Методическая разработка детско-родительского мероприятия по теме «Россия – Родина моя»
методическая разработка (3 класс)
Учителю необходим целенаправленный поиск путей к объединению усилий по воспитанию ученика, поиск оптимальных форм совместной работы в интересах ребёнка, повышение уровня вовлеченности родителей в жизнь школы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 391
Красносельского района Санкт-Петербурга
Методическая разработка совместного внеклассного мероприятия
обучающихся и их родителей
по теме
«Россия – Родина моя»
Е.В.Плотникова
учитель начальных классов
ГБОУ СОШ № 391
Красносельского района Санкт-Петербурга
Содержание
1. Введение. Актуальность темы ____________________________ 3
2. Формы взаимодействия с родителями ______________________ 4
2.1. Совместная деятельность учителя, родителей и обучающихся _ 6
2.2. Практическая часть
Сценарий конкурса «Россия – Родина моя» _________________ 7
3. Заключение ______________________________________________ 15
Список литературы _______________________________________ 16
1. Введение
Актуальность темы
Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играет учитель. Как добиться, чтобы родители захотели быть помощниками учителя? В первую очередь эффективность воспитательной работы учителя во многом зависит от его умения находить общий язык с родителями, опираясь на их помощь и поддержку. Не все родители откликаются на стремление педагога к сотрудничеству, проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка. Поэтому педагогу необходимы терпение и целенаправленный поиск путей решения этой проблемы, поиск оптимальных форм совместной работы школы и семьи в интересах ребенка, повышение уровня вовлеченности родителей в жизнь школы. Очень важно найти правильный подход к родителям, выбрать доброжелательную манеру общения даже тогда, когда родители неохотно идут на контакт с учителем, школой. Совместная работа направлена на то, чтобы вырастить сознательного, ответственного гражданина России, способного и готового жить во имя её процветания и развития. Гражданско-патриотическое воспитание сегодня – одно из важнейших звеньев системы воспитательной работы. Сегодня, когда на государственном уровне гражданско-патриотическое воспитание выделено в качестве приоритетного направления и 9 января 2012 года президент подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года российской истории», данная проблема становится особенно актуальной.
Цель:
- Вовлечение обучающихся, их родителей (законных представителей) в активную деятельность по патриотическому воспитанию младших школьников с целью формирования у них гражданственности, патриотизма, активной жизненной позиции, воспитания чувства гордости за свой народ, его историю, традиции, культурные достижения.
Задачи:
- обеспечить обучающихся историческими знаниями (с учетом их возрастных особенностей);
- приобщить к духовным и нравственным ценностям, традициям старшего поколения;
- формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране;
- воспитывать гражданско-патриотические чувства.
Ожидаемые результаты:
- вовлечение в работу по гражданско-патриотическому воспитанию обучающихся, их родителей (законных представителей);
- обогащение содержания гражданско – патриотического воспитания;
- привитие интереса к историческому и героическому прошлому своей Родины;
- развитие творческих способностей;
- формирование активной жизненной позиции; знание и соблюдение норм и правил правового государства;
- формирование потребности и способности руководствоваться примерами, основанными на высших ценностях и идеалах.
2. Формы взаимодействия с родителями могут быть самыми разными:
1. Изучение условий семейного воспитания.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
4. Взаимодействие с родительским комитетом.
5. Совместная деятельность родителей и учащихся.
6. Чтение книг совместно с ребенком.
7.Участие в выставках, соревнованиях, организуемых для учеников и родителей, проведение дней здоровья.
8. Проведение совместных праздников с участием родителей создание групп поддержки из числа родителей для проведения классной и внеклассной работы с детьми и другие.
9. Диспуты, лекции для родителей.
В работе с родителями своих классов используем различные направления. Основными считаем:
1. Изучение условий семейного воспитания. Составление социального паспорта семьи.
2. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса через сайт школы, электронный журнал.
3. Психолого-педагогическое просвещение родителей. Проведение круглых столов для родителей совместно с психологом и логопедами школы.
4. Регулярное взаимодействие с родительским комитетом.
5. Традиционные дни открытых дверей, форма проведения которых ежегодно меняется.
6. Анкетирование родителей.
7. Проведение тематических родительских собраний. Темы собраний предлагаются родителям заранее, они выбирают наиболее интересные.
2.1.Совместная деятельность учителя, родителей и обучающихся
Неотъемлемой частью учебно-воспитательного процесса в начальной школе являются праздники, совместная подготовка к которым сплачивает школьников, учит их общению, взаимопониманию, взаимопомощи. При проведении праздников родители – верные помощники, а иногда и участники. Дети очень любят, когда их родители принимают участие в таких мероприятиях, им хочется быть лучше, чтобы не подводить своих родителей, а сами родители открываются с удивительной неожиданной стороны, как для учителя, детей, так и для самих себя.
Совместная работа поможет родителям приобрести уверенность и решительность, увидеть свои возможности и почувствовать ответственность за своих детей. Совместная подготовка к праздникам сплачивает школьников, учит их общению, взаимопониманию, взаимопомощи. Совместно с родителями и детьми мы подготовили и провели конкурс «Россия – Родина моя».
Сценарий конкурса «Россия – Родина моя»
Цель: Создать эмоционально-положительную основу для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине. Задачи: 1. Формировать устойчивое, уважительное отношение к родной стране. 2. Систематизировать знания обучающихся о символах Российской Федерации (герб, флаг, гимн). 3. Развивать интерес к истории своей страны; кругозор обучающихся, обогащать их словарный запас. 4. Воспитывать гражданско-патриотические чувства. Оборудование урока: - карта современной России, изображения гербов, флага России; - текст гимна России; - портреты князя Ивана Ш и царя Алексея Михайловича; - рисунки детей; - аудиозапись мелодичной музыки; - мультимедийное оборудование. Форма проведения: конкурс; презентация.
Ход конкурса:
Приветствие гостей, родителей.
Под мелодичную музыку обучающиеся рассаживаются по командам («Солнышко», «Россиянка», «Берёзки», «Витязи»).
Одна команда формируется из родителей (родители сами придумывают название и девиз). Всего 5 команд.
Ведущий: – Знаете ли вы, что 9 января 2012 года президент подписал Указ «О проведении в Российской Федерации Года российской истории»? Слайд № 1
– Сегодня мы поговорим на очень важную для каждого человека тему «Россия – Родина моя».
Слайд № 2
Ведущий: – Начнём мы с представления команд. Команды хором произносят название и называют капитана. Дети хором проговаривают девиз команды. Командам вручаются жетоны за представление. Ведущий: - Что же такое для человека РОДИНА? Что он считает своей родиной: страну, в которой живет; дом, где родился; место, где жили его предки? Наверное, все это и есть родина, то есть родное место. - А какой представляют свою родину ребята, вы можете увидеть на выставке рисунков «Моя Родина» (Рисунки подготовили заранее). Ведущий: – Объявляется конкурс стихов о РОДИНЕ. Мы выслушаем представителей от каждой команды. Дети читают стихи (Нумерация четверостиший соответствует количеству обучающихся). Командам вручаются жетоны за выступление.
1. Слышишь песенку ручья? 2. Руки матери твоей, Родина 3. Если скажут слово «родина», (З. Александрова) | Что мы Родиной зовём Россия, Россия, Россия 10. Нет края на свете красивей, Нет Родины в мире светлей! Россия, Россия, Россия, – Что может быть сердцу милей? 11. Кто был тебе равен по силе? Терпел пораженья любой! Россия, Россия, Россия, – Мы в горе и счастье – с тобой! 12. Россия! Как Синюю птицу, Тебя бережём мы и чтим, А если нарушат границу, Мы грудью тебя защитим! 13. И если бы нас вдруг спросили: «А чем дорога вам страна?» – Да тем, что для всех нас Россия, Как мама родная, – одна! (В. Гудимов) |
Ведущий: - Откуда произошло само слово РОДИНА? 1-й ученик. - Слово РОДИНА произошло от древнего слова РОД, которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас потомок какого-либо старинного древнего рода. Слайд № 3 РОДИНА – это и отечество, страна, и место рождения человека. РОДИТЬ – произвести на свет потомство. РОДИТЕЛИ – отец и мать, у которых рождаются дети. РОДИЧ – родственник, член рода. РОДНЯ – родственники. РОДОСЛОВНАЯ – перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают её. НАРОД – нация, жители страны. Ведущий: - Как называется наша Родина? (Россия или Российская Федерация)
Россия – самая большая страна в мире. Слайд № 4
2-ая ученица:
Как велика моя страна,
Как широки просторы!
Озера, реки и поля,
Леса, и степь, и горы.
Раскинулась моя страна
От севера до юга:
Когда в одном краю весна,
В другом - снега и вьюга.
Физкультминутка (проводит ученица)
В нашей стране горы – высокие,
Реки глубокие,
Степи широкие,
Леса большие,
А мы - ребята вот такие!
Ведущий: - Каждая страна имеет свои отличительные знаки – символы: герб, флаг и гимн. Они являются государственными символами.
3-й ученик:
Имеет флаг, и гимн, и герб
Российская держава.
И, как все символы, они
Жизнь нашу отражают.
4-ая ученица:
У России величавой
На гербе орёл двуглавый.
Чтоб на запад, на восток,
Он смотреть бы сразу мог.
5-й ученик:
- У нас очень красивый герб. На нём изображён двуглавый золотой орёл. Орёл – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия. Это очень древний герб, он появился более 500 лет назад – в 1497 году. Впервые его ввёл царь Иван III Васильевич – князь всея Руси. Слайд № 5
6-ая ученица:
- Да, русское государство было образовано при князе Иване III. В старину непременной частью вооружения воинов являлся щит, на котором изображался личный родовой знак. Со временем такие знаки стали передаваться по наследству от отца к сыну. Так возникли первые гербы.
7-й ученик:
- Иван III объединил русские княжества в одно большое государство. У нового Русского государства появился свой герб, на котором был изображён орёл, как символ непобедимости и силы, чтобы все знали, что Россия – сильная страна. Это был герб Московского государства, Русского государства, Российской империи, а теперь это герб Российской Федерации.
8-й ученик:
- Внутри Российского герба – герб Москвы. На нём, на красном фоне изображён Георгий Победоносец, поражающий копьём дракона. Ужасный чёрный змей – это символ зла. Он повержен героем. Верный конь воина топчет дракона копытами.
Герб России символизирует красоту и справедливость, победу добра над злом. Герб – это эмблема государства, он изображается на печатях, паспортах, денежных знаках, документах. Демонстрируется герб Российской Федерации Слайд № 6
Ведущий: - Ещё одним символом нашего государства является флаг. - Переходим к следующему конкурсу «Выбери флаг». На столе у каждой команды лежит конверт с моделями различных флагов. Команде нужно выбрать флаг России.
(Команды выполняют задание, показывают результат, вручаются жетоны). Демонстрируется флаг Российской Федерации.
Слайд № 7
9-ая ученица:
Белый цвет- берёзка.
Синий – неба цвет.
Красная полоска - солнечный рассвет.
Ведущий: - Флаг нашей страны имеет свою историю.
Наш российский флаг – трёхцветный. Цвету придаётся особый смысл.
Белый означает мир и чистоту совести, синий – небо, верность и правду, красный – огонь и отвагу.
История современного российского флага ведёт своё летоисчисление из далёких времён царя Алексея Михайловича (XVII в.). Демонстрируется портрет царя Алексея Михайловича.
Слайд № 8
10-й ученик: - По приказу царя Алексея Михайловича начали строить несколько кораблей. Главный и самый большой корабль назвали гордо – «Орёл». Для военного корабля потребовался опознавательный знак – флаг. Бело-сине-красные флаги этой небольшой флотилии говорили о принадлежности её к Российскому государству. 11-й ученик: - Одним из главных символов России является Государственный гимн. Слова гимна отражают историю страны. Гимн – это торжественная песня или мелодия, которая исполняется в особенных случаях, во время национальных праздников, подъёма государственного флага Российской Федерации, во время воинских ритуалов и спортивных соревнований. Музыку для гимна Российской Федерации написал Александр Васильевич Александров, слова – Сергей Владимирович Михалков. Слайд № 9
Ведущий: - С давних времён наши предки посвящали своей отчизне много тёплых слов. Некоторыми в виде пословиц и поговорок пользуемся мы и в наше время. - Следующий конкурс «Собери пословицу». Каждая фраза состоит из двух частей. Соедините эти части так, чтобы получилась пословица. Капитаны команд достают из конвертов полоски с заданием. (Команды собирают пословицы). Ведущий: - Сколько пословиц вы собрали? (5)
Родина - мать, умей за нее постоять. Родина любимая – мать родимая. Одна у человека мать, одна у него и Родина. Родина – всем матерям мать. Береги землю родимую, как мать любимую.
(Каждая команда читает по одной собранной пословице).
Ведущий: - Сколько пословиц вы озвучили? (5) – С кем чаще всего сравнивают Родину? (С мамой). – Почему? – Пословиц и поговорок о Родине гораздо больше, чем вы перечислили. Даже на слайде не хватило места для всех пословиц. Слайд № 10 Родина - мать, умей за нее постоять. Родина любимая – мать родимая. Дома и стены помогают. Человек без Родины, что соловей без песни. Своя земля и в горсти мила. Родной край – сердцу рай. Нет в мире краше Родины нашей. Одна у человека мать, одна у него и Родина. Родина – всем матерям мать. И пылинка родной земли – золото. На чужой стороне и весна не красна.
Ведущий: - А сейчас следующий конкурс. Я приглашаю капитанов.
Капитанам предлагаются пословицы.
- Объясните своими словами, как вы поняли пословицы.
Пословица для капитана команды родителей:
В бою за Отчизну и смерть красна.
(Смерть красна – это значит, что в бою за Отчизну умереть не стыдно. Родину нужно защищать от врагов. За неё не жалко отдать жизнь).
Командам вручаются жетоны.
Ведущий: - Переходим к заключительному конкурсу «Послание предков». В послании зашифрована пословица.
«Послание предков». Буквы быстро ты прочти.
Те, что пять раз повстречались,
Смело ты их зачеркни.
Остальные по порядку
Ты в пословицу сложи.
Слайд № 11
(В игру включаются все желающие гости. Задание – на карточках).
После выполнения задания получается пословица:
Своя земля и в горсти мила.
Ведущий: - Молодцы!
Итог конкурса-игры.
Ведущий: - Ребята, любите свою Родину, берегите ее, старайтесь сделать всё возможное, чтобы она была ещё богаче и прекрасней. Ведь именно от вас зависит будущее нашей страны, будущее России! Помните, вы граждане большого и могучего государства. Чтобы сохранить величие и могущество нашей страны необходимо помнить о том, что стран на свете много, а дом у нас один, общий – это планета Земля. Все мы должны жить, уважая культуру, традиции, обычаи, язык разных стран и народов, как добрые друзья и мирные соседи. Спасибо всем кто принял участие в нашем конкурсе. Слайд № 12.
Заключение
Многолетний опыт работы привел к мысли, что такое важное направление как гражданско-патриотическое воспитание младших школьником может быть успешным только благодаря тесному сотрудничеству семьи и школы.
Обучающиеся должны гордиться, что родились в великой стране, стремиться сохранять её богатства и красоту, гордиться её героическим прошлым, своими предками, любить свой народ. Они должны знать историю своей родины, людей, отстоявших свободу, историю своей страны.
Только полное взаимодействие семьи и школы позволяет достичь положительных результатов в воспитании детей.
Список литературы
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».
2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М.; Просвещение, 2011.
3. Журнал «Начальная школа». – 2007 - № 7.
4. Журнал «Начальная школа». – 2009 - № 11.
5. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. – М.: Азбуковник, 1997.
6. Панфилова Л.Г. Путешествие в далёкое прошлое нашего края. – СПб., 2005г.
7. Синова И.В. Герб, гимн, флаг России: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
8. Синова И.В. Государственные праздники России: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внеклассное мероприятие на тему "Россия-наша Родина".
Знакомство с понятиями, раскрывающими содержание «духовный мир человека». Мотивация к познанию нового предмета. Рефлексия по поводу основных понятий, связанных со словами «Родина», «Патриот», «Г...
Методические рекомендации и конспект урока по теме Россия – наша Родина. ОРКСЭ.
История прошлого – это память народов. В ней наши корни, корни сегодняшних явлений. Невозможно понять современную жизнь, нельзя создавать будущее, не зная прошлого, не зная истории своего...
Методическая разработка урока окружающего мира по теме "Россия на географической карте"
Данную разработку можно использовать при подготовке к уроку окружающего мира по теме "Россия на географической карте"....
Разработка внеклассного мероприятия на тему «Россия –Родина моя"! Для учащихся 2 класса
Патриотизм - любовь к Родине, преданность ей, ответственность и гордость за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать ее богатство – начинает формироваться уже в школьном возрасте. Невозмо...
Методическая разработка урока окружающего мира на тему "Россия вступает в ХХ век"
Методическая разработка урока окружающего мира на тему «Россия вступает в XX век» (4-й класс, УМК «Школа России» Тема: Россия вступает в ХХ векТип: Урок усвоен...
Методическая разработка урока в 4 классе по теме: «Россия – наша Родина».
Предмет: ОРКСЭ, 4 классТема: «Россия - наша Родина».Технология обучения гуманно-личностные Ш. А. АмонашвилиЦель: воспитывать у обучающихся чувство патриотизма, гордости за свою страну...
Методическая разработка урока по Окружающему миру для 2 класса по теме «Россия- наша Родина»
Формирование представлений о стране Россия.[[{"type":"media","view_mode":"media_preview","fid":"27103977","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"180","style":"width: 120px; height: 120...