Конспект открытого тематического мероприятия для детей разновозрастной группы «Тайна имени моего»
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Ройтблат Татьяна Фёдоровна

 

Конспект   открытого тематического мероприятия

для детей разновозрастной  группы

«Тайна имени моего»

 

 

 

Программное содержание:

 

·         познакомить учащихся с разными периодами образования имён в нашей стране,

·         расширять кругозор, любознательность;

·         формировать потребность в интеллектуальном развитии; понимание важности внимательного отношения к одногруппникам; развивать умения работать в группе,

·         развивать способность видеть себя глазами сверстников, навыки сотрудничества, уважения другого, уверенность в себе.

·         развитие речи (введение в словарь новых слов).

·         воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство управления образования по Омской области

Казенное учреждение

 «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних»

Конспект

открытого мероприятия

для детей разновозрастной группы

«Тайна имени моего»

г. Омск    

20 декабря  2012 г.

Конспект   открытого тематического мероприятия

для детей разновозрастной  группы

«Тайна имени моего»

Программное содержание: 

  1. познакомить учащихся с разными периодами образования имён в нашей стране,
  2. расширять кругозор, любознательность;
  3. формировать потребность в интеллектуальном развитии; понимание важности внимательного отношения к одногруппникам; развивать умения работать в группе,
  1. развивать способность видеть себя глазами сверстников, навыки сотрудничества, уважения другого, уверенность в себе.
  2. развитие речи (введение в словарь новых слов).
  1. воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Материал:

Плакаты, надписи с именами, атрибуты для игр, смайлики, музыкальное оформление, ноутбук.

Ход занятия

Дети входят в группу, садятся на места.

Ведущая Н.В.:

Я приветствую в нашем кругу и  детей и взрослых. И хочу пожелать всем «Доброго дня и хорошего настроения!»

Ведущая Т.Ф.:

Сегодня наше мероприятие посвящено познанию тайны имени своего. Каждый узнает, что означает его имя, узнает символы своего имени. Готовы Вы сначала чуточку окунуться в мир предыстории происхождения имен?!

Дети:   Мы живём в мире имён. Ещё тысячу лет назад древний поэт Гомер в поэме «Одиссея» написал: 


Между живущих людей 
Безымянным никто не бывает, 
В минуту рождения каждый 
Имя своё от родителей 
В сладостный дар получает . . . 

Ведущая Н.В.:

В первый период в древности люди воспринимали своё имя материально, как неотъемлемую часть человека. Имена были похожи на прозвания, данные по какому-либо поводу. Имена скрывались от врагов, т.к. люди считали, что достаточно знать имя, чтобы навредить кому-нибудь. Древнерусские имена были очень разнообразны.

Ведущая Т.Ф.:

 От многих имён в дальнейшем произошли фамилии: Третьяк - Третьяков, Осьмак - Осьмаков и другие. Весьма популярны были имена, данные по цвету волос и кожи, по росту, телосложению, характеру и поведению. Например, Беляк, Малуша, Головач, Забава, Молчан, Несмеяна, Любим, Зима, Вишняк. 
Во второй период, очень длинный в истории русских имён, в практику вошли так называемые календарные имена. Календарными их называют условно, так как они давались по церковным календарям. Имена были распределены по числам и месяцам, и давались в соответствии со временем рождения. Крещёное имя давалось священниками по святцам, чаще всего не предоставляя родителям возможности выбора. Был в старину такой обычай: 

Дети:   

Несли младенца в церковь. Там, 
В странице святцев пальцем тыча, 
Поп имена давал по дням. 
Коль ты родился в день Ефима, 
То назван именем таким. 
Но если в день Иеронима, 
То - хошь не хошь – Иероним! 

Плюс Тайна имени

Дети:   Многие древние племена свято оберегали тайну имени, полагая, что человек, знающий имя, может управлять его носителем. В старину имени придавалось гораздо большее значение, например, индейские племена к имени мужчины или женщины добавляли фразу или слово, обозначавшее какое-то умение этого человека. К примеру, имя Чингачкук обозначало «соколиный глаз». В русской культуре имена также имеют значение, но меньшее.

Дети:   Обращать внимание на имя стоит не только для новорожденного ребенка, но и в момент выбора спутника жизни. Имена мужчин и женщин также взаимодействуют по-разному. Именно совместимость имен мужчины и женщины покажет, будут ли удачными будущие семейные отношения. Выбирая имя для новорожденного, также следует учитывать совместимость с именами матери, отца и других членов семьи, что поможет сделать взаимоотношения более благополучными.

Дети:   Случается, что имя человека, записанное в паспорте, абсолютно не подходит к его характеру. Такое происходит, если родители по каким-то причинам называют ребенка другим именем. К примеру, девочку Елену могут называть Леной или Аленой. При этом Лена и Алена – это не одно и то же, значение имен разное. Чем вызывается такая ситуация? Вероятно, самой Елене не очень нравится данное ей имя и она невольно его отвергает.

Дети:   Как известно, моде подвержено все на планете, в том числе и имена. В древние времена новорожденного называли именем святого, день памяти которого совпал с днем рождения малыша. Под этим понималось, что святой будет небесным покровителем ребенка, защищая от невзгод и помогая на жизненном пути. День рождения тогда не считался праздником, отмечались именно именины. В начале прошлого века мода на имена поменялась. Детям стали давать имена-аббревиатуры, например, в честь Владимира Ленина – Владлена. Советский человек постепенно забыл, что существует такое понятие, как тайна имени. А с падением «железного занавеса» русские дети стали носить иностранные имена, в честь актеров, героев фильмов или певцов. И лишь в последнее десятилетие при выборе имени для ребенка родители стали интересоваться значением и происхождением того или иного имени.

Дети:   Тем не менее, правильно подобранное для новорожденного имя не означает, что ребенок будет обладать именно такими чертами характера, какие дает имя. Тайна имени лишь располагает человека к появлению в его характере каких-то определенных черт, основную же роль в формировании личности будет играть воспитание.

Игра «Найди своё имя по описанию».

Имена

Власть имен над судьбой человека, загадочную и необъяснимую заметили еще древние. В России вплоть до XVII века родители держали в секрете имя, данное ребенку при крещении, пытаясь обмануть тем самым злых духов.

В Турции и Азербайджане ребенку давали два имени — одно из них было ложным, второе настоящим,— все в той же, что и у россиян, надежде ввести в заблуждение недобрых духов. У некоторых народов детям дают заведомо плохие имена — Сын Шлюхи, Собачий Хвост и т. п., отталкивая этим злых духов. Обычай скрывать свое имя историки и этнографы находят почти у всех народов мира.

Древние были уверены, что судьба человека, города и даже государства предначертана его именем. С этим представлением связан и сегодняшний обычай перемены имени. Как и у древних, он предполагает перемену в судьбе. Именно в этом смысл того, что, вступая в брак, женщина берет имя (фамилию) мужа. Так поступают писатели и актеры, сочиняя себе псевдоним; меняют имя, принимая пострижение или церковный сан, вступая в тайное общество.

Подобрать имя новорожденному малышу – дело непростое. Ведь имя человека влияет на его судьбу. На выбор имени ребенка влияют и традиции семьи, и модные веяния, и национальные, религиозные корни, и даже политические взгляды родителей.

ИГРЫ – Эстафеты

  1. Эстафета «Ласковые имена» 
    Дети   придумывают ласковые имена для каждого в центре сидящего, позже он выбирает самое приятное ему 

  1. «Это животное, которое соответствует мне»
    Существует версия, что человек в прошлой жизни кем-то был. Выбери из предложенного: 
    а) тигр 
    б) лиса 
    в) павлин 
    г ) дельфин 

  1. Блиц - интервью 
    - Что такое день рождения? 
    - Самый необычный подарок в вашей жизни? 
    - В какой стране и веке хотел бы родиться? 
    - Зачем человеку волосы и два уха? 
    - Нравится ли вам ваша фамилия? 
    - Считаете ли вы свою жизнь полосатой? Сколько полосок? 
    - Сколько будет семью восемь? 
    - Существует ли ключ к вашему сердцу? Где прячете? 
    - Что бы вы хотели получить к следующему дню рождения? 
    - Правда ли, что ты мечтаешь стать президентом? 

  1. Частушка- загадка:


Спела песню и частушку,

Нам весёлая девчушка.

На уроке пения

Отличилась………..(Ксения)

Возле дома у окна,

Расцвела калина,

Значит к нам пришла весна

Утверждает ….(Нина)

В школе учится мальчишка

Первоклассник, шалунишка

Разорвал тетрадь и книжку

Наказала мама …..(Мишку)

Ходила с папой по грибы

Натёрла ножку от ходьбы

Пришлось сажать в корзину

 Хромую нашу….(Зину)

Ходил по улице герой

Без шапки зимнею порой.

И вот простыл на горе-

Теперь болеет …..(Боря)

Стихи читает и поёт,

Танцует, весело живёт.

Не даст себя в обиду,

За это любят   …….(Лиду)

Сколько много анекдотов

Про рыбалку и охоту

И послушать мы готовы

Новый анекдот про ……….(Вову)

На окошке Карлсон сел,

И варенье тут же съел.

Просит: «Дай мне шоколад!»

Стать готов друзьями …..(Влад)

Прочитала сказки

И закрыла глазки

Ночью снились страсти,

Жаловалась ……(Настя)

Шить умеет и поёт-

Помощь бабушке растёт.

Учится отлично в школе,

Хочет быть певицей…….(Оля)

Спортсмен, любит заниматься,

Бегать, прыгать, кувыркаться

Укрепляет силу - воли,

Чемпионом будет…..        (Коля)

Целый вечер рисорала,

И немножечко устала.

Убрала альбом, тетради,

И уснула крепко…..(Надя)

Ты вратарь, твоя работа,

Защищать свои ворота.

На него надежда наша

Не пропустит шайбу …..(Саша)

  1. Игра «Музыкальная «коллекция» имен»

Задание: по фрагменту из песни угадать о каком имени поётся.

  1. Частушки, исполняемые детьми.

Катя

Катя – строгая натура,

И серьезная вполне,

Если воли дать маленько –

Она пляшет на столе!

Юля

Не сыскать на белом свете

Вам серьезней Юли,

Юлю слушают все дети,

И никто не спорит.

Настя

Если ищете тихоню,

То скромнее не найти,

Имя редкое такое –

Настя, как тебя найти?

Кристина

Если нужен вам порядок,

В жены Кристю выбирай,

Только ей дарить подарки

Никогда не забывай.

Даша

Кропотливая во всем,

Даша украшает дом.

Только спутница – гордыня,

Ох, мешает ей во всем.

Варя

Варя – шустрая девчонка,

Она может все успеть,

Как ей это удается,

При учёбе  песни петь?

Диана

Поглядите вы на Диану –

У нее вокруг шипы,

Она внешне так надменна,

А в душе у ней – цветы!

Надя

Если ищете давно

Вы руководителя,

Выбирайте только Надю –

Вашего спасителя!

Лера

Говорят, что нет прекрасней

И мудрей Валерии,

Согласятся с этим все

Наши кавалеры.

Вика

Не судите строго Вику

За её прекрасный вид.

Ненароком наша Вика

Всех мужчин в себя влюбит.

Вика

Эх, Викуля, ты добра,

Зла не замечаешь.

Всех обидчиков всегда

Ты во всем прощаешь.

Настя

Настя — наша справедливость, 
Правота и зоркий глаз. 
Из неправды правду выбьет. 
Ее любит целый класс.


Юля с Дашей, как сороки 
На лесной опушке, 
Обсуждают, у кого 
Красивей веснушки. 

Костя ходит на уроки, 
Пишет всем послания. 
Кто получит телеграмму, 
Терпит наказание. 


Игорь ходит в одиночку. 
Нет друзей и нет подруг. 
Не пора ли ставить точку 
И любить детей вокруг.


Наша Сашуля — не тихоня, 
Не танцует, но поёт,

Если надо, вмажет смело, 
Даже глазом не моргнет.


Женя — добрая душа — 
Всем приятна, хороша. 
Любит школу, любит труд. 
И всем в классе верный друг. 

Наш Арсен то  оттоптал 
Ноги, как бульдозером. 
Словно утки, будем плавать 
В ластах мы по озеру.



Заскрипел сверчок за партой 
И напомнил нам о том, 
Как играет наш  Никита
Нам по нервам язычком


Для чего, скажите, дети, 
Существуют книги? 
Чтобы била наша Женя 
Всех мальчишек ими.


У кого пятерок много 
И ума палата. 
Данил  знает все на свете, 
Даже о лопате.

Легенда.

В одной стране жила грустная принцесса. Она была больна, и никто не мог ей помочь. Король приглашал лекарей из разных мест, но они не помогли принцессе. Однажды через этот город проезжал молодой человек. Он узнал о беде принцессы и решил «что может у него получится помочь бедной принцессе». Ему разрешили пообщаться с ней. Выйдя от принцессы, молодой человек спросил, когда она родилась. Оказалось, что принцесса родилась 21 марта. Через некоторое время молодой человек посоветовал выходить принцессе каждый день в парк и отдыхать под дубом, в комнате в воду поставить дубовые веточки. Через месяц принцесса повеселела и пошла на поправку. Секрет прост: молодой человек определил по дате рождения, какое дерево соответствует человеку, родившемуся 21 марта. Это был именно дуб. С древности люди верят, что у каждого человека «свое» дерево, которое ему помогает.

Хотите узнать, какое дерево у каждого из вас?

Игра «Дерево – символ». http://magic154.sitecity.ru/ltext_1509000237.phtml?p_ident=ltext_1509000237.p_1509000629

Условия игры: нужно сложить части карточек, прочесть свое полное имя и название дерева.

Карина – яблоня Александр – вяз Дарина – сосна

Ярослав – тополь Евгения – тополь Руслан – кипарис

Ангелина – сосна Владислав – ясень

Песня «Где водятся волшебники»

  1. Конкурс  «Собери из букв имя»

Раздаются карточки с буквами, из которых нужно выложить имя, используя все буквы.

  1. Игра «Голубой вагон бежит, качается» 
    Каждый именинник выбирает себе членов команды, например 5 героев торжества выбирают по 4 человека. Получается, что каждая команда состоит из 5 человек. Звучит песня «Голубой вагон», а команда, выстроившись друг за другом, должна «проехать» определённый путь, притом, между членами команды находятся разные предметы ( пластиковая бутылка, книга, воздушный шарик, большой кубик и др. Выигрывает та команда, которая пройдёт нужный путь, быстрее и, не уронив ни одного предмета. Руками поддерживать предметы нельзя. 

  1. Игра – пожелание «Максимум любви» 
    Каждой команде, выдаётся по три листа цветной бумаги, трое ножниц, три длинных нитки с иголками. Задание следующее: за определённое время, пока звучит мелодия, вырезать несколько сердечек, нанизать их на нитку. Получившиеся бусы подарить – надеть на шею – любому выбранному игроку.

  1. Конкурс: « Ласковые имена».

Две команды соревнуются, называя женское – мужское имя.

  1. Игра «Что сделать с подарком»
    Я повешу его на верёвочку и буду носить на шее.
    Я буду использовать это вместо ложки.
    Я разделю это между друзьями, положив каждому в рот.
    Я покрошу это в салат, полью майонезом и съем.
    Я приколю это к волосам и буду красоваться у зеркала.
    Я запущу это и буду смотреть, как оно летит.
    Я прикреплю на шапку, чтоб похвастаться перед всеми.
    Я каждые 10 секунд буду вытирать этим свой носик.
    Я спою ему колыбельную и уложу в кроватку.


Что задумано - пусть исполнится, 
все хорошее - пусть запомнится. 
Пусть глаза ваши счастьем светятся, 
люди добрые в жизни встретятся. 
Пусть здоровье будет до старости, 
мы желаем вам только радости!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект открытого урока русского языка 3 класс "Род имен существительных"

Данный конспект урока содержит различные виды работ по усвоению темы...

Конспект открытого урока русского языка "3-е склонение имен существительных"

Урок русского языка по УМК "Школа России". Конспект данного урока можно использовать при изучении раздела "Имя существительное"...

Конспект открытого внеклассного мероприятия по английскому языку Сказка «Теремок» в рамках «Дня открытых дверей»

Сценарий сказки "Теремок"Жанр: внеклассное мероприятие.Учебный предмет: английский языкУчитель:Класс: 2 Ожидаемые результаты.Учащиеся смогут:Знания:- закрепить тематическ...

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных. Заглавная буква в географических названиях». 1 класс

Конспект открытого урока по теме « Заглавная буква в именах собственных.       Заглавная буква в географических названиях».1 класс...