Устный журнал "Добродетели"
классный час по теме

Евдокимова Оксана Юрьевна

Цель данного мероприятия  познакомить детей с положительными качествами личности – добродетелями, воспитывать доброе отношение к одноклассникам и окружающим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ustnyy_zhurnal_dobrodeteli_.docx27.31 КБ

Предварительный просмотр:

Устный журнал «Добродетели»

Цель: познакомить детей с положительными качествами личности – добродетелями, воспитывать доброе отношение к одноклассникам и окружающим людям.

Оборудование: бусинки.

Приложение: материал из книги Амбросьева Н.А. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие. – М.: Глобус, 2006. – 140 с.

Страница 1 Вступление

Учитель: Здравствуйте. Желаю всем добра.

Доброта нужна всем людям,

Пусть побольше добрых будет.

Говорят не зря при встрече

«Добрый день» и «Добрый вечер».

И не зря ведь есть у нас

Пожелание «В добрый час».

Доброта — она от века

Украшенье человека…

         Мы поговорим сегодня о положительных качествах людей, которые помогают делать добро, поэтому их можно назвать         добродетелями. Добродетелей очень много, вот некоторые из них: любовь, уважение, доброта…. У каждого из вас, ребята есть  эти добродетели, мы  учимся их проявлять.

Ученик 1:

 ДОБРОДЕТЕЛЬ — в понятиях Святой Руси направленность разума и воли человека к добру, внутреннее желание творить добро. В православном сознании обычно существуют семь основных добродетелей вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость и воздержание. Им же следуют и в других мировых религиях.

Страница 2   - ЛЮБОВЬ.

Ученик 2: 

Любовь  - чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Есть Любовь к родине, к родителям, к детям. Любовь к ближнему. Человек может относиться к своему делу с любовью. Любовь – это  постоянная, сильная склонность, увлечённость чем–нибудь. Например: Любовь к правде, к истине. Бывает любовь к  чтению, к животным.

Ученик 3: 

Мы подобрали родственные слова: любить, любимый, любящий, любвеобильный, полюбить. Наши родители очень сильно нас любят. Мы их любимые дети, а у нас любящие родители.

Ученик 4:

 В народе говорят:  Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается.

Хороший человек достоин любви. (Антисфен)

Кто согрет любовью к людям - Не остынет вечно! (Т.Г. Шевченко)

Учитель:

Цветы без солнышка не могут расти. Что делает солнышко? (Согревает, любит). Ребенку плохо без родителей. Что делают родители? (Любят, заботятся, и эта любовь «согревает» детей.)

Страница 3   - ВЕРА

Ученик 5 :

  Вера - это убеждённость, глубокая уверенность в ком или чём–нибудь. Например, вера  в победу,  вера  в людей. Говорят: «Принять на веру» — это значит  признать истинным без доказательств.

А что значит Верой и правдой служить?   Значит  служить преданно, честно.

Ученик 6:

 Мы подобрали родственные слова: верить, доверять, поверить, доверительный и даже доверенность. Нельзя жить без веры. Каждый человек во что-то верит, доверяет другим людям, например, наши родители доверяют нам. Сначала мне доверяли вынести мусор, потом сходить в магазин за хлебом, а сейчас мне доверяют….

Ученик 7:

Вчера я не выучил правило

Долго гулял и совсем позабыл.

Мама сказала: «Это неправильно

Много ошибок в работе ты допустил»

Я не хочу огорчать свою мамочку

Ведь я её очень сильно люблю.

Я обязательно выучу правило

И больше ошибок не допущу.

Мама сердилась, а мне было стыдно.

Я всё же решился сказал ей и себе:

«Я обязательно выучу правило!»

Мама сказала: «Верю тебе»

Страница 4 -    ЧЕСТНОСТЬ.

Ученик 8:

Честность - это очень важная добродетель. Человек должен быть честным – то есть правдивым, искренним. Такой человек заслуживает уважения.

В рассказе Пантелеева «Честное слово» маленький мальчик не испугался темноты и не ушел со своего поста, потому, что он дал слово. Если дал честное слово, то его обязательно надо держать, чего бы тебе это не стоило.

Ученик 9:

Бывает трудно признаться в своих нехороших поступках, и как-то само собой говоришь неправду или обманываешь. Но мы знаем, что всё тайное всегда становится явным. Поэтому лучше честно признаться во всём.

Ученик 10:

О честности говорят так:

Честность - это когда думаешь сказать одно, а говоришь правду. (Александр Перлюк)

Честность красит звание любое. (Шиллер)

Правда, законность, добродетель, справедливость, кротость - все это может быть объединено в понятии "честность".

Страница 5  - ВЕЖЛИВОСТЬ.

Ученик 11:

Вежливость  - это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно.

Вежливость – это учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий (Толковый словарь русского языка Ушакова)

Ученик 12:

Вежливый человек -  соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Говорят: вежливое обращение, вежливый намёк, вежливо  попросить.

Человек, не забывающий о простых словах «спасибо», «пожалуйста», «благодарю», - проявляет вежливость.

Ученик 13:

Мы прочитали много произведений о вежливости:

  • «Урок вежливости» Самуила Яковлевича Маршака
  • «Вежливый ослик» Ирины Пивоваровой
  • «Очень вежливый индюк» Бориса Заходера
  • «Волшебное слово» Валентины Осеевой

Мы поняли, что вежливыми не могут быть животные. Вежливым может быть только человек. Его учат вежливости с рождения понемножку. В школе мы тоже учимся вежливости.

Ученик 14:

О вежливости говорят так:

Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.  - Жан Жак Руссо -

Вежливый отказ лучше, чем грубое согласие.           - Английская пословица -

Вежливость — первая и самая приятная добродетель.          - Джон Локк -

Учитель:

Истинная вежливость может существовать только доброжелательной, так как она - одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку случается сталкиваться на работе, в доме, где живет, в общественных местах.

  • Вежливость – это утонченность речи, благопристойность манер и поведения.
  • Вежливость – это умение и желание говорить и действовать доброжелательно и учтиво в любых обстоятельствах.
  • Вежливость – это привычное, повседневное уважительное отношение к собеседнику, тактичность и чуткость в отношениях.
  • Вежливость – это гармоничное сочетание в человеке знания этикета, образованности и душевной тонкости.
  • Вежливость – это внутренняя культура благородного человека.

Страница 5   - УВАЖЕНИЕ.

Ученик 15:

Уважение  – это чувство почтения, отношение, основанное на признании чьих-либо  достоинств, заслуг, высоких качеств. Уважать – значит относиться с уважением.

Уважать можно родителей, учителя, одноклассников, взрослых людей и даже малышей.

 Ученик 16:

Царь Петр I в 1717 году издал указ «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». В нем сказано об уважении к старшим в семье:

  • Во-первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано, бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не одевать, и возле их не садиться, при них в окно не выглядывать, но все потаенным образом о великим почтением, не с ними в ряд, но немного стоять позади их в стороне, подобно слугам. В доме ничего своим именем не повелевать.

Ученик 17:

  • Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво.
  • Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.
  • Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должны они отозваться или отвечать тотчас, как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать.

Учитель:

 А сейчас послушайте стихотворение Сергея  Михалкова «Лапуся»  и ответьте на вопрос: «Хорошо ли ведет себя мальчик?»

Ученик 18:

Я не знаю, как мне быть –

Начал старшим я грубить.

Скажет папа:

«Дверь открыта!

Притвори её, герой!»

Я ему в ответ сердито

Отвечаю: «Сам закрой!»

За обедом скажет мама:

«Хлеб. лапуся, передай!»

Я в ответ шепчу: «Сама подай!»

Очень бабушку люблю,

Все равно – и ей грублю.

Очень деда обожаю,

Но и деду возражаю…

До того я распустился,

Что грублю я всем вокруг.

Я не знаю, как  мне быть –

Начал старшим я грубить.

А они ко мне: «Голубчик,

Ешь скорее! Стынет супчик!»

А они ко мне: «Сыночек!

Положить еще кусочек?»

А они ко мне: «Внучек,

Ляг, лапуся, на бочок!»

Я такое обращенье

Ненавижу, не терплю,

Я киплю от возмущенья

И поэтому грублю.

Учитель: 

А теперь вспомним рассказ Валентины Осеевой «Просто старушка». Мальчик помог старушке даже не зная её, потому, что было скользко, и она упала. Вот это уважение! Уважение детей к родителям и старшим является одной из самых важных добродетелей.

Ученик 19:

Мы должны проявлять больше внимания и любви к старым людям: и к тем, которые живут рядом с нами, и к тем, с которыми случайно встречаемся на улице. Нам необходимо помнить, как мы относимся к своим бабушкам, дедушкам, родителям, так и к нам в свое время будут относиться наши дети и внуки.

Учитель:

Древние философы говорили: «Если мы хотим измерить количество доброты и заботы, которое дали нам родители, то это невозможно сделать…» Почему? Объясните.

Страница 6    Сказочное путешествие

Учитель   А сейчас, я приглашаю вас отправиться в сказочное путешествие. Попасть в сказку помогут эти волшебные бусинки. Сейчас я подойду со шкатулкой к каждому из вас, и вы выберите себе бусинку. Берегите ее, чтобы потом благодаря ей вернуться назад. А теперь, когда вы выбрали, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза и подумайте о том, что есть доброго и хорошего в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза.

Итак, мы с вами попали в сказочную страну и сейчас послушаем одну историю. (Н.Н. Амбросьева  Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников)

«Сказка про обыкновенного мальчика, с которым произошла необыкновенная история»

        Жил-был на свете мальчик. Мальчик как мальчик, самый обыкновенный. Но очень уж любил этот мальчик смеяться над другими, а иногда при случае и стукнуть мог. Больше всех доставалось тому, кто был послабее и за себя постоять не мог.

        Увидит мальчик полненькую девочку и орет на всю улицу:

        - Жиромясокомбинат! Жиромясокомбинат!

И хохочет во все горло. А бывало, что еще швырнет снежком или камешком. А девочка бедная готова сквозь асфальт провалиться.

        Увидит мальчик кого-нибудь из ребят в очках, кричит:

        - Очкарик! Очкарик! У кого четыре глаза, тот похож на водолаза!

        И заливается смехом.

        Однажды его соседка по парте случайно получила двойку. Уж как мальчик радовался, как ликовал! Кривил в усмешке губы и шептал презрительно соседке:

        - Двоечница!

        А та взглянула на него своими огромными серыми глазами и спокойно ответила:

        - На месте всех, кого обидишь, однажды сам себя увидишь!

        Мальчик, конечно, не поверил, но смеяться ему почему-то расхотелось.

        Однажды с ним произошла совершенно необыкновенная история. Как-то пришел он из школы домой, бросил в угол портфель, включил музыку и развалился на своем любимом кресле. Вдруг чувствует, что с телом его что-то неладное творится. Будто и не тело вовсе, а тесто сдобное дрожжевое вместо него поднимается, расплывается во все стороны до невероятных размеров, аж в кресле сидеть тесно стало. Подбежал мальчик к зеркалу, глянул. А оттуда на него толстяк смотрит. Таких толстых ему еще видеть не приходилось. А когда понял мальчик. Что в зеркале его отражение, что он сам так жилом заплыл, от обиды и страха слезы на глазах выступили. Взял он с полки книгу «Полезные советы», решил почитать, может там написано про такой случай, который с ним приключился. А прочитать-то не может, с глазами что-то неладное творится, буквы сливаются, слова не различить. Пришлось бабушкины очки надеть. Но ничего в книге о чудесах, которые с ним приключились, мальчик не нашел. Погоревал-погоревал – да делать нечего. Надо за уроки приниматься. Открыл дневник, а там… от такого количества двоек даже бабушкины очки на лоб полезли:

        - Откуда столько двоек? Ведь меня сегодня не спрашивали. Ладно уж толстым стал, очки носить приходится, но столько двоек – это слишком!

        И мальчик горько зарыдал. Теперь он вспомнил слова соседки по парте «На месте тех, кого обидишь, однажды сам себя увидишь!» Мальчик искренне раскаивался в своих неблаговидных поступках, мысленно просил прощения у тех, кого он когда-то обидел. А слезы все текли и текли.

        Вдруг раздался звон колокольчиков, и сквозь балконную дверь выплыло розовое облачко, которое потом превратилось в прекрасную фею. Мальчик так удивился, что перестал плакать. Странно, но фея почему-то напоминала соседку по парте. Может

быть потому, что у нее тоже были огромные серые глаза. Но еще больше мальчик удивился, когда фея заговорила маминым голосом:

        - Знаю, мой мальчик, от чего ты печален. Знаю обо всем, что с тобой приключилось. Чему же научила тебя эта история?

        - Я больше никогда не буду обижать других, смеяться над ними. Потому, что это гадко и подло.

        Неужели, мой мальчик, чтобы понять это, тебе обязательно надо было оказаться на месте обиженных тобой ребят? Ну что ж, лучше поздно понять, чем никогда. Я подарю тебе на память волшебную ромашку. Если вдруг вздумаешь еще кого-то обидеть, посмотри в середину цветка и увидишь как в зеркале всю историю, которая сегодня с тобой приключилась.

        Фея дотронулась до мальчика волшебной палочкой и розовым облачком выпорхнула через балконную дверь.

        Очнулся мальчик. Подушка вся от слез мокрая, рядом книга «Полезные советы» и бабушкины очки лежат. Побежал он к зеркалу. Мальчик как мальчик, самый обыкновенный. Книгу раскрыл, все прекрасно без очков прочесть может, в дневнике двоек как не бывало. «Приснилось», - подумал он. Глядь, а на подоконнике стоит горшочек с волшебной ромашкой.

С тех пор мальчик никого не обижает, а другим, кто этим занимается, говорит:

        - На месте всех кого обидишь, однажды сам себя увидишь!

        Вопросы для обсуждения:

  • Что произошло с мальчиком?
  • Почему это случилось именно с ним?
  • Какие случаи в вашей жизни напомнила вам эта история?
  • Кого обижали хоть раз в жизни?
  • А кто сам обижал других?
  • Чему учит эта сказка?

Учитель:  Да, сказка учит жить в мире с другими, не причинять вреда окружающим, помнить о том, что и добро и зло возвращаются. Поступайте с другими всегда так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами, дабы не увидеть однажды себя на месте обиженных вами людей.

А теперь сожмите бусинку в левом кулачке, закройте глаза, приложите к сердцу и подумайте о том, какой опыт каждый из вас возьмет из этой сказочной истории. Пусть этот опыт помогает вам быть терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто  готов, откройте глаза.

Страница 7    Рефлексия

Учитель: Итак, мы с вами вернулись из сказочного путешествия. Бусинки мы сейчас нанижем на одну общую нитку  и затем свяжем ее концы. Нанизывая бусинки, вы можете сказать, что чувствуете.

Посмотрите, какие чудесные бусы у нас получились! Каждая бусинка связана с другими, но в то же время она существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется быть одному.

Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные. До свидания. Всем желаю добра.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.

Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....

Устный счет в пределах 100, таблица умножения. Упражнения для устного счета. 2 класс

В презентации даны слайды с цепочками примеров для устного счета. Анимация по щелчку. Слайд  "Магазин" не анимированный....

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Устное изложение и устное сочинение по картине"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Устное изложение и устное сочинение по картинеЦель урока: познакомить учащихся с картиной И.И. Шишкина «Лес» учить составлять текст по картине о природе.План...

Устный счет. Как организовать и провести устный счет во 2 - м классе.

Устный счет. Как его правильно подобрать к той или иной темы урока? Как сделать урок математики интересным? Как помочь ученикам включиться в новую тему крока? На все эти вопросы можно найти ответы в д...

Устный счет, как средство развития устных вычислительных навыков на уроках математики в соответствии с ФГОС начального общего образования

Данный материал содержит информацию о целях и задачах устного счета, требованиях к проведению этой работы, игровые виды устного счета, а также дидактический материал (карточки) для проведения устного ...

Устный счет. Некоторые приемы устного счета.

Математика всегда была и остается одним из основных предметов в школе, потому что математические знания необходимы всем людям и именно с ними мы встречаемся каждый день в своей жизни. Сейчас, в связи ...