Рабочая программа
рабочая программа (1 класс) по теме
Театральный кружок " Золотой ключик"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_na_1b_kl.doc | 108.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия с. Ивантеевка Ивантеевского района Саратовской области»
УТВЕРЖДАЮ: Директор МОУ «Гимназия с. Ивантеевка» _______________Н.В. Джавадова Приказ № ______ От «___» _________ 2013 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
«Золотой ключик»
(название программы)
Направление «художественно-эстетическое»
для 1 «б» класса
Составитель:
Ольховская В.В.
учитель начальных классов
Рассмотрено:
на заседании МО начальных классов
Протокол № __ от «__» ________ 2013 г.
_________ /Бородастова И.В.
2013 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы театрального кружка «Золотой ключик» по содержанию является художественно – эстетической, общекультурной, по форме организации кружковой, рассчитанной на 1 год.
В основу проекта театральной деятельности были положены следующие принципы:
- принцип системности – предполагает преемственность знаний, комплексность в их усвоении;
- принцип дифференциации – предполагает выявление и развитие у учеников склонностей и способностей по различным направлениям;
- принцип увлекательности является одним из самых важных, он учитывает возрастные и индивидуальные особенности учащихся;
- принцип коллективизма – в коллективных творческих делах происходит развитие разносторонних способностей и потребности отдавать их на общую радость и пользу.
Отличительными особенностями программы является деятельностный подход к воспитанию и развитию ребенка средствами театра, где школьник выступает в роли художника, исполнителя, режиссера спектакля;
принцип междисциплинарной интеграции – применим к смежным наукам. (уроки литературы и музыки, изобразительное искусство и технология, вокал);
принцип креативности – предполагает максимальную ориентацию на творчество ребенка, на развитие его психофизических ощущений, раскрепощение личности.
Актуальность программы обусловлена потребностью общества в развитии нравственных, эстетических качеств личности человека. Именно средствами театральной деятельности возможно формирование социально активной творческой личности, способной понимать общечеловеческие ценности, гордиться достижениями отечественной культуры и искусства, способной к творческому труду, сочинительству, фантазированию.
Педагогическая целесообразность данного курса для младших школьников обусловлена их возрастными особенностями: разносторонними интересами, любознательностью, увлеченностью, инициативностью. Данная программа призвана расширить творческий потенциал ребенка, обогатить словарный запас, сформировать нравственно - эстетические чувства, т.к.
именно в начальной школе закладывается фундамент творческой личности, закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
В работе по программе принципиально важным является ролевое существование воспитанника на занятиях: он бывает актёром, режиссёром, зрителем.
Главная цель программы – создать условия для воспитания нравственных качеств личности воспитанников, творческих умений и навыков средствами театрального искусства, организации их досуга путем вовлечения в театральную деятельность.
Задачи программы:
способствовать формированию:
- необходимых представлений о театральном искусстве;
- актерских способностей – умение взаимодействовать с партнером, создавать образ героя, работать над ролью;
- речевой культуры ребенка при помощи специальных заданий и упражнений на постановку дыхания, дикции, интонации;
- практических навыков пластической выразительности с учетом индивидуальных физических возможностей ребенка;
способствовать развитию:
- интереса к специальным знаниям по теории и истории театрального искусства;
- творческой активности через индивидуальное раскрытие способностей каждого ребёнка;
- эстетического восприятия, художественного вкуса, творческого воображения;
создать условия воспитания:
- воспитание эстетического вкуса, исполнительской культуры;
- творческой активности подростка, ценящей в себе и других такие качества, как доброжелательность, трудолюбие, уважение к творчеству других.
- духовно-нравственное и художественно-эстетическое воспитание средствами традиционной народной и мировой культуры.
Возраст ребят, участвующих в реализации программы от 7 до 10лет. Программа рассчитана на 1 год
Формы и методы работы.
Форма занятий - групповая и индивидуальные занятия, со всей группой одновременно и с участниками конкретного представления для отработки дикции. Основными формами проведения занятий являются театральные игры, конкурсы, викторины, беседы, экскурсии в театр и музеи, спектакли и праздники.
Постановка сценок к конкретным школьным мероприятиям, инсценировка сценариев школьных праздников, театральные постановки сказок, эпизодов из литературных произведений, - все это направлено на приобщение детей к театральному искусству и мастерству.
Продвигаясь от простого к сложному, ребята смогут постичь увлекательную науку театрального мастерства, приобретут опыт публичного выступления и творческой работы. Важно, что в театральном кружке дети учатся коллективной работе, работе с партнером, учатся общаться со зрителем, учатся работе над характерами персонажа, мотивами их действий, творчески преломлять данные текста или сценария на сцене. Дети учатся выразительному чтению текста, работе над репликами, которые должны быть осмысленными и прочувствованными, создают характер персонажа таким, каким они его видят. Дети привносят элементы своих идеи, свои представления в сценарий, оформление спектакля.
Кроме того, большое значение имеет работа над оформлением спектакля, над декорациями и костюмами, музыкальным оформлением. Эта работа также развивает воображение, творческую активность школьников, позволяет реализовать возможности детей в данных областях деятельности.
Важной формой занятий данного кружка являются экскурсии в театр, просмотр спектакля. Совместные просмотры и обсуждение спектаклей, фильмов, посещение театров, выставок местных художников; устные рассказы по прочитанным книгам, отзывы о просмотренных спектаклях, сочинения.
Беседы о театре знакомят ребят в доступной им форме с особенностями реалистического театрального искусства, его видами и жанрами; раскрывает общественно-воспитательную роль театра. Все это направлено на развитие зрительской культуры детей.
Освоение программного материала происходит через теоретическую и практическую части, в основном преобладает практическое направление. Занятие включает в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационный этап предполагает подготовку к работе, теоретическая часть очень компактная, отражает необходимую информацию по теме.
Режим занятий
Расписание занятий кружка строится из расчета одно занятиe в неделю. Каждое занятие длится 35 минут . Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными, психологическими возможностями и особенностями ребят, что предполагает возможную корректировку времени и режима занятий.
Учебно-тематический план
№ п/п | Наименование раздела | К-во часов | УУД | |||
Личностные | Регулятивные | Коммуникативные | Познавательные | |||
1 | В начале было слово | 3 | -развитие познавательных интересов, учебных мотивов;
| -вносить необходимые коррективы; -уметь планировать работу и определять последовательность действий. | --допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | - самостоятельно включаться в творческую деятельность
|
2 | Основы театральной культуры | 5 |
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов; -знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.) - формирование чувства прекрасного и эстетических чувств | -оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки; -вносить необходимые коррективы; -уметь планировать работу и определять последовательность действий. | --допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | - самостоятельно включаться в творческую деятельность Умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. |
3 | Сценические действия и театральные игры | 12 | - готовность и способность к саморазвитию; -развитие познавательных интересов, учебных мотивов; -знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.) | --оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки; -вносить необходимые коррективы; -уметь планировать работу и определять последовательность действий. | - адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | - самостоятельно включаться в творческую деятельность -осуществлять выбор вида чтения в зависимости от цели. Умение анализировать предлагаемые задания: понимать поставленную цель, отделять известное от неизвестного. |
4 | Мы кукловоды | 4 | - готовность и способность к саморазвитию; -развитие познавательных интересов, учебных мотивов; -знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.) | --оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки; -вносить необходимые коррективы; -уметь планировать работу и определять последовательность действий. | -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Умение организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы. Развитие умения ориентироваться на разнообразие способов решения задачи. |
5 | Мы актеры | 12 | - готовность и способность к саморазвитию; -развитие познавательных интересов, учебных мотивов; -знание основных моральных норм (справедливое распределение, взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность.) | -оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки; -вносить необходимые коррективы; -уметь планировать работу и определять последовательность действий. | -допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной; -адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач. | Развитие умения ориентироваться на разнообразие способов решения задачи. - самостоятельно включаться в творческую деятельность
|
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | . Тема занятий | Кол-во часов | Описание примерного содержания занятий |
1 | Вводное занятие. Что такое театр? Рождение театра в России. | 1 | Знакомство с планом работы. Анкета « Ваши предложения по работе творческого коллектива» Современная драматургия. Знакомство с произведениями великих драматургов. Игры-импровизации. |
2 | Мимика и жесты. | 1 | Беседа « многообразие выразительных средств в театре. Упражнения « бессловесная игра», « Логика действий» |
3 | Сценические действия. Что такое сцена? | 4 | Пластическая выразительность актера. Что такое сцена, виды сцен, правила работы актера. |
4 | Культура и техника речи | 1 | Чтение произведения вслух..упражнение на тренировку силы , диапазона голоса. |
5 | Кукольный театр. Мы кукловоды. | 1 | Знакомство с современным кукольным театром. Его художественные возможности. Особенности выразительного языка театра кукол. Просмотр кукольных спектаклей. Изготовление петрушек. практические занятия, творческие лаборатории. |
6 | Мы актеры. Работа над спектаклем « Репка» | 3 | Работа над выбранной пьесой, осмысление сюжета, выделение сюжета, основных событий. Определение главной темы , идеи автора. Определение жанра спектакля. Отработка сценических образов, изготовление кукол, реквизитов. Презентация спектакля. |
7 | Речевая гимнастика. Скороговорки. | 1 | Работа над скороговорками ,словесные действия . |
8 | Дыхательная гимнастика | 1 | Отработка навыка правильного дыхания при чтении и сознательного управления речеголосовым аппаратом. Упражнения на рождение звука Бамбук», « Корни». Фонарь» «Тряпичная кукла», « Разноцветный фонтан» |
9 | Сценическое воображении | 1 | Упражнения на коллективную согласованность действий, воспитывающие ситуации «Что будет, если я буду играть один…». Тренинг на внимание « поймать хлопок», Невидимая нить», « Много точек» |
10 | Музыкальное оформление | 1 | Назначение музыки в театральных постановках. Импровизация. Постановка танцевальных движений |
11 | Мы актеры. Работа над обыгрыванием музыкальной композиции. | 3 | Выбор произведения, распределение обязанностей Универсальная разминка. Элементы разных по стилю танцевальных форм. Отработка сценических образов. |
12 | Театральные профессии. Игра актеров. | 1 | Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало». |
13 | Культура поведения в театре. Посещение театрализованного профессионального представления. | 1 | Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало». |
14 | Театральная афиша. Театральная программка. | 1 | Знакомство с драматургией, декорациями, костюмами, гримом, музыкальным и шумовым оформлением. Стержень театрального искусства – исполнительское искусство актера. тренинги на внимание: «Поймать хлопок», «Невидимая нить», «Много ниточек, или Большое зеркало». |
15 | Простейшие этюды-импровизации по сюжету произведения. | 2 | Выполнение этюдов, упражнений- тренингов., упражнение: «Я сегодня – это …», этюды на пословицы, крылатые выражения, поговорки, сюжетные стихи, картины – одиночные, парные, групповые, без слов и с минимальным использованием текста. |
16 | Мы актеры. Работа над спектаклем « Колосок» | 4 | Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля. Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция. |
17 | Спектакль -результат творческого труда многих людей. | 1 | Знакомство с театральными профессиями. Спектакль – результат коллективного творчества. Кто есть кто в театре. Актер – «главное чудо театра». творческие задания на ознакомление с элементами театральных профессий: создание афиш, эскизов декораций и костюмов. |
18 | Отработка дикции и четкого произношения слов. | 1 | Основы сценической «лепки» фразы (логика речи). Понятие о фразе. Естественное построение фразы. Фраза простая и сложная. Основа и пояснение фразы. Пояснения на басах и верхах. Артикуляционная гимнастика: упражнения для губ «Улыбка-хоботок», «Часы», «Шторки»; упражнения для языка: «Уколы», «Змея», «Коктейль». Чтение отрывков или литературных анекдотов. |
19 | Построение диалога с напарником по заданной теме. Выбор и распределение ролей. | 1 | Повествовательный и драматический текст. Речевая характеристика персонажа. Речевое и внеречевое поведение. Монолог и диалог. работа по карточкам «от прозы к драматическому диалогу», «Сфера диалога и сфера игры», «Кто это сказал?», «Создание речевых характеристик персонажей через анализ текста», выразительное чтение по ролям, расстановка ударение в тексте, упражнения на коллективную согласованность действий, отработка логического соединения текста и движения. Основная этюдно-постановочная работа по ролям |
20 | Работа над отдельными сюжетами. | 1 | Параллельная отделочная работа над несколькими ролями каждого воспитанника как средство активизации овладения техникой действий. Работа над одной ролью (одним отрывком) всех студийцев. Коллективные показы одного и того же отрывка в разных составах. Определение различий в характере действия или «Большое зеркало». Упражнения на коллективную согласованность действий |
21 | Мы актеры. Спектакль « На лесной опушке» | 4 | Особенности композиционного построения пьесы: ее экспозиция, завязка, кульминация и развязка. Время в пьесе. Персонажи - действующие лица спектакля. Соединение сцен, эпизодов; репетиции в декорациях, с реквизитом и бутафорией, репетиции в костюмах, репетиции с музыкальным и световым оформлением, сводные репетиции, репетиции с объединением всех выразительных средств. Генеральная репетиция. |
Информационно-методическое обеспечение:
Печатные пособия:
- Игры, обучение, тренинг./Под ред. Петрушинского. – М.: Новая школа,1993
Сборник сценариев для театрального кружка Олеси ; Строганова Л.Н. Программа Драматического кружка «Сказка»;
2.Театр, где играют дети: Учеб.-метод.пособие для руководителей детских театральных коллективов/ Под ред. А.Б.Никитиной.–М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с.: ил..
3.Савкова З. Как сделать голос сценическим. Теория, методика и практика развития речевого голоса. М.: «Искусство», 1975 г. – 175 с.
4.Методическое пособие. В помощь начинающим руководителям театральной студии, Белгород, 2003 г.
5.Любовь моя, театр (Программно-методические материалы) – М.: ГОУ ЦРСДОД, 2004. – 64 с. (Серия «Библиотечка для педагогов, родителей и детей»).
Цифровые ресурсы:
Оборудование:
Компьютер,
магнитофон
диски с записью сказок и постановок,
диски с музыкой (классической и детской),
видеокамера для анализа выступлений.
Планируемые результаты реализации программы:
Результаты первого уровня.
Приобретение школьниками знаний об общественных нормах поведения в различных местах (театре).
У ученика будут сформированы:
-внутренняя позиция ребёнка на основе положительного отношения к школе; включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
-эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им ; -- строить речевое высказывание в устной форме;
Результаты второго уровня.
Получение ребёнком опыта переживания и позитивного отношения к ценностям общества.
У ученика будут сформированы:
-развитие познавательных интересов, учебных мотивов
-уважительное отношение к иному мнению и культуре других народов.
Ученик получит возможность для формирования:
-формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной культурой;
Результаты третьго уровня.
Получение ребёнком опыта самостоятельного общественного действия.
У ученика будут сформированы:
-вносить необходимые коррективы;
-уметь планировать работу и определять последовательность действий.
Ученик получит возможность для формирования:
-адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;
- активизация сил и энергии к волевому усилию в ситуации мотивационного конфликта
Результаты четвёртого уровня.
Целеустремлённость и настойчивость в достижении целей; готовность к преодолению трудностей.
У ученика будут сформированы:
- оценивать правильность выполнения работы на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Ученик получит возможность для формирования:
-осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
К концу года занятий ребёнок
ЗНАЕТ:
1. Что такое театр.
2. Чем отличается театр от других видов искусств.
3. С чего зародился театр.
4. Какие виды театров существуют.
5. Кто создаёт театральные полотна (спектакли).
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
1. Об элементарных технических средствах сцены.
2. Об оформлении сцены.
3. О нормах поведения на сцене и в зрительном зале.
УМЕЕТ:
1. Выражать свое отношение к явлениям в жизни и на сцене.
2. Образно мыслить.
3. Концентрировать внимание.
4. Ощущать себя в сценическом пространстве.
ПРЕОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
1. Общения с партнером (одноклассниками).
2. Элементарного актёрского мастерства.
3. Образного восприятия окружающего мира.
4. Коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
Формой подведения итогов считать: выступление на школьных праздниках, торжественных и тематических линейках, участие в школьных мероприятиях, родительских собраниях, классных часах, участие в мероприятиях младших классов, инсценирование сказок, сценок из жизни школы и постановка сказок и пьесок для свободного просмотра.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочие программы по литературному чтению, окружающему миру, технологии. Рабочие программы по внеурочной деятельности. ФГОС.
Разработанно в соответствии с требованиями ФГОС...
Рабочие программы 1 класс и рабочая программа по ОРКСЭ
Рабочие программы для 1 класса по УМК "начальная школа 21 века".Если кому-то пригодятся, буду рада....
Рабочая программа по физической культура в 4 классе VIII вида, рабочая программа по физической культуре в 4 классе VII вида
Главной целью моей педагогической деятельности является сохранение и укрепление здоровья детей, воспитание у них потребности в здоровом образе жизни. При проведении уроков учитываю возрастные, п...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование
Рабочая программа по русскому языку 3 класс ФГОС .Учебник А.В. Полякова.Система Л.В. Занкова. Документ содержит рабочую программу и календарно-тематическое планирование Рабочая программа по матем...
Рабочие программы для 3 класса по программе "Школа России"и рабочие программы по внеурочной деятельности.
Материал представлен в виде рабочих программ для 3 класса по программе "Школа России", тематическое планирование по предметам, а также рабочие программы и тематическое планирование по внеурочной деяте...
Рабочая учебная программа по музыке ОС "Школа 2100"Л.В. Школяр, В.О. Усачёва и др. Данная рабочая программа составлена на основе Примерной основной образовательной программы начального общего образования и предназначена для учеников 4 класса.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федеального государственного образовательного стандарта начального общего образования, обеспечена УМК для 1- 4 классов, авторов Л.В.Школяр,В.О.Усачёв...
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015)
Рабочая программа по технологии для 1 класса разработана на основе авторской программы Е.А.Лутцевой, Т.П.Зуевой по технологии (Сборник рабочих программ. – М.: Просвещение, 2015) в соответствии с...