Программа "Нравственное воспитание младших школьников"
статья по теме

Дергалева Галина Николаевна

Работа по самообразованию "Нравственное воспитание младших школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nravstvennoe_vospitanie_shkolnikov.docx31.98 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание

Введение        

1. Понятие и этапы нравственного воспитания        

2. Роль педагога в воспитании детей        

3. Методы и средства нравственного воспитания        

Заключение        

Список использованной литературы        


Введение

На протяжении всей жизни человечества проблема нравственного воспитания вызывала особый интерес. В современном обществе все чаще встречается жестокость и насилие. Поколению подрастающих подростков свойственны бездуховность, безверие, агрессивность. Ввиду этого, актуальность проблемы воспитания младших школьников непосредственно связана со следующими аспектами:

- во-первых, современному обществу требуются образованные, высокодуховные люди, которые обладают не только знаниями, но и положительными чертами характера;

- во-вторых, на детей оказывают сильное влияние различные факторы, как позитивные, так и негативные;

- в-третьих, образование не гарантирует высокий уровень нравственной воспитанности, поскольку последняя представляет собой качество человека, которое в обыденной жизни определяет отношение личности к другим людям на основе уважения и доброжелательности к каждому из них;

- в-четвертых, обладать нравственными знаниями важно и по той причине, что они не только знакомят младшего школьника с нормами и правилами поведения, которые установлены современным обществом, но и информируют о последствиях их.

Для реализации цели поставлены следующие задачи:

1.Изучить литературу по теме.

2.Определить сущность нравственного воспитания младших школьников.


1. Понятие и этапы нравственного воспитания

Согласно общепринятому определению, приведенному в педагогическом словаре, нравственное воспитание – это одна из форм наследования нравственности в обществе. Нравственность в понимании современного общества является синонимом морали и этики. Таким образом, под нравственным воспитанием можно понимать процесс целенаправленного формирования у ребенка моральных установок, а также закрепления привычек поведения, соответствующих нормам и морали, принятым в обществе.

В настоящее время, когда образцы жестокого обращения с людьми широко представлены в СМИ, развлекательных передачах и фильмах, а также в компьютерных играх, которые дети осваивают с дошкольного возраста, нравственному воспитанию детей должно уделяться особое внимание. Кроме этого, можно отметить, что освоение, а впоследствии и закрепление, форм поведения происходит именно в детстве, а значит и образцы нравственного поведения, закрепление в сознании ребенка понятий о добре и зле, о дружбе, смелости и честности, о том, как вести себя хорошо, а как – плохо, также должно происходить именно в детстве. Большую роль в этой сфере может сыграть воспитатель.

Неслучайно У. Черчилль отмечал: «Школьные учителя обладают властью, о которой премьер-министры могут только мечтать». При этом в первую половину дня, когда взаимодействие детей со сверстником и взрослым регламентировано учебной деятельностью, а основное внимание преподавателя сконцентрировано на усвоении учащимися учебной программы, нравственное воспитание носит скорее ситуативный характер. Тогда как во вторую половину дня, то есть в группах продленного дня, возможно осуществление систематической и целенаправленной работы по закреплению нравственных форм поведения и становлению нравственного сознания детей.

Однако необходимо понимать, что ребенок не подобен чистому листу бумаги, на котором можно написать то, что хотелось бы педагогу. Наоборот, ребенок, приходящий в школу, уже имеет в своем, пока еще не очень богатом опыте, образцы поведения, которые считаются верными и правильными в семье, а также те, которые прививались ему в дошкольном образовательном учреждении, в том случае, если ребенок посещал сад. Согласно В.С. Мухиной, нравственное воспитание осуществляется поэтапно и включает в себя:

• Формирование нравственных чувств (закрепление в чувственном опыте определенных эмоциональных оценок тех или иных событий в жизни ребенка, поступков самого ребенка и окружающих людей)

• Формирование нравственных представлений (закрепление в сознании ребенка четкого понимания о понятиях «хорошо-плохо», «добро-зло», на основе которых впоследствии формируются мотивы поступков ребенка)

• Формирование привычки нравственного поведения

При этом к 7 годам первый этап детьми уже пройден, второй во многом освоен, и третий также начинает осваиваться. Это не значит, что нельзя, обратившись к эмоциональной сфере ребенка, вызвать у него новое чувство при оценке той или иной ситуации, но сделать это значительно сложнее. Конечно, в детском саду воспитатели руководствуются схожими со школьными правилами поведения в коллективе, взаимодействия с детьми и взрослыми, поэтому ребенок, воспитывающийся в саду, чаще всего, уже знаком с теми нормами и правилами поведения, которые предъявит к нему школа. В семье, где ребенок зачастую воспитывается множеством взрослых, но без коллектива сверстников, прививаемые ему представления и эмоциональные реакции на происходящее могут существенно отличаться от принятых в школе и в обществе. Некоторые дети, которые не имеют закрепленного представления «брать чужое – плохо», мотивируют свои действия личным желанием обладать данной вещью. Как правило, это объясняется особенностями воспитания в семье: либо ребенок всегда получает желаемое на правах младшего и любимого члена семьи, либо наоборот чрезмерно ограничивается в своих желаниях без объяснения причин. Можно также отметить, что в представлении таких детей чаще всего установка «брать чужое можно, если хочешь» действует в паре с установкой «чужой не может и не должен брать мое», особенно это характерно для единственного ребенка в большой семье.

Таким образом, ребенок, придя в школу, может оказаться в ситуации двойной морали, когда в семье требуют и внушают одно, а в школе – другое. Известно, что еще И.Г. Песталоцци называл лучшим воспитателем для ребенка – его собственную мать, а это значит, ни при каких условиях школьный учитель не станет для ребенка младшего школьного возраста авторитетнее и значимее, чем родители. В таких случаях, первым шагом воспитателя должно стать тесное общение с семьей. Необходимо, чтобы родители поняли: ребенок должен освоить принятые в школе правила поведения, они должны закрепиться в сознании ребенка, иначе ему будет сложно общаться со сверстниками, а в последствии сложно будет адаптироваться в обществе. Только при условии единства семьи и школы нравственное воспитание ребенка может быть эффективным и полным.

Начиная работу по нравственному воспитанию детей необходимо помнить, что целый ряд психологов придавал нравственности особое значение, так С.Л. Рубинштейн отмечал следующие уровни, без которых личность не является самостоятельной и полноценной:

1. Психический – специфичность психических процессов, присущих индивиду

2. Личностный – особенности характера и индивидуальных неврожденных черт

3. Жизненный – мировоззрение, жизненный опыт, ум и нравственность.

Таким образом, формируя нравственную сферу ребенка, педагог вносит изменения в его личность и оказывает влияние на всю дальнейшую жизнь индивидуума.

2. Роль педагога в воспитании детей

Работа воспитателя по нравственному воспитанию детей младшего школьного возраста начинается с первых дней обучения. При построении работы необходимо учитывать их возрастные особенности. Талантливые педагоги отмечают, что самое главное для детей младшего школьного возраста – это единство между сознанием, как надо поступать правильно, и собственно поведением ребенка, но для шестилетнего ребенка разрыв между сознанием и поведением нормален, так как дети этого возраста действуют спонтанно, не обдумывая предварительно своих действий.

Работая с детьми необходимо руководствоваться рядом принципов:

1. Ребенок всегда имеет право на ошибку.

2. Воспитание всегда должно сочетаться с игрой и улыбкой.

3. Воспитатель должен точно знать, чего именно он хочет от ребенка

4. В любой ситуации нравственное воспитание детей призвано установить гуманистические отношения в детском коллективе. То есть, прежде всего, дети должны стать друзьями. Этого легче всего достичь, привлекая детей к совместной деятельности, но и тут необходимо помнить, что педагог должен быть всегда рядом, и образец совместных игр чаще всего дает также педагог.

Также необходимо учитывать личный опыт ребенка, то есть рассмотреть и проанализировать примеры из жизни.

Средством воздействия является игра, так как она закрепляет навыки поведения со сверстниками, в игре проявляются личностные особенности каждого ребенка.

Действенным методом является пример рассуждения и поведения педагога. Однако необходимо избежать морализации, не поучать детей, а лучше рассказать какую-нибудь историю и оставить детям шанс самим обдумать ее. Педагог как учитель нужен в первую очередь на уроках, в группе продленного дня педагог скорее является старшим уважаемым товарищем.

В любой ситуации необходимо помнить, что дети ждут оценки от взрослого. Чем младше ребенок, тем больше эта оценка должна быть похожа на родительскую. Более взрослый ребенок нуждается в признании собственной индивидуальности, к нему можно апеллировать как к взрослому, обращаться за советом и помощью. Но нужно всегда предварительно проанализировать обстановку. В новой для себя ситуации, когда четвероклассник, например, сделал очень сложный моральный выбор, особенно, если это выбор не в его пользу, то есть был сопряжен с переживаниями, ребенок, чаще всего, ждет от педагога ласкового одобрения, как от мамы. В этом случае скупая фраза о том, что так и надо было поступить, недостаточное вознаграждение.

Какими бы приемами и средствами не пользовался воспитатель, в основе их, чаще всего, лежат четыре, перечисленные выше. При этом необходимо отметить, что он должен быть включенным, активным участником детской деятельности. Важно действительно хотеть рассказать им ту или иную историю, решить их проблему, разобраться в сложившейся ситуации. На мой взгляд, любая методика оживает только при желании педагога работать по ней, при готовности общаться с детьми, а иначе она остается лишь текстом, написанным на бумаге.

Нравственное воспитание – особая сфера воспитательной деятельности, предполагающая безостановочное, постоянное участие воспитателя в жизни детей, но не для поучений, а для поддержки в моменты, когда это необходимо.


3. Методы и средства нравственного воспитания

Процесс воспитания осуществляется в разных формах, используя различные методики, приемы и воспитательные средства.  

Н.И. Болдырева отметил, что при организации нравственного воспитания необходимо отметить его инструментовку. Воспитатель может иметь непосредственное влияние на ученика, или же влиять через его товарищей, весь коллектив учеников.

Методом воспитания является способ воздействия воспитателей на своих воспитанников, а также на организацию их деятельности. Методы нравственного воспитания выступают в роли способов формирования нравственного сознания, способствуют развитию моральных чувств и выработке навыков и привычек поведения.

И.Ф.Харламов выделяет такие основные методы воспитания:

- убеждение;

- положительный пример;

- упражнение;

- одобрение;

- осуждение;

- требовании;

- контроль за поведением;

- переключение на иные виды деятельности.

Необходимо различать методы и средства воспитания.

Средства воспитания – это определенные мероприятия или формы воспитательной работы, виды деятельности учащихся, а также наглядные пособия, использующиеся при реализации конкретного метода.

Характер методов такого воспитания может измениться в зависимости от развития коллектива детей. В еще несформированном коллективе, воспитатель может предъявлять категоричные требования ко всем детям. Когда заметную роль в коллективе начинают играть ученики, то методику необходимо менять.

В педагогической литературе описано много методов и приемов нравственного воспитания, которые по-разному способствуют формированию мотивов нравственного поведения. К примеру, метод воздействия разделяется на два класса:

- влияние, которое создает нравственные установки, мотивы, отношения, и формирует представления, понятия, идеи,

- влияние, которое создает привычки.

При выборе методы учитывается содержания воспитательной деятельности, и ее направленность. В процессе нравственного просвещения первое место занимает убеждение; при трудовом воспитании – упражнение; при дисциплинарном воспитании используют как основные методы, так и поощрение и наказание.

Существует классификация, разработанная Щукиной Г. И., выделяющая следующие группы методов:

- метод разностороннего воздействия на сознание, чувства и волю учащихся для формирования нравственных взглядов и убеждений;

- метод организации деятельности и формирования опыта общественного поведения;

- метод стимулирования поведения и деятельности.

Каждый из методов имеет собственную специфику и определенную область применения.

В младших классах широко используется рассказ на этическую тему, который является ярким эмоциональным изложением конкретных фактов и событий, которые имеют имеющих нравственное содержание. При воздействии на чувства, рассказ дает возможность воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения.

Рассказ на этическую тему должен быть источником знаний, а также быть способом использования положительного примера в воспитании. Существуют некие условия для того, чтоб этот рассказ был эффективным, среди них: соответствие социальному опыту школьников, также рассказ должен сопровождаться иллюстрациями. Для усиленного эффекта можно применить хорошо подобранное музыкальное сопровождение.

Работая с учениками разных возрастов, часто используют этическую беседу, которая в педагогической литературе является методом привлечения учащихся к обсуждению, анализу поступков и формированию нравственных оценок, а также формой разъяснения школьникам принципов нравственности и их осмысления, средством формирования системы моральных представлений и понятий, которые являются основой формирования нравственных взглядов и убеждений.

Этическая беседа – метод систематического и последовательного обсуждения знаний, которые предполагают участие как воспитателя, так и школьников. Для того, чтобы этическая беседа была эффективной, необходимо придерживаться некоторых важных условий, среди которых проблемный характер беседы, невозможность развития такой беседы по заранее спланированному сценарию, уважительное отношение к мнению других, недопустимость превращения беседы в лекцию.

В начальной школе этическая беседа имеет простую структуру, которая включает путь от анализа фактов, и их оценки до обобщения и самостоятельных итогов.

Разъяснение является еще одним методом эмоционально-словесного воздействия на воспитанников. Важной отличающейся от объяснения и рассказа чертой явяляется ориентированность воздействия на конкретную группу или отдельную личность. При воспитании младших школьников пользуются элементарными приемами и средствами разъяснения.

Разъяснение применяется для:

а) формирования или закрепления новых моральных качество или форм поведения;

б) выработки корректного отношения воспитанников к какому-то совершенному поступку.

В практике школьного воспитания разъяснение очень близко к внушению, которое незаметно проникает в психику, воздействуют на личность, при этом создаются мотивы поведения. Так как младшие школьники очень внушительны, то воспитателю необходимо учитывать такую специфику психики, и применять такой способ, когда воспитаннику нужно принять конкретные установки.

Пример является воспитательным методом, который имеет исключительную силу.. Говоря о примерах, имеется в виду в первую очередь пример живых конкретных людей, таких как родители, воспитатели, друзья. Также огромную воспитательную силу имеет пример героев из книг, фильмов, или исторических деятелей и выдающихся ученых.

Младшие школьники подражают тем, кто оказывает на них наиболее сильное впечатление. Психологи выделили, что симпатию школьников младшего возраста вызывают люди смелые, волевые, находчивые, которые обладают физической силой, приятной манерой общаться.

Воспитание зависит и от поведения, личного примера воспитателя, а также очень важен авторитет. Практически для всех младших школьников очень важен авторитет педагога, и они готовы во всем и всегда ему подражать.

Заключение

В ходе исследования была изучена и проанализирована литература по теме: «нравственное воспитание младших школьников», что дало возможность полностью раскрыть сущность понятия нравственное воспитание, характеристики нравственного воспитания. В своей работе, главным образом, опиралась на труды ученых педагогов Л.И. Божович, И.Ф Харламова, Л.А Григорович, Н.И.Болдырева, В.А Сластенина. Из этого сделала вывод, что нравственное воспитание являет собой постоянный и систематический процесс.

Кроме теоретических аспектов, также были рассмотрены методы и средства нравственного воспитания. Действенными методами последнего считаются объекты материальной и духовной культуры (природа, искусство, детская литература), особым образом организованная педагогом деятельность (воспитательные дела, воспитательные ситуации, общение, трудовая деятельность), методы воспитания, формы воспитательной работы.

Важным элементом работы является изучение психологических особенностей младших школьников, которые необходимо обьективно оценивать. Возраст не дает определение психическим стандартам для детей, так как все дети развиваются индивидуально. Принимая это во внимание, воспитатель разрабатывает для каждого класса в отдельности свое содержание и методы нравственного воспитания младших школьников.

Таким образом, нравственное воспитание младших школьников будет носить эффективный характер, если:

-на уроках чтения будет актуализирован нравственный аспект;

-воспитательные мероприятия будут содействовать нравственному воспитанию;

-в учебном процессе будет создана атмосфера взаимопонимания, взаимопомощи, сотрудничества.

Список использованной литературы

  1. Божович Л.И., Конникова Т.Е. Нравственное формирование личности школьника в коллективе. - М., 2000
  2. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников: (Вопросы теории). – М.: Педагогика, 2000 С - 102
  3. Григорович Л.А. Педагогика и психология. - М., 2004г.
  4. Натанзон Э.Ш. Психологический анализ поступков ученика.– М., 2001. С - 123
  5. Немов Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 2.: Психология образования. – М.: Владос, 2000 С - 110;
  6. Рахимов А.З. Роль нравственного воспитания в формировании личности. // Классный руководитель. 2001 №6. С - 33
  7. Рожков М.И. Байбородова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. С - 201
  8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии  / С.Л. Рубинштейн - Спб.: Питер, 2010. С – 512
  9. Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как метод экологического воспитания младших школьников воспитания младших школьников

Младший школьный возраст - это период бурного развития ребёнка, интенсивного накопления знаний об окружающей среде, мире, в котором мы живём, формирование многогранных отношений к природе и людям. Осо...

Концепция воспитательной деятельности. Нравственно - патриотическое воспитание младших школьников. Тема:"Воспитание у детей чувства любви к Родине".

Воспитание - целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно - ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловечес...

«Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

1.    Актуальность опыта.Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Доклад "Методы работы с родителями младших школьников." (Из опыта работы с семьёй и родителями по духовно-нравственному воспитанию младших школьников).

Духовно-нравственное воспитание - сложный психолого-педагогический процесс перевода объективных требований морали в личные убеждения человека. Чтобы заложить в душу ребёнка  высокие духовные и нр...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках ОРКСЭ и во внеурочной деятельности". Доклад "Духовно-нравственное воспитание младших школьников".

Духовно-нравственное воспитание школьников направлено на усвоение учащимися нравственных ценностей, обеспечивающих мотивацию поведения и поступков, ориентацию в разнообразных жизненных ситуациях. Пред...