"Программа нравственного воспитания младших школьников"
учебно-методический материал (1 класс) на тему
Целью программы является систематизация воспитательной работы в направлении "Нравственность"путём объединения содержательной, воспитательной сторон и разных форм организации деятельности всех участников образовательного процесса для создания единого классного коллектива взрослых и детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Три кита успешного воспитания. Нравственный облик человека. сознательная дисциплина. | 56.81 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа нравственного воспитания младших школьников.
- Пояснительная записка.
Понятие «нравственность» толкуется в словаре как нравоучение, внутренние духовные качества. Которыми руководствуется человек, этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. Внутренние духовные качества воспитываются с детства в семье. И это ни что иное как воспитание характера, т.к. характер – это свойства человека, проявляющиеся в его поведении. Годы перестройки внесли в общество свои коррективы: нарушились нравственные устои, что, несомненно, отразилось на поведении людей, особенно молодых, тех, сознание которых ещё только формировалось. Многое, происходящее в обществе, для них было необъяснимо, но принималось, т.к. вседозволенность в юном возрасте – это, казалось бы, хорошо, а что будет потом… Об этом никто не задумывался. Но через определённое время, когда раненое событиями перестройки поколение «стало мамами и папами», всё прояснилось: родители, лишённые правильного воспитания, не смогли передать детям свой положительный опыт, т.к. его просто не было. Через многие годы государство даёт школе заказ на развитие и воспитание гражданина России, идеала, приоритетом личности которого будет духовно-нравственная культура. Именно сейчас перед школой стоит задача возродить «человека России» с его патриотической, духовно богатой натурой. Это ещё раз доказывает, что тема нравственного развития личности была и будет актуальна во все времена существования и развития человеческого общества.
Цель создания программы:
- Систематизировать воспитательную работу в направлении «Нравственность», объединив содержательную и воспитывающую стороны и разные формы организации деятельности участников образовательного процесса для создания единого классного коллектива взрослых и детей.
Цель деятельности классного руководителя:
- Обучение младших школьников пониманию смысла человеческого существования, ценности своего существования и ценности существования других людей.
Задачи работы классного руководителя:
- Изучить литературу по данному направлению деятельности.
- Планово вести работу по педагогизации знаний родителей в вопросах воспитания и развития детей.
- Формировать у обучающихся умение работать с информационными источниками, современными техническими средствами информации.
- Формировать у учащихся нравственную культуру миропонимания путём приобщения детей к труду и искусству.
- Способствовать формированию у учащихся осознания значимости нравственного опыта прошлого и будущего, своей роли в нём.
- Развивать у детей желание поступать сообразно полученным знаниям в реальных жизненных ситуациях.
- Знакомить детей с нравственным позициями людей прошлого, их нравственным подвигом во имя человечества.
- Формировать у учащихся умение отстаивать свою нравственную позицию в ситуации выбора.
Три кита успешного воспитания:
Слово.
- Беседы (индивидуальные и групповые).
- Диспуты
- Дискуссии…
Пример.
- Личный (учительский).
- Пример родителей.
- Исторический пример.
Организация успешной деятельности.
- Учебная Д.
- Трудовая Д.
- КТД.
- Помощь другим людям.
- Участие во внеклассных мероприятиях.
Задачи нравственного воспитания младших школьников:
- Формирование нравственного сознания дисциплины.
- Формирование чувства ответственности за порученное дело.
- Формирование в ребёнке гражданина (любовь к Родине, родителям, стремление делать доброе для других).
- Развитие интереса к знаниям.
Нравственный облик человека (примерное строение).
- Удовлетворение потребностей
Материальные Духовные
-пища -книги
-одежда -театр
-обувь -музыка
-игрушка -спорт
-просмотр фильмов
- Удовлетворение всех потребностей связано с трудом физическим и трудом умственным, и этому надо учить детей.
- В процессе обучения идёт нравственное воспитание через понятия:
- Можно и нельзя.
- Хорошо и плохо.
- Не хочу и надо.
Всё это помогает сформировать нравственно-сознательную дисциплину.
Нравственно-сознательная дисциплина помогает ребёнку:
- Беречь и разумно расходовать время.
- Культурно себя вести.
- Уважать окружающих.
- Строго относиться к себе и своему внешнему виду.
- Не допускать расхождения слов и дела.
Схема нравственного становления личности.
В классном коллективе дети осуществляют ведущую деятельность – учение, которое является главным фактором их общего и нравственного развития.
Классный руководитель должен знать, что в процессе воспитания НАДО:
- Не управлять поведением ребёнка, а руководить его внутренним духовным развитием.
- Влиять не на поведение ребёнка, а на его представление о самом себе, на его самооценку.
- Учить детей видеть и слышать окружающих людей, ценить и уважать их мнение.
- Учить детей общению.
В процессе воспитания детям и родителям необходимо разъяснить следующие понятия:
- Нравственный выбор.
- Нравственная позиция.
- Нравственное поведение.
- Нравственные ценности.
- Жизненные ценности.
- Самоактуализация.
- Самореализация.
Для реализации цели работы классного руководителя в плане нравственного воспитания учащихся можно использовать различные формы работы с классным коллективом.
- Формы работы с классным коллективом.
- Тематические классные часы нравственной направленности.
- Часы общения.
- Участие в акциях милосердия.
- Читательские конференции и диспуты.
- Экскурсии в музей, походы по боевым и памятным местам.
- Знакомство с «историческими» людьми, принесшими славу Родине своими делами и поступками.
- Организация работы кружков с нравственной тематикой, цикл бесед.
- Изучение нравственного наследия мира.
- Шефская работа учащихся в детских домах, домах престарелых, больницах, на дому у пожилых людей.
- Праздники нравственной и патриотической тематики.
Программа нравственного воспитания предполагает совместную работу с родителями, которую можно построить по следующему плану:
- Классные часы.
- Часы общения, праздники.
- Коллективное чтение.
- Поэтические вечера и марафоны.
- Работа с родителями.
- Можно предусмотреть работу клуба или кружка нравственного совершенствования личности.
- Структура программы нравственного воспитания.
Программа рассчитана на всех участников образовательного процесса: ученики, их родители и учитель. Это примерное планирование работы, распределённое по классам и по учебным четвертям.
Программа включает в себя:
- Тематические классные часы.
- Часы общения и праздники.
- Коллективное чтение произведений известных писателей.
- Работу с родителями.
Вид деятельности. | Количество часов. | |||||||||||||||
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | |||||||||||||
1ч | 2ч | 3ч | 4ч | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч | 1ч | 2ч | 3ч | 4ч | |
Классные часы | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Часы общения. | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | 1 | 1 | 1 | 1 | - | - | - |
Праздники. | 1 | - | 2 | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 1 | - | 1 |
Коллективное чтение. | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 |
Поэтические марафоны. | 1 | - | - | - | - | - | 1 | - | - | - | - | 1 | - | - | - | - |
Родительские собрания. | 2 | - | 1 | - | 1 | - | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | - | 1 | - | 1 | - |
Совместные собрания-проекты (родители и дети) | - | 1 | - | 1 | - | 1 | - | - | - | - | - | 1 | - | 1 | 1 | 1 |
Экскурсии. | 1 | 1 | 1 | - | - | - | - | 1 | 1 | - | - | - | - | - | - | - |
Всего мероприятий в каждой четверти: | 10 | 6 | 8 | 5 | 5 | 7 | 7 | 6 | 6 | 6 | 6 | 6 | 4 | 4 | 4 | 4 |
Программа предлагает систему работы с классом, направленную на воспитание нравственных начал личности школьника, гражданина России и отвечает требованиям ФГОС и Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. На первый взгляд объём материала для работы может показаться небольшим, и это правильно, т.к. кроме нравственного направления, в плане воспитательной программы есть патриотическое, физическое, эстетическое и т.д.
- Содержание программы.
1 класс
Классные часы | Часы общения, праздники | Коллективное чтение | Работа с родителями |
1 четверть
1.«Что такое хорошо и что такое плохо?» 2.Экскурсия в природу. | 1. «Здравствуйте! Это – Я!» Самопредставление. Час общения за чаем с целью сплочения детского коллектива. 2. Праздник «Красота вокруг!» (осень) - Праздник «Посвящение в первоклассники». | 1. Е. Пермяк «Самое страшное» 2. В. Осеева «Собака яростно лаяла» 3.Поэтический марафон «По тропинкам Осени» | 1. Родительское собрание «Родители и учитель – союзники в учебно-воспитательном процессе». 2. Учебные задачи 1-го года обучения. Проектная деятельность в начальной школе. |
2 четверть
1.«О невежах и вежливости». 2.Экскурсия в краеведческий музей. | «Моя любимая игрушка» - час общения. | 1.В. Осеева «До первого дождя» 2. В. Осеева «Бабка». | Родительское собрание – проект «Семья – дом радости и мудрости на пути становления личности ребёнка». Семейное мероприятие с игровой, конкурсной программой. Презентация. Выставка коллекций, семейных газет. Чтение рассказа В. Осеевой «Бабка». |
3 четверть
1.«Что значит быть ответственным?» 2.Экскурсия в школьный музей. | 1.Праздник «У детства мамино лицо». 2.Праздник первой учебной книги «Спасибо, Азбука!» | Э. Шим «Брат и младшая сестра» В. Осеева «Долг» | Родительское собрание-практикум «Как научить ребёнка учиться». |
4 четверть
«Поговорим о внешнем виде своём и книжном». | 1.Час общения «Я и все мои друзья». 2.Праздник «Будем помнить тебя, первый класс!» | Ю. Ермалаев «Лучший друг» В. Чаплина «Мушка» | Родительское собрание-отчёт «Какими мы стали? Родители и дети». |
2 класс 1 четверть
«О лентяях и лени» | «От улыбки солнечной…» - час общения. Игра. | Л. Воронкова «Что сказала бы мама?» А. Обрывалин «Чалый» | Родительское собрание «Поощрение и наказание – поступите правильно!» |
2 четверть
«Об аккуратности» | 1. Час общения за чаем: «Правила вежливости, или урок этикета» 2.Праздник «Милая, добрая, нежная, мама!» | И. Василенко «Мостик» Ю. Ермолаев «Силач» А. Дурова «За что?» | Родительское собрание-проект «Чтение – окно в мир знаний» (вместе с детьми) |
3 четверть
«Об обидах и причинах обид» | 1. Час общения с театром кукол: «По страницам любимых сказок». 2.Праздник «Посвящение маме». Проект «Салатное дело» | М. Водопьянов «Один за всех и все за одного» И. Туринич «Дружба» Поэтический марафон «Если с другом вышел в путь»-стихи о дружбе. | Родительское собрание «Трудовое участие ребёнка в жизни семьи. Как развить трудолюбие?» |
4 четверть
1.«Эгоисты. Кто они такие?» 2.Экскурсия в природу. | Семейный праздник «Род. Родные. Родина…» | Л. Воронкова «Что сказала бы мама?» И. Туринич «Дружба» (вспоминаем, делаем выводы) | Родительское собрание «Воспитание любви и бережного отношения к природе, Родине». |
3 класс 1 четверть
«Правда и ложь. Какие они?» | 1.Праздник «Хлеб - всему голова» 2.Экскурсия на предприятие: рабочее место. | Б. Никольский «Высшая мера наказания» В. Осеева «На катке» | Родительское собрание «Физиологическое взросление и его влияние на формирование познавательных процессов и личностных качеств ребёнка» |
2 четверть
«О жадности и жадных» | Час общения: «Жадность. Что это такое?» Игровые ситуации Внеклассное мероприятие «Пусть всегда будет мама!»» (ко дню Матери) | В. Осеева «Разделите так, как делили работу!», «На берегу реки» | Родительское собрание «Речь ребёнка. Важные жизненные понятия». |
3 четверть
«Что такое характер?» | 1.Час общения «Я и мои одноклассники» 2.Мамин праздник. | И. Василенко «Мостик» Я. Сербин «Лесное происшествие» | Родительское собрание-практикум «Как помочь ребёнку преодолеть трудности в учении?» |
4 четверть
«Что значит в жизни похвала? Что значит «бескорыстие»? | 1.Урок Мужества – внеклассное мероприятие. 2.Игра интеллектуалов «Путешествие в природу» | М. Водопьянов «Коля Кажимов» Поэтический марафон «Расскажи мне о войне» | Родительское собрание-проект «Наши достижения»- отчёт учителя, родителей и учащихся по результатам работы за год. |
4 класс 1 четверть
«Мои мечты, желания и возможности». | Час общения «Мир моих увлечений»-профориентация. | В. Осеева «Пёрышко» | Родительское собрание «Мы –выпускники начальной школы» |
2 четверть
«Открой доброте своё сердце!» | Праздник ко дню матери «Мама-песня моя!» | Л. Воронкова «Конь-богатырь» | Родительское собрание проводят дети «Педагогика понимания» (о значении общения в жизни людей) |
3 четверть
«Душевность и бездушие» | Семейный вечер «Как хорошо, что есть семья, которая всегда, везде от бед хранит меня» | Выбор детей. Чтение текстов на тему «Нравственность» | Родительское собрание «Психология развития ребёнка-подростка» |
4 четверть
«Что значит быть счастливым?» | Праздник дружбы «Мы вместе!» | «Дети о дружбе» - сочинения из творческой мастерской учеников. | Родительское собрание-отчёт «Оценка наших достижений». Презентация «И только память сохранит нашу историю на веки!» |
Приложение.
В помощь учителю.
«Наша воспитательная сила прямо пропорциональна нашей любви к людям. Не к нашему ребёнку, а к людям» С. Соловейчик
- «Любовь, что ты берёшь, равна любви, которую даёшь». Народная мудрость.
- Моральность характера проявляется в полном соответствии дел и поступков личности её моральным убеждениям. Нравственно воспитанный человек, это человек честный и добросовестный, коллективист, умеющий жить и трудиться в коллективе и для коллектива. Он доброжелателен и внимателен к людям, скромен в отношении к себе. Первые нравственные уроки, обогащение жизненного опыта детей происходит в семье и складывается из общения с родителями, старшими братьями и сёстрами, бабушками и дедушками. Учитель должен правильно оценить статус семьи, определить её значимость для ребёнка и помочь родителям качественно и планомерно влиять на развитие его личности.
Простые правила нравственности.
Правила товарищества. | Правила дружной работы. | Правила честной игры и состязаний. | Правила вежливости. |
*помогай товарищу *делись с товарищем *останови товарища, если он поступает плохо *не ссорься с товарищем, не зазнавайся, не завидуй, умей радоваться успеху товарища *извинись и постарайся исправиться, если ты поступил плохо *умей принять помощь, советы и замечания других ребят | *чётко договорись о плане работы и сроках её выполнения *распределите работу между собой так, чтобы точно знать, кто, что будет делать; учитывайте, кто что хочет и умеет делать *каждый выполняет свою работу в срок и как можно лучше; нужно помнить не только о своей части работы, но и обо всей работе *каждый должен работать на совесть *по ходу работы узнавай, как идут дела у других; помоги, научи, посоветуй тому, кто затрудняется что-то выполнять, научись сам пользоваться советами других | *не старайся выиграть и добиться первенства нечестным путём; только честная борьба, иначе и победа не интересна *не злорадствуй, когда другие проигрывают *обидно, когда проигрываешь, но не падай духом и не злись на победителя, и на того, по чьей вине произошло поражение | *будь вежлив (вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было хорошо с тобой) *будь всегда приветлив: здоровайся, за помощь благодари, попрощайся, когда уходишь *старшим, больным, усталым уступай место в транспорте, на скамейке; делай это скромно: не напоказ; не жди, чтобы тебя попросили уступить место *никогда и никуда не опаздывай, всегда приходи в назначенный час или чуть раньше, но не позже; береги время других *не заставляй волноваться о себе; уходя из дома, предупреди, куда и с кем идёшь и когда вернёшься, не опаздывай *не капризничай: твой каприз может испортить настроение другим, причинит им беспокойство |
Литература.
- Богданова О.С. Азбука нравственного воспитания. М.: Просвещение, 1979.
- Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя. М.: Вако, 2004.
- Дик Н.Ф. Классные часы и нетрадиционные уроки в 1-2 классах. Ростов-на-Дону. Феникс. 2004.
- Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2011.
- Жиренко О.Е. Внеклассные мероприятия. 1 класс. М.: Вако, 2004.
- Женило М.Ю. Весёлые классные часы и праздники в 4-6 классах. Ростов-на-Дону. Феникс. 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Авторская программа нравственного воспитания младших школьников "Азбука добра" 1 класс
Авторская программа для 1 класса "Азбука добра" по этическому, эстетическому и нравственному воспитанию...
Программа "Нравственное воспитание младших школьников"1- 4 класс
Программа предполагает развитие нравственных качеств личности, включает задачи, содержание воспитательной работы,виды деятельности, ценности человечества....
Программа нравственного воспитания младших школьников
Представлена программа нравственного воспитания младших школьников (1-4 классы)...
Программа "Нравственное воспитание младших школьников"
Работа по самообразованию "Нравственное воспитание младших школьников"...
Духовно — нравственное воспитание младших школьников через реализацию программы“Азбука нравственности”
Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности. Занятие, проводимое в рамках “Азбуки нравственности”, является дополнительным средством решения задач...
Духовно-нравственное воспитание младших школьников. Основные направления и ценностные основы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.
Программа духовно - нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве ...
Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".
Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...