Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность учащихся в условиях обновленных ФГОС.
статья

Белоцерковская Марина Николаевна

Создание образовательного пространства, обеспечивающего личностную, социальную и профессиональную успешность учащихся в условиях обновлённых ФГОС. Доклад . Школьное методическое объединение учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_obrazovatelnogo_prostranstva.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №8

с углублённым изучением отдельных предметов»

городского округа Ступино Московской области

Создание образовательного пространства,

обеспечивающего личностную, социальную

и профессиональную успешность учащихся

в условиях обновленных ФГОС.

Подготовила: учитель начальных классов

Белоцерковская М.Н.

2022-2023 уч.г.

Требования ФГОС нового поколения предполагают: «… активную роль всех участников образовательного процесса в формировании компетентной личности; … обеспечение перехода в образовании… от простой ретрансляции знаний к развитию творческих способностей обучающихся, раскрытию своих возможностей» и предусматривают составление и внедрение «… программ развития у обучающихся универсальных учебных действий». 

Задача развития творческой личности в процессе воспитания и обучения является одной из значимых задач современного российского общества. Об этом говорится и в законе «Об образовании» 

Встает проблема создания благоприятных условий в едином образовательном пространстве школы, способствующем проявлению природных задатков учащегося и их развитию в общие или специальные способности. 

Образовательное пространство – это мир деятельности и мир представлений, воображения, культурных смыслов и знаков. В нем множество идей, понятий, научных знаний и человеческих ценностей, переживаний, эмоций. В этот мир «погружается» личность, делает свой личностный выбор. 

Пространство в образовательном учреждении, приспособленное для решения образовательных задач, существует внутри педагогической действительности, благодаря специально-организуемой деятельности, созданной взрослыми с помощью детей, служит делу развития детей. Активное образовательное пространство замечательно тем, что обеспечивает каждого ребенка возможностью выбора различных видов деятельности (учебной, художественной, спортивной, профилированной и др.), включением в них посредством диалога и самореализацией учащихся на принципах взаимообогащения, взаимоуважения, сотрудничества учителей , учеников, родителей и администрации, т.е. позитивным опытом совместной деятельности детей и взрослых 

Превращение реальной окружающей среды в единое образовательное пространство возможно только целенаправленным путем. Главная особенность единого образовательного пространства состоит в том, что образовательный и воспитательный процессы взаимосвязаны. 

Задача педагога состоит в том, чтобы максимально использовать воспитательные возможности единой образовательной среды и пространства, где функционирует образовательное учреждение; связать знания с интересами личности; помочь ребенку занять активную позицию в коллективе и заполнить образовательный процесс личностно, эмоционально-окрашенными событиями; придать общественно-полезную направленность его индивидуальным увлечениям, способностям и потребностям; организовать совместную деятельность детей и взрослых; вызвать позитивные изменения в сознании воспитанников, проявляющиеся в эмоциональных реакциях, поведении, деятельности. 

В условиях многообразия образовательных систем и видов образовательных учреждений для достижения основного результата образования – познания мира, эффективной реализации и освоения обучающимися образовательной программы, индивидуального развития всех обучающихся на основе усвоения универсальных учебных действий необходимо создание единого образовательного пространства в рамках одного образовательного учреждения. 

Многими педагогами выдвигаются требования к современному уроку. Акцент делается на развивающий характер, поэтому урок необходимо обогатить новыми педагогическими и информационными технологиями. 

Педагогическая (образовательная) технология – это система функционирования всех компонентов педагогического процесса, построенная на научной основе, запрограммированная во времени и в пространстве и приводящая к намеченным результатам. 

Предметом педагогической технологии являются конкретные педагогические взаимодействия учителей и учащихся в любой области деятельности, организованные на основе чёткого структурирования, систематизации, программирования, алгоритмизации и стандартизации способов и приёмов обучения и воспитания, с использованием компьютеризации и технических средств. 

В результате достигается устойчивое позитивное усвоение детьми предметных умений, формирование социально ценных форм и привычек поведения.

Современное образование направлено, в первую очередь, на формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Сегодня начальное образование закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка - систему учебных и познавательных мотивов, умение принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Именно начальная ступень школьного обучения должна обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности ученика с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми. 

Применение педагогических технологий способствует:

  • формированию мотивов учения, развитию устойчивых познавательных потребностей и интересов учащихся; 
  • развитию продуктивных приемов и навыков учебной работы, «умения учиться» младших школьников; 
  • раскрытию индивидуальных особенностей и способностей детей; 
  • развитию навыков самоконтроля, самоорганизации и саморегуляции; 
  • становлению адекватной самооценки, развитию критичности по отношению к себе и окружающим; 
  • усвоению социальных норм, нравственного развития учащихся начальной школы; 
  • развитию навыков общения со сверстниками, установлению прочных дружеских контактов. 

В соответствии с региональной и федеральной политикой в сфере образования в своей практике я использую следующие современные педагогические технологии:

  • здоровье-сберегающие технологии; 
  • технологии личностно-ориентированного обучения; 
  • технологии компетентностно-ориентированного обучения; 
  • информационно-коммуникативные технологии; 
  • технологии использования ЭОР; 
  • технологии игрового обучения; 
  • технологии критического мышления; 
  • технологии учебного взаимодействия; 
  • технологии формирования умений самоорганизации учебной деятельности у младших школьников; 
  • технологии организованного общения младших школьников; 
  • технологии воспитания общественного творчества в условиях коллективной творческой деятельности (по И.П. Иванову); 
  • технологии проектно-исследовательской деятельности; 
  • технологии педагогической поддержки родителей младших школьников. 

Особое внимание хочу обратить на использование мной самых продуктивных и творческих современных технологий.

Совершенствование структуры и содержания начального общего образования на этапе его модернизации предполагает переход начальной школы от навыково-знаниевой к личностно-ориентированной, развивающей модели обучения. С изменением базовых целей обучения, приходится ориентироваться, прежде всего, на развитие личности ребенка, реализацию его субъектной позиции в учебном процессе, оказывать поддержку индивидуальности каждого учащегося. Обновление образования требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения. 

Одним из них является личностно-ориентированный подход к обучению в процессе дифференцированного обучения. Это обучение, где во главу угла ставится личность ребенка, ее самобытность, субъективный опыт каждого сначала раскрывается, а затем согласовывается с содержанием образования. 

Цель этого обучения – создание условий для проявления познавательной активности учащихся. 

Использование мной дифференцированных заданий в различных предметных областях позволяет решать следующие задачи: 

  • подготовить учащихся к усвоению новых знаний; 
  • обеспечить возможность дальнейшего их углубления, систематизации и обобщения; 
  • содействовать выравниванию знаний и умений учащихся. 

Прежде чем использовать разно-уровневые задания, провожу работу по определению общего уровня знаний учащихся, по склонности учащихся к различным способам работы (индивидуальной, групповой). Учитываю психологическую совместимость учащихся друг с другом, интерес к предмету. Используя данную технологию, стараюсь создать в классе атмосферу заинтересованности каждого ребенка в работе класса, стимулирую учащихся к высказываниям без боязни ошибиться, оцениваю деятельность ученика не только по конечному результату, а по процессу его достижения. 

Дифференцированный подход позволил добиться в классе хороших результатов в обучении учащихся.

Другой эффективной образовательной технологией, которую использую, является информационно-коммуникационная технология. Использование ИКТ при обучении позволяет создать информационную обстановку, стимулирующую интерес и пытливость ребенка, усиливает мотивацию обучения. Одним из средств внедрения информационно-коммуникационных технологий является применение персонального компьютера, который становится посредником между мной и учеником, позволяет организовать процесс обучения, шире использовать развивающие методы и приемы: анализ, сравнение, обобщение, классификация, проблемные и поисковые методы, игровой метод. 100% учащихся моего класса имеют домашний персональный компьютер. 

Я использую в своей работе сочетание традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов для изучения математики, использую Интернет ресурсы для создания дидактических средств, применяемых при организации обучения. Провожу на своих уроках демонстрацию видеосюжетов и иллюстративных фрагментов электронных систем обучения, собственные учебные презентации и энциклопедии для фронтальной работы с учащимися. 

Современная педагогика и педагогическая психология интенсивно разрабатывают новые образовательные технологии, построенные на исследовательском поиске учащихся в процессе обучения. Метод проектов как один из способов организации учебно-познавательной деятельности используется мной и представляет интерес для придания креативного характера процессу изучения, развития у младших школьников ключевых компетентностей: интеллектуальной, коммуникативной, исследовательской и пр. 

В основе метода проектов лежит развитие творческих интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. В результате выполнения проекта повышается мотивация учащихся, развиваются способности к активной практической деятельности, создаются условия для отношений сотрудничества, совместной творческой деятельности. Как показывает практика, знания, приобретенные и контролируемые самостоятельно или в диалоге с одноклассниками, приобретают особую ценность и значимость. Совместные размышления, поиск истины требует работы с дополнительными источниками информации; развивают умения анализа, синтеза, обобщения. 

В течение последних трёх лет я активно применяю на уроках и во внеурочной деятельности технологии проектной и исследовательской деятельности. 
Здоровье-сберегающие технологии применяются как в урочной деятельности, так и во внеклассной работе. Формирование ответственного отношения к своему здоровью – необходимое условие успешности современного человека. Здоровье-сберегающий подход прослеживается на всех этапах урока, поскольку предусматривает чёткое чередование видов деятельности. 

В настоящее время большую популярность приобретает образовательная технология «Портфолио». Использование технологии «Портфолио» позволяет проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны, позволяет судить не только об учебных, но и творческих и коммуникативных достижениях. 

Главной задачей образования и повышения устойчивого интереса к предмету в соответствии с ФГОС является создание мотивации учащихся к обучению. Будет желание учиться – повысится и качество образования. 

Создание мотива урока, заинтересованности в нем, желание активно работать, я считаю одним из самых важных компонентов урока. 

И для этого на своих уроках использую познавательные (побуждение к поиску альтернативных решений, игра, выполнение нешаблонных заданий); эмоциональные (поощрение создание ситуации успеха, свободный выбор заданий); волевые (информирование об обязательных результатах обучения, самооценка и коррекция деятельности, рефлексия поведения) и социальные (создание ситуации взаимопомощи, самопроверки) методы. 

При подготовке к уроку я стараюсь учитывать реальные возможности и индивидуальные особенности учащихся, отобрать такую совокупность приемов мотивации, которая создает оптимальные условия для включения каждого ученика в активную познавательную деятельность. На уроках окружающего мира я стараюсь создать такие условия, при которых учащийся оказался бы втянутым в самую гущу событий и испытывал бы настоящий азарт, в стремлении докопаться до самой сути. Для создания мотивации учения я использую в своей работе различные приемы. Например, приём «Удивляй!». 

Хорошо известно, что ничто так не привлекает внимание и не стимулирует работу ума, как удивительное. Поэтому стараюсь найти такой угол зрения, при котором даже обыденное становится удивительным. 

При организации учебной деятельности важно, чтобы ученик хорошо представлял себе конечный результат своего труда. Поэтому в заключении каждой темы провожу итоговые уроки. 

Таким образом, к концу изучения темы ученики имеют четкую картину того, какие знания, умения и навыки будут проверяться. Это снимает стресс и боязнь получить двойку. Ученики чувствуют себя увереннее, и поэтому познавательный интерес к предмету становится более устойчивым. 

Ясно, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить. Самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблемы. 

Важнейшую роль в формировании мотивации играет использование творческих познавательных заданий в учебной деятельности. 

Для упрочнения знаний, развития интереса к предмету и взаимосвязи с другими предметами учащимся предлагаются творческие задания. 

Способы и виды заданий достаточно разнообразны: 

  1. составление загадок, кроссвордов; 
  2. сочинение сказок или стихотворений, о каком – либо объектах; 
  3. выполнение рисунков; 
  4. изготовление аппликаций (из отдельных картинок вырежи и смонтируй изображение «идеального» животного); 
  5. выполнение практических заданий, мини-проектов. Таким образом, внедрение педагогических технологий в образовательный процесс начальной школы ориентирует педагогов и учащихся на духовно-нравственное развитие и воспитание (личностные результаты); усвоение содержания учебных предметов (предметные результаты); формирование универсальных учебных действий (метапредметные результаты). 

Именно введение современных педагогических технологий позволяет решать проблемы развивающего, личностно-ориентированного обучения, дифференциации, гуманизации, формирования индивидуальной образовательной перспективы обучающихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание образовательного пространства, обеспечивающего развитие личности младшего школьника.

Цели и ценности современной школы состоят в создании наиболее благоприятных условий для развития личности ученика. А это развитие должно обеспечиваться образовательным процессом, основной функци...

Использование современных технологий в образовательном процессе, обеспечивающем личностно ориентированную направленность

Обучение должно быть организовано таким образом, чтобы любой фрагмент урока стал событием в жизни личности, дающим ей целостный жизненный опыт, в котором знание - часть его....

Создание воспитательного пространства класса через социальное проектирование на основе Дальтон – технологии

Одним из способов реализации воспитательной и образовательной составляющей ФГОС НОО является интеграция общего и дополнительного образования через организацию внеурочной деятельности. Наша школа являе...

СОЗДАНИЕ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНЫХ И ОБЩЕУЧЕБНЫХ УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Материал содержит приемы работы, использующиеся в нашей школе, для формирования единого образовательного пространства....

Обновление традиционных видов и форм учебного процесса как основное требование к формированию профессиональных компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС НО и СПО

Разработка новых государственных стандартов в образовании и внедрение новых технологий обучения повлекли за собой необходимость использования новых подходов к системе контроля и проверки соответствия ...

Доклад-презентация «Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей школьников и повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС»

Доклад-презентация«Создание   образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей  школьников и повышение качества обучения в условиях реализации...