Конспект классного часа "Но разве о войне мечтают дети"
классный час (4 класс) по теме

Мельникова Ольга Сергеевна

Данный конспект можно использовать при проведении классного часа патриотической направленности для учащихся 3-4-ых классов. Материал будет полезен учителям начальных классов в воспитательной работе. Занятие требует предварительной подготовки учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект классного часа

в 4 классе

«Но разве о войне мечтают дети»

Цель:
Продолжить формировать гражданское сознание:

- воспитать чувство гордости за Родину и героев страны;

- воспитать чувство патриотизма;

- воспитать чувство уважения к товарищам.

Углубить знания о Великой Отечественной войне:

- познакомить с детьми Героями Советского Союза;

- познакомить со стихотворениями и песнями о войне.

Развивать речь, внимательность, творческие способности.

Оборудование: 

  • изображение детей-героев СССР: Лёни Голикова, Зины Портновой, Марата Казея, Вали Котика;
  • карта СССР;
  • аудиозаписи: «Священная война» слова В. Лебедь-Кумача, музыка А.Александрова, «Мы за ценой не постоим!» «До свидания, мальчики» Булата Окуджавы, «В землянке» слова  Суркова  В., музыка Листова К.
  • Раздаточный материал: альбомный лист, цветные карандаши.

        

        

Ход урока

1. Организационный момент.
Приветствие детей. Чтение учителем стихотворения.

Играют дети всей земли в войну,
Но разве о войне мечтают дети?
Пусть только смех взрывает тишину
На радостной безоблачной планете!
Над вьюгами и стужами седыми
Вновь торжествует юная весна.
И как огонь с водой несовместимы,
Несовместимы дети и война!

                                Михаил Садовский

2. Сообщение темы и целей классного часа

-Тему нашего мероприятия вы видите на доске. Один ученик читает тему. Сегодня мы будем вспоминать страшное время – Великую Отечественную войну.

3. Работа по теме

- Кто может назвать дату начала и конца Великой Отечественной войны?  (22 июня 1941-9 мая 1945)

22 июня 1941 года в 3 часа 15 минут утра фашистская Германия без объявления войны вероломно напала на Советский Союз.

Ученик читает стихотворение:
Тот самый длинный день в году,
С его безоблачной погодой
Нам выдал общую беду
На всех на все четыре года.

Она такой вдавила след
И стольких наземь положила,
Что двадцать лет, и тридцать лет
Живым не верится, что живы.

                        Константин Симонов

- Вы знаете, что такое Советский Союз?

Наша страна раньше входила в состав Советского Союза вместе с другими странами. На нашу Родину обрушились беды и страдания. Все – от мала до велика, встали на её защиту. Летние каникулы вмиг закончились, а начались долгие 4 года борьбы за Победу.

Звучит аудиозапись «Священная война» Слова В. И. Лебедева-Кумача, музыка А. В. Александрова.

- Эта песня звучала каждый день по радио, она поддерживала боевой дух солдат.
- Ребята, а кто кроме солдат сражался  за нашу Родину? (Бабушки, женщины, дети)

Война затронула каждую семью, каждого человека. Вместе с взрослыми сражались и дети. Многие из них были пионерами.

- А вы знаете, кто такие пионеры?  (Лучшие ученики, активно принимающие участие в разных делах, помогающие взрослым) Только представьте, им было немного больше лет, чем вам. Но они шли работать на заводы, вступали в партизанские отряды. Они забросили детские игры и забавы. Война – вот, что получили ребята вместо счастливого детства. Четверым ребятам-пионерам было присвоено самое высокое звание Героя Советского Союза. Запомните их имена - Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик.

4. Сообщение учащихся

Рассказ ученика о подвиге Лёни Голикова
        В августе 1942 года, находясь в разведке, Голиков подорвал легковую машину, в которой находился немецкий генерал-майор. В ходе перестрелки Голиков застрелил из автомата генерала, его офицера и шофера. После чего обыскал убитых, взял из машины портфель и направился в штаб бригады. То, что находилось в генеральском портфеле, представляло собой большую ценность: чертежи и описание новых образцов немецких мин, инспекционные донесения вышестоящему командованию и ряд других бумаг.
        За этот подвиг Голиков был представлен к званию Героя Советского Союза.

- Ребята, представляете, насколько нужно быть храбрым, чтобы совершить такой подвиг.

- А как вы думаете, почему он совершил этот подвиг? (Любил Родину, хотел победить)

Рассказ ученика о подвиге Зины Портновой.
        Зина Портнова ходила в разведку, уничтожила не один десяток фашистов. Однажды, когда партизанка, выполнив очередное задание, возвращалась в отряд, она попала в руки к гитлеровцам. На допросе схватив лежащий на столе пистолет, она застрелила двух фашистов, но бежать ей не удалось. Её мучили, пытали на допросах, но Зина страдала и молчала.

- Ребята, как вы думаете, почему Зина ничего не рассказала фашистам, хоть они её и мучили? (Они были врагами, не хотела предавать друзей)

Рассказ ученика о подвиге Марата Казея.
        Белорусский пионер Марат Казей начал свой боевой путь с первых дней войны. Он распознал фашистских десантников, переодетых в форму красноармейцев, и сообщил о них пограничникам. Вражеский десант был полностью уничтожен. Марат был разведчиком у партизан. Однажды он добыл ценные карты гитлеровского командования. Не было случая, чтобы он не выполнил задание. В 1944 году при выполнении очередного задания Марат был обнаружен фашистами, и его окружили. Юный патриот отстреливался до последнего патрона, и, не желая сдаваться в плен, подорвал гранатой себя и окружавших его врагов.

Чтение стихотворения учеником
Навстречу им в своё бессмертье
Он сделал несколько шагов…
И грохнул взрыв, и грозным смерчем
Смело озлобленных врагов.
                                В. Алексеев

- Ребята, как вы думаете, почему отважный Марат подорвал себя гранатой? (Не хотел сдаваться в плен, хотел убить врагов)

Рассказ ученика о подвиге Вали Котик
        Юный партизан разведал место нахождения подземного телефонного кабеля фашистов, который вскоре был подорван. Он также участвовал в подрыве вражеских поездов. В 1943 году, будучи на посту, Валя заметил приближение фашистов. Он убил из пистолета фашистского офицера и поднял тревогу, чтобы партизаны успели приготовиться к бою.

- Ребята, подумайте, этим детям было чуть больше лет, чем вам. Они не побоялись врага, они были готовы отдать жизнь за Родину, за Победу. Каждый человек внёс свой вклад в Победу. Все преследовали одну цель – победить любой ценой.

5. Творческая работа учащихся

- Я предлагаю вам на лежащих перед вами листах написать слова благодарности погибшим героям. Представьте, что они получат эти письма, чтобы вы им хотели сказать?

- Какие чувства у вас вызывают их подвиги? Украсьте своё письмо небольшим рисунком  для пионеров-героев. Помните, они сражались за вас, они боролись за мир, за счастливое и спокойное детство.

Во время работы звучат аудиозаписи «Мы за ценой не постоим!» «До свидания, мальчики» Булата Окуджавы, «В землянке» слова  Суркова  В., музыка Листова К.
Учитель вызывает каждый ряд выйти и показать свои работы. Работы размещаются на доске

6. Итог занятия

Итак, подведём итоги мероприятия.
- Когда началась Великая Отечественная война? (22 июня 1945 года)
- Как раньше называлась наша страна (Советский Союз, СССР)
- Какие песни о войне вы знаете?  («Мы за ценой не постоим!», «До свидания, мальчики», «В землянке», «Священная война», «Катюша», «День Победы»)
- Каких детей Героев Советского Союза вы знаете? (Лёня Голиков, Зина Портнова, Марат Казей, Валя Котик)
- Какие подвиги они совершили (подрывали поезда, разведывали планы врагов, уничтожали врагов)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект классного часа "Великая Отечественная война"

Конспект классного часа "Великая Отечественная война"...

Конспект классного часа во 2 классе для детей с ОВЗ "Стань природе другом!"

Классный час для учащихся 2 класса школы 8 вида.Цель занятия: способствовать расширению знаний, учащихся с ОВЗ о значении природы в жизни людей.Задачи:коррекционно – обучающая: расширить знания ...

план-конспект классного часа "Дети войны"

План-конспект классного часа "Дети войны", 2 класс...

Конспект классного часа "Память бережно храним. Дети войны".

Материал содержит сведения о Великой Отечественной войне, отрудной жизни детей войны. Через что пришлось пройти всем в этой войне....

Конспект классного часа "Дети и война", 3 класс

Цель: формирование уважительного отношения к истории и людям, участвовавшим в Великой Отечественной войне, любви к Родине, патриотических чувств на ярких примерах героизма и жизни своих сверстни...