Организация работы с одаренными детьми.
статья на тему

Курочкина Светлана Владимировна

Доклад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc183 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                 

Организация работы с одарёнными детьми

 

Одарённым, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся достижениям, мог найти интересный, неожиданный выход из сложной ситуации, создать что-то принципиально новое, легко приобретал новые знания, делал то, что другим недоступно.

   Бесспорно, что человеческое мышление, способность к творчеству уже сами по себе — величайшие из даров природы. Этим даром природа отмечает каждого человека. Но также очевидна и мысль о том, что свои дары природа поровну не делит и кого-то награждает больше, а кого-то меньше. Одарённым же принято называть того, чей дар явно превосходит средние возможности.

   Наиболее удачным можно считать определение одарённости, предложенное К.К.Платоновым. Он утверждал, что одарённость — это генетически обусловленный компонент способностей, развивающийся в соответствующей деятельности или деградирующий при ее отсутствии. Этот генетически обусловленный дар в значительной мере определяет как конечный итог, так и темп развития.

   Словосочетанием — «одарённые дети» (одарённый ребёнок) обозначается некая исключительность. Произнося его, мы допускаем возможность существования особой группы детей. Эти дети, уже по определению, качественно отличаются от сверстников. Одарённые дети - дети, опережающие сверстников в развитии. В психологии и педагогике, кроме одарённых, принято выделять и категорию высокоодарённых детей.

    Одарённый ребёнок — это ребенок, который выделяется яркими, оче- видными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.

    Принято выделять обычно три категории, названные Н.С.Лейтесом, и ещё одну, не отмеченную им, — это академическая одарённость. Таким образом, одарёнными чаще всего называют:

• детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта;

• детей с высоким уровнем творческих способностей;

•детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др. — их чаще называют талантливыми);

• детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одарённость).

   Как говорят психологи, детская одарённость бывает разной. Она может быть явно выраженной, но ярким талантом обладают всего от 1 до 3 процентов де- тей. Бывает одарённость возрастная, когда талант внезапно проявляется у ребёнка в определенном возрасте, а через какое-то время, возможно, также внезапно угасает. И, наконец, талант бывает скрытым. До поры до времени скрытая одарённость не проявляется у ребёнка по тем или иным причинам, но существует в нём как нераскрытый потенциал. На него и стоит обратить особое внимание. По подсчетам психологов, детей со скрытой одаренностью около 25 процентов. И не только научиться различать скрытый талант, но и под- держивать его, растить.

   С точки зрения современной психологии, одарённость рассматривается не как комплекс способностей, а как системное качество психики, развивающееся в течение всей жизни. Это не только высокие способности, но и определенная мотивация, воля и соответствующая система ценностей. В отечественной концепции одаренности не различаются одаренность и творческая одаренность.

         Способности - это отдельные психические свойства, обусловливающие возможности человека в тех или иных видах деятельности. Б.М.Теплов определил три признака, заключённых в понятии «способность»:

1. под способностями понимаются индивидуально—психологические особенности, отличающие особенности, отличающие одного человека от другого;

2. способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей (такие особенности человека, как вялость, медлительность, являются индивидуальными особенностями, но не

способствуют  успешному выполнению деятельности, а потому не являются показателями способностей);

3. понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у человека.

      Существуют способности, которые почти полностью наследуются, другие почти полностью воспитываются, а в общем наследуется больше, чем воспитывается. Вне деятельности способности не развиваются. Способности не только проявляются в  деятельности, но они и создаются в этой деятельности. Поэтому для развития способности у детей нужно создать условия для разнообразных видов деятельности. Чем в большее количество деятельностей включён ребёнок, тем быстрее можно у него выявить его склонности и одарённость и развить их. Признаком одарённости ребёнка чаще всего служит несоответствие развития его ума обычному уровню умственного развития детей его возраста, т.е. опережение возраста.

     Одним из главных показателей способностей детей является степень выраженности его собственной активности, что необходимо для проявления любой деятельности. Поэтому в первую очередь нужно искать способы и методы пробуждения собственной активности ребёнка. Даже у очень талантливых от природы детей недостаточная его активность в деятельности может привести к нереализации его способностей. Любая деятельность будет успешной лишь в том случае, если ребенок захочет (!) ею заниматься.

Показатели активности ребёнка:

- выраженная любознательность;

- готовность к ответу на поставленные взрослым или самим ребёнком вопросов;

- творческое проявление в его занятиях — стремление придумать что-то  новое, желание внести свои поправки и решение общей задачи, оригинальность мышления и выполнения задачи;

- склонность к анализу своих ошибок;

- повышенная речевая активность - большую часть своих мыслей старается выразить вслух.

В неразрывной связи с активностью ребёнка выступает саморегуляция. Настойчивость – это направленная саморегуляцией форма активности.

Показатели настойчивости ребёнка:

- длительность удержания стремления к цели, о чём можно судить по времени работы ребёнка над заданием;

- степень выраженности побуждений к завершению начатой деятельности – количество повторных возвращений к заданию;

- степень инициативности в процессе преодоления препятствий;

- степень сосредоточенности на цели;

  К общим способностям относятся также и способности к сосредоточению внимания.

   Следующим компонентом общих способностей является развитие умственных способностей детей:

- лёгкость возникновения новых идей;

- возникновение неожиданных сопоставлений и обобщений, которые являются оригинальными;

- быстрота мыслительных процессов;

- способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, т.е. способность к логике;

- неожиданность возникновения новых ассоциаций- способность увидеть то, что не видят другие в предмете, явлении.

  Детское творчество может приобретать художественную ценность только до тех пор, пока это творчество непроизвольно. Главное условие детского творчества – его искренность.

 Черты личности одарённого ребёнка:

- отличаются способностью к установлению и прослеживанию причинно- следственных связей;

- обладает отличной памятью;

- терпеть не могут, когда им навязывают готовые решения;

- обладают высокой концентрацией внимания;

- обладают чувством справедливости;

- у них яркое воображение;

- обладает тонкой ранимой психикой;

    Одарённые дети нуждаются и в одарённых воспитателях, которые бы чутко отзывались на запросы детей и не мешали развиваться талантам своей постоянной тревожностью, мелочной опекой и раздутым честолюбием.

  Каждую способность, талант, дарованные нам от Бога, надо терпеливо и бережно выращивать, как садовник розу: где - то подставить подпорку, что-то мягко подвязать, что - то обрезать, а что - то закрыть от ветра.

  Увы, не все родители могут найти правильный подход к воспитанию своего одарённого ребёнка. И талант, вместо того чтобы развиваться и преумно- жаться, попросту чахнет. Вот только несколько типичных ошибок воспитания, на которых хотелось бы заострить внимание родителей.

    Одна из самых распространенных ошибок — это возвеличивание способностей ребёнка. Вся семья начинает вертеться вокруг «кумира», взращивая в нём звёздную болезнь и одновременно вызывая тайную зависть братьев и сестёр, если таковые имеются. Все ожидают только успехов, успехов во всём, к чему только прикоснётся юное дарование. Но успех в одной области может соседствовать с полными неудачами в другой. Это естественно. Но к такому развитию событий не готово раздутое родительское честолюбие. Эти родительские установки усваиваются и детьми. Над ребёнком всю жизнь будет нависать дамоклов меч неуспеха, постоянный страх оказаться хуже других, не получить «пятёрку», не победить на олимпиаде, не занять первое место в конкурсе. Развитию таких детей начинают мешать повышенная тревога, страх. В итоге, вместо того чтобы раскрываться, способности парализуются, и вместо развития дарований у ребёнка начинает формироваться невроз. Кто-то беспрерывно грызёт ногти или ручку, кто-то начинает подмаргивать, зажмуриваться, другой постоянно облизывает губы, кто-то щёлкает языком. Это поведенческие симптомы чрезмерного напряжения, повышенной тревоги, с которыми не справляется неокрепшая детская психика. Постоянные стрессы могут привести и к соматическим расстройствам. Бессонница, дерматиты, пос- тоянные головные боли, тошнота, иногда даже рвота перед выходом в школу — всё это плата за излишнюю родительскую требовательность, вызванную тщеславием и стремлением утвердиться за счёт своего ребёнка. Дарования детей становятся объектом манипулирования родителей, жаждущих только успеха. Привычная нам пятибалльная система оценок превращается в двухбалльную: всё, что не «пятёрка», то «двойка». Неадекватные родительские ожидания способны исказить и сам мыслительный процесс. Такой ребёнок справляется со сложными заданиями, но не может выполнить простого: начинает оригинальничать, усложнять и выдумывать что-то несусветное, потому что родительская установка такова — быть отличным от других, необыкновенным.

    Совершенно противоположное отношение некоторых родителей — вообще не замечать выдающиеся способности своих детей. Их кредо — быть как все, и одарённый ребёнок им не нужен. Пусть будет отличником, это допустимо, но одарённость с её излишней пытливостью, беспорядком, бесконечными вопросами, чудачеством не вписывается в прокрустово ложе родительских представлений о том, каким должен быть их ребёнок. Современная стратегия жизненного успеха многих людей предполагает, прежде всего, материальный достаток. И дети начинают стесняться своих способностей. Чтобы не «высовываться», не выделяться среди одноклассников, попросту зарывают свои таланты.

      Многие родители ещё не очень понимают особенности интеллектуального

развития одарённых детей. Они ориентированы на школьную отметку как показатель успешности обучения, а их ребёнок не вписывается в школьные нормы. Он может с головой уйти в историю, ночи напролёт читать о ней и совсем забросить химию, явиться в школу с невыученными уроками и нахватать «двоек». Или может часами что - то мастерить, паять, а у него при этом «тройка» по физике. «Как это так?» — задаются вопросом родители и, требуя формальных успехов, не считаются с интересами ребёнка. Но их сыну или дочери в данный момент интересны не оценки, а процесс, они экспериментируют, и именно это является одним из проявлений одарённости, а не результат, который традиционно оценивается школой.

    Есть еще одна проблема, о которой забывают многие родители, воспитывающие одарённых детей. Это развитие социальной компетентности: быть адекватными в поведении со старшими, не задираться и не конфликтовать со сверстниками. Ведь нередко случается так, что одарённый ребёнок, окружённый не столь талантливыми одноклассниками, чувствует себя весьма одиноко. То, что понятно и интересно ему, далеко не всегда занимает других ребят, а иногда и обычная зависть может отдалить его от сверстников. Ему могут дать обидную кличку, начнут высмеивать, и он станет в классе белой вороной. В начальной школе справиться с такой проблемой еще худо-бедно можно. А вот для подростков одиночество — это тяжелейшее испытание. Поэтому помочь преодолеть социальную отчужденность, эгоцентризм, найти друзей — задача для родителей весьма сложная, но это основа для будущего успеха их сыновей и дочерей. Ведь с годами одарённого ребёнка ждёт не череда олимпиад, где требуется добиться индивидуального успеха, а создание семьи, где надо заботиться о другом человеке и уметь его слышать; уметь подчиняться начальству, даже если его указания далеко не так блестящи, как хотелось бы; уметь сотрудничать с сослуживцами, считаясь с их «неодарённостью», а то и посредственностью. А ведь навыки общения, модели отношений закладываются, прежде всего, в семье. И если юному дарованию с малых лет привили высокомерие, непереносимость критики, гордость и заносчивость, то ломка жизнью этих установок может начаться довольно рано: неуживчивость на работе, семейные разводы, соматические недуги и постоянное внутреннее одиночество, прикрываемое мнимыми внешними успехами.

   Как же родителям оценить правильность своего воспитательного подхода? Американский исследователь Дэвид Льюис проанализировал опыт тысяч семей, в которых воспитываются одарённые дети. Исследователь заострил внимание на успешном опыте и составил рекомендации для развития интеллектуального потенциала детей. Вот что он  советует родителям, воспитывающим юных гениев:

- отвечать на все вопросы детей насколько возможно терпеливо и честно;

- предоставить ребёнку комнату или часть комнаты исключительно для его

  занятий, уделить особое внимание обустройству рабочего места;

- не ругать его за беспорядок в комнате или на столе, если это связано с

  творческим занятием и работа ещё не закончена;

- каждый день находить время, чтобы побыть с ребёнком наедине;

- позволять детям играть со всяким хламом;

- побуждать ребёнка находить проблемы и затем решать их;

- помогать ребёнку улучшить результат его работы;

- давать понять, что вы любите ребёнка самого по себе, а не его достижения;

- поручать сыну или дочери посильные заботы по дому;

- установить разумный поведенческий стандарт и стремиться, чтобы ребёнок

  ему следовал;

- приучать детей мыслить самостоятельно;

- помогать ребёнку строить его собственные планы и принимать решения;

- научить  его адекватно общаться с детьми разных социальных и культурных

  слоёв, а также с  взрослыми любого возраста;

- позволять детям принимать участие в планировании семейных дел;

- никогда не говорить ребёнку, что он хуже других детей; никогда его не

  дразнить за ошибки;

- не исключать никаких тем для обсуждения с детьми;

- помогать детям находить заслуживающие внимания телепередачи;

- побуждать сына или дочь придумывать разные истории, фантазировать;

- никогда не хвалить ребёнка беспредметно и неискренне, надо уметь находить

  в его занятиях то, что достойно похвалы;

- регулярно читать ребёнку и приучать его к чтению с малых лет;

- давать ребёнку возможность действительно принимать решения;

- стараться, чтобы основную часть работы, за которую взялся ребёнок, он

   выполнял самостоятельно, даже если вы не уверены в позитивном результате.

Основные требования к диагностике одарённости.

    Оценивание одаренности ребенка должно быть комплексным.

Обследование должно быть всесторонним. Кроме уровня развития интеллектуальных, необходимо изучить творческие способности, психосоциальное и физическое развитие, охватить как можно более широкий спектр способностей ребёнка.

   Важно помнить и о качественной стороне оценки, которая также имеет прямое отношение к принципу комплексного оценивания. Речь идёт о выявлении соотношения уровней развития отдельных функций и способностей в структуре психики конкретного ребёнка.

    Но при этом следует помнить о том, что ребёнка, показавшего высокие результаты хотя бы по одному из рассматриваемых параметров, следует рассматривать как одарённого.

    Только долговременное обследование может быть объективным. Психо-диагностическое обследование, направленное на выявление уровня одарённости ребёнка, должно быть долговременным. Диагностическое обследование, проводимое с целью отбора детей, разовым быть не может. Этого не позволяют сделать ни современный уровень теоретической разработанности данной проблемы, ни существующий уровень методического обеспечения этого процесса.

    Наиболее эффективны для психодиагностической работы психотренинг. Обычно диагностические методики, ориентированные на разовое обследование, требуют решения ребёнком серий специальных стандартизированных задач. По результатам решения и производится оценка.

   

    Встреча с незнакомым взрослым (психологом, педагогом и др.), какого бы специалиста по общению с детьми он из себя ни изображал, для ребёнка — тоже стресс. Сможет ли его преодолеть ребёнок? На этот вопрос может быть несколько разных ответов, но одно не подлежит сомнению — всё это скажется на результатах диагностики.

  Диагностические задания тренингового типа позволят избавиться от этих проблем. Ребёнок, включенный в длительное обследование, может, постепенно избавившись от выше перечисленных стрессов, проявить свои истинные возможности.

    Необходимо учитывать потенциальные возможности ребёнка. Большинство специалистов склоняются к тому, что при оценке уровня одарённости ребёнка следует оценивать не только и не столько актуальные, сколько его потенциальные возможности. В данном случае имеется в виду ориентация на “зону ближайшего развития”. И кроме того, в педагогическом и более всего в социальном плане значительно важнее не то, что демонстрирует ребёнок в данный момент, а то, чего следует ожидать от него в будущем.

   В оценке одарённости должны участвовать разные специалисты, кроме психологов, педагоги, физиологи, родители и дети. При чём последние не только в роли подопытных. Для каждой из этих категорий участников необходим свой, специально разработанный методический инструментарий. Только сопоставление этих данных может дать картину, максимально приближенную к истине.

    Дети могут и должны участвовать в оценке собственной одарённости.

 Профиль интересов ребёнка.

       С помощью этой обширной анкеты, включающей исследование различных специальных способностей, вы можете выяснить, какими из них обладает ваш ребёнок. Ниже перечислены восемь областей, в которых ребёнок может прояв- лять свои таланты, и даны их характеристики.
    Попробуйте составить графическое изображение уровня интересов вашего ребёнка, сопоставив его с интересами друга, сверстника.

    Дайте оценку в баллах (по пятибалльной системе) каждой из характеристик, обозначенных вопросами анкеты. Если какая-то характеристика присуща

ребёнку в наивысшей степени ставьте пять баллов, если она выше средней -четыре балла и т.д. Оценка «два балла» - самая низкая.

    Суммируйте баллы по всем характеристикам внутри каждой из восьми об- ластей. Общее количество набранных баллов внутри одной области разделите на количество вопросов в этой области. На горизонтальной оси обозначьте во- семь областей способностей и отметьте полученный каждой из них балл по вертикали. Вы получите ломаную линию — профиль интересов вашего ребёнка.

    Для чего вам понадобится такое наблюдение? Предположим, вы хотите, что- бы ребёнок занялся музыкой, спортом или он хочет выбрать кружок в школе, но вы сомневаетесь, есть ли у него к этому способности. Это изучение также может оказаться полезным и в том случае, если ваш ребёнок имеет склонность к новым оригинальным идеям, но стесняется эту способность демонстрировать и старается её не проверять. В этом случае вы можете подбодрить ребёнка.

Итак, анкета интересов вашего ребенка.

Интеллектуальные способности.

1. На занятиях всё легко и быстро схватывает.

2. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях.

3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается

взрослым, но имеется в виду. Устанавливает причины поступков других лю- дей, мотивы их поведения.

4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных за- учиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

5. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники и не догадываются.

6. У ребёнка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль.

7. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или два.

8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия.

9. Задаёт очень много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых.

10. Обгоняет своих сверстников по учёбе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал ему уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых.

11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения.

12.Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на всё новое и неожиданное.

Художественные способности.

1. В своих рисунках и картинках изображает большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунках).

2. Серьёзно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит не обычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, в сочинениях, описании какого- либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.).

4. Всегда готов использовать какой-либо, новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.

5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.).

6. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение.

7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, на своём собственном рисунке или в созданной игрушке, скульптуре.

8. Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать увиденное в трёх измерениях.

Музыкальный талант.

1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них.

2. Хорошо поёт.

3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств.

4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо.

6. В пении или музыке выражает чувства, своё состояние.

7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

Способности к занятию научной работой.

1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).

2. Читает книги, научно-популярные издание с опережением своих сверст- ников на год-два.

3. Обладает выше средней способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений.

4. Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и чётко записывает то, что слышит).

5. После уроков любит читать научно — популярные журналы и книги и делает это с большим удовольствием, чем читает книги художественные.

6. Не унывает, если его проект или новые идеи не поддержаны учителями или родителями, или если его эксперимент не получился.

7. Пытается выяснить причины и смысл событий.

8. Проводит много времени над созданием собственных «проектов» конст- руированием, построением, собиранием.

9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.

Литературное дарование.

1. Может легко построить рассказ, начиная от завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта.

2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чём-то знакомом и известном всем.

3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное.

4. Рассказывая о чём-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли.

5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмо- циональное состояние героев, их переживания и чувства.

6. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает.

7. Любит писать рассказы и стихи.

8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передаёт их чувства, настроение, характер.

Артистический талант.

1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д.

2. Интересуется актерской игрой.

3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого чело- века.

4. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность ра- зыграть какую-либо драматическую ситуацию.

5. Передаёт чувства через мимику, жесты, движения.

6. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с увлечением рассказывает.

7. С большой лёгкостью драматизирует. Передаёт чувства и эмоциональные переживания.

8. Пластичен и открыт всему новому, не зацикливается на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испы- танные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от неё отказаться.

Технические способности.

1. Хорошо выполняет задания по ручному труду.

2. Интересуется механизмами и машинами.

З. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей, поездов, радиоприёмников.

4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов,

5. Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы «на поиск».

6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов.

7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.

Способности к спорту.

1. Энергичен и производит впечатление ребёнка, который нуждается в большом объёме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым.

2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.

4. Бегает быстрее всех в детском саду и в классе.

5. Лучше других физически координирован в движениях, двигается легко и грациозно.

6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках.

7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, теннис, футбол).

     Эта анкета — своего рода опорная схема для наблюдений за вашим ребёнком. Предлагаемые характеристики интересов могут помочь вам в анализе его поведения, умственного или физического развития. Конечно, анкета не охватывает других проявлений ребёнка. Если вам покажется необходимым, добавьте собственные характеристики его интересов.

   С помощью профиля по всем, видам способностей вам будет интересно

узнать, как одни способности вашего ребёнка связаны с другими и как они мо- гут меняться с возрастом (для этого вы можете делать подобные графики пе- риодически, например раз в год).


ДЕТИ  С  ПОВЫШЕННЫМИ ТВОРЧЕСКИМИ  СПОСОБНОСТЯМИ.

Список детей

Отличники

Музыкаль-

ные

Техничес-

кие

Способности

к научной

работе

Артисти-

ческий

талант

Литера-

турный

талант

Спортив-

ный

талант

Художест-

венные

способности

Незауряд-

ный

интеллект

1.

Агаджанян Карен    

+

2.

Аникеева Даша

+

3.

Безухова Вика

+

4.

Волков Никита

+

+

5.

Головкина Инна

+

6.

Дроздова София

+

+

7.

Ермакова Екатерина

+

+

8.

Иванников Виталий

+

+

9.

Ильин Арсении

+

+

10.

Камбур Андрей

+

+

11.

Канищев Александр

+

12.

Климко Максим

+

13.

Козлов Дмитрий

+

14.

Костыгова Ульяна

+

+

+

15.

Кузнецов Дмитрий

16.

Малащенко Никита

17.

Мирошниченко Анастасия

+

+

18.

Можар Виктория

+

+

+

19.

Некрылова Анна

+

20.

Новикова Дарья

+

+

21.

Панфилова Дарья

+

+

22.

Сафина Виктория

+

23.

Смирнова Вероника

+

+

24.

Сурнов Фёдор

+

+

25.

Ткачук Никита

+

26.

Филиппова Екатерина

+

+

27.

Фуфлыгин Максим

+

+

28

Шмаков Иван

+

 (2 класс)


    Ваш ребёнок отличается остротой мышления, наблюдательностью, хорошей памятью, любознательностью, он часто «уходит с головой» в то или иное занятие, умеет хорошо излагать свои мысли, легко выполняет счётные операции, много знает. Всё это говорит о том, что ваш ребёнок, без сомнения, имеет способности к познавательной деятельности, а также и о том, что ему уделялось достаточное внимание со стороны взрослых.

    В отличие от способного, одарённый ребёнок характеризуется ещё и следую- щими проявлениями:

• мыслит оригинально, творчески;

• хорошо понимает юмор;

• у него неистребимая жажда познания, неистощимое любопытство;

• имеет богатое воображение (проявляется в сочинительстве, изобразительной

деятельности, музыке и т.п.);

• часто он не похож на других детей своей независимостью, предпочтением общества взрослых.

    Иногда родителей пугает странность, непохожесть их ребёнка на сверстников. Часто их раздражает его неуёмная жажда познания, неистребимое любопытство. Чем более энергично и нетрадиционно поведение ребёнка, тем более вероятно, что взрослые начинают одёргивать, ограничивать и даже наказывать его. В этом случае родители могут подавить, а не развить творческие возможности ребёнка.

    Родители, имеющие «одарённого ребёнка», хотят, чтобы их ребёнок был лучшим во всём, и всё умел. Например, спрашивает мама: «Почему мой сын не хочет читать, если он такой способный?» Бывает, что родители доводят дело до полной ненависти ребёнка к этому занятию, а может быть, стоит немного подождать и ребёнок сам начнёт читать, просто для него не пришло еще время и есть масса других интересных дел.

Психологи показали, что если длительное время насильственно подавлять

интеллектуальные или двигательные потребности одарённого малыша, то это может привести к эмоциональным сложностям и даже неврозам.

Если ваш ребёнок одарён, то:

• поддерживайте в нем интерес, творчество, оригинальность;

• никогда не ругайте его за то, что он делает что-то не так, как все;

• уважайте в ребёнке право на собственный выбор занятий, игр и на

  собственное мнение;

• помните, что вы должны приспособляться к ребёнку, а не он к вам;

• помогите справляться с проблемами в общении со сверстниками и взрослыми;

• найдите для него друзей, которые были бы столь же хорошо развиты, как он;

• не увлекайтесь соревновательными методами; если ваш ребёнок будет всегда

победителем — другие дети могут его возненавидеть;

• не говорите об одарённости ребёнка в его присутствии, не перехваливайте его,

• не требуйте от ребёнка, чтобы он всегда и во всем был лучшим, а когда пойдет в школу — отличником. (Доказано, что успехи в школе не всегда связаны с одарённостью.)

    Родители одарённого ребёнка иногда спрашивают, следует ли стремиться к тому, чтобы их сын или дочь опережали своих сверстников и, например, в 7 лет

учились в 3-м классе и т.п.? Каждый случай уникален, но при этом нельзя забы- вать о социальном самочувствии своего ребёнка. Ведь неизвестно, как он будет принят детьми, более старшими по возрасту. Не окажется ли он в изоляции?

(Иметь друзей не менее важно, чем быть лучшим учеником).

     Старайтесь больше внимания уделять вопросам общения, групповым играм, которые являются прекрасной моделью развития и коррекции социальных навыков общения.

    Одарённость может проявляться в разных видах и сферах деятельности: познавательной, учебной, творческой, художественной, двигательной.

    Учебные достижения одарённого малыша проявляются в ранней тяге к чтению. Иногда ребёнок начинает читать в 3-4 года, при этом взрослые не прилагают к этому почти никаких усилий. Малыш любит рассматривать книжки, рассказывать по картинкам, проявляет интерес к написанию букв, может подолгу слушать, как читают взрослые.

    Проявляет ранний интерес к вычислениям, измерениям. Проявляет необычно раннее для своего возраста понимание математических отношений. Он легко воспринимает и запоминает математические символы.

    Иногда ребёнок проявляет ранний интерес к живой природе, различным явлениям из области естествознания. Часто задаёт вопросы о происхождении и функциях различных предметов.

    В сфере художественной деятельности одарённый ребёнок проявляет себя

раньше, чем в других: рано начинает рисовать, много времени проводит, напри мер, за лепкой из пластилина, демонстрируя ручную умелость, экспериментирует с композицией, цветом, материалом и т.п.

   Так же рано проявляется интерес к музыке; чутко реагирует на характер и на строение музыки; узнает мелодии по первым звукам; с удовольствием подпевает и т.п.

     В двигательной сфере у ребёнка проявляется одарённость, прежде всего в предпочтении различных действий, требующих тонкой и точной моторики; он имеет хорошую зрительно-двигательную координацию, любит бегать, прыгать, заниматься различными акробатическими упражнениями, прекрасно удерживает равновесие. Такой ребёнок необычайно ловок, силён, координирован и т.д.

    Независимо от того, одарён ли ребёнок во многих областях или только в одной, наша задача заключается в том, чтобы заметить этот природный дар и помочь ему развиться.

ТЕСТЫ ОДАРЁННОСТИ

Тест - вопросник, определяющий одаренность и направленность

дошкольника к какой-то области деятельности.

        Отвечая на вопросы, записывайте ответы: утвердительные, «да» - 1 очко; отрицательные, «нет» - 0 очков. Затем складывайте все очки. Ответы приводятся в конце по шкале результатов.

1. Случается ли ребёнку находить необычное применение какому-либо предмету?

2. Меняет ли он свои интересы, наклонности?

3. Любит ли рисовать воображаемые предметы?

4. Любит ли рисовать абстрактные картинки?

5. Любит ли фантастические истории?

6. Сочиняет ли рассказы или стихи?

7. Любит ли рисовать затейливые фигуры из бумаги?

8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует?

9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус?

10. Боится ли темноты?

11. Изобрёл ли когда-нибудь новое слово?

12. Считал ли это слово понятным без разъяснений?

13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению?

14. Был ли удачен этот замысел?

15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по её назначению?

16. Мог ли ваш ребёнок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение

      разных предметов?

17. Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему?

18. Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим?

19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает?

20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления?

21. Любит ли читать книжки без иллюстраций?

22. Изображает ли собственные игры или развлечения?

23. Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?

Шкала  результатов

От 20 до 23 очков - ваш ребёнок очень сообразительный, способен иметь свою собственную точку зрения на окружающее.

От 15 до 19 очков - ваш ребёнок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен лишь когда в чём-то заинтересован.

От 9 до 14 очков — большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает.

От 4 до 8 очков - ваш ребёнок проявляет творческое мышление лишь при дос- тижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности. Менее 4 очков - вашему ребёнку не хватает сообразительности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель.

Тест - опросник,

выявляющий способность к творчеству (креативность).

    Оцените своего ребёнка по семи пунктам. Каждый пункт оценивается по шкале, содержащей пять градаций: 1 — никогда, 2 — редко, 3 -  иногда, 4 — часто, 5 — постоянно. Мой ребёнок способен:

1. Выдвигать и выражать большое количество различных идей (беглость).

2. Предлагать различные виды, типы, категории идей (гибкость).

3.Предлагать дополнительные идеи, детали, версии или решения

   (находчивость, изобретательность).

4. Проявлять воображение, чувство юмора (нестандартность).

5. Демонстрировать неожиданное, оригинальное, но полезное для решения

    проблемы (оригинальность).

6.Воздержаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной,

   общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбрать лучшую

   (независимость).

7.Проявлять уверенность в своём решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию (уверенный стиль поведения, самостоятельность).

Подсчитайте общее количество баллов по семи пунктам:

35-28 баллов - высокий уровень креативности;

27-17 - средний;

16-0 - низкий.

    Для более объективной оценки креативности попросите ответить на вопросы ещё кого-либо, хорошо знающего вашего ребёнка.

Тест: Какая игрушка?

На оценку оригинальности высказываний.

     Предложите ребёнку в течение 2 минут назвать как можно больше определе- ний игрушки. Вы спрашиваете его: «Какая может быть игрушка? Например, красивая, полезная, а какая ещё, называй всё, что сможешь придумать».

    Оцените не только количество определений, которое даст вам ребёнок, но и их оригинальность.

Тест: Рассказ.

   Творческое воображение, оригинальность на языке творческого рассказы- вания.

Предложите ребёнку придумать сказку. Можно:

а) определить тему сказки;

б) предложить две-три сюжетные картинки или открытки с изображением животных;

в) взрослый начинает рассказывать (2-З предложения), а затем просит ребёнка продолжить;

г) придумать сказку с определенными героями;

Затем проведите анализ сказки по следующей схеме:

1. Сюжет сказки: бытовой, сказочный, приключенческий. Количество сюжетных линий.

Многообразие сюжетных линий показывает, насколько ребёнок с вообра- жением может отойти от действительности, предвидеть развитие сюжета.

2. Композиция сказки: наличие завязки, развитие сюжета, кульминации, развязки и концовки.

Логическая завершенность сказки свидетельствует о том, насколько ребёнок понимает взаимосвязь воображаемых событий с реальностью.

3. Количество главных и второстепенных героев, степень развернутости их характеристик.

Полнота характеристик героев говорит о глубине проникновения в сюжет.

4. Наличие описания внешнего вида героев, их душевных качеств, места дейст- вия.

5. Эмоциональность описания: использует ли ребёнок оценочные суждения

(хороший, плохой, красивый), включает ли себя в качестве действующего лица?

Эмоциональность характеризует активность ребёнка в процессе создания образов.

6. Наличие идеи сказки: насколько она чётко сформулирована и, значит, осознана.

7. Связь сказки с приобретенным опытом, знаниями (прочитанные книги, телевизионные программы, опыт собственной деятельности и пр.).

Игра - упражнение на развитие абстрактного мышления.

    Предлагаете ребёнку подумать над какой-либо пословицей-поговоркой и ска- зать, что она означает, какой пример из жизни можно привести. На первых порах помогите малышу, подскажите ему.

Итак: «Что означает?»

1. Ум хорошо, а два лучше.

2. На вкус, да на цвет товарищей нет.

З. Волков бояться - в лес не ходить.

4. Дружба дружбой, а служба - службой.

5. Первый блин всегда комом.

6. Цыплят по осени считают.

7. Правда в огне не горит и в воде не тонет.

8. Семь раз отмерь, один - отрежь.

9. На сердитых воду возят.

10. Тише едешь - дальше будешь.

11. Поспешишь - людей насмешишь и т.д.

      С целью расширения и углубления знаний по русскому языку, я стала проводить кружок «Эрудит» для одарённых детей. На занятиях предлагались детям различные виды интересных нестандартных заданий, такие как шарады, головоломки, ребусы, логогрифы, анаграммы, фразеологизмы. Велась работа над правильностью и красотой речи, воспитанием любви к слову, обогащением речи пословицами, поговорками, использованием омонимов, синонимов, антонимов. На занятиях кружка ребята научились лучше рассуждать, доказывать, мыслить, правильно говорить, понимать и любить родной язык.

    Представляю цикл занятий для 3 класса.

                                                   Занятие 1.

1. Составь поговорку, вставив гласные буквы.

                                    С М Р    Д Н Г    Н   Ж Д Т

(Семеро одного не ждут.)

2.Допиши пословицу.

                                                   Азбука - …

                                                   Без дела жить - …

          Маленькое дело лучше  …

( Азбука – к мудрости ступенька.  

  Без дела жить – небо коптить.

  Маленькое дело лучше большого безделья.)

3. Объясни следующие фразеологизмы двумя словами.

                                              ХОТЬ ШАРОМ ПОКАТИ - …

                                              ЦЕНЫ НЕТ - …

                                              МУХИ НЕ ОБИДИТ - …

                                              НА ВЕС ЗОЛОТА - …

                                              ХОТЬ ПРУД ПРУДИ - …

                                              СЕСТЬ В ЛУЖУ - …

(Ничего нет; очень дорого; очень добрый; очень дорогой; очень много; попасть впросак)

4. Отгадай шараду.

                                            МЕЖДУ  ПРЕДЛОГОМ  И  СОЮЗОМ  
                                           ПОСТАВЬ  НЕБЕСНОЕ  ЯВЛЕНИЕ –

                                            И  ТРИ СОСТАВЛЕННЫЕ СЛОГА
                                           ДАДУТ  ЗАБОР ИЛЬ  ЗАГРАЖДЕНИЕ.

(ограда)

                               

5. Подчеркни слова с одинаковыми приставками.

     ОТМЕРЯТЬ, ОТВАР, ОТЧИЗНА, ОТРАВИТЬ, ОТРУБИ, ОТТЕНОК,

     ОТОЙТИ, ОТУПЕТЬ

(отмерять, отвар, отруби, оттенок)

Занятие  2.

1.Вставь гласные буквы и прочти поговорку.

                                            Л К Т С М Н Д Г

(Лук от семи недуг.)

2.Какая из этих анаграмм не содержит название планеты?

   а) ТУРНАС    б) НЕРАВЕ    в) ТОНЛУП    г) РАМАСА    д) НУРА

(а) Сатурн;  б) Венера;  в) Плутон;  г) ---   д) Уран)

3. Внимательно прочитай каждое предложение. Подчеркни лишнее слово. Укажи, какой частью речи оно является.

 ДИСЦИПЛИНА ПОВЕДЕНИЯ В НАШЕМ КЛАССЕ НЕ НА ВЫСОТЕ.

 МОЙ БРАТ ХОЧЕТ СТАТЬ ВОЕННЫМ СОЛДАТОМ.

 ПЕТЯ УШИБ КОЛЕНО НОГИ.

 ПУТЬ КОРАБЛЮ ПРЕГРАДИЛ ЛЕДЯНОЙ АЙСБЕРГ.

(Поведение - сущ., солдат - сущ., нога – сущ., ледяной – прил.)

4. Ответь на хитрые вопросы:

             КАК ИЗ МАЛЕНЬКОГО ХВОСТИКА СДЕЛАТЬ БОЛЬШОЙ?

             МОЖНО ЛИ ПРЕВРАТИТЬ РЫБУ В ЧЕЛОВЕКА?
            ЧТО НУЖНО ОТНЯТЬ У ЛЕСНИКА, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛАСЬ РОЩА?

             МОЖНО ЛИ ИЗ ОДНОГО СТОЛА ПОСТРОИТЬ КОМНАТУ?

(Хвостик - -ик = хвост; рыба +  = рыбак; стол + -овая = столовая;

лесник - -ник = лес)

5. Восстанови поговорки. Соедини пары.

                         ГОЛОДЕН, КАК                                  ЗАЯЦ

                         УВЁРТЛИВ, КАК                                ЛИСА

                         ХИТЁР, КАК                                        УЖ

                         НАДУТ, КАК                                       СОБАКА

                         ТРУСЛИВ, КАК                                  БЫК

                         НЕМ, КАК                                            ИНДЮК

                         БОЛТЛИВ, КАК                                  СОРОКА

                         ЗДОРОВ, КАК                                     СВИНЬЯ

                         ГРЯЗЕН, КАК                                      ОСЁЛ

                         УПРЯМ, КАК                                      РЫБА

(Голоден, как собака. Увёртлив, как уж. Хитёр, как лиса. Надут, как индюк.

Труслив, как заяц. Нем, как рыба. Болтлив, как сорока. Здоров, как бык.

Грязен, как свинья. Упрям, как осёл.)

6. В каком слове есть только твёрдые согласные?

                              СЕЛ, СОЛЬ, СМОЖЕШЬ, МАТЧ, КОФЕ

(сможешь)

Занятие  3.

1. В каких словах количество букв не совпадает с количеством звуков?

ОБЪЕКТ, ИЮНЬ, МАЙОР, БУЛЬОН, ЯЩИК

(ящик – 4б.,5 зв.)

2. Какое слово можно подобрать к каждой группе прилагательных?

 ЯБЛОЧНЫЙ, ЖЕЛУДОЧНЫЙ, АПЕЛЬСИНОВЫЙ -

                        ВЕЧЕРНИЙ, ХРУСТАЛЬНЫЙ, МАЛИНОВЫЙ –

                        НИЗКИЙ, ВЫСОКИЙ, ХРИПЛЫЙ –

                        ГРЕЦКИЙ, КЕДРОВЫЙ, МУСКАТНЫЙ –

                        ЗЕЛЁНЫЙ, СПОРТИВНЫЙ, РЕПЧАТЫЙ –

(сок, звон, голос, орех, лук)

3. Отгадай пословицу:

                              БЕЗ     НЕ    И     ИЗ

(Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.)

4. Замени одним словом фразеологизмы.

                             МОЗОЛИТЬ ГЛАЗА –

                             КЛЕВАТЬ НОСОМ –

                             ВТИРАТЬ ОЧКИ –

                             ПОСЛЕ ДОЖДИЧКА В ЧЕТВЕРГ -

(надоедать, дремать, обманывать, никогда)

5. Какие значения могут иметь следующие слова? Составь словосочетания.

              ГЛАДЬ, СРЕДА, ПОВОД, СВЕТ, КЛЮЧ

(Гладь (вышивка или водная), среда (день недели или окружение),

  повод (причина или ремень, уздечка), свет ( электричество или общество),

  ключ ( родник или предмет, открывающий замок, или способ понять тайну)

6. Подбери не менее трёх синонимов к каждому слову.

    ОТВАЖНЫЙ, ХОЛОДНЫЙ, ДОМ, ГОВОРИТЬ

(смелый, бесстрашный, героический;

  ледяной, морозный, студёный;

  изба, хата, жилище;

  беседовать, рассказывать, болтать)

7. Замени иностранные слова русскими синонимами.

                                        ФИНИШ, ДОСЬЕ, АЛФАВИТ

(конец, дело, азбука)

Занятие  4.

1. Какое женское имя скрыто в этой анаграмме?

АЛИ  ЗЕВАЕТ

(Елизавета)

2. Соедини в пары родственные профессии.

                    БАРМЕН                                     ЭКСКУРСОВОД

                    КОВБОЙ                                     КАПЕЛЬМЕЙСТЕР

                    БАНКИР                                      ОХОТНИК

                    ДИРИЖЁР                                   БУФЕТЧИК

                    ДАНТИСТ                                   ВРАЧ

                    АРХИТЕКТОР                            ПАСТУХ
                   ЗНАХАРЬ                                    СТОМАТОЛОГ  

                    ГИД                                              ЗОДЧИЙ

                    ЕГЕРЬ                                          РОСТОВЩИК

(Бармен – буфетчик; ковбой – пастух; банкир – ростовщик; дирижёр – капельмейстер; дантист – стоматолог; архитектор – зодчий; знахарь – врач;

гид – экскурсовод; егерь – охотник)    

3. Замени данные прилагательные синонимами.

      НЕРЯШЛИВЫЙ - …                                      СМИРНЫЙ - …

      БЫСТРЫЙ - …                                                ДУШИСТЫЙ - …

      ЛАСКОВЫЙ - …                                            ВЕТХИЙ - …

      МУДРЫЙ - …                                                 СТРАШНЫЙ - …

      КОСМАТЫЙ - …                                           ЛИПКИЙ - …

      ХОЛОДНЫЙ - …                                           ВЛАЖНЫЙ - …

(неаккуратный, скорый, нежный, умный, лохматый, ледяной;

 послушный, пахнущий, старый, ужасный, клейкий, мокрый)

4. Отгадай шарады:

                                МОЙ ПЕРВЫЙ СЛОГ – НА ДЕРЕВЕ,

                                ВТОРОЙ МОЙ СЛОГ – СОЮЗ,

                                А В ЦЕЛОМ Я МАТЕРИЯ

                                И НА СУКНО ГОЖУСЬ.

                                                         

                                                         ПЕРВОЕ – НОТА, ВТОРОЕ – ТОЖЕ,

                                                         А ЦЕЛОЕ – С ГОРОХОМ СХОЖЕ.

(сукно, фасоль)

5. Запиши словом числительное 2 со следующими совами:

ВИШНЯ, ДРУЗЬЯ, МИНИСТР, ОВЦА, САНИ, БРЮКИ, ЩИПЦЫ, ДЕВОЧКА

( две вишни, двое друзей, два министра, две овцы, двое саней, двое брюк,

двое щипцов, две девочки)

Занятие  5.

1. К данным словосочетаниям подбери прилагательные, противоположные по смыслу.

                              СВЕЖИЙ  ХЛЕБ –

                              СВЕЖИЙ  ВЕТЕР –

                              СВЕЖИЕ  КРАСКИ –

                              СВЕЖАЯ  РУБАШКА –

                              СВЕЖАЯ  ГАЗЕТА –

(Чёрствый, тихий, старые, грязная, старая - вчерашняя)

2. Отгадай логогриф.

                     Я синоним осьминога,

                     А без с – в метле нас много.

(Спрут – прут)

3. Вставь гласные буквы и прочитай получившуюся пословицу.

   З   Д В М   З Й Ц М  П Г Н Ш Ь С   Н  Д Н Г  Н   П Й М Ш Ь.

( За  двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.)

4. Васиного отца зовут Иван Николаевич, а дедушку – Илья Петрович.

    Какое   отчество у Васиной мамы?

( Ильинична)

5. Отгадай шараду:

                               МЫ К БУКВЕ ВОСЕМНАДЦАТОЙ ПО СЧЁТУ
                              ПРИБАВИМ ДЛЯ НАЧАЛА ТРЕТЬЮ НОТУ
                              И, С ЭТАЖА ШАГАЯ НА ЭТАЖ,
                              «ВСЁ ТА ЖЕ КРАСОТА, - ДОБАВИМ, - ТА Ж!»

                               И, ВСЁ СЛОЖИВ, ПОЛУЧИМ МЫ В НАГРАДУ

                               НАЗВАНИЕ ТЕАТРА ИЛИ САДА,

(Эрмитаж)

6. Подчеркни слова, в которых встречается звук  й .

    АЭРОДРОМ, БОЕЦ, ВДВОЁМ, ВУАЛЬ, ГУАШЬ, ДУЭТ, ЗМЕЯ, КАЮТА,
   КАКАО, ТАЕТ, МЯУКАТЬ, УЕХАТЬ, НАУКА, ПАЯТЬ, ПИОН, СПОЁМ,
   ПОЭТ, РОЯЛЬ, СТРУЯ, ТЕАТР, ПОЮТ, ШПИОН, СТОЯТЬ

(Боец, вдвоём, змея, каюта, тает, уехать, паять, споём, рояль, струя, поют, стоять)

7. Образуй множественное число следующих существительных и поставь ударение.

 КИЛОГРАММ, ДИРЕКТОР, ТРАКТОР, АЭРОПОРТ, ТОРТ, БАНТ, ШАРФ ИНЖЕНЕР      (килограммы, директора, тракторы, аэропорты, торты, банты, шарфы, инженеры)

Литература:

Аникина В.П. «Живая вода»: Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. — М.: Детская литература,1987.

Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. — М., 1974.

Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. — 2-е изд., доп. — М., 1960.

Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999г.

Граик Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. — М., 1994.

Здоровье школьника № 1 2008 г. Гениями – рождаются!,  с. 24-29

Здоровье школьника № 10  2006 г. Синдром одарённости, с. 10-17

Ильина В.А. Игры, конкурсы, развлечения. Волгоград, 1999.

Калмыкова И.Р. 50 игр с буквами и словами. — Ярославль, 2001.

Науменко Г.М., Новицкая М.Ю. «Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть». — М., 1995.

Под ред. Н.С.Лейтеса  Психология одарённости детей и подростков., М. Изд. центр «Академия», 2000.

Разумовская О.К. Игры со словами в школе и дома. — М., 2002.

Русский медвежонок — 2002: Задачи, решения, информации, статистика. — Киров, 2003.

Савенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе. Москва, «Сентябрь». 2001.

Шкатова Л.А. Подумай и ответь. — М., 1989.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация работы с одаренными детьми

Методические рекомендации по учебным дисциплинам для проведения кружков, факультативных занятий...

Организация работы с одаренными детьми в рамках группы продленного дня

Одаренность человека – этомаленький росточек, едвапроклюнувшийся из земли и тре-бующий к себе огромного внима-ния. Необходимо холить илелеять, ухаживать за ним,сделать все необходимое,чтобы он вырос и...

Организация работы с одаренными детьми младшего школьного возраста

Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и прак...

Организация работы с одаренными детьми в образовательном учреждении

Проблема одаренности в настоящие время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружа...

Рекомендации по организации работы с одаренными детьми.

Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей акт...