Программа курса внеурочной деятельности Проектной деятельности и ИКТ «Работаем и играем в ПервоЛого»
рабочая программа по информатике (1 класс) по теме
Программа курса внеурочной деятельности Проектной деятельности и ИКТ «Работаем и играем в ПервоЛого»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pervologo.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа курса внеурочной деятельности
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ.
« Работаем и играем в ПервоЛого.»
.
Составитель:
учитель начальных классов
Никифорова Е.П.
Дисциплина:
Проектная деятельность и Информационные Технологии
Класс обучения:
1-2 класс начальной школы.
Количество часов:
33часа – 1 класс; 34 часа – 2 класс.
- Пояснительная записка.
Основные идеи курса:
В увлекательной игровой форме освоить мультимедийные возможности интегрированной творческой среды на базе языка Лого, необходимые для работы в курсах Математики (Учимся считать), Русского языка (Учимся писать), Литературы (учимся читать), использующие программу ПервоЛого. Курс состоит из учебных модулей. Учебные модули не привязаны к конкретному программному обеспечению. В каждом модуле возможно использование одной из нескольких компьютерных программ, позволяющих реализовывать изучаемую технологию. Выбор программы осуществляет учитель. Такой подход не только дает свободу выбора учителя в выборе инструментальной программы, но и позволяет создавать у учеников определённый кругозор.
Изучение каждого модуля (кроме модуля «Знакомство с компьютером») предполагает выполнение небольших проектных заданий, реализуемых с помощью изучаемых технологий. Выбор учащимся задания происходит в начале изучения модуля после знакомства учеников с предлагаемым набором ситуаций, требующих выполнения проектного задания.
Предлагается следующий набор учебных модулей:
- Знакомство с компьютером.
- Создание рисунков.
- Создание мультфильмов и «живых» картинок.
- Создание проектов домов и квартир.
- Создание компьютерных игр.
- Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги).
- Создание текстов.
- Создание печатных публикаций.
- Создание электронных публикаций.
- Поиск информации
Следует отметить, что при недостаточном количестве часов, отводимых в конкретной школе на изучение информационных технологий, учитель принимает решение о выборе изучаемых модулей.
Основные задачи курса:
- Познакомить с основными технологическими приемами работы в программе ПервоЛого, QuickTime, iTunes.
- Сформировать универсальные учебные навыки.
- На тематической подборке заданий развить внимание, мышление, творческие способности детей.
Курс направлен на:
- овладение трудовыми умениями и навыками при работе на компьютере, опытом практической деятельности по созданию информационных объектов, полезных для человека и общества, способами планирования и организации созидательной деятельности на компьютере, умениями использовать компьютерную технику для работы с информацией;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие пространственного воображения, логического и визуального мышления;
- освоение знаний о роли информационной деятельности человека в преобразовании окружающего мира;
- формирование первоначальных представлений о профессиях, в которых информационные технологии играют ведущую роль;
- воспитание интереса к информационной и коммуникационной деятельности;
- воспитание уважительного отношения к авторским правам;
- практическое применение сотрудничества в коллективной информационной деятельности.
В качестве основных задач при изучении информационных и коммуникационных технологий ставится:
- начальное освоение инструментальных компьютерных сред для работы с информацией разного вида (текстами, изображениями, анимированными изображениями, схемами предметов, сочетаниями различных видов информации в одном информационном объекте);
- создание завершённых проектов с использованием освоенных инструментальных компьютерных сред;
- ознакомление со способами организации и поиска информации;
- создание завершённых проектов, предполагающих организацию (в том числе каталогизацию) значительного объёма неупорядоченной информации;
- создание завершённых проектов, предполагающих поиск необходимой информации.
Деятельность учащихся:
- Работа в графическом редакторе программы ПервоЛого.
- Работа в текстовом редакторе программы ПервоЛого.
- Работа со звуком в программе ПервоЛого.
- Работа в программах QuickTime, iTunes, GarageBand.
Содержание и организация процесса обучения.
Курс размещён в электронной оболочке Moodle в среде i-класса и на сайте www.nachalka.seminfo.ru.
На каждом уроке ученикам предлагается:
- Иллюстрированная инструкция, объясняющая назначение и целесообразность использования инструментария программы ПервоЛого 3.0 для выполнения задания.
- Файл с заданиями, созданный в программе ПервоЛого 3.0. Скачивая на рабочий стол этот ресурс, ученики могут прослушать инструкцию и выполнить задание.
Результатом работы ученика на каждом уроке является создание файла (готового проекта) в программе ПервоЛого 3.0 или другой программе с использованием рекомендованного инструментария.
Методы и формы обучения.
Ведущие методы преподавания курса:
- Учебный диалог, осуществляющийся в очной, дистанционной форме (в чате). Возможна и самостоятельная работа с инструкциями, которые написаны в доступной форме.
После консультации с учителем ученик самостоятельно доделывает задания и прикрепляет в i-класс либо сохраняет на рабочем столе в своей папке. Учитель дает рецензию на выполненное задание, обсуждает правильность выполненных заданий и ставит оценку или рекомендует переделать задания с учетом высказанных замечаний.
Планируемые результаты обучения.
Изучение инструментов и мультимедийных возможностей ПервоЛого 3.0углубляются и расширяются по мере прохождения всего курса.
Приобретаются следующие технологические навыки:
- передвижение объектов мышкой,
- использование инструмента «Заливка»,
- использование инструмента «Линейка»,
- использование инструмента «Карандаш»,
- запись звука,
- создание текстовых окон, редактирование текста.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
К личностным результатам освоения информационных и коммуникационных технологий как инструмента в учёбе и повседневной жизни можно отнести:
- критическое отношение к информации и избирательность её восприятия;
- уважение к информации о частной жизни и информационным результатам других людей;
- осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий с жизненными ситуациями;
- начало профессионального самоопределения, ознакомление с миром профессий, связанных с информационными и коммуникационными технологиями.
Метапредметные результаты
1. Технологический компонент
Регулятивные универсальные учебные действия:
- освоение способов решения проблем творческого характера в жизненных ситуациях;
- формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели, создавать вспомогательные эскизы в процессе работы;
- оценивание получающегося творческого продукта и соотнесение его с изначальным замыслом, выполнение по необходимости коррекции либо продукта, либо замысла.
Познавательные универсальные учебные действия:
- поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
- использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных, познавательных и творческих задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- создание гипермедиасообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
- подготовка выступления с аудиовизуальной поддержкой.
Логико-алгоритмический компонент
Регулятивные универсальные учебные действия:
- планирование последовательности шагов алгоритма для достижения цели;
- поиск ошибок в плане действий и внесение в него изменений.
Познавательные универсальные учебные действия:
- моделирование – преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- аргументирование своей точки зрения на выбор оснований и критериев при выделении признаков, сравнении и классификации объектов;
- выслушивание собеседника и ведение диалога;
- признавание возможности существования различных точек зрения и права каждого иметь свою.
Предметные результаты
1. Технологический компонент
Модуль «Знакомство с компьютером».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны:
знать
- как правильно и безопасно вести себя в компьютерном классе;
- для чего нужны основные устройства компьютера;
уметь
- пользоваться мышью и клавиатурой;
- запускать компьютерные программы и завершать работу с ними.
Модуль «Создание рисунков».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь
- выполнять основные операции при рисовании с помощью одной из компьютерных программ;
- сохранять созданные рисунки и вносить в них изменения.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать рисунок, предназначенный для какой-либо цели, и создавать его при помощи компьютера.
Модуль «Создание мультфильмов и “живых” картинок».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь
- выполнять основные операции при создании движущихся изображений с помощью одной из программ;
- сохранять созданные движущиеся изображения и вносить в них изменения.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать движущиеся изображения, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.
Модуль «Создание проектов домов и квартир».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:
- выполнять основные операции при проектировании домов и квартир с помощью одной из компьютерных программ;
- сохранять созданный проект и вносить в него изменения.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать проект дома или квартиры и создавать его при помощи компьютера.
Модуль «Создание компьютерных игр».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:
- выполнять основные операции при создании компьютерных игр с помощью одной из программ;
- сохранять созданные игры и вносить в них изменения.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться придумывать компьютерную игру и создавать её при помощи компьютера.
Модуль «Знакомство с компьютером: файлы и папки (каталоги)».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны:
знать
- что такое полное имя файла;
уметь
- создавать папки (каталоги);
- удалять файлы и папки (каталоги);
- копировать файлы и папки (каталоги);
- перемещать файлы и папки (каталоги).
Модуль «Создание текстов».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:
- набирать текст на клавиатуре;
- сохранять набранные тексты, открывать ранее сохранённые текстовые документы и редактировать их;
- копировать, вставлять и удалять фрагменты текста;
- устанавливать шрифт текста, цвет, размер и начертание букв.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:
- подбирать подходящее шрифтовое оформление для разных частей текстового документа;
- составлять тексты, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера, используя разное шрифтовое оформление.
Модуль «Создание печатных публикаций».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:
- вставлять изображения в печатную публикацию;
- создавать схемы и включать их в печатную публикацию;
- создавать таблицы и включать их в печатную публикацию.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться:
- красиво оформлять печатные публикации, применяя рисунки, фотографии, схемы и таблицы;
- составлять печатные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и создавать их при помощи компьютера.
Модуль «Создание электронных публикаций».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:
- создавать эскизы электронных публикаций и по этим эскизам создавать публикации с использованием гиперссылок;
- включать в электронную публикацию звуковые, видео- и анимационные элементы.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться создавать электронные публикации, предназначенные для какой-либо цели, и оформлять их, используя тексты, изображения, звуки, видео и анимацию.
Модуль «Поиск информации».
В результате изучения данного модуля учащиеся должны уметь:
- искать, находить и сохранять тексты, найденные с помощью поисковых систем;
- искать, находить и сохранять изображения, найденные с помощью поисковых систем.
При выполнении проектных заданий школьники будут учиться искать и находить нужную информацию и использовать её, например, при создании печатных или электронных публикаций.
Формы, методы, инструментарий контроля образовательных достижений учащихся, критерии оценки.
Результатом работы ученика в каждом уроке является создание файла (готового проекта) в ПервоЛого3.0, QuickTime, iTunes.
Еженедельное оценивание учителем технологических навыков владения инструментами ЛогоМиров так же позволяет контролировать достижения учащихся.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
1 КЛАСС. 33 часа.
№ | Содержание | Часы |
1 | Проект «Бедж» | 1 ч. |
2 | Проект «Мое имя» | 1 ч. |
3 | Проект «Я умею» | 1 ч. |
4 | Проект «Моя школа» | 1 ч. |
5 | Проект «Считалки» | 1 ч. |
6 | Проект «Считалки» | 1 ч. |
7 | Проект «Осенние листья» | 1 ч. |
8 | Проект «Скороговорки» | 1 ч. |
9 | Проект «Загадки» | 1 ч. |
10 | Проект «Загадки» | 1 ч. |
11 | Проект «Моя семья» | 1 ч. |
12 | Проект «Моя семья» | 1 ч. |
13 | Проект «Школьная жизнь» | 1 ч. |
14 | Проект «Школьная жизнь» | 1 ч. |
15 | Проект «Школьная жизнь» | 1 ч. |
16 | Проект «Зимние зарисовки» | 1 ч. |
17 | Проект «Зимние зарисовки» | 1 ч. |
18 | Проект «Азбука» | 1 ч. |
19 | Проект «Азбука» | 1 ч. |
20 | Проект «Азбука» | 1 ч. |
21 | Проект «Азбука» | 1 ч. |
22 | Проект «Поздравительная открытка» | 1 ч. |
23 | Проект «Поздравительная открытка» | 1 ч. |
24 | Рисуем в ArtRage | 1 ч. |
25 | Рисуем в ArtRage | 1 ч. |
26 | Рисуем в ArtRage | 1 ч. |
27 | Рисуем в ArtRage | 1 ч. |
28 | Проект «Матрешки» | 1 ч. |
29 | Проект «Матрешки» | 1 ч. |
30 | Проект «Матрешки» | 1 ч. |
31 | Проект «Матрешки» | 1 ч. |
32 | Проект «Записная книжка» | 1 ч. |
33 | Проект «Записная книжка» | 1 ч. |
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.
2 КЛАСС. 34 часа.
№ | Содержание | Часы |
1 | "Расписание уроков". | 1 ч. |
2 | "Изучаем звездное небо". | 1 ч. |
3 | "Признаки осени". | 1 ч. |
4 | "Признаки осени". | 1 ч. |
5 | "Изучаем материки". | 1 ч. |
6 | "Изучаем материки". | 1 ч. |
7 | "Природа родного края". | 1 ч. |
8 | "Природа родного края". | 1 ч. |
9 | "Природа родного края". | 1 ч. |
10 | "Башни Кремля". Викторина. | 1 ч. |
11 | "Башни Кремля". Викторина. | 1 ч. |
12 | "Башни Кремля". Викторина. | 1 ч. |
13 | "Я и моё имя". | 1 ч. |
14 | "Я и моё имя". | 1 ч. |
15 | "Новогодняя анимированная открытка". | 1 ч. |
16 | "Новогодняя анимированная открытка". | 1 ч. |
17 | "Новогодняя анимированная открытка". | 1 ч. |
18 | "Правила дорожного движения". Дорога от школы до дома по карте. Мультфильм. | 1 ч. |
19 | "Правила дорожного движения". Дорога от школы до дома по карте. Мультфильм. | 1 ч. |
20 | "Правила дорожного движения". Дорога от школы до дома по карте. Мультфильм. | 1 ч. |
21 | "Правила дорожного движения". Дорога от школы до дома по карте. Мультфильм. | 1 ч. |
22 | "Наша экскурсия". Репортаж. | 1 ч. |
23 | "Наша экскурсия". Репортаж. | 1 ч. |
24 | "Наша экскурсия". Репортаж. | 1 ч. |
25 | "Сочиняем истории в стиле барона Мюнхаузена". Сборник рассказов. | 1 ч. |
26 | "Сочиняем истории в стиле барона Мюнхаузена". Сборник рассказов. | 1 ч. |
27 | "Сочиняем истории в стиле барона Мюнхаузена". Сборник рассказов. | 1 ч. |
28 | "Сочиняем истории в стиле барона Мюнхаузена". Сборник рассказов. | 1 ч. |
29 | "Мир под микроскопом". Исследование почек растений. | 1 ч. |
30 | "Мир под микроскопом". Исследование почек растений. | 1 ч. |
31 | "Мир под микроскопом". Исследование почек растений. | 1 ч. |
32 | "Сочиняем небылицы". Мультфильмы. | 1 ч. |
33 | "Сочиняем небылицы". Мультфильмы. | 1 ч. |
34 | "Сочиняем небылицы". Мультфильмы. | 1 ч. |
Рекомендуемая литература для учителя и для учащихся.
- «ПервоЛого 2.1» справочно пособие, Институт Новых Тенологий, под ред. С.Ф Сопрунова,А.С. Ушакова, Е.И. Яковлевой, 2010г.
- Рекомендации на сайте www.nachalka.seminfo.ru
Материально-техническое оснащение курса.
Каждый учитель начальной школы должен иметь доступ к современному персональному компьютеру, обеспечивающиему возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука.
С данного компьютера должна обеспечиваться возможность выхода в локальную сеть (информационное пространство) образовательного учреждения и через локальную сеть учреждения в Интернет. Компьютер должен быть оснащён (встроенной или внешней) веб-камерой, шумопоглощающими наушниками и звукоусиливающим комплектом.
На компьютере должно быть предустановлено лицензионное программное обеспечение, позволяющее: отрабатывать навыки клавиатурного письма, редактировать и форматировать тексты, графику, презентации, вводить, сохранять и редактировать видеоизображения и звук, создавать анимациии, интерактивные анимации (игры), проекты зданий (в зависимости от выбранных для освоения модулей технологического компонента).
В образовательном учреждении должна быть локальная вычислительная сеть, формирующая информационное пространство образовательного учреждения и имеющая выход в Интернет. В локальную сеть должен быть включён сервер, обеспечивающий хранение учебных материалов и формирование портфолио учащихся в информационной среде школы. Каждый кабинет, в котором будут проводиться компьютерные уроки в начальной школе, должен иметь точку доступа к сети, обеспечивающую одновременное подключение к сети всех компьютеров учащихся и компьютера учителя.
Каждый кабинет, в котором будут проводиться компьютерные уроки в начальной школе, должен быть обеспечен современными персональными компьютерами с выходом в Интернет и школьную информационную среду, обеспечивающими возможность записи и трансляции по сети видеоизображения и звука, оснащёнными встроенной или внешне подключаемой веб-камерой, шумопоглощающими наушниками, микрофоном. В кабинете должны быть установлены как минимум один принтер и планшетный сканер.
Для реализации принципа наглядности в кабинете должны быть доступны изобразительные наглядные пособия: плакаты с примерами схем и разрезной материал с изображениями предметов и фигур.
Другим средством наглядности служит оборудование для мультимедийных демонстраций (компьютер и медиапроектор). Оно благодаря Интернету и единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/) позволяет использовать в работе учителя набор дополнительных заданий к большинству тем курса «Информатика».
Для работы в курсе требуется следующее программное обеспечение:
- MakBook
- Медиапроектор
- ПервоЛого 3.0 (для платформ РС и Мас)
- Любой браузер (Ехplorer, Safari, Mozilla )
- QuickTime для просмотра видеоинструкций.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа курса внеурочной деятельности.Проектная деятельность.
Разработка программы....
Программа курса внеурочной деятельности ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ. « Работаем и играем в ПервоЛого.»
Программа курса внеурочной деятельностиПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И ИКТ.« Работаем и играем в ПервоЛого.»...
ПРОГРАММА КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Начальная школа 21 века». Программа рассчитана для обучающихся 1-4 классов, занимающихся исследовательской и экспериментальной работой...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность"
Общеинтеллектуальное направление...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности"ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ."
Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный,личностно-ориентированный,деятельностный подходы....
программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность"
Программа для учащихся 1-4 классов. Каждое задание - это ступенька к своему проекту....
программа курса внеурочной деятельности "Проектная деятельность"
Программа для учащихся 1-4 классов. Каждое задание - это ступенька к своему проекту....