О современных мотивациях в развитии интереса к художественной литературе у маленьких читателей.
статья по чтению по теме

Родина Альвина Анатольевна

В статье даются предложения по использованию ИКТ на занятиях по программе «Внеурочной деятельности» для спланированной и целенаправленной работы по развитию у ребёнка желания  и потребности к чтению художественной литературы.

Приобщение  к классическому литературному наследию – воспитывает, образовывает, обогащает внутренний мир.  Ученик, не желающий читать, обедняет себя как личность, и роль учителя – помочь ребёнку испытать счастливые моменты общения с книгой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_rodina_a.a.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

О современных мотивациях в развитии интереса к художественной литературе у маленьких читателей.

       Одним из положительных моментов, который возник при внедрении ФГОС в начальной школе, является  техническое оснащение классов - кабинетов. Компьютер и мультимедийный проектор стали не просто нужны, а необходимы современному учителю для ежедневного использования на уроках с разными целями.  Интернет даёт возможность найти интересную информацию и яркую иллюстрацию, самому создать нужную презентацию, клип, статью. Эти ресурсы помогают сделать уроки литературного чтения информационно-значимыми и эмоционально-окрашенными. Ещё К.Д. Ушинский писал, что ребёнок живёт красками и звуками. Творческий учитель и раньше использовал литературу, музыку и живопись как взаимообогащающие  и дополняющие друг друга виды  искусства, которые затрагивают и влияют на чувства и эмоции ученика. Помните, как у Л. Н. Толстого в романе «Война и мир» Наташа говорит о Пьере: «Безухов – тот синий, тёмно-синий с красным, и он четверо угольный». Классики давно подметили, что детям и подросткам легче охарактеризовать человека и его поступки цветом, чем словом.

В своей работе я люблю проводить интегрированные уроки (литературное чтение/изо). На этих уроках ученики знакомятся с произведениями И.С. Тургенева, Л.Н. Толстого, А.И. Куприна. Детям предлагается передать  образ  главного героя сначала цветом  - «Веер впечатлений», а сюжетную линию – цветовой гаммой. Но насколько интереснее, ярче и нагляднее делает такой урок современная техника! Ребёнок, выполнив  работу на листе индивидуально (фломастерами, карандашами или акварелью), может при помощи учителя и проектора продемонстрировать её на экране всему классу, обосновать и  прокомментировать. Все желающие могут представить свои впечатления от прочитанного в цвете, имеют возможность передать свои чувства и обсудить наблюдения. Такую деятельность  можно предложить детям  не только индивидуально, но и в парах, группах. В результате возникают диспуты, споры, в которых рождается истина, помогающая ребёнку глубже понять и прочувствовать художественное произведение, эмоциональный мир и характер героев, а яркие, насыщенные краски передадут трагизм или радостные переживания в кульминационных моментах сюжета.  

У современного учителя блестящие возможности при подготовке к урокам, на которых происходит знакомство ребёнка с лирической поэзией. Видео, клипы, презентации помогут  погрузить в эпоху создания поэтом стихотворения, полюбоваться красотой русской природы, насладиться музыкальной палитрой классических произведений, дадут возможность глубже понять чувства, побудившие  поэта к написанию  данных строк. Ребёнок может почувствовать и значимость писателя как личности, память о котором живёт и увековечивается в памятниках, в названиях улиц, проспектов, площадей, адресами которых так богат литературный Санкт-Петербург. У каждого учителя есть свой годами накопленный и бережно хранимый архив – это фотографии, картины, иллюстрации, которые теперь дополняются яркими видео и удачно продуманной анимацией  в презентациях и клипах.

Однако  должно быть и чувство меры. Важно не увлечься красивостью! Не забывая игровые технологии, необходимые детской аудитории, следует направлять наглядно-демонстрационный материал в познавательное, развивающее русло.  Детям нравятся уроки литературного чтения, на которых используется ИКТ. Это видно! Улыбки, живость в глазах и ответах, эмоциональная деятельность на протяжении всего урока, раскрепощённое общение в диалогах,  минимизация скованности монологической речи – всё это говорит само за себя. Уроком ребёнок доволен, ему комфортно, интересно, полезно, но стал ли ученик больше интересоваться  литературой? Становится ли чтение любимым занятием? Не всегда! Почему? Ребёнок заинтересованно работает на уроке, но дома берёт книгу в руки и… не читает. Даже уходя домой с понравившегося урока и получив задание прочитать дополнительную литературу, ученики часто делают это с большим нежеланием, а то и с  ненавистью. Возможно, современные дети, прекрасно воспринимая  ярко преподнесённый учебный материал, ждут того же от своих родственников дома? Не хотят или не могут заставить себя самостоятельно трудиться? Или существует масса соблазнов, которые занимают время ребёнка, предназначенное для чтения. Может проблема в отсутствии элементарного режима дня и рационального распределения труда и отдыха? Думаю, эти вопросы волнуют многих учителей и родителей.

Поделюсь своим опытом. В этом учебном году я запланировала  работу  по развитию интереса к самостоятельному чтению во «Внеурочной деятельности», которая рекомендована  для успешного внедрения ФГОС. Положительный результат появился незамедлительно. Во первых, к 4 часам в неделю,  отведённым на уроки литературного чтения, добавились часы  после обеда и прогулки. Правда, только группа ребят могла посещать эти занятия. Учитывая это, я использовала детский интерес  к происходящему на занятиях, их дружеские отношения в классе, как ключ к распространению информации. В итоге, получив информацию от одноклассников, заинтересованная детвора стала принимать участие в Проектах и Конкурсах, не посещая занятий во второй половине дня. Результаты (или продукты) проектной и конкурсной деятельности  демонстрировались на детских праздниках, классных часах, родительских собраниях, выставках для параллельных классов. Для  положительной мотивации любви к книге  я использовала два «рычага»,  влияющих на детскую психологию. Это – ИНТЕРЕС, который активизирует ребёнка,   и  ДУХ СОРЕВНОВАНИЯ  (кто больше, лучше и т.д.) Цель «Рабочей программы» по  «Внеурочной деятельности», которую  я перед собой поставила, это: погрузить ребёнка в изобилие произведений детской литературы и побудить к прочтению наиболее понравившейся книги. Темы были разнообразными, например, такой блок: «Кто  найдёт и прочитает как можно больше сказок и рассказов, главным героем которых является… (кот, пёс, слон, твой сверстник или сверстница и др.). Здесь в помощь детям были подсказки родителей и друзей, Интернет, библиотеки; а учитель демонстрировал подготовленную им Презентацию с увлекательными отрывками и анимационным материалом, который иллюстрировал, но не называл ни авторов, ни названий сказок или рассказов. Занятие проходило на ИНТЕРЕСЕ, а последующая неделя отводилась на поиск книг и их прочтение. Новое занятие начиналось с представления детьми найденных и прочитанных книг,  с их обсуждения, с  рекомендаций для друзей. Роль учителя  - дополнить и эмоционально окрасить выступления ребят, поощрить наиболее активных, с помощью всех участников  занятия  выявить «победителей», наградить их. Эти действия стимулируют  детей к дальнейшему участию в работе, что способствуют  расширению круга  любителей чтения.  

Санкт – Петербург, в котором жили и творили  знаменитые литераторы, предлагает тематику, интересную «Юным городским наблюдателям». Это ещё одно направление во «Внеурочной деятельности», связанное с литературным чтением и краеведением, которое мы с ребятами разработали в этом учебном году и намерены продолжать в следующем.

             Конечно, говорить об окончательно решённой проблеме преждевременно, но положительные результаты на лицо: дети потянулись к книге.

Учитель начальных классов   Родина А.А.

Санкт-Петербург, ГБОУ СОШ №160

с углублённым изучением английского языка

 Красногвардейского района


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям.Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников.

Мотивация учения и интереса к народным традициям и обычаям;Воспитание экологической культуры и развитие познавательных интересов младших школьников....

Приемы мотивации к чтению художественной литературы младших школьников

laquo;Скажи мне, какие книги ты читаешь, и я скажу, кто ты»...

Мастер-класс «Развитие интереса детей к чтению художественной литературы методом «Сторисек»

Мастер-класс«Развитие интереса детей к чтению художественной литературыметодом  «Сторисек»...

Игра как средство повышения уровня мотивации и развития интереса к изучению английского языка у младших школьников

В данной статье говорится о важности игры в процессе обучения английскому языку младших школьников. А также рассматриваются виды игр (с примерами), с помощью которых этот интерес развивать и поддержив...