Устный журнал "Добродетели"
классный час по теме
Цель данного мероприятия познакомить детей с положительными качествами личности – добродетелями, воспитывать доброе отношение к одноклассникам и окружающим людям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ustnyy_zhurnal_dobrodeteli_.docx | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Устный журнал «Добродетели»
Цель: познакомить детей с положительными качествами личности – добродетелями, воспитывать доброе отношение к одноклассникам и окружающим людям.
Оборудование: бусинки.
Приложение: материал из книги Амбросьева Н.А. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников: методическое пособие. – М.: Глобус, 2006. – 140 с.
Страница 1 Вступление
Учитель: Здравствуйте. Желаю всем добра.
Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
И не зря ведь есть у нас
Пожелание «В добрый час».
Доброта — она от века
Украшенье человека…
Мы поговорим сегодня о положительных качествах людей, которые помогают делать добро, поэтому их можно назвать добродетелями. Добродетелей очень много, вот некоторые из них: любовь, уважение, доброта…. У каждого из вас, ребята есть эти добродетели, мы учимся их проявлять.
Ученик 1:
ДОБРОДЕТЕЛЬ — в понятиях Святой Руси направленность разума и воли человека к добру, внутреннее желание творить добро. В православном сознании обычно существуют семь основных добродетелей вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость и воздержание. Им же следуют и в других мировых религиях.
Страница 2 - ЛЮБОВЬ.
Ученик 2:
Любовь - чувство глубокого расположения, самоотверженной и искренней привязанности. Есть Любовь к родине, к родителям, к детям. Любовь к ближнему. Человек может относиться к своему делу с любовью. Любовь – это постоянная, сильная склонность, увлечённость чем–нибудь. Например: Любовь к правде, к истине. Бывает любовь к чтению, к животным.
Ученик 3:
Мы подобрали родственные слова: любить, любимый, любящий, любвеобильный, полюбить. Наши родители очень сильно нас любят. Мы их любимые дети, а у нас любящие родители.
Ученик 4:
В народе говорят: Ум истиною просветляется, сердце любовью согревается.
Хороший человек достоин любви. (Антисфен)
Кто согрет любовью к людям - Не остынет вечно! (Т.Г. Шевченко)
Учитель:
Цветы без солнышка не могут расти. Что делает солнышко? (Согревает, любит). Ребенку плохо без родителей. Что делают родители? (Любят, заботятся, и эта любовь «согревает» детей.)
Страница 3 - ВЕРА
Ученик 5 :
Вера - это убеждённость, глубокая уверенность в ком или чём–нибудь. Например, вера в победу, вера в людей. Говорят: «Принять на веру» — это значит признать истинным без доказательств.
А что значит Верой и правдой служить? Значит служить преданно, честно.
Ученик 6:
Мы подобрали родственные слова: верить, доверять, поверить, доверительный и даже доверенность. Нельзя жить без веры. Каждый человек во что-то верит, доверяет другим людям, например, наши родители доверяют нам. Сначала мне доверяли вынести мусор, потом сходить в магазин за хлебом, а сейчас мне доверяют….
Ученик 7:
Вчера я не выучил правило
Долго гулял и совсем позабыл.
Мама сказала: «Это неправильно
Много ошибок в работе ты допустил»
Я не хочу огорчать свою мамочку
Ведь я её очень сильно люблю.
Я обязательно выучу правило
И больше ошибок не допущу.
Мама сердилась, а мне было стыдно.
Я всё же решился сказал ей и себе:
«Я обязательно выучу правило!»
Мама сказала: «Верю тебе»
Страница 4 - ЧЕСТНОСТЬ.
Ученик 8:
Честность - это очень важная добродетель. Человек должен быть честным – то есть правдивым, искренним. Такой человек заслуживает уважения.
В рассказе Пантелеева «Честное слово» маленький мальчик не испугался темноты и не ушел со своего поста, потому, что он дал слово. Если дал честное слово, то его обязательно надо держать, чего бы тебе это не стоило.
Ученик 9:
Бывает трудно признаться в своих нехороших поступках, и как-то само собой говоришь неправду или обманываешь. Но мы знаем, что всё тайное всегда становится явным. Поэтому лучше честно признаться во всём.
Ученик 10:
О честности говорят так:
Честность - это когда думаешь сказать одно, а говоришь правду. (Александр Перлюк)
Честность красит звание любое. (Шиллер)
Правда, законность, добродетель, справедливость, кротость - все это может быть объединено в понятии "честность".
Страница 5 - ВЕЖЛИВОСТЬ.
Ученик 11:
Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно.
Вежливость – это учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий (Толковый словарь русского языка Ушакова)
Ученик 12:
Вежливый человек - соблюдающий правила приличия, воспитанный, учтивый. Говорят: вежливое обращение, вежливый намёк, вежливо попросить.
Человек, не забывающий о простых словах «спасибо», «пожалуйста», «благодарю», - проявляет вежливость.
Ученик 13:
Мы прочитали много произведений о вежливости:
- «Урок вежливости» Самуила Яковлевича Маршака
- «Вежливый ослик» Ирины Пивоваровой
- «Очень вежливый индюк» Бориса Заходера
- «Волшебное слово» Валентины Осеевой
Мы поняли, что вежливыми не могут быть животные. Вежливым может быть только человек. Его учат вежливости с рождения понемножку. В школе мы тоже учимся вежливости.
Ученик 14:
О вежливости говорят так:
Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям. - Жан Жак Руссо -
Вежливый отказ лучше, чем грубое согласие. - Английская пословица -
Вежливость — первая и самая приятная добродетель. - Джон Локк -
Учитель:
Истинная вежливость может существовать только доброжелательной, так как она - одно из проявлений искренней, бескорыстной благожелательности по отношению ко всем другим людям, с которыми человеку случается сталкиваться на работе, в доме, где живет, в общественных местах.
- Вежливость – это утонченность речи, благопристойность манер и поведения.
- Вежливость – это умение и желание говорить и действовать доброжелательно и учтиво в любых обстоятельствах.
- Вежливость – это привычное, повседневное уважительное отношение к собеседнику, тактичность и чуткость в отношениях.
- Вежливость – это гармоничное сочетание в человеке знания этикета, образованности и душевной тонкости.
- Вежливость – это внутренняя культура благородного человека.
Страница 5 - УВАЖЕНИЕ.
Ученик 15:
Уважение – это чувство почтения, отношение, основанное на признании чьих-либо достоинств, заслуг, высоких качеств. Уважать – значит относиться с уважением.
Уважать можно родителей, учителя, одноклассников, взрослых людей и даже малышей.
Ученик 16:
Царь Петр I в 1717 году издал указ «Юности честное зерцало или показание к житейскому обхождению». В нем сказано об уважении к старшим в семье:
- Во-первых, наипаче всего должны дети отца и матерь в великой чести содержать. И когда от родителей что им приказано, бывает, всегда шляпу в руках держать, а перед ними не одевать, и возле их не садиться, при них в окно не выглядывать, но все потаенным образом о великим почтением, не с ними в ряд, но немного стоять позади их в стороне, подобно слугам. В доме ничего своим именем не повелевать.
Ученик 17:
- Дети не имеют без приказа родителей ничего бранить, или словами плохими попрекать, они должны вести вежливо и учтиво.
- Когда говорят родители, речей перебивать не надлежит, надо ожидать, пока они выговорятся. Стоять при родителях должны прямо.
- Без спросу не говорить, а когда говоришь, то должны они отозваться или отвечать тотчас, как услышат голос родителей и не дерзновенно отвечать.
Учитель:
А сейчас послушайте стихотворение Сергея Михалкова «Лапуся» и ответьте на вопрос: «Хорошо ли ведет себя мальчик?»
Ученик 18:
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
Скажет папа:
«Дверь открыта!
Притвори её, герой!»
Я ему в ответ сердито
Отвечаю: «Сам закрой!»
За обедом скажет мама:
«Хлеб. лапуся, передай!»
Я в ответ шепчу: «Сама подай!»
Очень бабушку люблю,
Все равно – и ей грублю.
Очень деда обожаю,
Но и деду возражаю…
До того я распустился,
Что грублю я всем вокруг.
Я не знаю, как мне быть –
Начал старшим я грубить.
А они ко мне: «Голубчик,
Ешь скорее! Стынет супчик!»
А они ко мне: «Сыночек!
Положить еще кусочек?»
А они ко мне: «Внучек,
Ляг, лапуся, на бочок!»
Я такое обращенье
Ненавижу, не терплю,
Я киплю от возмущенья
И поэтому грублю.
Учитель:
А теперь вспомним рассказ Валентины Осеевой «Просто старушка». Мальчик помог старушке даже не зная её, потому, что было скользко, и она упала. Вот это уважение! Уважение детей к родителям и старшим является одной из самых важных добродетелей.
Ученик 19:
Мы должны проявлять больше внимания и любви к старым людям: и к тем, которые живут рядом с нами, и к тем, с которыми случайно встречаемся на улице. Нам необходимо помнить, как мы относимся к своим бабушкам, дедушкам, родителям, так и к нам в свое время будут относиться наши дети и внуки.
Учитель:
Древние философы говорили: «Если мы хотим измерить количество доброты и заботы, которое дали нам родители, то это невозможно сделать…» Почему? Объясните.
Страница 6 Сказочное путешествие
Учитель А сейчас, я приглашаю вас отправиться в сказочное путешествие. Попасть в сказку помогут эти волшебные бусинки. Сейчас я подойду со шкатулкой к каждому из вас, и вы выберите себе бусинку. Берегите ее, чтобы потом благодаря ей вернуться назад. А теперь, когда вы выбрали, сожмите свою бусинку в левом кулачке, закройте глаза и подумайте о том, что есть доброго и хорошего в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза.
Итак, мы с вами попали в сказочную страну и сейчас послушаем одну историю. (Н.Н. Амбросьева Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников)
«Сказка про обыкновенного мальчика, с которым произошла необыкновенная история»
Жил-был на свете мальчик. Мальчик как мальчик, самый обыкновенный. Но очень уж любил этот мальчик смеяться над другими, а иногда при случае и стукнуть мог. Больше всех доставалось тому, кто был послабее и за себя постоять не мог.
Увидит мальчик полненькую девочку и орет на всю улицу:
- Жиромясокомбинат! Жиромясокомбинат!
И хохочет во все горло. А бывало, что еще швырнет снежком или камешком. А девочка бедная готова сквозь асфальт провалиться.
Увидит мальчик кого-нибудь из ребят в очках, кричит:
- Очкарик! Очкарик! У кого четыре глаза, тот похож на водолаза!
И заливается смехом.
Однажды его соседка по парте случайно получила двойку. Уж как мальчик радовался, как ликовал! Кривил в усмешке губы и шептал презрительно соседке:
- Двоечница!
А та взглянула на него своими огромными серыми глазами и спокойно ответила:
- На месте всех, кого обидишь, однажды сам себя увидишь!
Мальчик, конечно, не поверил, но смеяться ему почему-то расхотелось.
Однажды с ним произошла совершенно необыкновенная история. Как-то пришел он из школы домой, бросил в угол портфель, включил музыку и развалился на своем любимом кресле. Вдруг чувствует, что с телом его что-то неладное творится. Будто и не тело вовсе, а тесто сдобное дрожжевое вместо него поднимается, расплывается во все стороны до невероятных размеров, аж в кресле сидеть тесно стало. Подбежал мальчик к зеркалу, глянул. А оттуда на него толстяк смотрит. Таких толстых ему еще видеть не приходилось. А когда понял мальчик. Что в зеркале его отражение, что он сам так жилом заплыл, от обиды и страха слезы на глазах выступили. Взял он с полки книгу «Полезные советы», решил почитать, может там написано про такой случай, который с ним приключился. А прочитать-то не может, с глазами что-то неладное творится, буквы сливаются, слова не различить. Пришлось бабушкины очки надеть. Но ничего в книге о чудесах, которые с ним приключились, мальчик не нашел. Погоревал-погоревал – да делать нечего. Надо за уроки приниматься. Открыл дневник, а там… от такого количества двоек даже бабушкины очки на лоб полезли:
- Откуда столько двоек? Ведь меня сегодня не спрашивали. Ладно уж толстым стал, очки носить приходится, но столько двоек – это слишком!
И мальчик горько зарыдал. Теперь он вспомнил слова соседки по парте «На месте тех, кого обидишь, однажды сам себя увидишь!» Мальчик искренне раскаивался в своих неблаговидных поступках, мысленно просил прощения у тех, кого он когда-то обидел. А слезы все текли и текли.
Вдруг раздался звон колокольчиков, и сквозь балконную дверь выплыло розовое облачко, которое потом превратилось в прекрасную фею. Мальчик так удивился, что перестал плакать. Странно, но фея почему-то напоминала соседку по парте. Может
быть потому, что у нее тоже были огромные серые глаза. Но еще больше мальчик удивился, когда фея заговорила маминым голосом:
- Знаю, мой мальчик, от чего ты печален. Знаю обо всем, что с тобой приключилось. Чему же научила тебя эта история?
- Я больше никогда не буду обижать других, смеяться над ними. Потому, что это гадко и подло.
Неужели, мой мальчик, чтобы понять это, тебе обязательно надо было оказаться на месте обиженных тобой ребят? Ну что ж, лучше поздно понять, чем никогда. Я подарю тебе на память волшебную ромашку. Если вдруг вздумаешь еще кого-то обидеть, посмотри в середину цветка и увидишь как в зеркале всю историю, которая сегодня с тобой приключилась.
Фея дотронулась до мальчика волшебной палочкой и розовым облачком выпорхнула через балконную дверь.
Очнулся мальчик. Подушка вся от слез мокрая, рядом книга «Полезные советы» и бабушкины очки лежат. Побежал он к зеркалу. Мальчик как мальчик, самый обыкновенный. Книгу раскрыл, все прекрасно без очков прочесть может, в дневнике двоек как не бывало. «Приснилось», - подумал он. Глядь, а на подоконнике стоит горшочек с волшебной ромашкой.
С тех пор мальчик никого не обижает, а другим, кто этим занимается, говорит:
- На месте всех кого обидишь, однажды сам себя увидишь!
Вопросы для обсуждения:
- Что произошло с мальчиком?
- Почему это случилось именно с ним?
- Какие случаи в вашей жизни напомнила вам эта история?
- Кого обижали хоть раз в жизни?
- А кто сам обижал других?
- Чему учит эта сказка?
Учитель: Да, сказка учит жить в мире с другими, не причинять вреда окружающим, помнить о том, что и добро и зло возвращаются. Поступайте с другими всегда так, как вы хотели бы, чтобы поступали с вами, дабы не увидеть однажды себя на месте обиженных вами людей.
А теперь сожмите бусинку в левом кулачке, закройте глаза, приложите к сердцу и подумайте о том, какой опыт каждый из вас возьмет из этой сказочной истории. Пусть этот опыт помогает вам быть терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Кто готов, откройте глаза.
Страница 7 Рефлексия
Учитель: Итак, мы с вами вернулись из сказочного путешествия. Бусинки мы сейчас нанижем на одну общую нитку и затем свяжем ее концы. Нанизывая бусинки, вы можете сказать, что чувствуете.
Посмотрите, какие чудесные бусы у нас получились! Каждая бусинка связана с другими, но в то же время она существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется быть одному.
Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные. До свидания. Всем желаю добра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение грамоте 1 класс тема: Устная и письменная речь. Предложение.Речь устная и письменная. Предложение. Выявление уровня развития лексики.
Способность формированию начальных представлений о понятиях «речь письменная и устная», развитию внимания, фонематического слуха; создавать условия для выявления уровня развития лексики....
Устный счет в пределах 100, таблица умножения. Упражнения для устного счета. 2 класс
В презентации даны слайды с цепочками примеров для устного счета. Анимация по щелчку. Слайд "Магазин" не анимированный....
Конспект урока по русскому языку 3 класс "Устное изложение и устное сочинение по картине"
Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Устное изложение и устное сочинение по картинеЦель урока: познакомить учащихся с картиной И.И. Шишкина «Лес» учить составлять текст по картине о природе.План...
Устный счет. Как организовать и провести устный счет во 2 - м классе.
Устный счет. Как его правильно подобрать к той или иной темы урока? Как сделать урок математики интересным? Как помочь ученикам включиться в новую тему крока? На все эти вопросы можно найти ответы в д...
Устный счет, как средство развития устных вычислительных навыков на уроках математики в соответствии с ФГОС начального общего образования
Данный материал содержит информацию о целях и задачах устного счета, требованиях к проведению этой работы, игровые виды устного счета, а также дидактический материал (карточки) для проведения устного ...
Устный счет. Некоторые приемы устного счета.
Математика всегда была и остается одним из основных предметов в школе, потому что математические знания необходимы всем людям и именно с ними мы встречаемся каждый день в своей жизни. Сейчас, в связи ...