Организация работы с одаренными детьми.
презентация к уроку на тему
Одаренный ребенок и как правильно помочь ему в обучении.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
organizatsiya_raboty_s_odaryonnymi_detmi_prezentatsiya.ppt | 299.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Одарённый ребёнок — это ребёнок, который выделяется яркими, оче- видными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности Четыре категории одарённости: • детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта ; • детей с высоким уровнем творческих способностей; • детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные музыканты, художники, математики, шахматисты и др. — их чаще называют талантливыми); • детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одарённость).
Показатели активности ребёнка: - выраженная любознательность; - готовность к ответу на поставленные взрослым или самим ребёнком вопросов; - творческое проявление в его занятиях — стремление придумать что-то новое, желание внести свои поправки и решение общей задачи, оригинальность мышления и выполнения задачи; - склонность к анализу своих ошибок; - повышенная речевая активность - большую часть своих мыслей старается выразить вслух.
Следующим компонентом общих способностей является развитие умственных способностей детей : - лёгкость возникновения новых идей; - возникновение неожиданных сопоставлений и обобщений, которые являются оригинальными; - быстрота мыслительных процессов; - способность прослеживать причинно-следственные связи и делать соответствующие выводы, т.е. способность к логике; - неожиданность возникновения новых ассоциаций- способность увидеть то, что не видят другие в предмете, явлении.
Черты личности одарённого ребёнка: - отличаются способностью к установлению и прослеживанию причинно- следственных связей; - обладает отличной памятью; - терпеть не могут, когда им навязывают готовые решения; - обладают высокой концентрацией внимания; - обладают чувством справедливости; - у них яркое воображение; - обладает тонкой ранимой психикой;
Интеллектуальные способности. 1. На занятиях всё легко и быстро схватывает. 2. Обладает чувством здравого смысла и использует знания в практических повседневных ситуациях. 3. Хорошо и ясно рассуждает, не путается в мыслях. Улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослым, но имеется в виду. Устанавливает причины поступков других лю- дей, мотивы их поведения. 4. Быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных за- учиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить. 5. Знает многое о таких событиях и проблемах, о которых его сверстники и не догадываются. 6. У ребёнка богатый словарный запас, он легко пользуется новыми словами, точно выражает свою мысль. 7. Любит книги, которые обычно читают не сверстники, а дети постарше на год или два. 8. Решает сложные задачи, требующие умственного усилия. 9. Задаёт очень много вопросов. Интересуется многим и часто спрашивает об этом взрослых. 10. Обгоняет своих сверстников по учёбе на год или на два, то есть реально должен бы учиться в более старшем классе, чем учится сейчас. Часто скучает на уроке из-за того, что учебный материал ему уже хорошо знаком из книг, журналов, рассказов взрослых. 11. Оригинально мыслит и предлагает неожиданные ответы, решения. 12.Очень восприимчив, наблюдателен, быстро реагирует на всё новое и неожиданное.
Художественные способности. 1. В своих рисунках и картинках изображает большое разнообразие предметов, ситуаций, людей (нет однообразия в сюжетах рисунках). 2. Серьёзно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьёзным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит не обычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь. 3. Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, в сочинениях, описании какого- либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунков, камней, марок, открыток и т.д.). 4. Всегда готов использовать какой-либо, новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем. 5. Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т.д.). 6. Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение. 7. Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может высказать свою собственную оценку и пытается воспроизвести то, что ему понравилось, на своём собственном рисунке или в созданной игрушке, скульптуре. 8. Любит работать с пластилином, глиной, дающими возможность изображать увиденное в трёх измерениях.
Музыкальный талант. 1. Очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодии, всегда вслушивается в них. 2. Хорошо поёт. 3. В игру на инструменте, в песню или танец вкладывает много энергии и чувств. 4. Любит музыкальные записи. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку. 5. Любит петь вместе с другими так, чтобы получалось слаженно и хорошо. 6. В пении или музыке выражает чувства, своё состояние. 7. Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии. 8. Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.
Способности к занятию научной работой. 1. Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно). 2. Читает книги, научно-популярные издание с опережением своих сверст- ников на год-два. 3. Обладает выше средней способностью к пониманию абстрактных понятий, установлению обобщений. 4. Обладает хорошей моторной координацией (отлично фиксирует то, что видит, и чётко записывает то, что слышит). 5. После уроков любит читать научно — популярные журналы и книги и делает это с большим удовольствием, чем читает книги художественные. 6. Не унывает, если его проект или новые идеи не поддержаны учителями или родителями, или если его эксперимент не получился. 7. Пытается выяснить причины и смысл событий. 8. Проводит много времени над созданием собственных «проектов» конст- руированием, построением, собиранием. 9. Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается над этим.
Литературное дарование. 1. Может легко построить рассказ, начиная от завязки и кончая разрешением какого-либо конфликта. 2. Привносит что-то новое и необычное, когда рассказывает о чём-то знакомом и известном всем. 3. Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, всё несущественное отбрасывает, оставляя главное и наиболее характерное. 4. Рассказывая о чём-то, умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основной мысли. 5. Выбирает в своих рассказах такие слова, которые хорошо передают эмо- циональное состояние героев, их переживания и чувства. 6. Умеет передавать в рассказах такие детали, которые важны для понимания события, и в то же время не упускает основной линии событий, о которых рассказывает. 7. Любит писать рассказы и стихи. 8. Изображает в рассказах своих героев очень живыми, передаёт их чувства, настроение, характер.
Артистический талант. 1. Легко входит в роль другого персонажа, человека и т.д. 2. Интересуется актерской игрой. 3. Меняет тональность и выражение голоса, когда изображает другого чело- века. 4. Понимает и хорошо изображает конфликт, когда имеет возможность ра- зыграть какую-либо драматическую ситуацию. 5. Передаёт чувства через мимику, жесты, движения. 6. Стремится вызвать эмоциональные реакции у других людей, когда о чём-то с увлечением рассказывает. 7. С большой лёгкостью драматизирует. Передаёт чувства и эмоциональные переживания. 8. Пластичен и открыт всему новому, не зацикливается на старом. Любит пробовать новые способы решения жизненных задач, не использует уже испы- танные варианты, не боится новых попыток, всегда проверяет новые идеи и только после экспериментальной проверки может от неё отказаться.
Технические способности. 1. Хорошо выполняет задания по ручному труду. 2. Интересуется механизмами и машинами. З. В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей, поездов, радиоприёмников. 4. Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек, приборов, 5. Разбирается в капризах механизмов, любит загадочные поломки и вопросы «на поиск». 6. Любит рисовать чертежи и наброски механизмов. 7. Читает журналы и статьи о создании новых приборов, машин, механизмов.
Способности к спорту. 1. Энергичен и производит впечатление ребёнка, который нуждается в большом объёме физических движений, чтобы ощущать себя счастливым. 2. Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях. 3. Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры. 4. Бегает быстрее всех в детском саду и в классе. 5. Лучше других физически координирован в движениях, двигается легко и грациозно. 6. Любит ходить в походы, играть на открытых спортивных площадках. 7. Предпочитает проводить свободное время в подвижных играх (хоккей, баскетбол, теннис, футбол).
• мыслит оригинально, творчески; • хорошо понимает юмор; • у него неистребимая жажда познания, неистощимое любопытство; • имеет богатое воображение (проявляется в сочинительстве, изобразительной деятельности, музыке и т.п.); • часто он не похож на других детей своей независимостью, предпочтением общества взрослых.
Если ваш ребёнок одарён, то: • поддерживайте в нем интерес, творчество, оригинальность; • никогда не ругайте его за то, что он делает что-то не так, как все; • уважайте в ребёнке право на собственный выбор занятий, игр и на собственное мнение; • помните, что вы должны приспособляться к ребёнку, а не он к вам; • помогите справляться с проблемами в общении со сверстниками и взрослыми; • найдите для него друзей, которые были бы столь же хорошо развиты, как он; • не увлекайтесь соревновательными методами; если ваш ребёнок будет всегда победителем — другие дети могут его возненавидеть; • не говорите об одарённости ребёнка в его присутствии, не перехваливайте его, • не требуйте от ребёнка, чтобы он всегда и во всем был лучшим, а когда пойдет в школу — отличником. (Доказано, что успехи в школе не всегда связаны с одарённостью.)
ТЕСТЫ ОДАРЁННОСТИ Тест - вопросник, определяющий одаренность и направленность дошкольника к какой-то области деятельности. Отвечая на вопросы, записывайте ответы: утвердительные, «да» - 1 очко; отрицательные, «нет» - 0 очков. Затем складывайте все очки. Ответы приводятся в конце по шкале результатов. 1. Случается ли ребёнку находить необычное применение какому-либо предмету? 2. Меняет ли он свои интересы, наклонности? 3. Любит ли рисовать воображаемые предметы? 4. Любит ли рисовать абстрактные картинки? 5. Любит ли фантастические истории? 6. Сочиняет ли рассказы или стихи? 7. Любит ли рисовать затейливые фигуры из бумаги? 8. Сделал ли когда-нибудь то, чего не знал, или то, чего не существует? 9. Бывает ли у него желание что-то переделать на свой вкус? 10. Боится ли темноты? 11. Изобрёл ли когда-нибудь новое слово? 12. Считал ли это слово понятным без разъяснений? 13. Пробовал ли переставлять мебель по своему разумению? 14. Был ли удачен этот замысел? 15. Использовал ли когда-нибудь вещь не по её назначению? 16. Мог ли ваш ребёнок, будучи совсем маленьким, отгадывать назначение разных предметов? 17. Предпочитает ли в выборе одежды свой вкус вашему? 18. Есть ли у него собственный мир, недоступный окружающим? 19. Ищет ли объяснения тому, чего еще не понимает? 20. Часто ли просит объяснить окружающие его явления? 21. Любит ли читать книжки без иллюстраций? 22. Изображает ли собственные игры или развлечения? 23. Помнит ли и рассказывает ли свои сны или пережитые впечатления?
Шкала результатов От 20 до 23 очков - ваш ребёнок очень сообразительный, способен иметь свою собственную точку зрения на окружающее. От 15 до 19 очков - ваш ребёнок не всегда обнаруживает свои способности, он находчив и сообразителен лишь когда в чём-то заинтересован. От 9 до 14 очков — большая сообразительность, достаточная для многих областей знаний, где необязателен собственный взгляд на вещи. Однако для занятий творческой деятельностью многого не хватает. От 4 до 8 очков - ваш ребёнок проявляет творческое мышление лишь при дос- тижении важной для него цели, он более склонен к практической деятельности. Менее 4 очков - вашему ребёнку не хватает сообразительности, но он может достичь успеха как хороший исполнитель.
Литература: Аникина В.П. «Живая вода»: Сборник русских народных песен, сказок, пословиц, загадок. — М.: Детская литература,1987. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. — М., 1974. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. — 2-е изд., доп. — М., 1960. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся. М.: Образовательный центр «Педагогический поиск», 1999г. Граик Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А . Секреты орфографии. — М., 1994. Здоровье школьника № 1 2008 г. Гениями – рождаются!, с. 24-29 Здоровье школьника № 10 2006 г. Синдром одарённости, с. 10-17 Ильина В.А. Игры, конкурсы, развлечения. Волгоград, 1999. Калмыкова И.Р. 50 игр с буквами и словами. — Ярославль, 2001. Науменко Г.М., Новицкая М.Ю. «Раз, два, три, четыре, пять, мы идём с тобой играть». — М., 1995. Под ред. Н.С.Лейтеса Психология одарённости детей и подростков., М. Изд. центр «Академия», 2000. Разумовская О.К . Игры со словами в школе и дома. — М., 2002. Русский медвежонок — 2002: Задачи, решения, информации, статистика. — Киров, 2003. Савенков А.И. Одарённый ребёнок в массовой школе. Москва, «Сентябрь». 2001. Шкатова Л.А. Подумай и ответь. — М., 1989.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация работы с одаренными детьми
Методические рекомендации по учебным дисциплинам для проведения кружков, факультативных занятий...
Организация работы с одаренными детьми в рамках группы продленного дня
Одаренность человека – этомаленький росточек, едвапроклюнувшийся из земли и тре-бующий к себе огромного внима-ния. Необходимо холить илелеять, ухаживать за ним,сделать все необходимое,чтобы он вырос и...
Организация работы с одаренными детьми младшего школьного возраста
Новые задачи, стоящие перед системой образования в области выявления и развития одарённых детей, приобретают особую актуальность в связи с последними достижениями психолого-педагогической науки и прак...
Организация работы с одаренными детьми в образовательном учреждении
Проблема одаренности в настоящие время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. Неопределенность современной окружа...
Организация работы с одаренными детьми на уроках английского языка и во внеурочное время
Выступление на педагогических чтениях...
Рекомендации по организации работы с одаренными детьми.
Одаренные дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; обладают доминирующей акт...
Организация работы с одаренными детьми в начальной школе
Инновационный проект...