актуальной для поселка. Формулировка актуальной проблемы. Проведение классного часа, беседы, обсуждение наиболее часто затронутых тем во время мероприятий. Определение обязанностей и их распределение в группе. При необходимости помочь детям в выборе ответственных лиц за выполнение конкретных задач. 2. Сбор информации и материалов. Определить места, где возможно найти интересующие материалы (библиотеки, интернет, музейный архив). Работа с фото-техникой и ПК, для создания материальной базы, используемой в конечном продукте проекта. Творческие задания, сочинения, рисунки, макеты творческих представлений полученных результатов, подкрепленное рабочими материалами с использованием программ Microsoft Word. Перенесение результатов поисковой работы учащихся на электронный носитель. В данном случае, каждый участник проекта переносит результаты своей поисковой работы. 3. Реализация проекта. Создание макета проекта «Я помню! Я горжусь!» (возможно несколько вариантов оформления). Утверждение макета. Вид конечного продукта утверждается в рамках классного часа «Выпуск проекта» посвященного своей малой родине в годы ВОв. |
Материальная база | Цветная бумага для офисов формата А4, CD-R/CD-RW диски, цветные карандаши, бумага для рисования формата А4, цветные картриджи для принтера Epson; Компьютер, с предустановленной подлинной операционной системой Linux; подлинное программное обеспечение позволяющее работать с текстом и мультимедиа. |
Творческая презентация | Военное прошлое поселка Чернь (1 группа). «Аллея славы» нашего поселка (2 группа). «Мой прадедушка» (3 группа). «Старательно мешая краски...» (4 группа). «Великий май» (5 группа). «Читают мальчики «войну» (6 группа). |
Анализ | Результат работы над проектом — выполнение в полном объеме всех поставленных целей и задач. Учащиеся получили более полное представление о военных действиях на территории своей малой родины и о Героях Советского Союза, которые защищали наш поселок в годы ВОв. Благодаря работе над проектом ребята проявили умения и навыки самостоятельной и исследовательской работы, отбора фактов, их анализ. Приобрели опыт работы с архивным фондом историко-краеведческого музея имени Н.А.Вознесенского. Творческие способности детей (подготовка сочинений, фото-материалов, стихов, рисунков) получили возможность реализации в проекте. Многие ребята попробовали себя в работе за компьютером. Цель проекта была достигнута. Итогом кропотливой работы воспитанников группы продленного дня для 3 классов стал выпуск проекта «Я помню! Я горжусь!», посвященного своей малой родине, поселку Чернь. Свой проект мы решили подарить историко-краеведческому музею имени Н.А. Вознесенского, а его копию оставить в стенах нашей школы. В заключении хотелось бы отметить неподдельный живой интерес и усердие ребят к изучению военного прошлого своего поселка, что может лишний раз подтвердить актуальность поставленной цели и возможность реализации проекта в масштабах района и области. А для педагога этот проект имеет перспективу для дальнейшей работы по патриотическому воспитанию младших школьников. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация проектной деятельности во внеурочной работе начального образования»
Статья о результате моей деятельности во внеурочной работе. Кружок "Сделай сам"...
Организация проектной деятельности во внеурочной работе начальных классов.
Принципы, цели, задачи и содержание организации внеурочной деятельности....
Проектная деятельность во внеклассной работе со слабослышащими учащимися
В условиях стремительно изменяющегося мира начальное общее образование призвано заложить фундамент для достижения стратегических целей не только общего среднего, но и последующих этапов образования уч...
«Мы в ответе за того, кого приручили» Проектное занятие во внеклассной работе
В предложенной работе исследована проблему бездомных животных в городе Нягань, высказано своё отношение к данной проблеме и предложены конкретные пути её решения....
Программа курса внеурочной деятельности ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ. « Работаем и играем в ПервоЛого.»
Программа курса внеурочной деятельностиПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ.« Работаем и играем в ПервоЛого.»...
Программа курса внеурочной деятельности Проектной деятельности и ИКТ «Работаем и играем в ПервоЛого»
Программа курса внеурочной деятельности Проектной деятельности и ИКТ «Работаем и играем в ПервоЛого»...
Статья "Проектная деятельность во внеклассной работе как способ развития самостоятельности и творческой активности учащихся"
В статье сообщается о работе над творческим проектом....